Формы и разновидности культуры

В социологии культура рассматривается как сложное образование, которое можно структурировать по самым различным основаниям. Существенной представляется классификация культуры по происхождению (генезису), характеру и уровню развития, позволяющая выделить три ее формы: элитарную, народную и массовую.

Элитарная, или высокая культура включает классическую музыку, высокохудожественную литературу и поэзию, изящные искусства и т.д. Она создается талантливыми писателями, поэтами, композиторами, жи­вописцами и ориентирована на избранный круг ценителей и знатоков искусства. В этот круг могут входить не только «профессионалы» (литераторы, критики, искусствоведы и т.д.), но и те, кто высоко ценит искусст­во и получает от общения с ним эстетическое наслаждение. По мере повышения уровня образования насе­ления круг потребителей высокой культуры расширяется.

Народная культура возникает в известной степени стихийно и чаще всего не имеет конкретных авто­ров. В ее состав входят самые разнообразные элементы: мифы, легенды, былины, песни, танцы, пословицы, частушки, ремесла и многое другое — все, что принято называть фольклором. Можно выделить две харак­терные особенности фольклора: он локализован, т.е. связан с традициями определенной местности, и демо­кратичен, поскольку в его создании принимают участие все желающие. Народную культуру может отличать высокий художественный уровень.

Массовая культура возникает в XX в. в условиях коммерсализации искусства и развития новых техно­логий массовой коммуникации. Продукция массовой культуры распространяется среди всех слоев общества и ориентирована на удовлетворение сиюминутных запросов людей. Главная функция массовой культуры — компенсаторно-развлекательная, которая дополняется социально-адаптивной функцией, реализуемой в от­влеченном, поверхностном варианте. Типичными примерами массовой культуры могут служить музыкаль­ные шлягеры, бесконечные телевизионные сериалы, стандартные кинобоевики, фильмы ужасов и т.д.

В настоящее время массовая культура все больше превращается в особый вид бизнеса. Она модифици­руется с учетом специфических характеристик различных социальных групп, становится более технически совершенной, изобретательной в способах воздействия на массовую публику. Так, сегодня все чаще приме­няется механизм статусного потребления, когда приобретение той или иной вещи диктуется в первую оче­редь соображениями престижности.

Наряду с отмеченными формами культуры социологи выделяют ряд ее разновидностей по отдельным социальным группам. В связи с этим используются понятия «доминирующая культура», «субкультура» и «контркультура».

Доминирующая культура — это совокупность убеждений, ценностей, норм, правил поведения, которые принимаются и разделяются большинством членов общества. Данное понятие отражает систему жизненно важных для общества норм и ценностей, образующих его культурную основу. Без такой общепринятой сис­темы культурных норм и ценностей не может нормально функционировать ни одно общество.

Однако в обществе существует множество групп, каждая из которых может иметь свою особую систе­му ценностей и норм

поведения в зависимости от возраста, рода занятий, профессии, национальности, географической среды обитания и т.д. Культурная специфика этих групп выражается понятием «субкультура», с помощью которого социологи выделяют локальные культурные комплексы, возникающие в рамках культуры всего общест­ва.

Субкультура — это особая система культурных ценностей и норм, присущая определенной социальной группе и отличающаяся в той или иной степени от доминирующей культуры. Любая субкультура предпола­гает свои правила и образцы поведения, свой стиль одежды, свою манеру общения. Это — своеобразный малый культурный мир, который отражает особенности образа жизни различных сообществ людей.

Выделяют множество субкультур: возрастные, профессиональные, территориальные, национальные, конфессиональные и др.

В настоящее время российские социологи уделяют особенно большое внимание изучению молодежной субкультуры. Как показывают результаты конкретных социологических исследований, субкультурная ак­тивность молодежи зависит от ряда факторов:

• уровня образования (у лиц с более низким уровнем образования, например, учащихся ПТУ, она за­метно выше, чем у студентов вузов);

• от возраста (пик активности — 16—17 лет, к 21—22 годам она существенно понижается);

• места жительства (характерна в большей степени для города, чем для деревни).

В силу ряда социальных, политических или экономических причин субкультура может трансформиро­ваться в контр культуру. Под контркультурой понимается такая субкультура, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но находится по отношению к ней в состоянии откры­того конфликта. Автором этого термина является американский социолог Т. Роззак, который применил его для характеристики молодежных движений протеста в странах Запада в конце 60-х гг. XX в.

По содержанию и характеру связей с религией к. делятся на религиозные и светские: христианская, мусульманская и т. д.

В зависимости от форм хозяйственного уклада, а также средств реализации, фиксации и распространения ценностей, норм, образцов поведения: дописьменные письменные

В зависимости от особенностей сфер общества и видов деятельности: экономическая, политическая, профессиональная, художественная, городская, сельская и т. д.

Таким образом, если с помощью субкультуры индивид может разными путями воспринять и реализо­вать базисные ценности общества, то контркультура означает неприятие этих ценностей и поиск альтерна­тивных форм жизни.

6.4. Развитие и механизмы распространения культуры

В развитии культуры социологи выделяют ряд закономерностей:

• зависимость типа культуры от социально-экономических и политических условий жизни общества и ее ответное воздействие на социальные изменения;

• неравномерность развития культуры (высокий уровень развития художественной культуры может иметь место в обществе с низким уровнем политической или экологической культуры);

• особую роль личности в развитии культурного процесса. Основными факторами развития культуры являются открытия и изобретения.

Открытие — это получение новых знаний о мире (например, великие географические открытия). Изобретение — новая комбинация культурных элементов, в том числе новые технологии. От­крытие и изобретение являются разновидностями инновации, под которой понимается создание или призна­ние новых элементов в культуре.

Изобретения и открытия распространяются на другие культуры как через целенаправленное заимство­вание, так и путем, стихийного проникновения (диффузии). Культурная диффузия — это взаимное проникновение элементов разных культур при их соприкосновении (контакте). Культурный контакт может не оставить никакого сле­да в обеих культурах, а может закончиться значительным односторонним или взаимным влиянием.

Универсальную модель распространения культуры в современном обществе разработал французский исследователь А. Моль. В соответствии с этой моделью любое распространение культуры начинается с при­знания культурной инновации в микросреде. В дальнейшем с помощью средств массовой информации эта инновация «попадает» в макросреду, в условия конкуренции различных культурных изобретений, идей, предложений. Став достоянием культуры масс, данная инновация обретает черты устойчивого культурного образца, который транслируется через механизмы социализации личности (5.4\

В целом в процессе развития и распространения культуры можно выделить три качественных скачка:

• появление письменности, позволившее сохранять многие произведения

появление письменности, позволившее сохранять многие произведения культуры, обмениваться ими и передавать новым поколениям;

• изобретение книгопечатания, благодаря которому значительно возрос объем распространения куль­турной продукции;

• новейшие изобретения и открытия в области средств массовых коммуникаций, которые создали ус­ловия для глобального распространения произведений культуры.

Любая культура обладает селективностью, т.е. избирательным подходом к переносу ценностей из дру­гой культуры. Социологи выделяют четыре основные причины этого явления:

• культура еще не созрела для восприятия данных культурных инноваций;

• нововведения грозят разрушить традиционную культуру;

• идеология запрещает заимствование новых культурных элементов как «чуждых» и не отвечающих традициям данного общества;

• члены общества не принимают эти культурные инновации. Развитие и распространение культуры может принимать противоречивый, порой конфликтный характер. Культурный лаг. Уильям Огборн (1922) ввел понятие куль­турного лага (запаздывания). Огборн выделял в культуре два аспекта —. материальный и нематериальный. Материальная культура включает изготовленные товары, фабрики, жилые д0ма, автомобили, короче, все материальные предметы, а также изобретения и технологические новшества. Немате­риальная культура, которую Огборн назвал адаптивной, вклю­чает социальные институты, например семью, церковь, шко­лу, системы ценностей (законы, религии, обычаи, нравы и представления), и политические институты (правительства, лобби, политические клубы).

культурного лага (запаздывания), которое отражает ситуацию, когда материальная культура изменяется бы­стрее, чем духовная (адаптивная), что порождает ряд социальных проблем, требующих нравственной оценки (возможность клонирования человека, загрязнение окружающей среды, появление компьютерных техноло­гий и т.д.).

Особый вид культурного конфликта наблюдается в доиндустриальных, традиционных обществах, ко­торые подверглись колонизации со стороны европейских стран. Так, когда в некоторых странах Централь­ной и Южной Африки европейские ценности были навязаны местному населению, то произошло не объеди­нение двух культур, а их неестественное, чреватое постоянными конфликтами смешение.

Важными для характеристики социокультурной динамики являются понятия «культурная трансмис­сия», «культурная аккумуляция» и «культурная интеграция».

Культурная трансмиссия — это процесс, благодаря которому культура передается от одного поколе­ния к другому через научение. В результате становится возможным преемственность в развитии культуры. Это достигается в том случае, если передаются базисные элементы культуры, а изменяются лишь второсте­пенные. В противном случае может произойти разрыв культурной цепи.

Культурная аккумуляция представляет собой процесс накопления культурных элементов. Она имеет место тогда, когда к культурному наследию новых элементов добавляется больше, чем отбрасывается ста­рых. Если этого не происходит, то наблюдается явление культурного истощения.

Под культурной интеграцией понимается взаимосвязь различных элементов культуры, придающая ей определенную целостность. Интеграция, или единство культуры формируется благодаря сходству ее базис­ных элементов. Нарушение культурного единства может возникать из-за отсутствия четко установленных социальных норм. Такое явление французский социолог Э. Дюркгейм назвал социальной аномией. (2.4). Этим термином он определял имеющий место в переходный период распад прочной системы нравственных ценностей, вызывающий рост преступности, числа самоубийств и других видов девиантного поведения (5.7).

По мнению ряда социологов, элементы социальной аномии наблюдаются в современном российском обществе, которое находится в переходном состоянии и не имеет устойчивой ценностно-нормативной сис­темы, являющейся необходимым условием создания эффективного механизма социального контроля.

Наши рекомендации