Задачи различных категорий работников школы в контексте реалиизации программы

Администрация

1. Способствовать созданию психологического комфорта, доброжелательных взаимоотношений, взаимоуважения и взаимопомощи в коллективе.

2. Правильно составить расписание урочной и внеурочной деятельности.

3. Способствовать соблюдению гигиенических требований к организации урочной и внеурочной деятельности.

4. Включить физкультминутки в систему жизнедеятельности школы.

5. Осуществлять контроль за горячим питанием в школьной столовой.

Медицинский персонал

1. Регулярно проводить медицинский осмотр учащихся и вовремя ставить в известность родителей и классных руководителей о выявленных проблемах.

2. Разработать программу просвещения педагогов, воспитанников и их родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья.

3. Проводить профилактические мероприятия.

4. Информировать педагогов о том, как вести себя в случае обострения серьезных болезней в школе.

5. Разработать программы комплексов утренней зарядки и физкультминуток для учащихся разного возраста совместно с преподавателями физического воспитания.

6. Контролировать санитарно-гигиеническое состояние школьных помещений и двора.

7. Своевременно делать профилактические прививки.

Классные руководители

1. Создать мотивацию и соответствующие условия для реализации программы воспитания здорового человека в содружестве с учащимися, их родителями и специалистами.

2. Создать здоровый психологический климат в классе, способствовать его поддержанию.

3. Вести информационно-просветительскую работу в рамках проблем, касающихся здоровья и его культуры, как с учащимися, так и с их родителями.

4. Вовлекать обучающихся в занятия физической культурой и спортом.

5. Защищать права воспитанников, их честь и человеческое достоинство.

6. Уметь оказать первую медицинскую помощь.

Психолог

1. Проводить повышение психологической грамотности педагогов и родителей через проведение психолого-педагогических семинаров, родительских собраний.
2. Проводить диагностику с последующими рекомендациями для педагогов, воспитанников и их родителей.
3. Способствовать улучшению морально-психологического климата в школе.
4. Проводить психологические игры, тренинги для взрослых и детей.
Учителя физической культуры

1. Обогатить содержание уроков за счет эффективных систем оздоровления человека и за счет подвижных народных игр, забав и развлечений.
3. Расширить спектр дел, имеющих оздоровительный характер с учетом времен года.
4. Обеспечить эффективную работу спортивных секций.
5. Подбирать определенные комплексы физических упражнений с учетом проблем учащихся.
6. Принимать участие в разработке и реализации общешкольной программы «Здоровье».
7. Участвовать в просветительской работе педагогов, воспитанников и их родителей.

Родители

1. Заниматься профилактикой заболеваний в семье.
2. Заботиться о нравственном, психическом и физическом здоровье ребенка.
3. Интересоваться проблемами ребенка, оказывать ему своевременную помощь в их решении.
4. Своевременно информировать учителей о проблемах здоровья ребенка.
5. Организовать полноценный досуг ребенка.
6. Стать активными участниками разработки и реализации программы «Здоровье» в школе и классе.

Обучающиеся

1. Вести здоровый образ жизни: соблюдать режим дня; соблюдать правила гигиены; гулять на свежем воздухе; закаляться; заниматься спортом, туризмом; заниматься интересным и полезным делом; делать Добро.

2. Меньше времени проводить у телевизора и компьютера, больше читать.

3. Участвовать в разработке и реализации программ, посвященных проблемам здоровья.

4. Быть инициаторами различных дел, как в семье, так и в школе, во дворе:

Заключение

Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а на сегодняшний день она становится в ряд первостепенных. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу у специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье молодежи значительно ухудшилось по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом рост числа заболеваний молодых людей происходит в возрастные периоды, которые совпадают с годами их учебы. Поэтому перед всей системой российского образования стоит задача не только сохранить здоровье обучающихся в период обучения, но и подготовить их к дальнейшей успешной жизни, которая недостижима без достаточного уровня здоровья. И эта работа требует безотлагательного решения. Вот почему при написании программы, важным на наш взгляд, является тщательная подготовка к ее написанию. Если Вы исходя, из полученных при анализе результатах, выявите в Вашем учреждение несоответствия между существующими нормативно - правовыми требованиями и истинным положением дел, затем запланируете мероприятия по их устранению или их минимизации в ОУ, включая вредные факторы или факторы риска, то результаты, которые являются одним из требований стандарта могут быть положительные. Здесь важен комплексный подход к написанию программы, построение системы. Практика показала, что написанные программы по форме и содержанию не отражают истинного положения дел в ОУ, а поэтому не могут быть результативными. Это одно из существенных замечаний для уже написанных программ, которые писались в рамках курсовой подготовки в ЛОИРО. Стандарты второго поколения предусматривают создание условий для повышения качества общего образования. В этих целях наряду с другими мероприятиями актуальным является формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Для решения этой задачи необходимо не только тщательно проанализировать ситуацию в образовательном учреждении, определить приоритеты, разработать и реализовать программу мероприятий, но и определить эффективность такой работы. Необходимо подчеркнуть, что без предварительного анализа ситуации, сложившейся в ОУ невозможно определить те направления здоровьесберегающей деятельности, которым нужно уделить внимание в первую очередь, выбрать адекватные формы и методы такой работы. Только системное представление о проблемах, которые требуют решения, позволит разработать комплексную программу здоровьесберегающей деятельности, а не проводить бессмысленную эпизодическую или фрагментарную работу без определения приоритетных задач на разных этапах обучения. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни многокомпонентное, оно включает и модернизацию внутришкольной среды в соответствии с СанПиН и рациональную организацию учебного процесса, и оптимизацию физкультурно - оздоровительной работы, и реализацию образовательных программ, повышение квалификации специалистов ОУ, изменение стереотипов мышления у них и родителей, а также динамическое наблюдение за состоянием здоровья школьников. Реализация каждого направления программы требует совместных усилий специалистов ОУ. В ходе разработки программы должны быть определены ответственные исполнители за каждое направлении, а все решения должны приниматься коллегиально. Целенаправленная системная работа всего педагогического коллектива ОУ в тесном взаимодействии с родителями может создать условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся в рамках 3-х стороннего договора.

Желаем успеха в построении программы и ее реализации!!!

Литература

1.Артюнина Г.П. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ, учебник Москва, 2007

2.Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ИЦ «Академия», 1997.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1998.

3. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г., Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия – к мысли. М., Просвещение, 2011.

4.Безруких М.М., Филиппова Т.А. Как разработать программу формирования культуры здорового образа жизни в ОУ «Просвещение» 2012 с.125

5.Божович Л.И. Психология формирования личности / Л.И.Божович. — М.: Воронеж, 1995.

6.Бугаева Н. Н.. Комфорт младших школьников в образовательной деятельности. «Начальная школа», 2004, №4.

7.БМЭ. Болезнь. – Москва, “Советская Энциклопедия”, 1976, т. 3, с. 283- 292

8.БМЭ. Здоровье. – Москва, Советская Энциклопедия”, 1978, т. 8, с. 355-357

9.Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. – М.: «Ось - 89»,2001.

10.Вайт Е. “Служение Исцеления” Пер. с англ. – Заокский, “Источник Жизни”, 1996, с.

11.Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С., - М.: Педагогика, 1991. 12. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: , 2001.

13. Гун Г.Е., С.А. Лисицын З.Г. Найдёнова и др. Аспекты формирования социального здоровья в образовательной среде: Монография, - СПб.: ЛОИРО, 2009.

14. Гришкина Л.И., Гун Г.Е. Формирование культуры здоровья педагогов в современной образовательной системе: Учебное пособие. - СПб.: ЛОИРО, 2007.

15. Гун Г.Е., Янушанец О.И. Организация работы на ЭВМ с соблюдением СанПиН: Методические рекомендации. - СПб.: ЛОИРО, 2008.

16. Гун Г.Е., С.А. Лисицын, З.Г. Найдёнова и др. - Здоровье моей семьи / монография СПб.: ЛОИРО, 2008./

17. Гун Г.Е. , В.В. Бондарева, и др. Как быть здоровым, успешным и радостным (Вопросы формирования здоровой личности и профилактики СПИДа) / - СПб.: ЛОИРО, 2007.

18.Гун Г.Е., С.В. Попов, В.Я. Егоров, - Культура здоровья: Учебно - метод. пособие/ СПб.: ЛОИРО, 2003.

19. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.,1989.

20. Кон И.С. Введение в сексологию. – М.: Медицина, 1998.

21. Кон И.С. Сексуальность и культура. – СПб.: СПбГУП, 2004.

22. Кривцова С.В. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины. Практическое пособие. – М.: «Генезис», 1997.

23. Кузнецов В.С. Физкультурно-оздоровительная работа в школе.-М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2003.

24. Кузнецов Л.А. Экологическое воспитание как один из элементов современной образовательной среды. Материалы региональной научно -практической конференции – СПБ.:ЛОИРО.-2011.-448 с.

25. Линда Сибли. Чувства разные нужны – чувства разные важны… - М.: «Триада», 1999.

26. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. – М.: ИЦ «Академия», 1997.

27. Недоступов Ю.К. Охрана труда в образовательных учреждениях. Часть I: Справочник для руководителей и специалистов. – М., 2002.

27. Николаева М. В.. Педагогическая поддержка младших школьников: условия и приемы. «Начальная школа», 2006, №9.

29. Охрана труда в образовательном учреждении: Методические рекомендации / Сост. Н.В. Полозова. – Мурманск: НИЦ «Пазори», 2003.

30. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: Педагогика – Пресс, 2001.

31. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. – М.: «Эксмо-Пресс», 2001.

32. Пархотик И.И. Как сохранить здоровье. – Киев, “Наукова Думка” 1981, с. 3-30

Оглавление.

1. Введение - 3

2. Рекомендации к написанию программы формирование ЭКЗиБОЖ - 23

3. Структура программы по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни -26

4. Особенности ФГОС – 52

5. Обоснованность программы и основные мероприятия – 59

6. Научно-методические основы разработки программы - 69

7. Критерии готовности ОУ к введению ФГОС - 71

8. Формы проведения исследования для последующего мониторинга - 73

9. Основные принципы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни - 79

10. Федеральные требования к ОУ в части охраны здоровья обучающихся - 84

11. Этапы реализации программы - 87

12. Стратегия укрепления здоровья через систему образования – 93

13. Школьные факторы риска – 97

14. Здоровьесберегающие технологии – 116

15. Принципы здоровьесберегающей педагогики -118

16. Приложение №1 Системность и последовательность здоровьесберегающей деятельности школы - 136

17. Приложение №2 Анкета исследования жизнедеятельности для обучающихся – 146

18. Требования к уровню подготовки выпускников начальной школы -148

19. Ожидаемые конечные результаты -152

20. Задачи различных категорий работников школы в контексте реализации программы -156

21. Заключение -159

22. Литература – 161

23. Оглавление - 163

Наши рекомендации