Формы и разновидности культуры

Тема «Духовная сфера»

Культура – в первоначальном смысле означало возделывание, обработка и уход за землей.

Начиная с I в. до. н. э. под словом «культура» (от лат. cultura — уход, обработка, возделывание земли) понимали воспитание человека, развитие его души и образование. Оно окончательно вошло в употребление в качестве философского понятия в XVIII — начале X I X в. и обозначало эволюцию человечества, постепенное совершенствование языка, обычаев, государственного устройства, научного знания, искусства, религии. В это время оно было близко по значению к понятию « цивилизация » . Понятие «культура» противопоставлялось понятию «природа», т. е. культура — это то, что создал человек, а природа — то, что существует независимо от него.

формы и разновидности культуры - student2.ru На основании многочисленных трудов различных ученых понятие «культура» можно определить следующим образом:

В широком смысле – это все, сделанное руками человека, нечто искусственное, в отличие от естественного, природного, натурального. Это совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей. Это особая форма жизнедеятельности людей, дающая проявиться многообразию стилей жизни, материальных способов преобразования природы. Культура – это создание, хранение, распространение и потребление духовных ценностей, культурных норм, знаний, процесс и продукт духовного производства.

Подходы к осмыслению феномена культуры:

1) Деятельный:

Культура – специфический способ человеческой жизнедеятельности, способ регуляции, сохранения, воспроизводства и развития общества, своего рода социальный ген жизнедеятельности людей, основа творческой активности человека.

2) Аксиологический:

Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, сложная система идеалов, целей, смыслов, значимых для человека.

3) Семиотический (знаковый):

Способность культуры выступать в качестве знакового механизма передачи опыта через определенный социокод, т.е. знаками закрепленную совокупность деятельных схем. Эти схемы обеспечивают социальное наследование. Человек их усваивает в процессе обучения, воспитания трудовой деятельностью.

4) Социологический подход:

Культура – социальный институт, определяющий нормы поведения людей в различных подсистемах культуры.

5) Гуманитарный подход:

Выделяет в культуре аспекты, направленные на духовно-нравственное совершенствование человека.

Критерии деления культуры:

1. По способу выражения – материальная и духовная;

2. По направленности – массовая, элитарная, народная;

3. По принадлежности – национальная, наднациональная.

Культура – своеобразный генотип общества, специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, системе социальных норм и духовных ценностей, в отношении человека к природе, самому себе и другим людям.

Культура делится на материальную и духовную. К первой относится все то, что создано людьми. Духовная культура – существование духовных ценностей и социально обусловленной творческой деятельности по их производству, освоению и применению. Вообще деление культуры на материальную и духовную весьма условно, т.к. в чистом виде они просто не существуют.

В связи с существованием двух типов деятельности — материальной и духовной — можно выделить две основные сферы существования и развития культуры,

Материальная культура – одна из частей целостной человеческой культуры; воплощенная в форму вещи духовность человека; результаты творческой деятельности, в которых природный объект и его материал превращены в предметы, свойства, качества и которые обеспечивают его существование в качестве человека, а, следовательно, имеют культурно-целостное предназначение и цивилизационную роль. В материальную культуру входят все виды материальных ценностей, являющимися результатами человеческого труда.

Духовная культура – одна из частей целостной человеческой культуры. В широком смысле – совокупный духовный опыт человечества; интеллектуальная и духовная деятельность и её результаты, обеспечивающие развитие человека как личности, действующей на основе своей воли и инициативы. В узком смысле – часть культуры, связанная с религиозной жизнью людей, воплощающая религиозные ценности, идеалы, знания и обеспечивающая связь человека с Богом в процессе культурной деятельности. Духовная культура включает: познание, нравственность, воспитание, право, философию, науку, этику, эстетику, искусство, литературу, мифологию. Духовная культура – весь духовный опыт человечества, накопленный за тысячелетия существования, нынешний уровень его существования, эстетического развития.

Деление культуры на материальную и духовную весьма условно, так как провести грань между ними порой бывает очень сложно, потому что в «чистом» виде они просто не существуют: духовная культура может воплощаться и в материальных носителях (книгах, картинах, орудиях труда и т. д.). Понимая всю относительность различия между материальной и духовной культурой, большинство исследователей тем не менее полагают, что оно все же существует.

Основные функции культуры

Наименование функции Ее содержание
Познавательная Формирование целостного представления о народе, стране, эпохе
Оценочная Осуществление дифференциации ценностей, обогащение традиций
Регулятивная (нормативная) Формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения)
Информативная Осуществление передачи и обмена знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений
Коммуникативная Сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение
Социализации Усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию

Духовная сфера общества – сфера жизнедеятельности общества, включающая: мораль, религию, искусство, науку, философию, деятельность научных, религиозных, образовательных организаций и учреждений.

Духовная жизнь – это форма, способ жизнедеятельности людей, их реального бытия; деятельность по производству, потреблению, передаче духовных ценностей.

К духовной жизни относят, как правило, знания, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели людей. Взятые в единстве они составляют духовный мир личности.

Духовная жизнь тесно связана с другими сферами общества и представляет собой одну из его подсистем.

формы и разновидности культуры - student2.ru

Духовная жизнь общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание.

формы и разновидности культуры - student2.ru

формы и разновидности культуры - student2.ru

формы и разновидности культуры - student2.ru

Искусство, его формы

Среди явлений и феноменов духовной культуры важное место отводится искусству. Искус ство — особый путь познания человеком мира, осмысления и восприятия реальности посредством системы образов. Искусством принято называть специфическую форму общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительнос­ти в художественных образах. Посредством создания произведений искусства происходит реализа­ция такого вида познавательной деятельности людей, как художественное познание. Предметом искусства является человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях.

Специфика искусства как формы художественного познания заключается в следующем:

1. Искусство является образным и наглядным. Предмет искусства — жизнь людей — чрез­вычайно разнообразен и отражается в искусстве в форме художественных образов. Эти образы являются результатом вымысла, но при этом отражают действительность и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений. Художественный образ выпол­няет в искусстве те же функции, что и понятие в науке: с его помощью происходит художествен­ное обобщение, выделение существенных признаков познаваемых предметов. Созданные образы составляют культурное наследие общества и способны, став символами своего времени, оказывать серьезное влияние на общественное сознание.

2. Для художественного познания характерны специфические способы воспроизведения окру­жающей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание худо­жественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи — цвет, в музы­ке — звук, в скульптуре — объемно-пространственные формы.

3. В процессе познания мира с помощью искусства большую роль играют воображение и фантазия познающего субъекта. Художественный вымысел, допустимый в искусстве, явля­ется совершенно недопустимым, например, в процессе научного познания. В отличие от обще­ственных и гуманитарных наук, изучающих отдельные стороны жизни людей, искусство ис­следует человека в целом, является особой формой познания окружающей действительности.

Искусство, как и духовная культура в целом, развивается, с одной стороны, на основе накоп­ления культурных ценностей, передачи их из поколения в поколение, сохранения целостных ху­дожественных произведений, а с другой — в процессе создания нового духовного богатства.

Часто говорят, что искусство отражает жизнь. Во многом такое утверждение верно, но законы, по которым происходит это отражение, не каждый понимает. Так, в кинофильме десяток лет мо­жет пролететь в одно мгновение, а одна минута растягиваться на полчаса в зависимости от замыс­ла автора. Через искусство мы познаем мир и получаем воспитание, но оно совсем не похоже ни на науку, ни на педагогику. Наверное, одним из самых важных предназначений искусства является предоставление человеку возможности познать и изменить самого себя путем соприкосновения с миром прекрасного.

Основные функции искусства:

• Гедонистическая — связана с доставлением человеку радости, удовольствия, наслаждения и душевного отдыха.

• Компенсаторная — восполняет неудовлетворенность реальной жизнью, дает возможность найти в произведениях искусства то, что не удалось отыскать в повседневности.

• Коммуникативная — является средством общения в пространстве культуры различных лю­дей, человека со своим внутренним миром и даже различных народов.

• Эстетическая — направлена на преобразование мира на основе красоты.

• Воспитательная — через примеры и идеалы морально влияет на человека, через сопережи­вание побуждает к определенным поступкам; учит личность человечности, возвышает его, укрепляет волю и разум; способствует смягчению общественных нравов.

• Познавательная — способствует получению нового знания об окружающем мире посредс­твом художественных образов, развивает мышление через образы, при этом знание здесь не стремится к достоверности, оно предполагает обязательное субъективное отношение к тому, что исследуется, оценочную позицию.

• Прогностическая — дает приобщение общества к идеальному, находит будущие смыслы и значения развития.

Искусство, как и религия, сопровождает человечество с давних времен. Первобытные люди покрывали стены пещер наскальными изображениями, вырезали из кости и дерева простейшие статуэтки, исполняли свои ритуальные танцы. Постепенно творчество становилось сложнее и раз­нообразнее. Древний мир оставил человечеству памятники, названные впоследствии чудесами света (считается, что их было семь, хотя наследие той эпохи значительно богаче). Каждый образо­ванный человек должен знать о них.

Каждый последующий этап исторического развития вносила дополнительный вклад в сокро­вищницу мировой культуры. Живопись Рубенса и Васнецова, музыка Моцарта и Бородина, поэмы Пушкина и Гете, скульптуры Родена и Фальконе стали символизировать творческие возможности человека. Сохранившиеся до наших дней лучшие произведения искусства находятся сейчас в му­зеях, библиотеках, частных коллекциях.

Стиль — это совокупность признаков, черт, создающих целостный образ искусства определен­ного времени, направления или индивидуальной манеры художника.

Известны следующие стили искусства:

• Романский, или готический (в пер. «варварский») — «застывшая музыка Европы». Основ­ные признаки: остроконечные сооружения, стрельчатые своды, обилие витражей, резьбы и скульптур.

• Барокко (в пер. «странный, причудливый, вычурный»). Основные признаки: декоративная пышность, живописность, причудливость форм.

• Рококо (от фр. rococo). Отличается изысканностью форм и причудливым орнаментом.

• Классицизм (от нем. klassizismus). Характерная особенность — обращение к образам и фор­мам античного искуства как к наиболее совершенным. Основные признаки: ясность, гармо­ния, четкость, простота.

• Сентиментализм (от фр. sentimentalisme). Характерные особенности — внимание к душев­ному миру человека, чувствительность, идеализация людей, природы, жизненных ситуа­ций, мечтательность, меланхоличность.

• Романтизм (от фр. romantisme). Боролся с канонами классицизма, утверждая национальное и индивидуальное своеобразие, изображая идеальные чувства и героев, стремящихся к сво­боде. Основные признаки: вольность, индивидуализм, драматизм.

• Реализм (от лат. realis — действительный). Характерная особенность — правдивое, объек­тивное отражение действительности.

• Модернизм (от лат. modernus — новый, современный). Характерно использование новых технологических решений и конструкций.

• Постмодернизм — стиль, которым определяется искусство после модернизма.

• Эклектика. Сочетание элементов разных стилей.

Конечно, все произведения разные по жанру, тематике, направлениям, видам, но всех их объединяет принадлежность к общему великому миру искусства. Исторически (хотя и довольно условно) различные произведения архитектуры, литературы, музыки могут быть отнесены к опре­деленным стилям.

Существует также и множество видов искусства — форм художественной деятельности, раз­личающихся способом воплощения художественных образов. К основным видам искусства от­носятся литература, театр, графика, живопись, скульптура, хореография, музыка, архитектура, декоративно-прикладное искусство (керамика, резьба по дереву, камню и кости, чеканка, выши­вание, икебана и т. п.), цирк, художественная фотография, кино, телевидение. Сюда же можно включить и совсем новые виды — компьютерную графику, дизайн, а некоторые относят и рекламу.

Классификацию видов культуры, принятую в научном сообществе можно разделить по свой­ствам и родам.

По свойствам:

1. Изобразительное искусство (живопись, скульптура).

2. Неизобразительное искусство (архитектура, музыка). По родам:

1. Пластические виды искусства (пантомима, балет, акробатика). Они основаны на пластике человеческого тела.

2. Пространственные виды искусства (архитектура, скульптура, живопись, графика). В них художественный образ статичен, не изменяется во времени и пространстве.

3. Временные виды искусства (поэзия, музыка, драма, эстрада). Здесь художественный образ изменчив, развивается в пространстве и времени.

4. Технические или синтетические виды искусства (видеографические — телевидение, худо­жественная фотография, компьютерное искусство, кино и др., дизайн). В них образ создает­ся при помощи технических средств, с использованием возможностей, которые дают другие виды искусства.

Восприятие мира через искусство, или эстетическое восприятие мира, конечно, не удовлетво­ряет такие потребности, без которых человек не мог бы биологически существовать (например, жажду или голод). Поэтому некоторые люди считают, что оно только отвлекает человека от «на­стоящей» жизни. Такой взгляд на искусство присущ примитивному человеку. Если же духовный мир личности богат, то он не может обходиться без искусства, ведь даже древние люди понимали его законы и стремились к красоте.

Через собственное творчество или творчество других людей человек приобщается к прекрас­ному. Секрет красоты — секрет жизни, и эта тайна тревожит человечество на протяжении веков. Больше всего споров вызывает соотношение прекрасного и полезного. Кто-то приходил к выводу, что все полезное — прекрасно, но были и те, кто допускал полную бесполезность прекрасного. Наверное, вряд ли найдется на земле два человека, которые бы одинаково воспринимали красоту. Об одном и том же (предмете или человеке) обязательно возникнут если и не противоположные, то уж точно в чем-то не совпадающие мнения. Математик признает красивым все соразмерное, четкое, симметричное; философ — заставляющее задуматься; романтик — вызывающее фантазии и мечты; влюбленный юноша считает эталоном красоты свою возлюбленную. В итоге определяю­щую роль в этом споре играет личность человека и его духовный мир.

Произведения искусства помогают человеку постичь суть возвышенного. Под возвышенным в истории человечества понималось и проявление величия сил природы; и все, вызывающее в душе человека почтение; и внутренняя красота человека; и образ божественного; и самое сильное из явлений (например, ураган в сравнении с ветром). Бесконечность и вечность мира, мощные внутренние силы природы и человека — все это входит в понятие возвышенного. Восторг и страх являются крайними проявлениями этого чувства.

Среди других воздействующих на человека проявлений искусства назовем трагическое, коми­ческое, безобразное, низменное, ужасное, грациозное, трогательное, прелестное, чудесное. Еже­дневно мы испытываем на себе эти влияния, которые подчас недооцениваем. Искусство способно вдохновить на подвиг или толкнуть на преступление, нравственно возвысить или развратить. Невозможно представить себе человека вне искусства и искусство вне человека: личности творят искусство, а искусство лежит в основе формирования личности. Искусство не обладает способно­стью из плохого человека делать хорошего, из злого — доброго, но оно побуждает человека занять определенную позицию, заставляет его усвоить и освоить ценности и идеалы культуры.

Приоритет общечеловеческих ценностей — современная идея, важная для политических взаи­моотношений и социальных процессов, но особенно существенная для искусства.

Только сочетание национального и общечеловеческого придает искусству народность, которая проявляется в отражении интересов народа, изображении существенных сторон действительно­сти, в понятности языка, воспитании творцом вкусов публики. Эта идея противостоит замкнутос­ти и предполагает доступность и массовость.

Современное техническое развитие создало еще один вид искусства — экранное, представляю­щее собой продукт компьютерных и видеотехнологий.

В современном обществе идет спор о соотношении искусства с реальной жизнью. Мы видим в городах многочисленные ветхие или морально устаревшие здания, которые признаны памятни­ками культуры и находятся под охраной государства. Многие говорят о том, что искусственные меры лишь на время задерживают их разрушение перед неминуемой гибелью.

Наверное, нельзя игнорировать веяния времени, но всегда следует помнить, что с очередным разрушенным памятником искусства от людей безвозвратно уходит частичка жизни наших пред­ков, истории народа, переживаний и потрясений, побед и неудач. Поэтому между старым и новым надо стараться находить золотую середину, которая поможет бережно передать накопленный опыт предшествующих поколений не только в виде рассказов и описаний, но и через дошедшие до нас из глубины веков памятники искусства.

Среди остальных ролей искусства в жизни людей следует выделить общение, которое объеди­няет и сплачивает народ; воспитание человека, передача определенных научных и моральных ценностей, что, по словам А. С. Пушкина «сокращает нам опыты быстротекущей жизни»; а также внушение определенных мыслей и чувств.

В России государство оказывает поддержку искусству, гарантируя свободу творчества. В ста­тье 44 Конституции РФ провозглашено: «Каждому гарантируется свобода литературного, художе­ственного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и поль­зование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям».

Наука

Современный мир невозможно представить себе без достижений науки, а современного челове­ка — без усвоенных им основ научных знаний. Сегодня во всех областях деятельности професси­ональный успех напрямую зависит от владения новейшими научными достижениями.

Наука — сложное понятие. Ее, как и другие общественные явления, можно трактовать по-раз­ному: 1) наукой называют систематизированные в теории взгляды на окружающую действитель­ность, затрагивающие ее существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований; 2) наука — это сфера человеческой деятельности, направленная на добывание и осмысление знания.

Науки подразделяются на несколько групп: науки о природе, науки об обществе, науки о человеке. Однако человека изучают и науки о природе (например, раздел биологии анатомия человека), и науки об обществе (например, история или социология). Науки делят также на естественные, социальные и гуманитарные. Некоторые ученые как отдельную точную науку выделяют математику. Важней­шими естественными науками признаются физика и химия; социальными — история, социология, политология, экономика, правоведение; гуманитарными — психология, филология, языкознание.

Все направления научных исследований разделяются на фундаментальные (проводятся с це­лью получения новых знаний и выявления закономерностей изучаемых явлений) и прикладные (использование достижений фундаментальной науки для решения практических задач). Оба эти направления в науке необходимы. Они реализуют основные уровни научного познания — эмпири­ческий (главная задача — описание предметов и явлений; основная форма получаемого знания — научный факт) и теоретический (главная задача — объяснение изучаемых явлений; формы зна­ния — законы, принципы, научные теории).

Наука влияет на все стороны жизни как общества в целом, так и отдельного человека. Дости­жения современной науки так или иначе применяются во всех сферах культуры. Наука обеспечи­вает технологический прогресс, создавая условия для повышения уровня и качества жизни. Она выступает и как социально-политический фактор: государство, обладающее развитой наукой и на основе этого создающее передовые технологии, имеет больший вес в международном сообществе.

Сам термин «наука» многозначен:

1. Наука — это систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследо­ваний (в таком значении говорят о научных взглядах, открытиях, теориях и т. п.);

2. Наука — это сфера человеческой деятельности, направленная на добывание и осмысление знания (людей, занимающихся в этой сфере, называют научными работниками);

3. Наука — это определенный социальный институт, состоящий из системы научно-исследо­вательских учреждений, объединений, центров, а также отношений между учеными (академии наук, министерства образования и науки, научные конференции и круглые столы — все это под­разумевает понимание науки в этом смысле).

4. Наука — это общность людей, постоянно выдвигающих и проверяющих идеи, строящих и критикующих теории (в этом случае речь идет о некоем научном сообществе).

Критерии научности знаний:

1. Объективность. Предметы и явления должны быть познаны наукой такими, какие они есть, без каких-либо посторонних привнесений (собственных мнений, взглядов исследователя).

2. Рациональность. Постоянная опора на мышление и максимальное исключение эмоций, страстей, личных мнений при принятии решений, касающихся науки.

3. Нацеленность на восприятие сущности, первостепенных закономерностей объекта.

4. Системность. Упорядоченность знания по определенным признакам {система — совокуп­ность взаимосвязанных элементов, которая представляет единое целое).

5. Проверяемость (верифицируемостъ). Научные знания должны быть проверены на практи­ке, с помощью логики и т. д. Специфические способы обоснования истинности научного знания: экспериментальный контроль за получаемым знанием и выводимость одних знаний из других, истинность которых уже доказана.

6. Осознание метода, с помощью которого исследуется объект. Чем дальше наука отходит от привычных вещей повседневного опыта, углубляясь в исследование объектов, тем отчетливей про­является необходимость создания системы особых методов.

7. Занятия наукой требуют от человека особой подготовки, тогда как при обыденном познании такая подготовка осуществляется автоматически — когда человек включается в жизнь общества и различные сферы деятельности.

Основные функции науки в обществе:

познавательно-объяснительная (познание и объяснение устройства мира и законов мирово­го развития);

• мировоззренческая (выстраивание целостной системы знаний о мире, рассмотрение всех явлений в их единстве и многообразии, помощь в выработке собственного мировоззрения);

• прогностическая (составление прогнозов о последствиях изменений окружающего мира со­образно желаниям и потребностям человека, о возможных опасных тенденциях развития обще­ства и рекомендации по преодолению возможных конфликтов);

• социальная (воздействие на условия жизни людей, характер труда, систему общественных отношений);

• производственная (современная наука выступает в качестве непосредственной производи­тельной силы, оснащая производство новой техникой и технологиями) и т. д.

Научный прогресс, безусловно, очень важен для будущего всего человечества. XX век уже предупредил мир, что наука может быть и носителем смерти и разрушений, что недобросовестные люди способны обратить ее достижения во вред человеческому обществу. Поэтому наука не может заменить собой мораль и искусство, а значит, спор «физиков» и «лириков» является бессмыслен­ным — все имеет право на существование, а человек не должен превращаться в бездушный меха­низм наподобие робота. Каждая эпоха влияет на развитие научных исследований, определяя их акценты и направленность. Сегодня социальный заказ способствует росту научных достижений в электронике, медицине (огромные силы и ресурсы направлены на поиск лекарств от СПИДа, рака и многих других страшных болезней), энергетике (идет поиск альтернативных источников энергии), генетике и других областях знаний.

Наряду с достижениями, которые помогают человеку экономить свое время, сохранять здо­ровье и продлевать жизнь, спасать новорожденных малышей, передавать наиболее тяжелый или вредный труд машинам, наука «наградила» человечество смертоносным оружием, ядовитыми ма­териалами, радиоактивными отходами, разрушающими природу «во имя технического прогрес­са». Подчас человечество платит очень высокую цену за научные достижения. Так А. Д. Сахаров был одним из «отцов» водородной бомбы, а затем посвятил свою жизнь борьбе с насилием, гонкой вооружений и холодной войной. XX век отмечен не только полетами космических кораблей, высо­чайшими компьютерными технологиями, ростом городов, но и созданием новейшего химического и бактериологического оружия, распространением ядерного оружия, загрязнением мирового оке­ана и исчезновением отдельных видов флоры и фауны.

Вывод: новые научные открытия и достижения еще не являются однозначным свидетельством общественного прогресса и роста гуманизма. Важно, чтобы наука была направлена на обществен­ное благо, а не способствовала укреплению власти отдельных групп или политических лидеров. Каждый ученый должен понимать свою ответственность перед человечеством за последствия сде­ланных им открытий.

Социальная и личностная значимость образования

Социальная и личностная значимость образования

Одна из составляющих успешности человека в наше время — получение современного высоко­качественного образования, овладение необходимыми для жизни в обществе знаниями, умениями, навыками, приемами деятельности. Человеку сегодня надо учиться практически всю свою жизнь, осваивая все новое и новое, обретая необходимые профессиональные качества. Чтобы получить престижную работу, нужно подчас иметь не одно высшее образование, а два или даже три.

Что же понимается учеными под образованием? В словаре обществоведческих терминов дается следующее толкование: «образование — процесс и результат усвоения систематизированных зна­ний, умений и навыков». Образование обеспечивает передачу из поколения в поколение накоплен­ных людьми духовных богатств, знаний о природе и обществе, человеке. Люди учатся трудиться, осваивать новое.

Каким образом люди приобщаются к образованию? Прежде всего при помощи занятий в раз­личных образовательных учреждениях, главным же образом — в школе. Хотя многое достигается путем самостоятельных занятий — самообразования, поиска информации и ее осмысления.

Содержание образования всегда определяется требованиями и условиями развития общества. Какой гражданин необходим стране, такие качества в нем и нужно формировать в процессе обу­чения и воспитания, которые в комплексе и составляют образование. Поэтому в каждой стране формируется и осуществляется собственная образовательная политика, отвечающая на вопросы: «Кого учить?», «Чему учить?», «Как учить?»

Но какой бы ни была эта политика, любые новшества в системе обучения и воспитания не должны вытеснять то положительное, что есть в образовании. Компьютер не должен полностью заменить книгу или театр, а поощрение индивидуальности, учет личностных интересов и особен­ностей каждого школьника не следует понимать как полный отказ от взаимодействия с коллекти­вом, от чувства товарищества и сотрудничества.

В современных российских общественно-экономических условиях от человека требуется:

Мы свободны в выборе пути добродетели или порока, но при этом полностью ответственны за выбранный путь. Нравственное самосовершенствование заключается в изменении пропорций доброго и злого в самом себе в сторону первого, но для этого необходим личный моральный выбор.

Тема «Духовная сфера»

Культура – в первоначальном смысле означало возделывание, обработка и уход за землей.

Начиная с I в. до. н. э. под словом «культура» (от лат. cultura — уход, обработка, возделывание земли) понимали воспитание человека, развитие его души и образование. Оно окончательно вошло в употребление в качестве философского понятия в XVIII — начале X I X в. и обозначало эволюцию человечества, постепенное совершенствование языка, обычаев, государственного устройства, научного знания, искусства, религии. В это время оно было близко по значению к понятию « цивилизация » . Понятие «культура» противопоставлялось понятию «природа», т. е. культура — это то, что создал человек, а природа — то, что существует независимо от него.

формы и разновидности культуры - student2.ru На основании многочисленных трудов различных ученых понятие «культура» можно определить следующим образом:

В широком смысле – это все, сделанное руками человека, нечто искусственное, в отличие от естественного, природного, натурального. Это совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей. Это особая форма жизнедеятельности людей, дающая проявиться многообразию стилей жизни, материальных способов преобразования природы. Культура – это создание, хранение, распространение и потребление духовных ценностей, культурных норм, знаний, процесс и продукт духовного производства.

Подходы к осмыслению феномена культуры:

1) Деятельный:

Культура – специфический способ человеческой жизнедеятельности, способ регуляции, сохранения, воспроизводства и развития общества, своего рода социальный ген жизнедеятельности людей, основа творческой активности человека.

2) Аксиологический:

Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, сложная система идеалов, целей, смыслов, значимых для человека.

3) Семиотический (знаковый):

Способность культуры выступать в качестве знакового механизма передачи опыта через определенный социокод, т.е. знаками закрепленную совокупность деятельных схем. Эти схемы обеспечивают социальное наследование. Человек их усваивает в процессе обучения, воспитания трудовой деятельностью.

4) Социологический подход:

Культура – социальный институт, определяющий нормы поведения людей в различных подсистемах культуры.

5) Гуманитарный подход:

Выделяет в культуре аспекты, направленные на духовно-нравственное совершенствование человека.

Критерии деления культуры:

1. По способу выражения – материальная и духовная;

2. По направленности – массовая, элитарная, народная;

3. По принадлежности – национальная, наднациональная.

Культура – своеобразный генотип общества, специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, системе социальных норм и духовных ценностей, в отношении человека к природе, самому себе и другим людям.

Культура делится на материальную и духовную. К первой относится все то, что создано людьми. Духовная культура – существование духовных ценностей и социально обусловленной творческой деятельности по их производству, освоению и применению. Вообще деление культуры на материальную и духовную весьма условно, т.к. в чистом виде они просто не существуют.

В связи с существованием двух типов деятельности — материальной и духовной — можно выделить две основные сферы существования и развития культуры,

Материальная культура – одна из частей целостной человеческой культуры; воплощенная в форму вещи духовность человека; результаты творческой деятельности, в которых природный объект и его материал превращены в предметы, свойства, качества и которые обеспечивают его существование в качестве человека, а, следовательно, имеют культурно-целостное предназначение и цивилизационную роль. В материальную культуру входят все виды материальных ценностей, являющимися результатами человеческого труда.

Духовная культура – одна из частей целостной человеческой культуры. В широком смысле – совокупный духовный опыт человечества; интеллектуальная и духовная деятельность и её результаты, обеспечивающие развитие человека как личности, действующей на основе своей воли и инициативы. В узком смысле – часть культуры, связанная с религиозной жизнью людей, воплощающая религиозные ценности, идеалы, знания и обеспечивающая связь человека с Богом в процессе культурной деятельности. Духовная культура включает: познание, нравственность, воспитание, право, философию, науку, этику, эстетику, искусство, литературу, мифологию. Духовная культура – весь духовный опыт человечества, накопленный за тысячелетия существования, нынешний уровень его существования, эстетического развития.

Деление культуры на материальную и духовную весьма условно, так как провести грань между ними порой бывает очень сложно, потому что в «чистом» виде они просто не существуют: духовная культура м

Наши рекомендации