Формы и разновидности культуры
Тема «Духовная сфера»
Культура – в первоначальном смысле означало возделывание, обработка и уход за землей.
Начиная с I в. до. н. э. под словом «культура» (от лат. cultura — уход, обработка, возделывание земли) понимали воспитание человека, развитие его души и образование. Оно окончательно вошло в употребление в качестве философского понятия в XVIII — начале X I X в. и обозначало эволюцию человечества, постепенное совершенствование языка, обычаев, государственного устройства, научного знания, искусства, религии. В это время оно было близко по значению к понятию « цивилизация » . Понятие «культура» противопоставлялось понятию «природа», т. е. культура — это то, что создал человек, а природа — то, что существует независимо от него.
На основании многочисленных трудов различных ученых понятие «культура» можно определить следующим образом:
В широком смысле – это все, сделанное руками человека, нечто искусственное, в отличие от естественного, природного, натурального. Это совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей. Это особая форма жизнедеятельности людей, дающая проявиться многообразию стилей жизни, материальных способов преобразования природы. Культура – это создание, хранение, распространение и потребление духовных ценностей, культурных норм, знаний, процесс и продукт духовного производства.
Подходы к осмыслению феномена культуры:
1) Деятельный:
Культура – специфический способ человеческой жизнедеятельности, способ регуляции, сохранения, воспроизводства и развития общества, своего рода социальный ген жизнедеятельности людей, основа творческой активности человека.
2) Аксиологический:
Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, сложная система идеалов, целей, смыслов, значимых для человека.
3) Семиотический (знаковый):
Способность культуры выступать в качестве знакового механизма передачи опыта через определенный социокод, т.е. знаками закрепленную совокупность деятельных схем. Эти схемы обеспечивают социальное наследование. Человек их усваивает в процессе обучения, воспитания трудовой деятельностью.
4) Социологический подход:
Культура – социальный институт, определяющий нормы поведения людей в различных подсистемах культуры.
5) Гуманитарный подход:
Выделяет в культуре аспекты, направленные на духовно-нравственное совершенствование человека.
Критерии деления культуры:
1. По способу выражения – материальная и духовная;
2. По направленности – массовая, элитарная, народная;
3. По принадлежности – национальная, наднациональная.
Культура – своеобразный генотип общества, специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, системе социальных норм и духовных ценностей, в отношении человека к природе, самому себе и другим людям.
Культура делится на материальную и духовную. К первой относится все то, что создано людьми. Духовная культура – существование духовных ценностей и социально обусловленной творческой деятельности по их производству, освоению и применению. Вообще деление культуры на материальную и духовную весьма условно, т.к. в чистом виде они просто не существуют.
В связи с существованием двух типов деятельности — материальной и духовной — можно выделить две основные сферы существования и развития культуры,
Материальная культура – одна из частей целостной человеческой культуры; воплощенная в форму вещи духовность человека; результаты творческой деятельности, в которых природный объект и его материал превращены в предметы, свойства, качества и которые обеспечивают его существование в качестве человека, а, следовательно, имеют культурно-целостное предназначение и цивилизационную роль. В материальную культуру входят все виды материальных ценностей, являющимися результатами человеческого труда.
Духовная культура – одна из частей целостной человеческой культуры. В широком смысле – совокупный духовный опыт человечества; интеллектуальная и духовная деятельность и её результаты, обеспечивающие развитие человека как личности, действующей на основе своей воли и инициативы. В узком смысле – часть культуры, связанная с религиозной жизнью людей, воплощающая религиозные ценности, идеалы, знания и обеспечивающая связь человека с Богом в процессе культурной деятельности. Духовная культура включает: познание, нравственность, воспитание, право, философию, науку, этику, эстетику, искусство, литературу, мифологию. Духовная культура – весь духовный опыт человечества, накопленный за тысячелетия существования, нынешний уровень его существования, эстетического развития.
Деление культуры на материальную и духовную весьма условно, так как провести грань между ними порой бывает очень сложно, потому что в «чистом» виде они просто не существуют: духовная культура может воплощаться и в материальных носителях (книгах, картинах, орудиях труда и т. д.). Понимая всю относительность различия между материальной и духовной культурой, большинство исследователей тем не менее полагают, что оно все же существует.
Основные функции культуры
Наименование функции | Ее содержание |
Познавательная | Формирование целостного представления о народе, стране, эпохе |
Оценочная | Осуществление дифференциации ценностей, обогащение традиций |
Регулятивная (нормативная) | Формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения) |
Информативная | Осуществление передачи и обмена знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений |
Коммуникативная | Сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение |
Социализации | Усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию |
Духовная сфера общества – сфера жизнедеятельности общества, включающая: мораль, религию, искусство, науку, философию, деятельность научных, религиозных, образовательных организаций и учреждений.
Духовная жизнь – это форма, способ жизнедеятельности людей, их реального бытия; деятельность по производству, потреблению, передаче духовных ценностей.
К духовной жизни относят, как правило, знания, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели людей. Взятые в единстве они составляют духовный мир личности.
Духовная жизнь тесно связана с другими сферами общества и представляет собой одну из его подсистем.
Духовная жизнь общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание.
Искусство, его формы
Среди явлений и феноменов духовной культуры важное место отводится искусству. Искус ство — особый путь познания человеком мира, осмысления и восприятия реальности посредством системы образов. Искусством принято называть специфическую форму общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах. Посредством создания произведений искусства происходит реализация такого вида познавательной деятельности людей, как художественное познание. Предметом искусства является человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях.
Специфика искусства как формы художественного познания заключается в следующем:
1. Искусство является образным и наглядным. Предмет искусства — жизнь людей — чрезвычайно разнообразен и отражается в искусстве в форме художественных образов. Эти образы являются результатом вымысла, но при этом отражают действительность и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений. Художественный образ выполняет в искусстве те же функции, что и понятие в науке: с его помощью происходит художественное обобщение, выделение существенных признаков познаваемых предметов. Созданные образы составляют культурное наследие общества и способны, став символами своего времени, оказывать серьезное влияние на общественное сознание.
2. Для художественного познания характерны специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи — цвет, в музыке — звук, в скульптуре — объемно-пространственные формы.
3. В процессе познания мира с помощью искусства большую роль играют воображение и фантазия познающего субъекта. Художественный вымысел, допустимый в искусстве, является совершенно недопустимым, например, в процессе научного познания. В отличие от общественных и гуманитарных наук, изучающих отдельные стороны жизни людей, искусство исследует человека в целом, является особой формой познания окружающей действительности.
Искусство, как и духовная культура в целом, развивается, с одной стороны, на основе накопления культурных ценностей, передачи их из поколения в поколение, сохранения целостных художественных произведений, а с другой — в процессе создания нового духовного богатства.
Часто говорят, что искусство отражает жизнь. Во многом такое утверждение верно, но законы, по которым происходит это отражение, не каждый понимает. Так, в кинофильме десяток лет может пролететь в одно мгновение, а одна минута растягиваться на полчаса в зависимости от замысла автора. Через искусство мы познаем мир и получаем воспитание, но оно совсем не похоже ни на науку, ни на педагогику. Наверное, одним из самых важных предназначений искусства является предоставление человеку возможности познать и изменить самого себя путем соприкосновения с миром прекрасного.
Основные функции искусства:
• Гедонистическая — связана с доставлением человеку радости, удовольствия, наслаждения и душевного отдыха.
• Компенсаторная — восполняет неудовлетворенность реальной жизнью, дает возможность найти в произведениях искусства то, что не удалось отыскать в повседневности.
• Коммуникативная — является средством общения в пространстве культуры различных людей, человека со своим внутренним миром и даже различных народов.
• Эстетическая — направлена на преобразование мира на основе красоты.
• Воспитательная — через примеры и идеалы морально влияет на человека, через сопереживание побуждает к определенным поступкам; учит личность человечности, возвышает его, укрепляет волю и разум; способствует смягчению общественных нравов.
• Познавательная — способствует получению нового знания об окружающем мире посредством художественных образов, развивает мышление через образы, при этом знание здесь не стремится к достоверности, оно предполагает обязательное субъективное отношение к тому, что исследуется, оценочную позицию.
• Прогностическая — дает приобщение общества к идеальному, находит будущие смыслы и значения развития.
Искусство, как и религия, сопровождает человечество с давних времен. Первобытные люди покрывали стены пещер наскальными изображениями, вырезали из кости и дерева простейшие статуэтки, исполняли свои ритуальные танцы. Постепенно творчество становилось сложнее и разнообразнее. Древний мир оставил человечеству памятники, названные впоследствии чудесами света (считается, что их было семь, хотя наследие той эпохи значительно богаче). Каждый образованный человек должен знать о них.
Каждый последующий этап исторического развития вносила дополнительный вклад в сокровищницу мировой культуры. Живопись Рубенса и Васнецова, музыка Моцарта и Бородина, поэмы Пушкина и Гете, скульптуры Родена и Фальконе стали символизировать творческие возможности человека. Сохранившиеся до наших дней лучшие произведения искусства находятся сейчас в музеях, библиотеках, частных коллекциях.
Стиль — это совокупность признаков, черт, создающих целостный образ искусства определенного времени, направления или индивидуальной манеры художника.
Известны следующие стили искусства:
• Романский, или готический (в пер. «варварский») — «застывшая музыка Европы». Основные признаки: остроконечные сооружения, стрельчатые своды, обилие витражей, резьбы и скульптур.
• Барокко (в пер. «странный, причудливый, вычурный»). Основные признаки: декоративная пышность, живописность, причудливость форм.
• Рококо (от фр. rococo). Отличается изысканностью форм и причудливым орнаментом.
• Классицизм (от нем. klassizismus). Характерная особенность — обращение к образам и формам античного искуства как к наиболее совершенным. Основные признаки: ясность, гармония, четкость, простота.
• Сентиментализм (от фр. sentimentalisme). Характерные особенности — внимание к душевному миру человека, чувствительность, идеализация людей, природы, жизненных ситуаций, мечтательность, меланхоличность.
• Романтизм (от фр. romantisme). Боролся с канонами классицизма, утверждая национальное и индивидуальное своеобразие, изображая идеальные чувства и героев, стремящихся к свободе. Основные признаки: вольность, индивидуализм, драматизм.
• Реализм (от лат. realis — действительный). Характерная особенность — правдивое, объективное отражение действительности.
• Модернизм (от лат. modernus — новый, современный). Характерно использование новых технологических решений и конструкций.
• Постмодернизм — стиль, которым определяется искусство после модернизма.
• Эклектика. Сочетание элементов разных стилей.
Конечно, все произведения разные по жанру, тематике, направлениям, видам, но всех их объединяет принадлежность к общему великому миру искусства. Исторически (хотя и довольно условно) различные произведения архитектуры, литературы, музыки могут быть отнесены к определенным стилям.
Существует также и множество видов искусства — форм художественной деятельности, различающихся способом воплощения художественных образов. К основным видам искусства относятся литература, театр, графика, живопись, скульптура, хореография, музыка, архитектура, декоративно-прикладное искусство (керамика, резьба по дереву, камню и кости, чеканка, вышивание, икебана и т. п.), цирк, художественная фотография, кино, телевидение. Сюда же можно включить и совсем новые виды — компьютерную графику, дизайн, а некоторые относят и рекламу.
Классификацию видов культуры, принятую в научном сообществе можно разделить по свойствам и родам.
По свойствам:
1. Изобразительное искусство (живопись, скульптура).
2. Неизобразительное искусство (архитектура, музыка). По родам:
1. Пластические виды искусства (пантомима, балет, акробатика). Они основаны на пластике человеческого тела.
2. Пространственные виды искусства (архитектура, скульптура, живопись, графика). В них художественный образ статичен, не изменяется во времени и пространстве.
3. Временные виды искусства (поэзия, музыка, драма, эстрада). Здесь художественный образ изменчив, развивается в пространстве и времени.
4. Технические или синтетические виды искусства (видеографические — телевидение, художественная фотография, компьютерное искусство, кино и др., дизайн). В них образ создается при помощи технических средств, с использованием возможностей, которые дают другие виды искусства.
Восприятие мира через искусство, или эстетическое восприятие мира, конечно, не удовлетворяет такие потребности, без которых человек не мог бы биологически существовать (например, жажду или голод). Поэтому некоторые люди считают, что оно только отвлекает человека от «настоящей» жизни. Такой взгляд на искусство присущ примитивному человеку. Если же духовный мир личности богат, то он не может обходиться без искусства, ведь даже древние люди понимали его законы и стремились к красоте.
Через собственное творчество или творчество других людей человек приобщается к прекрасному. Секрет красоты — секрет жизни, и эта тайна тревожит человечество на протяжении веков. Больше всего споров вызывает соотношение прекрасного и полезного. Кто-то приходил к выводу, что все полезное — прекрасно, но были и те, кто допускал полную бесполезность прекрасного. Наверное, вряд ли найдется на земле два человека, которые бы одинаково воспринимали красоту. Об одном и том же (предмете или человеке) обязательно возникнут если и не противоположные, то уж точно в чем-то не совпадающие мнения. Математик признает красивым все соразмерное, четкое, симметричное; философ — заставляющее задуматься; романтик — вызывающее фантазии и мечты; влюбленный юноша считает эталоном красоты свою возлюбленную. В итоге определяющую роль в этом споре играет личность человека и его духовный мир.
Произведения искусства помогают человеку постичь суть возвышенного. Под возвышенным в истории человечества понималось и проявление величия сил природы; и все, вызывающее в душе человека почтение; и внутренняя красота человека; и образ божественного; и самое сильное из явлений (например, ураган в сравнении с ветром). Бесконечность и вечность мира, мощные внутренние силы природы и человека — все это входит в понятие возвышенного. Восторг и страх являются крайними проявлениями этого чувства.
Среди других воздействующих на человека проявлений искусства назовем трагическое, комическое, безобразное, низменное, ужасное, грациозное, трогательное, прелестное, чудесное. Ежедневно мы испытываем на себе эти влияния, которые подчас недооцениваем. Искусство способно вдохновить на подвиг или толкнуть на преступление, нравственно возвысить или развратить. Невозможно представить себе человека вне искусства и искусство вне человека: личности творят искусство, а искусство лежит в основе формирования личности. Искусство не обладает способностью из плохого человека делать хорошего, из злого — доброго, но оно побуждает человека занять определенную позицию, заставляет его усвоить и освоить ценности и идеалы культуры.
Приоритет общечеловеческих ценностей — современная идея, важная для политических взаимоотношений и социальных процессов, но особенно существенная для искусства.
Только сочетание национального и общечеловеческого придает искусству народность, которая проявляется в отражении интересов народа, изображении существенных сторон действительности, в понятности языка, воспитании творцом вкусов публики. Эта идея противостоит замкнутости и предполагает доступность и массовость.
Современное техническое развитие создало еще один вид искусства — экранное, представляющее собой продукт компьютерных и видеотехнологий.
В современном обществе идет спор о соотношении искусства с реальной жизнью. Мы видим в городах многочисленные ветхие или морально устаревшие здания, которые признаны памятниками культуры и находятся под охраной государства. Многие говорят о том, что искусственные меры лишь на время задерживают их разрушение перед неминуемой гибелью.
Наверное, нельзя игнорировать веяния времени, но всегда следует помнить, что с очередным разрушенным памятником искусства от людей безвозвратно уходит частичка жизни наших предков, истории народа, переживаний и потрясений, побед и неудач. Поэтому между старым и новым надо стараться находить золотую середину, которая поможет бережно передать накопленный опыт предшествующих поколений не только в виде рассказов и описаний, но и через дошедшие до нас из глубины веков памятники искусства.
Среди остальных ролей искусства в жизни людей следует выделить общение, которое объединяет и сплачивает народ; воспитание человека, передача определенных научных и моральных ценностей, что, по словам А. С. Пушкина «сокращает нам опыты быстротекущей жизни»; а также внушение определенных мыслей и чувств.
В России государство оказывает поддержку искусству, гарантируя свободу творчества. В статье 44 Конституции РФ провозглашено: «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям».
Наука
Современный мир невозможно представить себе без достижений науки, а современного человека — без усвоенных им основ научных знаний. Сегодня во всех областях деятельности профессиональный успех напрямую зависит от владения новейшими научными достижениями.
Наука — сложное понятие. Ее, как и другие общественные явления, можно трактовать по-разному: 1) наукой называют систематизированные в теории взгляды на окружающую действительность, затрагивающие ее существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований; 2) наука — это сфера человеческой деятельности, направленная на добывание и осмысление знания.
Науки подразделяются на несколько групп: науки о природе, науки об обществе, науки о человеке. Однако человека изучают и науки о природе (например, раздел биологии анатомия человека), и науки об обществе (например, история или социология). Науки делят также на естественные, социальные и гуманитарные. Некоторые ученые как отдельную точную науку выделяют математику. Важнейшими естественными науками признаются физика и химия; социальными — история, социология, политология, экономика, правоведение; гуманитарными — психология, филология, языкознание.
Все направления научных исследований разделяются на фундаментальные (проводятся с целью получения новых знаний и выявления закономерностей изучаемых явлений) и прикладные (использование достижений фундаментальной науки для решения практических задач). Оба эти направления в науке необходимы. Они реализуют основные уровни научного познания — эмпирический (главная задача — описание предметов и явлений; основная форма получаемого знания — научный факт) и теоретический (главная задача — объяснение изучаемых явлений; формы знания — законы, принципы, научные теории).
Наука влияет на все стороны жизни как общества в целом, так и отдельного человека. Достижения современной науки так или иначе применяются во всех сферах культуры. Наука обеспечивает технологический прогресс, создавая условия для повышения уровня и качества жизни. Она выступает и как социально-политический фактор: государство, обладающее развитой наукой и на основе этого создающее передовые технологии, имеет больший вес в международном сообществе.
Сам термин «наука» многозначен:
1. Наука — это систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований (в таком значении говорят о научных взглядах, открытиях, теориях и т. п.);
2. Наука — это сфера человеческой деятельности, направленная на добывание и осмысление знания (людей, занимающихся в этой сфере, называют научными работниками);
3. Наука — это определенный социальный институт, состоящий из системы научно-исследовательских учреждений, объединений, центров, а также отношений между учеными (академии наук, министерства образования и науки, научные конференции и круглые столы — все это подразумевает понимание науки в этом смысле).
4. Наука — это общность людей, постоянно выдвигающих и проверяющих идеи, строящих и критикующих теории (в этом случае речь идет о некоем научном сообществе).
Критерии научности знаний:
1. Объективность. Предметы и явления должны быть познаны наукой такими, какие они есть, без каких-либо посторонних привнесений (собственных мнений, взглядов исследователя).
2. Рациональность. Постоянная опора на мышление и максимальное исключение эмоций, страстей, личных мнений при принятии решений, касающихся науки.
3. Нацеленность на восприятие сущности, первостепенных закономерностей объекта.
4. Системность. Упорядоченность знания по определенным признакам {система — совокупность взаимосвязанных элементов, которая представляет единое целое).
5. Проверяемость (верифицируемостъ). Научные знания должны быть проверены на практике, с помощью логики и т. д. Специфические способы обоснования истинности научного знания: экспериментальный контроль за получаемым знанием и выводимость одних знаний из других, истинность которых уже доказана.
6. Осознание метода, с помощью которого исследуется объект. Чем дальше наука отходит от привычных вещей повседневного опыта, углубляясь в исследование объектов, тем отчетливей проявляется необходимость создания системы особых методов.
7. Занятия наукой требуют от человека особой подготовки, тогда как при обыденном познании такая подготовка осуществляется автоматически — когда человек включается в жизнь общества и различные сферы деятельности.
Основные функции науки в обществе:
познавательно-объяснительная (познание и объяснение устройства мира и законов мирового развития);
• мировоззренческая (выстраивание целостной системы знаний о мире, рассмотрение всех явлений в их единстве и многообразии, помощь в выработке собственного мировоззрения);
• прогностическая (составление прогнозов о последствиях изменений окружающего мира сообразно желаниям и потребностям человека, о возможных опасных тенденциях развития общества и рекомендации по преодолению возможных конфликтов);
• социальная (воздействие на условия жизни людей, характер труда, систему общественных отношений);
• производственная (современная наука выступает в качестве непосредственной производительной силы, оснащая производство новой техникой и технологиями) и т. д.
Научный прогресс, безусловно, очень важен для будущего всего человечества. XX век уже предупредил мир, что наука может быть и носителем смерти и разрушений, что недобросовестные люди способны обратить ее достижения во вред человеческому обществу. Поэтому наука не может заменить собой мораль и искусство, а значит, спор «физиков» и «лириков» является бессмысленным — все имеет право на существование, а человек не должен превращаться в бездушный механизм наподобие робота. Каждая эпоха влияет на развитие научных исследований, определяя их акценты и направленность. Сегодня социальный заказ способствует росту научных достижений в электронике, медицине (огромные силы и ресурсы направлены на поиск лекарств от СПИДа, рака и многих других страшных болезней), энергетике (идет поиск альтернативных источников энергии), генетике и других областях знаний.
Наряду с достижениями, которые помогают человеку экономить свое время, сохранять здоровье и продлевать жизнь, спасать новорожденных малышей, передавать наиболее тяжелый или вредный труд машинам, наука «наградила» человечество смертоносным оружием, ядовитыми материалами, радиоактивными отходами, разрушающими природу «во имя технического прогресса». Подчас человечество платит очень высокую цену за научные достижения. Так А. Д. Сахаров был одним из «отцов» водородной бомбы, а затем посвятил свою жизнь борьбе с насилием, гонкой вооружений и холодной войной. XX век отмечен не только полетами космических кораблей, высочайшими компьютерными технологиями, ростом городов, но и созданием новейшего химического и бактериологического оружия, распространением ядерного оружия, загрязнением мирового океана и исчезновением отдельных видов флоры и фауны.
Вывод: новые научные открытия и достижения еще не являются однозначным свидетельством общественного прогресса и роста гуманизма. Важно, чтобы наука была направлена на общественное благо, а не способствовала укреплению власти отдельных групп или политических лидеров. Каждый ученый должен понимать свою ответственность перед человечеством за последствия сделанных им открытий.
Социальная и личностная значимость образования
Социальная и личностная значимость образования
Одна из составляющих успешности человека в наше время — получение современного высококачественного образования, овладение необходимыми для жизни в обществе знаниями, умениями, навыками, приемами деятельности. Человеку сегодня надо учиться практически всю свою жизнь, осваивая все новое и новое, обретая необходимые профессиональные качества. Чтобы получить престижную работу, нужно подчас иметь не одно высшее образование, а два или даже три.
Что же понимается учеными под образованием? В словаре обществоведческих терминов дается следующее толкование: «образование — процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков». Образование обеспечивает передачу из поколения в поколение накопленных людьми духовных богатств, знаний о природе и обществе, человеке. Люди учатся трудиться, осваивать новое.
Каким образом люди приобщаются к образованию? Прежде всего при помощи занятий в различных образовательных учреждениях, главным же образом — в школе. Хотя многое достигается путем самостоятельных занятий — самообразования, поиска информации и ее осмысления.
Содержание образования всегда определяется требованиями и условиями развития общества. Какой гражданин необходим стране, такие качества в нем и нужно формировать в процессе обучения и воспитания, которые в комплексе и составляют образование. Поэтому в каждой стране формируется и осуществляется собственная образовательная политика, отвечающая на вопросы: «Кого учить?», «Чему учить?», «Как учить?»
Но какой бы ни была эта политика, любые новшества в системе обучения и воспитания не должны вытеснять то положительное, что есть в образовании. Компьютер не должен полностью заменить книгу или театр, а поощрение индивидуальности, учет личностных интересов и особенностей каждого школьника не следует понимать как полный отказ от взаимодействия с коллективом, от чувства товарищества и сотрудничества.
В современных российских общественно-экономических условиях от человека требуется:
Мы свободны в выборе пути добродетели или порока, но при этом полностью ответственны за выбранный путь. Нравственное самосовершенствование заключается в изменении пропорций доброго и злого в самом себе в сторону первого, но для этого необходим личный моральный выбор.
Тема «Духовная сфера»
Культура – в первоначальном смысле означало возделывание, обработка и уход за землей.
Начиная с I в. до. н. э. под словом «культура» (от лат. cultura — уход, обработка, возделывание земли) понимали воспитание человека, развитие его души и образование. Оно окончательно вошло в употребление в качестве философского понятия в XVIII — начале X I X в. и обозначало эволюцию человечества, постепенное совершенствование языка, обычаев, государственного устройства, научного знания, искусства, религии. В это время оно было близко по значению к понятию « цивилизация » . Понятие «культура» противопоставлялось понятию «природа», т. е. культура — это то, что создал человек, а природа — то, что существует независимо от него.
На основании многочисленных трудов различных ученых понятие «культура» можно определить следующим образом:
В широком смысле – это все, сделанное руками человека, нечто искусственное, в отличие от естественного, природного, натурального. Это совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей. Это особая форма жизнедеятельности людей, дающая проявиться многообразию стилей жизни, материальных способов преобразования природы. Культура – это создание, хранение, распространение и потребление духовных ценностей, культурных норм, знаний, процесс и продукт духовного производства.
Подходы к осмыслению феномена культуры:
1) Деятельный:
Культура – специфический способ человеческой жизнедеятельности, способ регуляции, сохранения, воспроизводства и развития общества, своего рода социальный ген жизнедеятельности людей, основа творческой активности человека.
2) Аксиологический:
Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, сложная система идеалов, целей, смыслов, значимых для человека.
3) Семиотический (знаковый):
Способность культуры выступать в качестве знакового механизма передачи опыта через определенный социокод, т.е. знаками закрепленную совокупность деятельных схем. Эти схемы обеспечивают социальное наследование. Человек их усваивает в процессе обучения, воспитания трудовой деятельностью.
4) Социологический подход:
Культура – социальный институт, определяющий нормы поведения людей в различных подсистемах культуры.
5) Гуманитарный подход:
Выделяет в культуре аспекты, направленные на духовно-нравственное совершенствование человека.
Критерии деления культуры:
1. По способу выражения – материальная и духовная;
2. По направленности – массовая, элитарная, народная;
3. По принадлежности – национальная, наднациональная.
Культура – своеобразный генотип общества, специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, системе социальных норм и духовных ценностей, в отношении человека к природе, самому себе и другим людям.
Культура делится на материальную и духовную. К первой относится все то, что создано людьми. Духовная культура – существование духовных ценностей и социально обусловленной творческой деятельности по их производству, освоению и применению. Вообще деление культуры на материальную и духовную весьма условно, т.к. в чистом виде они просто не существуют.
В связи с существованием двух типов деятельности — материальной и духовной — можно выделить две основные сферы существования и развития культуры,
Материальная культура – одна из частей целостной человеческой культуры; воплощенная в форму вещи духовность человека; результаты творческой деятельности, в которых природный объект и его материал превращены в предметы, свойства, качества и которые обеспечивают его существование в качестве человека, а, следовательно, имеют культурно-целостное предназначение и цивилизационную роль. В материальную культуру входят все виды материальных ценностей, являющимися результатами человеческого труда.
Духовная культура – одна из частей целостной человеческой культуры. В широком смысле – совокупный духовный опыт человечества; интеллектуальная и духовная деятельность и её результаты, обеспечивающие развитие человека как личности, действующей на основе своей воли и инициативы. В узком смысле – часть культуры, связанная с религиозной жизнью людей, воплощающая религиозные ценности, идеалы, знания и обеспечивающая связь человека с Богом в процессе культурной деятельности. Духовная культура включает: познание, нравственность, воспитание, право, философию, науку, этику, эстетику, искусство, литературу, мифологию. Духовная культура – весь духовный опыт человечества, накопленный за тысячелетия существования, нынешний уровень его существования, эстетического развития.
Деление культуры на материальную и духовную весьма условно, так как провести грань между ними порой бывает очень сложно, потому что в «чистом» виде они просто не существуют: духовная культура м