Физиологические особенности развития подростков среднего школьного возраста.
Средний школьный возраст (от 10 до 13 – 14 лет) и старший школьный возраст (до 17 – 19 лет) резко различают по морфофункциональным и психофизиологическим характер-ам. Эти этапы школьного обучения охватывают частично вторе детство, подростковый возраст и частично юношеский возраст.
В связи с существенными на этом этапе онтогенеза перестройками организма, связанными с половым созреванием, особо выделяют так называемый переходный период или пубертат. В нем различ. следующие периоды:
Препубертатный (10 – 12 лет);
Собственно пубертатный, протекающий в 2 фазы: 1. дев. 11 -13 лет, мал. 13-15 лет. 2. дев. 13-15 лет и
мал. 15 – 17 лет;
Постпубертатный (юношеский возраст).
В среднем школьном возрасте значительное развитие отмечается во всех высших структурах ЦНС.
До 13 -15 лет продолжается развитие промежуточного мозга. Происходит рост объема и нервных волокон таламуса, дифференцирование ядер гипоталамуса.
В ЭЭГ к этому возрасту устанавливается взрослый тип электрической активности со стабилизацией амплитуды и частоты корковых потенциалов.
Плавное улучшение мозговых процессов у подростков нарушается по мере вступления их в период полового созревания – у дев. в 11 -13 лет, у мал. В 13 – 15 лет.
В межполушарных отношениях также возникают существенные изменения – временно усиливается роль правого полушария в поведенческих реакциях.
К 13 годам завершается окостенение пястных и запястных отделов рук.
масса тела до 14 лет изменяется медленно. С 14 -15 лет начинается ее бурное увеличение, которое сопровождается быстрым приростом массы сердца.
В первой фазе пубертата ухудшается двигательные функции и проявление физ. качеств.
Количество крови в организме в процентах к весу тела уменьшается от периода новорожденности к возрасту 10 – 16 лет в 2 раза, но еще превышает конечные значения.
Растут масса и объем сердца. Вес сердца по сравнению с новорожденным увеличивается к 10 годам в 6 раз.
Возрастает дыхательный объем и, соответственно, снижается частота дыхания в 1 мин.
Объем легких зависят от стадии полового созревания, которые проходят у девушек раньше, чем у мальчиков.
Прорезывание постоянных зубов заканчивается к 14 – летнему возрасту.
В среднем школьном возрасте к 12 – 14 годам жизни заканчивается функциональное созревание процессов мочеобразования – фильтрации и реабсорбции.
Значительная перестройка деятельности всей эндокринной системы в переходный период отражается на изменения во всех органах и системах организма.
Занятия урочного типа. Их отличительные особенности, классификация уроков физ. воспитания. Содержание и структура урочных занятий.
Урочные формы – это занятия, проводимые преподавателем с постоянным составом занимающихся: 1) уроки физ. культуры, проводимые преподавателями по государственным программам в образовательных учреждениях, где физ. культура явл. обязательным предметом;
2) спортивно-тренеровочные занятия, проводимые тренерами, с направленностью на совершенствование занимающихся в избранном виде спорта.
Неурочные формы – это занятия, проводимые как специалистами, так и самими занимающимися с целью активного отдыха, укрепления или восстановления здоровья, сохранения или повышения работоспособности, развития физ. качеств, совершенствования двигательных навыков и др. К ним относятся:
1) малые формы занятий, используемые для оперативного управления физическим состоянием. В силу своей кратковременности эти формы, как правило, не решают задач развивающего, тренирующего характера;
2) крупные формы занятий, т.е. занятия относительно продолжительны, одно- и многопредметные по содержанию.
3) Соревновательные формы занятий, т.е. формы физ-но-спортивной деятельности, где в соревновательной борьбе опред. победитель, место. Физ. или технич. подготовленность.
Классификация:
1. по целевой направленности:
— общего физ. воспит.:
а) общего физ. воспит.;
б) общей физ. подготовленности.
— специализированного физ. воспит.
а) спортивной тренировки;
б) прикладной физ. подготовки;
в) занятия с лечебной направленностью.
2. по предметному содержанию:
— комплексные;
— предметные (видовые)
3. по основным сторонам содержания (по решаемым задачам):
— по динамическим задачам:
а) с образовательной направ.:
- вводные;
- изучение нового и совершенствование;
- контрольные;
- комплексные.
— по воспитательным задачам:
б) с воспитательной направ.:
- избирательные;
- многосторонние;
- контрольные.
— по оздоровительным задачам:
в) с оздоровительной направ.:
- общеразвивающие;
- компенсаторные;
- восстановительные.
г)комбинированные уроки, где решаются все три группы задач.
Для урочных форм занятий характерно то, что деятельностью занимающихся управляет педагог по физической культуре и спорту, который в течение строго установленного времени в специально отведенном месте руководит процессом физ. воспит. относительно постоянной по составе учебной группой занимающихся в соответствии с требованиями педагогических закономерностей обучения и воспитания. При этом строго соблюдаются частота занятий, их продолжительность и взаимосвязь. Кроме того, для учебных форм характерно построение занятий в рамках общепринятой структуры, под которой принято понимать деление урока на три основ. части: подготовительную – необходима для начальной организации занимающихся, психической и функциональной подготовки организма, а также для ОДА к предстоящей основной работе.
Основную – обеспечивает решение задач обучения технике двигательных действий, воспитания физ. и личностных качеств.
Заключительную – предназначена для постепенного снижения нагрузки на организм и организованного окончания занятия.
Структура:
Подготовительная часть. Задачи:
1. организация учащихся
2. обучение строевым упр.
3. функциональная подготовка организма к предстоящей нагрузке.
Содержательность и последовательность упр.:
1. Упр. на внимание;
2. Строевые упр.;
3. Упр. в ходьбе и беге;
4. Общеразвивающие упр.
5. Подготовительные упр.
6. Скоростные упр.
Основная часть. Задачи:
1. формирование физкультурных знаний;
2. формирование и совершенствование двигательных умений и навыков;
3. развитие физ. качеств.
Содержательность и последовательность упр.:
1. Изменение упр., связанных с проявлением: быстроты, координации; силы; выносливости.
2. Скоростно-силовые упр.
3. Закрепление и совершен. упр., связанных с проявлением: быстроты, координации; силы; выносливости.
4. Силовые упр., упр. на гибкость, упр. на выносливость.
Заключительная часть. Задачи:
1. физиологически оправданное завершение урока
2. создание предпосылок к следующим занятиям.
Содержательность и последовательность упр.:
1. Регуляционные упр.: на дыхание; на расслабление.
2. Упр. на внимание.