Экваториальная (Западная Тропическая) ИЭО
Территория: центральные и южные районы Камеруна, юг Чада, ЦАР, Республика Конго, Демократическая Республика Конго, Габон, Экваториальная Гвинея, Сан-Томе и Принсипи, Ангола, Замбия.
Заселена прежде всего бантуязычными народами: дуала, фанг, буби (фернандцы), мпонгве, теке, мбоши, нгала, комо, монго, тетела, куба, конго, амбунду, овимбунду, чокве, луэна, лози, тонга, бемба, луба и др. На других бантоидных языках говорят бамилеке, бамум, тикар; адамава-убангийских — занде, банда, нгбанди и гбайя; центральносуданских — народы мору-мангбету. Пигмеи говорят на языках своих соседей, то есть всех перечисленных семей, но в основном на языках банту. Сантомийцы и аннобонцы — креолы с языками на основе португальского и языков банту, фернандино — креолы с языком на основе английского и йоруба.
Материальная культура характерна для зоны тропических лесов и близка к культуре Гвинейской подобласти Западноафриканской ИЭО. Выделяется культура пигмеев, сохраняющих образ жизни, основанный на подвижных охоте и собирательстве.
Южноафриканская ИЭО
Территория: южная Ангола, Намибия, ЮАР, Свазиленд, Лесото, Ботсвана, Зимбабве, южный и центральный Мозамбик.
Населена бантуязычными народами коса, зулу, свази, ндебеле и матабеле, суто, тсвана, педи, тсонга, венда, шона, гереро, овамбо и др., а также народами, говорящими на койсанских языках (бушмены и готтентоты). Африканеры и «цветные» в ЮАР говорят на африкаанс, южноафриканцы — на местном варианте английского языка. Выходцы из Европы и Южной Азии (хиндустанцы, бихарцы, гуджаратцы и др.), говорят на индоарийских, часть индийцев (тамилы, телугу и др.) — дравидийских языках.
На территории Южной Африки постоянно происходили миграционные процессы, начиная с переселения из Восточной Африки бантуязычных народов во второй половине 1-го тысячелетия н. э., оттеснивших койсанские народы в менее благоприятные районы (пустыни Калахари и Намиб). В 1-й половине XIX века часть народов нгуни переселилась на север современной ЮАР (ндебеле), на территорию современного Зимбабве (матабеле) и на юг Танзании (нгони). Наконец, последней крупной миграцией был «Великий трек» — переселение африканеров в середине XIX века из Капской колонии, захваченной англичанами, на северо-восток, за реками Оранжевую и Вааль (создание бурских республик — Оранжевого свободного государства и Трансвааль).
Традиционные занятия бантуязычных народов — ручное земледелие подсечно-огневого типа с перелогом (сорго, просо, кукуруза, бобовые, овощи) и полукочевое скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот). Готтентоты занимаются отгонным скотоводством (крупный и мелкий рогатый скот), за исключением группы топнар-нама в районе Китовой бухты (Намибия), до недавнего времени занимавшейся морским зверобойным промыслом. Традиционная пища земледельцев и скотоводов — похлёбки и каши из сорго и кукурузы, приправленные овощами, молоко; основной напиток — просяное пиво. Традиционное поселение — кольцевой планировки из полусферических хижин (крааль). В отличие от большинства африканский народов, имеющих открытый очаг (как правило, вне жилища, во дворе), у горных жителей тсвана и суто распространены глинобитные печи. Традиционная одежда — несшитая (набедренная повязка и передник, кожаный плащ-каросс).
Бушмены (сан) — бродячие охотники и собиратели. В качестве жилища используют ветровые заслоны из веток, связанных сверху и покрытых травой или шкурами. Одежда — набедренная повязка и плащ.
Восточноафриканская ИЭО
Территория: север Мозамбика, Малави, Коморские острова, северо-восток и восток Замбии, Танзания, Уганда, Руанда, Бурунди, восток и северо-восток Демократической Республики Конго, большая часть Кении, юг Судана, запад Эфиопии.
Делится на две подобласти:
· Прибрежную — побережье Индийского океана от Сомали до восточного Мозамбика
· Межозёрную (Межозерье) — Руанда, Бурунди, ДРК, запад и юг Уганды, северо-запад Танзании.
Основную часть Восточноафриканской ИЭО населяют бантуязычные народы (кикуйю, акамба, меру, лухья, джагга, бемба, ньямвези, сукума, шамбала, зарамо, гого, хехе, бена, кинга, фипа, яо, малави, макуа, маконде, нгони и др.) и практически все нилоты, а также говорящие на нило-сахарских языках берта, кома, гумуз, кунама, кульяк, тумтум, кадугли и кронго. Кушитоязычные эфиопоиды ираку, горова, бурунги и капоиды дахало вместе с двумя другими представителями капоидной расы сандаве и хадза — остатки древнего субстратного населения, вытесненного носителями языков банту на север и юг в начале 1-го тысячелетия н. э. Межозерье населяют бантуязычные руанда, рунди, ганда, сога, ньоро, ньянколе, торо и др., а также пигмеи (тва), Прибрежную подобласть — суахили, суахилиязычные коморцы и миджикенда.
Основное занятия в Восточноафриканской ИЭО — ручное подсечно-огневое земледелие (бантуязычные народы), или отгонное скотоводство (нилотские народы). Распространена система возрастных классов.
Самобытная культура восточноафриканского побережья и близлежащих островов сформировалась в результате контактов носителей мусульманской культуры — выходцев из Азии (Аравия, Оман, Персия, Индия) с бантуязычными аборигенами. Возникшая в VII-X веке на основе посреднической трансокеанской торговли с Ближним Востоком суахилийская цивилизация достигла наивысшего расцвета в XIV веке Суахилийцы занимались ловлей рыбы и морских животных, добычей жемчуга и связанного с этим мореходством и судостроением. Они обладали значительными познаниями в астрономии и навигации, освоили строительство домов из камня и коралловых плит. Караванная торговля с внутренними районами Восточной Африки способствовала распространению ислама и суахили, который стал основным языком-посредником в межэтнических контактах местного населения, а в настоящее время — это государственный язык Танзании, официальный язык Кении, Уганды, Конго (Киншаса), Мозамбика, а также рабочий язык ООН.
Межозерье — один из очагов самобытной африканской государственности, сформировавшийся в условиях практически полной изоляции и не испытывавший до середины XIX века никаких воздействий со стороны развитых цивилизаций. Большинство этнополитических общностей Межозерья состояло из трёх эндогамных общностей, говоривших на одном языке, но отличавшихся друг от друга антропологическим обликом и преимущественно сферой деятельности, причём каждая из них имела разный социальный статус. Самый высокий статус имели тутси (в Руанде и Бурунди), или бахима (у этносов южной Уганды) — скотоводческая аристократия, владевшая большими стадами и лучшими землями и имевшая более или менее выраженный эфиопоидный внешний облик, а также очень высокий рост: это самые высокорослые и самые худые люди на земле. На следующей ступени стояли земледельцы хуту — типичные негроиды, находившиеся в зависимости от батутси и арендовавшие у них скот и землю. Самую низкую ступень этой иерархии занимали пигмеи тва, охотники, гончары, а также слуги (как у тутси, так и у хуту). Эта этнокастовая система возникла в XV веке, когда бантуязычные негроиды (предки хуту) подверглись нашествию скотоводов — нилотов или кушитов, а может быть, и тех и других. Переняв язык и культуру земледельцев-банту, они сохранили ряд связанных со скотоводством черт культуры, общих со скотоводами Африканского Рога. Наиболее чётко эта система действовала в Руанде, Бурунди и Нкоре, где священные цари мвами всегда были из тутси, а правящая верхушка состояла исключительно из скотоводческой аристократии.
Преобладание в экономике Межозерья многолетней и высокоурожайной культуры банана, не требовавшей большого объёма работ по расчистке земель, содействовало сравнительно лёгкому получению избыточного продукта и оседлости населения, а также сводило к минимуму участие мужчин в земледельческих работах. Поэтому земледелие стало чисто женским занятием, а мужчины занимались охотой, рыболовством и ремеслом, но прежде всего — войной и посреднической торговлей.