Искусство степных кочевнических культур в РЖВ.
Звериный стиль евразийских номадов 1-го тыс. до н.э. отличается кардинальным свойством — доминирующей ролью образов животных и целой системой художественных приёмов, определяющих его формальные признаки. Именно эти признаки оказываются весьма дискуссионной проблемой. Скифо-сибирский звериный стиль — отражение мировоззрения кочевников Евразии во всей его многогранности, включая мифологическую систему и эстетические нормы. Яркие и экспрессивные анималистические образы выступают как изобразительные идеограммы, наполненные чрезвычайно значимой для носителей этой культуры информацией.
Стилизация фигур, несущая в себе те или иные изобразительные традиции, обусловлена также и прикладным характером искусства евразийских кочевников. Благодаря этому художественному приёму достигается гармония изображения с формой предмета. При этом часто искажаются естественные пропорции животных, которым могли придаваться вычурные условные позы, не соответствующие реальности, но усиливающие выразительность и декоративность изображения.
Древние художники в совершенстве владели мастерством композиции, решая самые сложные задачи размещения зооморфных изображений на ограниченном формой предмета пространстве. Иногда произведения звериного стиля включают множество образов, блестяще соединённых в декоративную замысловатую композицию, похожую на изобразительную головоломку.
Животные также могут быть представлены в виде одиночных фигур либо в сценах борьбы или терзания. В качестве самостоятельных мотивов часто выступают голова или отдельные части животных. Однако эти одиночные мотивы, как правило, включены в общий смысловой контекст декора (будь то украшения одежды или конской сбруи) и в этом контексте «читаются» как носители содержательной концепции.
Искусство евразийских ранних кочевников отличается комплексом определённых признаков, включающим стилизационные приемы и традиционные композиционные схемы.
Скифо-сибирский звериный стиль остаётся одним из самых интересных и загадочных феноменов древней художественной культуры как в аспекте содержания, так и с точки зрения анализа формы. Проблема происхождения искусства звериного стиля на протяжении столетия заставляет исследователей обращаться к разным культурным регионам древнего мира в поисках прототипов и истоков самобытного зооморфного изобразительного творчества, ставшего одной из главных особенностей культур ранних кочевников Евразии в 1-м тыс. до н.э. и вошедшего в научный обиход под весьма общим и условным наименованием — «скифо-сибирский звериный стиль». Тем не менее приходится признать, что, несмотря на существование известных параллелей в искусстве разных народов древности, обнаружить прямую генетическую связь и непосред-
(6/7)
ственную формальную зависимость от какой-то определённой художественной культуры Древнего Востока или античного мира невозможно. Искусство «звериного стиля» представляет собой феномен, присущий исключительно своей эпохе и своей этнокультурной среде и, в известной степени, связанный с психоинтеллектуальными особенностями ранних кочевников Евразии. Это не исключает возможности существования в предшествующие времена изобразительных прототипов для зооморфных образов скифо-сибирского звериного стиля в искусстве других культур и наследования определённых традиций и формальных стереотипов в последующие эпохи.
Скифо-сибирский звериный стиль как художественное явление, его происхождение, содержание и средства выражения — одна из кардинальных проблем скифологии. След скифской культуры в истории столь же явственен, сколь отчётлива печать заимствований и влияний других культур на органичном в своей выразительности, ярком и самобытном художественном феномене скифо-сибирского звериного стиля. Культуры Древнего Востока, с которыми номадам в силу исторических обстоятельств пришлось соприкоснуться, стали своего рода донорами для формирующегося скифского искусства. Уже не одно десятилетие не теряет своей актуальности и остроты дискуссия о возможных корнях скифского искусства, которая сводится в основном к оппозиции центральноазиатской [Боровка 1928; Тереножкин 1976; Hrouda 1983; Kossak 1987; Шер 1998 и т.д.] и переднеазиатской [Ростовцев 1925; Артамонов 1973: Погребова, Раевский 1992; Канторович 2002] гипотез. Были предприняты также попытки обосновать полицентрическую теорию происхождения скифского искусства [Грязнов 1978; 1980; Яценко, Раевский 1980; Переводчикова 1994]. Звериный стиль — это своеобразная проекция истории древних народов Евразии на плоскость изобразительного искусства. Искусство евразийских кочевников 1-го тыс. до н.э., ставшее одной из основных характеристик скифской культуры, обладая свойствами феномена как в содержательном, так и в формальном аспектах, чрезвычайно вариативно. Отдельные памятники обнаруживают не только формальное сходство, но и несомненную генетическую зависимость от художественных традиций разных, в том числе и весьма удалённых друг от друга, регионов Евразии, государств и этносов. Нельзя не подчеркнуть, что сама скифская культура, как, очевидно, и этнический состав кочевников, которых принято связывать с именем скифов, на протяжении всей истории Скифии не оставались неизменными и однородными [Алексеев 1992].
Несмотря на многолетние усилия учёных, значительные результаты их трудов и даже выдающиеся открытия, приходится признать, что скифская культура в целом, её происхождение и смысл искусства звериного стиля по-прежнему остаются проблемами, требующими разрешения, и являются для современного исследователя задачей сколь сложной, столь и заманчивой.