Проблемное поле здоровьесберегающей педагогики

Каждому педагогу – от руководителя образовательного учреждения до учителя-предметника – необходимо представлять, как соотносятся стоящие перед ним задачи с тем, что делают (или должны делать) его коллеги, т.е. представлять в целом круг актуальных проблем школы и подходы к их решению. Чтобы получить общее представление о проблемном поле, связанном с охраной здоровья обучающихся, целесообразно рассмотреть его с нескольких уровней – в соответствии со степенью возможности влиять на ситуацию, степенью ответственности, кругом решаемых задач и профессиональными компетенциями.

В системе образования выделяют пять таких уровней.

1. Общегосударственный уровень. На этом уровне определяются политика в области образования, место образования в системе государственных приоритетов, его финансирование и опосредованно через общество – статус учителя и образованного человека вообще. Здесь отношение государства ко всей социальной сфере примерно одинаковое, и забота о здоровье населения неизбежно проявляется и в уровне заботы о здоровье школьников и учителей. Главные ответственные лица – Президент, Правительство и депутаты.

2. Уровень Министерства образования. На этом уровне вырабатываются стратегия развития образования, нормативно-правовая основа и его организация по всем аспектам: приоритеты финансирования, структура образования, учебные программы, подготовка кадров и т.д. Хотя в последнее десятилетие внимание к охране здоровья учащихся повысилось, но качественный скачок, который бы позволил сделать эту сторону образования одним из важнейших приоритетов, пока не произошел. Ответственные лица – Министр и чиновники его аппарата.

3. Уровень района, города. Решение вопросов, связанных со здоровьем обучающихся, во многом зависит от позиции управления образования и местной администрации. Поэтому наблюдается существенная разница в ситуациях, складывающихся на различных территориях – от замечательно поставленной работы (много школ здоровья, планомерно проходит подготовка кадров, введены уроки здоровья, проводится мониторинг здоровья и т.д.) до полного ее развала, закономерно приводящего к удручающим показателям заболеваемости школьников и педагогов. Ответственные – главы администраций и начальники управлений образования.

4. Уровень школы (или другого образовательного учреждения). Выбор пути начинается с постановки целей, определения места проблем здоровья и предупреждения вредных привычек среди задач школы, активного внедрения в работу школы здоровьесберегающих технологий, перехода школы в статус школы здоровья и т.д. Хотя директор школы несет персональную ответственность за все в ней происходящее, в том числе за охрану здоровья обучающихся, но принимать значимые решения ему целесообразно совместно с Советом школы, родительским комитетом, педагогическим коллективом, опираясь на мнение (экспертное заключение) ученых — педагогов, психологов, медиков.

5. Уровень учителя. Положение учителя отличается двойственностью: с одной стороны, он исполнитель требований, регламентации, приказов и легко (при наличии навыка) может переадресовать всю ответственность выше. С другой стороны, он основной субъект реализации задач всей образовательной системы. От учителя, главным образом, зависит, какое воздействие на здоровье обучающихся оказывает образовательный процесс. Именно учитель может дискредитировать грамотно выстроенную систему заботы о здоровье школьников или, наоборот, своей педагогической работой, своей общественной активностью произвести позитивную подвижку в отношении к этой проблеме со стороны своих коллег, администрации школы, вышестоящего руководства. Многое здесь основано на взаимопонимании между учителем и директором школы. Как семья – ячейка общества, так и взаимосвязи директора с каждым учителем – ячейки школьной административной структуры, определяющие здоровье всего школьного организма.

Часто на семинарах приходится сталкиваться с позицией переложения ответственности за результаты своей работы, по принципу: «От меня, учителя, ничего не зависит!» При такой позиции любые новые методики заботы о здоровье окажутся бесполезными. Отсутствие результатов деятельности оправдывается стереотипной формулировкой, начинающейся со слов «Вот если бы!..». Далее идет традиционное перечисление: были бы высокая зарплата, другие стандарты и учебники, другие дети, у них – другие родители, было бы меньше бюрократов-чиновников и т.д. При этом собственная роль и ответственность сетующего на трудные обстоятельства остается в тени. Имеет место вариант одной из социально-психологических игр (по Э. Берну) – выстраивание собственной психологической защиты и манипулирование собеседниками.

Только изменив в принципе свою позицию – с «От меня ничего не зависит!» на: «Я сделаю все, что смогу!», – учитель сможет реализовать свой личностный потенциал и во взаимодействии с администрацией, и в работе с учащимися, и в отношении к своему собственному здоровью. По сути, сверхзадача семинаров-тренингов, проводимых на эффективных курсах повышения квалификации, заключается в том, чтобы изменить установку участников (учителей) с потребительской («Дайте нам новые методики!») на конструктивную.

Возможности использования здоровьесберегающих технологий в школе могут быть соотнесены с ее основными проблемами, касающимися здоровья учащихся. К таким проблемам относятся следующие.

Проблема учебных перегрузок школьников, приводящих к состоянию переутомления. Многие специалисты – педагоги, физиологи, медики, психологи – считают учебные перегрузки главной причиной неблагополучия состояния здоровья обучающихся. Об этом косвенно свидетельствуют данные многочисленных исследований: в тех образовательных учреждениях, где учебная нагрузка выше (в гимназиях, лицеях, школах с углубленным изучением нескольких предметов), несмотря на лучшие условия обучения и отобранный контингент учащихся, состояние их здоровья оказывается хуже, чем в обычных школах.

В наши дни проблема учебных перегрузок школьников усугубилась. Более того, в школе появились новые, действительно необходимые для современной жизни предметы: информатика, граждановедение, ОБЖ, физкультура и др. – но объемы прежних программ практически не были сокращены, т.е. произошло уплотнение учебных программ с интенсификацией учебного процесса. Продолжительность рабочего дня современного пятиклассника с учетом выполнения домашних заданий и посещения кружков, секций приближается к 12 часам, а старшеклассника подчас составляет 14-16 часов. При этом у выпускников повышается ответственность за результаты, качество обучения – они готовятся поступать в вузы и колледжи, получать профессию.

Развитие цивилизации и одно из ее следствий – интенсификация образовательного процесса – привели к тому, что в развитых странах мира перед системами образования и здравоохранения встал вопрос: продолжать интенсификацию образования с неизбежным ущербом для здоровья учащихся или признать приоритет здоровья и соответствующим образом перестроить образовательную политику? В США и большинстве стран Запада этот вопрос был решен в интересах здоровья. В России ситуация пока противоположная, что и вызывает рост интереса к здоровьесберегающим технологиям.

Проблема организации физической активности обучающихся, профилактики гиподинамии.Поддержание и укрепление физического здоровья учащихся напрямую связано с их двигательной активностью. Учебные перегрузки школьников, заставляющие их часами просиживать над тетрадями и книгами, процесс интенсификации обучения, увлечение компьютерными играми, Интернетом и видеофильмами, недостаток возможностей для занятий физкультурой и спортом – главные причины малоподвижного (а значит, нездорового) образа жизни, распространения, особенно среди городских школьников, гиподинамии. Это приводит к задержке роста и развития, снижению адаптационных возможностей организма школьников, общему ухудшению состояния здоровья.

Возможные пути решения этой проблемы:

• увеличение количества уроков физической культуры как минимум до трех в неделю (в оптимальном варианте — до ежедневных);

• изменение содержания уроков физкультуры, превращение их в «тропинки к здоровью»;

• использование на уроках и между ними малых форм физической активности учащихся (физкультминуток, физкульт-паузи др.);

• проведение специальных физкультурных занятий для детей с ограничениями по здоровью;

• коррекция педагогических технологий учителей-предметников, способствующая формированию у школьников гиподинамии и мышечных зажимов;

• предоставление школьникам возможности заниматься в спортзале, бассейне и на спортплощадках школы во внеурочное время.

Проблема питания школьников. Специалисты во многом связывают неблагополучие здоровья учащихся с невозможностью школьников получать полноценное, в том числе горячее, питание в своих школах, особенно в группах продленного дня. Решение этой проблемы с полным основанием можно рассматривать как здоровьесберегающую технологию, дополняющую образовательные технологии сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Если состав блюд, их качество контролируются медиками, то правильная организация питания школьников и учителей — задача администрации школы. Возможность принимать пищу в школе должны иметь и те дети, которым требуется диета, и питающиеся принесенными из дома продуктами. Желательно также, чтобы Совет школы и родительский комитет следили за ассортиментом буфета, исключив выгодные торговле, но вредные для здоровья продукты: газированные напитки, чипсы, жареные пирожки и др.

Проблема предупреждения вредного воздействия на здоровье обучающихся факторов, непосредственно связанных с образовательным процессом (профилактика школьных болезней). С образовательным процессом вообще и недостатками работы отечественных школ в частности во многом связаны такие распространенные недуги школьников, как нарушения осанки, близорукость, пограничные нервно-психические расстройства и др., т.е. школьные болезни. И хотя уже в первый класс попадают до четверти детей с соответствующими проявлениями нездоровья, 11 лет, проведенных в школе, в большинстве случаев усугубляют эту патологию и способствуют ее возникновению еще примерно у такого же количества школьников.

Целенаправленная их профилактика складывается из программ, реализуемых медиками школы на основе результатов проведенной диагностики, администрацией школы (замена парт, досок и другого учебного оборудования на более современные, правильная организация перемен и внеурочной работы обучающихся, подготовка учителей по вопросам здоровья), каждым учителем на своих уроках. Необходимо, чтобы и сами школьники ощущали ответственность за состояние своего зрения, осанки, нервной системы, понимали, что только совместными усилиями можно получить необходимые результаты.

Проблема охраны и укрепления психологического здоровья обучающихся (предупреждение школьных стрессов, распространения среди школьников вредных привычек, зависимостей и т.п.). Школьные стрессы – разновидность школьных болезней – традиционно актуальны для системы образования. Существующая организация образовательного процесса не оставляет большинству детей шансов окончить школу без нарушений нервно-психической сферы. Состояния переутомления также можно было бы отнести к этой группе нарушений здоровья школьников.

Накопление стрессов (кумуляция) приводит к ухудшению психологического здоровья, а невозможность справиться со стрессами, в свою очередь, является индикатором нервно-психического неблагополучия. На этом фоне снижается успеваемость обучающихся, ухудшается их дисциплина, появляются проблемы личного плана, которые не удается разрешить адекватными средствами. К их числу относится и использование таких средств преодоления стрессов и решения проблем, как употребление психоактивных веществ (ПАВ). Именно в состоянии острого или хронического стресса подростки с большей вероятностью могут попасть в тоталитарную секту, пристраститься к азартным играм, уйти в виртуальный мир компьютерных игр.

Все это обусловило появление нового междисциплинарного направления – педагогической психологии здоровья, с ее разделами: педагогической психогигиеной и педагогической психотерапией.

Проблема формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни школьников и компетентности педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий. Вопросы обучения здоровью часто выделяют в отдельную область – педагогику здоровья. Здесь это важнейшее направление работы школы рассматривается в рамках здоровьесберегающей педагогики, без чего все усилия медиков и педагогического коллектива школы будут в лучшем случае малоэффективны. Решение проблемы начинается с повышения грамотности всех учителей школы по вопросам здоровья и здоровьесберегающих технологий, включения специального предмета (экологическая культура, здорового и безопасного образа жизни и др.) в расписание уроков во всех классах и логически переходит в другие последовательные шаги, направленные на формирование здоровьсберегающего пространства школы.

Проблема организации сотрудничества с родителями обучающихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей. Взаимодействие семьи и школы — традиционная проблема педагогики. Если обучить ребенка школа может и без помощи его родителей, то эффективно осуществить процесс воспитания без поддержки (а иногда и при противодействии) со стороны семьи крайне трудно. То же касается и вопросов здоровья. Здесь надо учитывать две особенности. Первая: здоровый образ жизни, которому учат школьника, дома, может или находить каждодневную реализацию – и тогда закрепляться, наполняться практическим содержанием, или игнорироваться, оставаясь для школьника отвлеченной, балластной информацией. Вторая: здоровье своего ребенка важно для любого родителя (в отличие от познаний этого ребенка по какому-то предмету), и поэтому организация сотрудничества школы и родителей на этой основе гораздо более вероятна и продуктивна. Вместе с тем, школы пока недостаточно используют этот ресурс.

Задача-минимум – обеспечить такой уровень взаимодействия, чтобы родители хотя бы не мешали педагогам. Задача-максимум – интегрировать наиболее подготовленных родителей школьников в работу школы для совместной реализации планов превращения ее в реальное здоровьесберегающие пространство. Все чаще правильно организованное сотрудничество приводит к тому, что некоторые родители переходят на постоянную работу в школу или, не имея финансовых проблем, занимаются этой деятельностью в качестве общественно-благотворительной.

Проблемам, связанным со здоровьем обучающихся, соответствуют задачи в этой области, стоящие перед школой:

• снятие учебных перегрузок школьников, приводящих их к состоянию переутомления;

• организация физической активности школьников, профилактика гиподинамии;

• организация правильного питания школьников во время их пребывания в образовательном учреждении;

• предупреждение вредного воздействия на здоровье обучающихся факторов, непосредственно связанных с образовательным процессом (профилактика школьных болезней);

• охрана и укрепление психологического здоровья обучающихся (предупреждение школьных стрессов, распространения среди них вредных привычек, зависимостей и т.д.);

• формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся и компетентности педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий.

• организация сотрудничества с родителями школьников по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей

16. Приложение № 1

Наши рекомендации