Вопрос 1. Межкультурная коммуникация как социокультурный фуномен
Современный ракурс исследования межкультурной коммуникации предполагает еѐ определение как обмена социокультурными смыслами представителей разных культур при совершении ими социальных действий. Проблемы межкультурной коммуникации лежат на пересечении интересов этнологии, культурологии, антропологии, психологии, социологии и лингвистики.
Объективным основанием межкультурной коммуникации является наличие различий между культурами, которые обусловлены существованием разных норм жизнедеятельности и определяют все аспекты функционирования человека. Осознание норм жизнедеятельности происходит при контакте с представителями другой культуры. На протяжении всего периода своего существования человечество, с одной стороны, стремится к контакту с другими культурами, а с другой стороны, испытывает по отношению к ним неприятие и отторжение.
Существуют два направления в изучении межкультурной коммуникации. Первое направление связано с изучением фольклора и традиций на основе описания и интерпретации повседневной жизнедеятельности. Второе направление изучает различные проявления социокультурных групп в зависимости от степени социальной дифференциации общества. Осознание особенностей такого вида взаимодействия служит целям разрешения возникающих социокультурных конфликтов.
В середине ХХ века появилась концепция репрезентативной культуры как попытка объяснить новые явления социокультурного развития. Феномен репрезентативной культуры, означает, что культура не бывает фиктивной или ложной, она просто представляет то общество, в котором она существует и которое она отражает и представляет.
Межкультурная коммуникация как социальное и культурное явление появилась тогда, когда люди стали путешествовать. До этого люди не могли оценивать свою культуру, так как не имели возможности сравнивать. XIX век был временем зарождения систематических исследований в социологии, культурной антропологии, философии культуры, а вместе с ними появилась и межкультурная коммуникация как междисциплинарная отрасль социокультурного знания.
Осознание наличия «чужих» культур, отличных от «своей», является началом процесса межкультурной коммуникации, который представляет собой сложный многоэтапный процесс, включающий две точки зрения на проблему. Этноцентризм имеет своей основой философию функционализма, согласно которой человечество едино в своих проявлениях и, следовательно, культура также единообразна, а развитие идет от простого к сложному. Согласно этой парадигме «своя» культура является главной по отношению к «чужой», а конкретные социальные условия и культурная специфика игнорируются.
Этноцентризм реализуется на следующих уровнях: отрицания существования любой «чужой» культуры, проявляющейся в геттоизации и сегрегации .Этап отрицания предполагает проведение межкультурных встреч разного рода для формирования общего восприятия как базовых культурных ценностей, так и культурных различий без осуждения. В противном случае, очень часто наступает этап защиты и диффамации, когда уже осознание культурных различий может вызвать защиту «своих» культурных особенностей и негативные эмоции по отношению к «чужой» культуре на уровне индивидов, групп, этносов, цивилизаций.
В процессе принятия роли другого индивиды эмпатийно воспринимают «чужую» культуру В процессе адаптации и проявления эмпатийности представители вступают в межкультурную коммуникацию. Это межкультурное взаимодействие представляет собой разновидность социального взаимодействия,
В процессе межкультурного социального взаимодействия эмпатия переходит в стадию признания плюрализма культур в виде позитивного восприятия культурных различий. Плюрализм возможен в результате тесных социальных связей коммуникантов: прямых/косвенных, односторонних/многосторонних, формальных/неформальных.
Исходя из вышеизложенного предлагается следующее определение межкультурной коммуникации в контексте социологического знания – межкультурная коммуникация представляет собой процесс социокультурного взаимодействия представителей разных культур, осуществляемый посредством установления различного вида социальных связей при сопряжении социальных действий коммуникантов.