СРЕДНЕЙ ГРУППЫ №3 «Светлячки»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГОВ
СРЕДНЕЙ ГРУППЫ №3 «Светлячки»
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Разработчики программы: Никитина Ирина Владимировна
воспитатель 1кв. категории;
Павлова Вероника Владимировна
Воспитатель высшей категории
Г. Санкт-Петербург
Г.
Содержание рабочей программы
№ п/п | Разделы программы | Страницы |
I. | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | |
Пояснительная записка | ||
1.1 | Цели и задачи реализации Программы | |
1.2 | Принципы и подходы к формированию Программы | |
1.3 | Значимые для реализации Программы характеристики: | |
1.3.1 | - возрастные и индивидуальные особенности контингента детей группы | |
1.3.2 | - характеристика контингента детей группы | |
1.3.3 | - характеристика семей воспитанников | |
1.4 | Планируемые результаты освоения воспитанниками Программы. Условия и методы проведения педагогической диагностики. Целевые ориентиры. Педагогический мониторинг. | |
II. | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | |
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников | ||
2.1 | Реализуемые программы и технологии | |
2.2 | Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса | |
2.3 | Тематическое планирование по образовательным областям | |
2.3.1 | Социально-коммуникативное развитие - Нравственно-патриотическое воспитание - Этикетное поведение - ФОБ (формирование основ безопасности, в т.ч. ПДТТ) | |
2.3.2 | Познавательное развитие: - Познавательно-исследовательская деятельность - ФЭМП | |
2.3.3 | Речевое развитие | |
2.3.4 | Художественно-эстетическое развитие - КДД (культурно-досуговая деятельность) | |
2.3.5 | Физическое развитие: - ФИД (физкультурно-игровая деятельность) на улице - лист здоровья | |
2.4 | Игровая деятельность | |
2.5 | Способы и направления поддержки детской инициативы | |
2.6 | Взаимодействие с семьями воспитанников | |
III. | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | |
Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении - скорректированный режим дня - режим ДА (двигательной активности) | ||
3.1 | Структура организации образовательного процесса - описание организации ежедневной жизнедеятельности воспитанников - организация НОД (непрерывной образовательной деятельности) | |
3.2 | Традиционные мероприятия группы | |
3.3 | Особенности организации условий пребывания детей в группе | |
3.4 | Материально-техническое обеспечение образовательного процесса | |
3.4.1 | Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания (литература, ЭОР – электронные образовательные ресурсы) |
I Целевой раздел
Пояснительная записка
Рабочая программа педагогов средней группы (далее – Программа) Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №37 Кировского района Санкт-Петербурга (далее – ГБДОУ) разработана на основе образовательной программы ГБДОУ (далее ОП ГБДОУ) в соответствии с ФГОС ДО, примерной общеобразовательной программой дошкольного образования.
1. Рабочая программа направлена на психолого-педагогическую поддержку позитивной социализации и индивидуализации развития личности воспитанников, развития инициативности и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.
2.Учитывает особенности потребностей детского контингента и предусмат-
ривает систему развивающей работы с детьми.
3. Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности с детьми 4-5лет в средней группе ГБДОУ
4. Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области) :
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие
6. Учитывает в содержании работы региональный компонент:
- через изучение и максимальное использование благоприятных климатических и природных особенностей региона при организации разных видов детской деятельности.
7. Позволяет повысить эффективность планирования, организации и анализа образовательного процесса.
Настоящая Программа дополнена следующими парциальными программами:
программа «Математические ступеньки», Математика для детей 4 -5 лет. Е.В.Колесниковой;
программа «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной.
Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей среднего дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление их здоровья.
Планируемые промежуточные результаты освоения программы детьми 4-5 лет.
К пятилетнему возрасту при успешном освоении программы достигаются следующие возможные характеристики развития ребенка:
Образовательная область «Физическое развитие»
Соблюдает элементарные правила гигиены (по мере необходимости моет руки с мылом, пользуется расческой, носовым платком, прикрывает рот при кашле).
Обращается за помощью к взрослым при заболевании, травме. Соблюдает элементарные правила приема пищи (правильно пользуется левыми приборами, салфеткой, полощет рот после еды).
Принимает правильное исходное положение при метании; может метать предметы разными способами правой и левой рукой; отбивает мяч о землю (пол) не менее 5 раз подряд.
Может ловить мяч кистями рук с расстояния до 1,5 м.
Умеет строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу.
Может скользить самостоятельно по ледяным дорожкам (длина 5 м).
Выполняет ; поворот переступанием, поднимается на горку.
Ориентируется в пространстве, находит левую и правую стороны.
Выполняет упражнения, демонстрируя выразительность, грациозность, пластичность движений.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Объединяясь в игре со сверстниками, может принимать на себя роль, владеет способом ролевого поведения.
Соблюдает ролевое соподчинение (продавец — покупатель) и ведет ролевые диалоги.
Взаимодействуя со сверстниками, проявляет инициативу и предлагает новые роли или действия, обогащает сюжет.
В дидактических играх противостоит трудностям, подчиняется правилам.
В настольно-печатных играх может выступать в роли ведущего, объяснять сверстникам правила игры.
Адекватно воспринимает в театре (кукольном, драматическом) художественный образ.
В самостоятельных театрализованных играх обустраивает место для игры (режиссерской, драматизации), воплощается в роли, используя художественные выразительные средства (интонация, мимика), атрибуты, реквизит.
Имеет простейшие представления о театральных профессиях.
Самостоятельно одевается, раздевается, складывает и убирает одежду, с помощью взрослого приводит ее в порядок.
Самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой.
Самостоятельно готовит к занятиям свое рабочее место, убирает материалы по окончании работы.
Соблюдает элементарные правила поведения в детском саду.
Соблюдает элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения.
Различает и называет специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная», «Полиция»), объясняет их назначение.
Понимает значения сигналов светофора. Узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети».
Различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, наземный пешеходный переход.
Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе).
Образовательная область «Познавательное развитие»
Продуктивная (конструктивная) деятельность.
Умеет использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств.
Способен преобразовывать постройки в соответствии с заданием педагога.
Умеет сгибать прямоугольный лист бумаги пополам.
Формирование элементарных математических представлений.
Различает, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, размер, назначение).
Умеет считать до 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «Сколько всего?».
Сравнивает количество предметов в группах на основе счета (в пределах 5), а также путем поштучного соотнесения предметов двух групп (составления пар); определять, каких предметов больше, меньше, равное количество.
Умеет сравнивать два предмета по величине (больше — меньше, выше — ниже, длиннее — короче, одинаковые, равные) на основе приложения их друг к другу или наложения.
Различает и называет круг, квадрат, треугольник, шар, куб; знает их характерные отличия.
Определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе | вверху — внизу, впереди — сзади); умеет двигаться в нужном направлении то сигналу: вперед и назад, вверх и вниз (по лестнице).
Определяет части суток.
Формирование целостной картины мира. Называет разные предметы, которые окружают его в помещениях, на участке, на улице; знает их назначение.
Называет признаки и количество предметов.
Называет домашних животных и знает, какую пользу они приносят человеку.
Различает и называет некоторые растения ближайшего окружения. Называет времена года в правильной последовательности. Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе.
Образовательная область «Речевое развитие»
Понимает и употребляет слова-антонимы; умеет образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница — сухарница).
Умеет выделять первый звук в слове.
Рассказывает о содержании сюжетной картинки.
С помощью взрослого повторяет образцы описания игрушки.
Может назвать любимую сказку, прочитать наизусть понравившееся стихотворение, считалку.
Рассматривает иллюстрированные издания детских книг, проявляет интерес к ним.
Драматизирует (инсценирует) с помощью взрослого небольшие сказки (отрывки из сказок).
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Рисование. Изображает предметы путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов.
Передает несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов.
Выделяет выразительные средства дымковской и филимоновской игрушки. Украшает силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи.
Лепка. Создает образы разных предметов и игрушек, объединяет их в коллективную композицию; использует все многообразие усвоенных приемов лепки.
Аппликация. Правильно держит ножницы и умеет резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник); вырезать круг из квадрата, овал — из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы.
Аккуратно наклеивает изображения предметов, состоящие из нескольких частей. Составляет узоры из растительных форм и геометрических фигур.
Узнает песни по мелодии.
Различает звуки по высоте (в пределах сексты — септимы).
Может петь протяжно, четко произносить слова; вместе с другими детьми—начинать и заканчивать пение.
Выполняет движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения.
Умеет выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах. Может выполнять движения с предметами (с куклами, игрушками, ленточками).
Умеет играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке.
Инструментарием оценки своей работы является использование в своей работе педагогической диагностики.
Педагогическая диагностикапроводится два раза в год(октябрь и май) входе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Карты наблюдений позволяют фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребёнка входе:
• коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
• игровой деятельности;
• познавательной деятельности (как идёт развитие детских способностей, познавательной активности);
• проектной деятельности (как идёт развитие детской инициативности,
• ответственности автономии, как развивается умение планироватьи организовывать свою деятельность);
• художественной деятельности;
• физического развития.
Результаты педагогической диагностики используются педагогами
ДОУ исключительно для решения следующих образовательных задач:
• индивидуализации образования (поддержка ребёнка, построение его образовательной траектории и (или) профессиональной коррекции особенностей его развития);
• оптимизации работы с группой детей.
Предлагаемые параметры оценки общеприняты и подвергаются статистической обработке. Заполненные таблицы позволяют сделать качественный и количественный анализ развития конкретного ребёнка и определить общегрупповую тенденцию развития детей, что регламентировано ФГОСДО (п.3.2.3.).
II Содержательный раздел
Детский сад.
· Продолжать знакомить детей с детским садом и его сотрудниками. Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещениях детского сада.
· Закреплять навыки бережного отношения к вещам, учить использовать их по назначению, ставить на место.
· Знакомить с традициями детского сада.
· Привлекать к обсуждению и посильному участию в оформлении группы, к созданию ее символики и традиций.
Родная страна.
· Продолжать воспитывать любовь к родному краю;
· Рассказывать детям о самых красивых местах родного города (поселка), его достопримечательностях.
· Дать детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках.
· Рассказывать о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину (пограничники, моряки, летчики).
Комплексно-тематическое планирование по нравственно-патриотическому воспитанию
Сен тябрь 3-4 нед. | Я, ты, он, она – вместе большая и дружная группа | Формировать представления о детском саде, как в нем заботятся о детях, о взаимоотношениях в группе | Коммуникативные игры | ||
Ок тябрь 1-2 нед | Осенняя природа в нашем городе | Обратить внимание на красоту растений на территории дет. Сада | Экскурсии по территории детского сада; Изготовление поделок из листьев; уборка листьев | Конкурс поделок из природного материала | Родители, дети, восп-ли |
Октя брь 3 нед | Овощи и фрукты на нашей даче | Формировать понятие об овощах и фруктах, произрастаю щих в нашей местности. | Инсценировка сказки «Репка» | Выставка поделок из овощей, фруктов и ягод | Родители, дети, восп-ли |
Ноябрь 1 нед. | Моя любимая игрушка | Совершенство вать представления об игрушках, сделанных в России (деревянные) | Беседы, рассказы детей | Выставка игрушек. | Дети, род-ли, восп-ли |
Ноябрь 2-3 нед. | Домаш ние живот ные | Развивать представления о домашних животных, разводимых в нашей стране, о необходимости заботиться о них. | Беседы, рассказы детей | Выставка фотографий | Дети, род-ли, восп-ли |
Ноябрь 4 нед. | Моя семья | Формировать представление о семье, учить называть членов семьи по именам | Рассматрива ние фотографий, беседы | Газета «Как мы помогаем дома» | Родители, дети, восп-ли |
Декабрь 1-2 нед. | Транс порт в нашем городе | Совершенство вать представления о многообразии транспорта в нашем городе, его значении в жизни людей | Сюжетно-ролевые игры «Автобус», «Метро» | Восп-ли, дети | |
Декабрь 3-4 нед. | Украсим наш город к Новому году | Воспитывать интерес к нашему городу, желание делать его красивее | Изготовление украшений для группы, детского сада | Акция «Я делаю свой город (детский сад) еще красивей» | Восп-ли, род-ли, дети |
Январь 3-4 нед. | Покормите птиц зимой | Воспитывать желание помогать зимующим птицам, кормить их | Сбор корма для птиц, целевые прогулки | Изготовление кормушек | Восп-ли, род-ли, дети |
Февраль 1 нед. | Дом, в котором я живу | Воспитывать любовь к своему дому, культуру поведения | Наблюдения на прогулках, проект «Мой дом – моя крепость» | Газета «Мой дом – моя крепость» | Восп-ли, дети, родители |
Февраль 2-3-нед. | Наша армия нас бережет | Формировать представление о российской армии, воспитывать чувство гордости за своих пап, служивших в армии | Беседы, рассказы детей о своих папах, дедушках | Спортивное развлечение | Физ.рук-ль, восп-ли, род-ли, дети |
Март 1-2 нед. | Мамин день | Развивать представление о празднике. Воспитывать чувство любви к маме, гордость за нее | Сюжетно-ролевая игра «Семья», Изготовление подарков для мам и бабушек | Выставка фотографий «Моя мама на работе» | Восп-ли, дети |
Март 3 нед. | «Весна идет-весне дорогу» | Воспитывать чувство любви к природе родного края | Рассматривание иллюстраций, репродукций русских художников | Коллаж «Русская природа весной» | Восп-ли, дети, род-ли |
Март 4 нед.-апрель 1 нед. | Знакомство с русской народной культурой | Формировать представления о дымковской игрушке, о русской матрешке | Рассматривание картинок, иллюстраций, рисование элементов дымковской росписи | Выставка матрешек | Восп-ли, дети, род-ли |
Апрель 2 нед. | Книжки на неделя | Формировать интерес к литературным произведени ям наших писателей и поэтов | Проект «Книжки – малышки», экскурсия в библиотеку | Вечер поэзии | Восп-ли, род-ли, дети |
Апрель 3-нед. | «Белая береза под моим окном» | Воспитывать интерес к русской природе, к русской поэзии | Наблюдения на прогулках | Конкурс чтецов (стихи о березке) | Воспитатели, дети |
Май 1-2 нед. | Праздник Победы | Формировать представление о празднике 9 мая | Рассматривание иллюстраций, беседы «Где я был в День Победы» | Акция «Подарок ветерану» | Восп-ли, дети, род-ли |
Май 3-4 нед. | Пришло лето красное | Воспитывать интерес к красоте природы родного края летом | Целевые прогулки | Акция «Посадим цветы на нашем участке» | Восп-ли, дети, род-ли |
Летний период | |||||
1 нед. | « В городе, в деревне, на даче» | Формировать правила безопасного поведения во время летних игр | Целевые прогулки, подвижные, сюжетно-ролевые игры | Викторина «Как укрепить здоровье летом» | Восп., дети, родители |
2 нед. | Обитатели водоемов | Развивать представления детей о разнообразии животного мира родного края | Презентация, просмотр мультфильмов | Коллективная работа «Наш дом – водоем» | Восп., дети |
3-4 нед | Лес – наше богатство | Воспитывать ответственное отношение к живой и неживой природе | Проблемные ситуации, уборка участка детского сада | Выставка поделок «Там, на неведомых дорожках» | Восп., род-ли, дети |
5 нед. | «Люблю березку русскую» | Развивать представление о березке как символе России | Целевая прогулка, приобщение к худ. литературе | Выставка рисунков | Восп., дети |
6 нед. | Золотой продукт | Формировать представление о том, откуда берется мед, как его используют у нас в стране | Презентация, наблюдения в природе | Чаепитие с медом | Восп., род-ли, дети |
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ФОРМИРОВАНИЯ ЭТИКЕТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
У ВОСПИТАННИКОВ
№ | Месяц | Что формируется ( правило) | Как формируется: в каких видах деятельности (с конкретизацией используемого материала) |
сентябрь | «Вежливые слова» | Рассматривание иллюстраций, беседа по картине, чтение художественной литературы «Правила поведения для воспитанных детей» | |
октябрь | Правила поведения в театре | Рассматривание иллюстраций, беседа, чтение художественной литературы «Правила поведения для воспитанных детей», С/р игра «Едем в театр», «В гардеробе театра», «Покупка театральных билетов и программки», «Спектакль» | |
ноябрь | Поведение за столом | Рассматривание иллюстраций, беседа, чтение художественной литературы «Правила поведения для воспитанных детей», С/р игра «Кафе», «Гости» | |
декабрь | Бережное отношение к игрушкам | Рассматривание иллюстраций, беседа, чтение художественной литературы «Правила поведения для воспитанных детей»,В.В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», совместный ремонт игрушек | |
январь | Правила поведения в музее | Рассматривание иллюстраций, беседа,чтение художественной литературы «Правила поведения для воспитанных детей», С/р игра «В музее», «Экскурсовод» | |
февраль | Поведение в транспорте | Рассматривание иллюстраций, беседа, чтение художественной литературы «Правила поведения для воспитанных детей», С/р игра «В автобусе», «Метро», «Поезд» , «Самолет» | |
март | Телефонный этикет | Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы «Правила поведения для воспитанных детей», К.Чуковский «Телефон» С/р игра «Телефон» (варианты: звонок родственникам, вызов врача, пожарных, в библиотеку) | |
апрель | Поведение в магазине | Рассматривание иллюстраций, беседа, чтение художественной литературы «Правила поведения для воспитанных детей», С/р игра «Магазин» | |
май | Поведение в лесу | Рассматривание иллюстраций, беседа, чтение художественной литературы , презентация «Правила поведения в лесу», просмотр м/ф | |
Летний период | |||
Поведение в кафе | Сюжетно-ролевые игры, приобщение к худ. литературе, рассказы детей | ||
Поведение во время купания в водоеме | Рассматривание иллюстраций, чтение худ. литературы, просмотр мультфильмов |
Тематическое планирование по формированию основ безопасности жизнедеятельности
Безопасность на дорогах.
· Развивать наблюдательность, умение ориентироваться в помещении и на участке детского сада, в ближайшей местности.
· Продолжать знакомить с понятиями «улица», «дорога», «перекресток», «остановка общественного транспорта» и элементарными правилами поведения на улице. Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.
· Уточнять знания детей о назначении светофора и работе полицейского.
Знакомить с различными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения («Скорая помощь», «Пожарная», машина МЧС, «Полиция», трамвай, троллейбус, автобус).
· Знакомить со знаками дорожного движения «Пешеходный переход»,«Остановка общественного транспорта».
· Формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте.
Познавательное развитие
Реализуется в продуктивной, познавательно-исследовательской и игровой деятельности и направлено на:
• развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
• формирование познавательных действий, становление сознания;
• развитие воображения и творческой активности;
• формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Режимные моменты | Совместная деятель-ность с педагогом | Самостоятельная Деятельность детей | Взаимодействие с Семьей |
Интегрированная Детская деятельность Игра Проблемная ситуация | Свободное общение на тему Рассказы воспитателя с обсуждением Рассматривание иллю-страций, фотографий Проблемная ситуация Экспериментирование Наблюдение. Обследование Конструирование Оформление выставок Оформление уголка природы Дидактические игры | Игра (все виды) Работа с книгой Экспериментирование Конструирование Продуктивная деятельность | Консультативные встречи Викторины Информационные бюллетени |
Планирование познавательно - исследовательской деятельности
Месяц | Тема | Цель |
сентябрь | Бумага и картон. | Формировать представления о свойствах бумаги. |
октябрь | Окрашивание воды | Выявить свойства воды: вода может быть теплой и холодной, некоторые вещества в воде растворяются. |
Теневой театр. | Формировать представления об образовании тени от предмета, установить сходства тени и объекта. | |
ноябрь | Почему песок хорошо сыплется. | Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость. |
Почему все звучит? | Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов. | |
декабрь | Как согреть руки. | Выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение, сохранение тепла) |
Мы фокусники. | Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом. | |
январь | Загадочные пузырьки. | Обнаружить воздух в других предметах. |
Поиск воздуха. | Обнаружить воздух с помощью других предметов. | |
февраль | Дерево. | Формировать представления о свойствах дерева. |
Взаимодействие воды и снега. | Формировать представления об агрегатных состояниях воды (жидком и твердом) Выявить свойства воды. | |
март | Почему все звучит. | Подвести к пониманию принципа возникновения звука: колебания предмета. |
Умный нос. | Определить по запаху предметы, познакомить с особенностями носа. | |
апрель | Металл - его качества и свойства. | Узнать предметы из металла, определить его качественные характеристики. |
Пластмасса, ее качество и свойство. | Узнать вещи из пластмассы, определить его качество. | |
Май | У кого какие детки? | Выделить общее строение семян (наличие ядрышка) |
Как развивается растение. | Установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними. | |
Летний период | ||
Ветер – это движение воздуха | Формировать понятие, что ветер – это движение воздуха; развивать умение определять направление ветра | |
Невидимый воздух, как его увидеть и поймать | Развивать умение экспериментировать: «ловить» воздух, находить его в предметах |
ФЭМП
Программа Е.В.Колесниковой «Математические ступеньки», Математика для детей 4 -5 лет.
Цель: Формировать умение соотносить цифры и количество предметов (до5). Продолжить знакомство с геометрическими фигурами (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник), геометрическми телами (шар, куб, цилиндр). Развивать умение устанавливать равенство и неравенство между двумя группами предметов, ориентироваться в пространстве, сравнивать предметы по величине.
месяц | Тема | Задачи |
Сентябрь | ||
1-я неделя 2–я неделя 3 – я неделя 4 –я неделя | Один и много. Сравнение множеств и установление соответствия между ними. Большой и маленький. Круг. Сравнение чисел 3 -4, счет по образцу. Времена года (осень). Слева, справа. Установление соответствия между числом и количеством предметов. Большой, поменьше, самый маленький. Квадрат. Счет по образцу, сравнение чисел 4 – 5. Части суток. Слева, в середине, справа. | Развивать умение сравнивать количество предметов (один - много), две группы предметов, устанавливать равенство между ними; сравнивать предметы по величине, различать и называть геометрическую фигуру – круг. Формировать умение считать предметы ( в пределах 4), определять положение предмета по отношению к себе, ориентироваться на листе бумаги. Совершенствовать представления о временах года. Формировать умение устанавливать соответствие между числом и количеством предметов, сравнивать предметы по величине, различать и называть квадрат Упражнять в счете, в сравнении 2-х групп предметов, в установлении равенства между ними. Совершенствовать представления о частях суток, о положении предметов по отношению к себе. |
Октябрь | ||
1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя | Знакомство с цифрой 1. Слева, посередине, справа. Круг, квадрат. Закреплять знания о цифре 1. Большой, поменьше, маленький. Треугольник. Знакомство с цифрой 2. Вчера, сегодня, завтра. Ближе, дальше. Закрепление знаний о цифре 2. Короткий, длинный. Овал. | Формировать представление о цифре 1 как знаке числа 1. Развивать умение находить ее среди других цифр, определять пространственное расположение предметов по отношению к себе, последовательно располагать геометрические фигуры. Развивать умение соотносить цифру с количеством предметов, сравнивать предметы по величине. Формировать представление о треугольнике. Формировать представление о цифре 2, умение различать понятия «вчера», «сегодня», «завтра»; «далеко», «близко». Формировать умение соотносить цифру с количеством предметов, сравнивать предметы по величине, протяженности. Формировать представление о геометрической фигуре – овал. |
Ноябрь | ||
1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя | Знакомство с цифрой 3. Времена года (осень). Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3. Высокий, низкий. Сравнение чисел 3-4. Прямоугольник. Независимость числа от пространственного расположения предметов. Сравнение смежных чисел, установление равенства. Круг, овал. | Формировать представление о цифре 3 как знаке числа3. Развивать умение соотносить цифры 1, 2. 3 с количеством предметов, последовательно называть времена года Совершенствовать понятия о числе и цифре 3. Развивать умение соотносить цифру с количеством предметов, сравнивать предметы по высоте. Упражнять в сравнении 2-х групп предметов. Развивать представление о равенстве и неравенстве групп предметов, умение сравнивать предметы по ширине. Развивать умение устанавливать равенство между двумя группами предметов, отсчитывать предметы, определять положение предметов по отношению к себе. |
Декабрь | ||
1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя | Знакомство с цифрой 4. Большой, поменьше, самый маленький. Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3.4. Влево, вправо. Закрепление: цифры 1, 2, 3, 4. Влево, вправо. Закрепление: цифры 1,2,3,4. Счет по образцу, сравнение смежных чисел. Далеко, близко. | Формировать представление о цифре 4 как знаке числа 4. Развивать умение соотносить предметы между собой по величине, используя в речи слова «большой», «поменьше», «самый маленький». Закреплять знания о числе и цифре 4. Развивать умение соотносить цифры с количеством предметов, различать геометрические фигуры - треугольник, прямоугольник. Развивать умение соотносить цифры с количеством предметов, определять и обозначать словами положение предметов относительно себя. Развивать умение считать по образцу, понимать отношения между числами. Совершенствовать пространственные представления и представления о геометрических фигурах. |
Январь | ||
1-я неделя | Соотнесение цифры с количеством предметов. Вверху, внизу, слева, справа, под. Квадрат, прямоугольник. Времена года. | Развивать умение соотносить цифру с количеством предметов, представление о пространственных отношениях, о геометрических фигурах и временах года. |
2-я неделя | Знакомство с цифрой 5. Слева, посередине, справа. | Формировать представление о цифре 5. Развивать умение обозначать словами положение предмета по отношению к себе. |
3-я неделя | Закрепление: цифра 5, сравнение чисел 4-5. Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами. Быстро, медленно. | Развивать умение считать в пределах 5, соотносить цифру с количеством предметов, устанавливать равенство групп предметов, видеть геометрические фигуры в контурах окружающих предметов. Формировать понятия «быстро», «медленно». |
4-я неделя | Знакомство с порядковыми числительными. Верхний правый угол, нижний правый угол, левый верхний угол, левый нижний угол, середина. | Формировать порядковый счет в пределах 5, умение видеть геометрические фигуры в предметах; различать количественный и порядковый счет. Упражнять в ответах на вопросы: «сколько», «какой по счету», в ориентировании на листе бумаги. |
Февраль | ||
1-я неделя | Закрепление: порядковый счет, независимость числа от пространственного расположения предметов. Сравнение знакомых предметов с геометрическими фигурами. Развитие глазомера (большой, поменьше, самый маленький). | Упражнять в порядковом счете, в ответах на вопросы «сколько», «какой по счету». Развивать умение сравнивать предметы разных размеров по величине и объединять их по этому признаку, видеть геометрические фигуры в контурах предметов. |
2-я неделя < |