Организаторская функция и ее реализация
Организаторская функция классного руководителя включается в упорядочении социально-полезной жизнедеятельности воспитанников, в координации деятельности всех воспитательных влияний, в создании единой воспитывающей среды, пространства.
Классный руководитель включает воспитанников в различные виды воспитывающей деятельности с учетом психолого-педагогических требований, выступая при этом в роли участника совместной деятельности, не отделяя себя от воспитанников и оставаясь руководителем.
Он существенно влияет на выбор форм разумного досуга, в процессе деятельности формирует демократическую среду взаимоотношений между взрослыми и детьми, способствует позитивному влиянию социума на воспитанников и нейтрализует или корректирует отрицательные влияния.
Классный руководитель организует коллективную, групповую, индивидуальную деятельность воспитанников, а также отношения, возникающие в процессе организации этой деятельности.
Как же организовать деятельность воспитанников? С точки (рения психологов деятельность имеет определенную (объективную) структуру, которая включает цели, мотивы, содержание, средства, способы и результаты, в ней складываются определенные отношения се участников (субъектов), и протекает (осуществляется) она в определенном пространстве и времени. Следовательно, организовать воспитывающую результативную деятельность коллектива - это значит упорядочить ее во всех аспектах.
1. В целях и мотивации.
2. В содержании.
3. В средствах осуществления.
4. В способах осуществления.
5. В связях и отношениях.
6. Во времени.
7. В пространстве.
Функция защиты ребенка
Социальная защита как функция классного руководителя -- это, в первую очередь, комплекс психолого-педагогических мер, обеспечивающих оптимальное социальное развитие ребенка и формирование его индивидуальности, адаптацию к существующим социально-экономическим условиям. Реализуя эту функцию, он должен, решая острые сиюминутные проблемы, быть готовым к опережению событий и, опираясь на точный прогноз, отводить от ребенка те проблемы и трудности, которые перед ним могут встать.
Целесообразно рассматривать социальную защиту в деятельности классного руководителя в широком и узком смысле слова. В последнем -- это деятельность классного руководителя, направленная на защиту детей, оказавшихся в особо трудном положении. Таковыми являются дети из многодетных семей, дети-инвалиды, сироты, беженцы и другие, которые больше других нуждаются в экстренной социальной защите. В широком смысле слова -- это социально-защитная работа со всеми детьми и их родителями в различных направлениях.
Следовательно, объектом социальной защиты, социальных гарантий являются все дети, независимо от их происхождения, благополучия родителей и условий жизнедеятельности. Разумеется, при этом остается неоспоримым принцип дифференцированного подхода к различным категориям детей, и приоритет должен быть отдан наиболее незащищенным категориям детей из малообеспеченных семей или семей из групп риска.
Критерием эффективности деятельности классного руководителя может служить реальная социальная защищенность каждого конкретного ребенка, которую можно оценить двумя видами показателей (объективными и субъективными). Объективные -- это показатели соответствия социальных, материальных, духовно-культурных условий жизни ребенка основным, принятым в современном обществе нормам питания, быта, отдыха, учебы, развития способности правовой защиты и т.д. Субъективные показатели характеризуют степень удовлетворенности или неудовлетворенности детей их социальной защищенностью.
Таким образом, функции воспитания и социальной защиты ребенка являются стержнем, вокруг которого строится система деятельности классного руководителя и наполняется соответствующим содержанием.
Задачи классного руководителя:
1) формирование и развитие коллектива класса;
2) организация системной работы с обучающимися в классе;
3) создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития и нравственного формирования личности каждого ребенка, его самоутверждения, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
4) организация системы отношений детей через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
5) защита прав и интересов обучающихся;
6) гуманизация отношений между обучающимися, обучающимися и педагогическими работниками;
7) формирование здорового образа жизни;
8) формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров детей;
9) организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.
Направления деятельности классного руководителя:
- личность
- коллектив
- семья
- малый пед. коллектив
- социум
Можно выделить следующие направления деятельности классного руководителя:
- работа с учениками;
-работа с родителями и общественностью;
-взаимодействие классного руководителя с учителями – предметниками;
-работа с учителями в рамках метод объединения;
-работа по оформлению документации.
Формы организации воспитательной работы по содержанию очень близки к методам воспитания. Выделяются такие формы организации воспитательной работы, как массовая (праздники, соревнования), групповая (кружки, факультативы), индивидуальная.
Наиболее устоявшаяся традиционная классификация методов воспитания включает четыре группы методов:
Методы убеждения.
Методы организации положительной деятельности воспитанников, или методы упражнения и приучения.
Методы поощрения.
Методы наказания.
При помощи этих методов решаются две основные задачи: приобретение студентами положительного опыта поведения и развитие их сознания.
Массовая, групповые и индивидуальные формы воспитательной работы
В педагогической литературе принята следующая классификация форм организации воспитания, в основу которой положено количество учащихся, участвующих в воспитательном мероприятии. Различают массовые, групповые и индивидуальные формы. К массовым формам воспитательной работы относятся: тематические вечера, вечера вопросов и ответов, конференции, недели различных предметов, встречи с выдающимися людьми, смотры, конкурсы, олимпиады, фестивали, выставки сетевой прессы и т.д. Наиболее распространенные формы массовой воспитательной работы - это читательские конференции, вечера, встречи, кинофестивали.
Читательская конференция - важное средство пропаганды художественной и научно-популярной литературы среди учащихся. Конференция помогает учащимся глубоко понять содержание и образы произведения, особенности языка и стиля, больше знать о. особенностях писателя, дать правильную эстетическую оценку событиям, описанным в произведении.
Тематические вечера - посвящаются общественно-политическим событиям, государственным праздникам, памятным и знаменательным датам в жизни народов. Ценность тематического вечера состоит в том, что в его подготовке и проведении принимают участие сами ученики, они проявляют инициативу, самостоятельность, эрудированность в подборе темы, приглашают гостей, оформляют помещения, готовят книжные выставки, художественную самодеятельность, подбирают кинофильмы.
Вечера вопросов и ответов - одна из эффективных форм организации воспитания учащихся, это интересное и живое средство разъяснения учащимся различных вопросов внутренней и международной жизни страны, производства, науки, техники, культуры, спорта, явления природы.
Сократовская беседа- коллективные размышления над жизненно важной мировоззренческого проблемой. Сократ предлагал ученикам систему вопросов, последовательные ответы на которые приводили к истине. Вопросы для обсуждения можно взять из бесед Сократа (Платон Сочинения Т II) и из современной жизни
Открытый микрофон - это форма публицистической деятельности учащихся в школе. Конечно ученики критикуют негативные стороны жизни школы, размышляют над жизненно важными проблемами. Учитель должен помочь учащимся хорошо подготовиться, принять участие в открытом микрофоне. Темы выступлений могут быть сформулированы следующим образом: \"Что я хочу сказать\".
Публичные лекции- это лекции для школьников, на которых присутствовали учителя, иногда родители. Они длятся 15-20 мин и проводится во время большого перерыва. Чтобы заинтересовать слушателей, лекция должна быть информационно-насыщенной, с яркими примерами, влиять на настроение слушателей, иметь продуманное оформление. Тематика лекций может быть самой разнообразной: \"Человек и природа\", \"Человек и красота\", \"Человек и деньги\", \"Человек и одежда\", \"Человек и мода \",\" Человек и искусство \",\" Жизнь и смерть \"и другие.
Групповые формы работы - это кружки, экскурсии, походы, классные воспитательные часы и т.д. Известными, испытанными, действенными и популярными формами внеурочной воспитательной работы являются кружки и клубы. Они используются для образования и воспитания учащихся с целью развития художественных, научно-технических, организаторских способностей, умений, навыков.
Деятельность клубов и объединений по интересам. Клубные объединения - это организационно оформлены и стабильно функционирующие в учебном заведении группы единомышленников, занятых социально-полезной, культурно-разрешительной деятельностью, функционируют на базе самоуправления. Клуб - это самодеятельное творческое объединение, которое способствует удовлетворению разносторонних интересов и потребностей в повышении своей духовной культуры, формирует умение самостоятельно высказываться, отстаивать свои мысли.
Индивидуальные формы воспитательной работы: чтение художественной литературы, коллекционирование, филателия, нумизматика, игра на музыкальных инструментах, вышивание, рисование и т.д. Индивидуальные формы работы должны быть связаны с групповыми и фронтальными. Это подготовка выступлений на конференции, к участию в конкурсах, олимпиадах. Особое место среди индивидуальных форм воспитательной работы принадлежит внеклассному чтению. Педагог должен во время посещения семьи объяснить родителям, что и как следует читать их ребенку, сколько времени отводить на внеклассное чтение. Чтение литературы должно быть плановым, а не хаотичным. При составлении индивидуального плана читателя учитывается рекомендуемая литература для конкретного класса. Учитель должен проводить беседы с прочитанными книгами, научить учащихся составлять отзывы на прочитанные книги, пропагандировать книги.
Интересной формой индивидуальной воспитательной работы является коллекционирование - сбор однородных предметов, которые вызывают научный, художественный, исторический интерес. Этим процессом нужно управлять. Ученики часто коллекционируют марки (филателия), монеты (нумизматика), художественные открытки, плакаты, репродукции, минералы, плоды семян и т.д. Иногда полезной может быть организация в классе выставки и осмотра коллекций.