Формы национально-государственного устройства.
Тема 1. Власть.
Тенденции:
- Объединение наций
Конфедерация Европейский Союз.
Объединение наций связано с созданием централизованных государств.
Централизованное государство – форма государства, при которой государство имеет большие размеры, многочисленное население, четко организованный и разветвленный аппарат управления, а также сильную и многочисленную армию.
Национальное государство – исторически поздняя форма централизованного государства, образованная на основе нации.
Нация – автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой привержены общим ценностям и институтам.
- Отделение наций.
Сепаратизм – стремление к отделению, обособлению. Независимость Косово, Северной Осетии.
Формы национально-государственного устройства.
№ | Основные формы национально-государственного устройства | Особенности |
1. | Унитарная форма: Дания, Ирландия, Исландия, Андорра, Беларусь, Люксембург, Лихтенштейн, Алжир, Ангола, Азербайджан, Армения, Бангладеш, Йемен, Казахстан, Камерун, Замбия, Египет и т.д. | Единая структура государственного аппарата. Глава государства распространяет свою власть на территорию всей страны; Все территориальные единицы имеют одинаковый статус и равное положение по отношению к центральным органам. Административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью; Единое гражданство; Единая система права; Единая судебная система; Одноканальная система налогов: они поступают в центр, а оттуда уже распределяются в разные регионы. |
2. | Федеративная форма: РФ, Германия, Бразилия, Канада, Индия, Австрия, ОАЭ, Австрия, Непал. | Существует два уровня государственного аппарата: федеративный (союзный) и республиканский; Субъекты федерации обладают суверенитетом и частичной самостоятельностью; Двухпалатная система общегосударственного парламента; Двойное гражданство; Двухканальная (трехканальная) система налогов: федеральные, налоги субъектов и местные. |
3. | Конфедеративная форма | Объединение государств на договорной основе для достижения определенных целей. Субъекты конфедерации является полностью самостоятельными государствами. Нет единой территории и государственных границ; Решения принимаются по принципу консенсуса общим конфедеративным органом (представители, делегаты стран). Нет общих законодательных органов и системы управления. Отсутствие общей для всех участников конституции, законодательства, гражданства, финансовой системы. Наличие права выхода из состава конфедерации. |
4. | Содружество | Объединение государств, в основе которого могут быть общие язык, права и т.д. |
Тема 2. Государство.
1.Государство.
Политическая система общества включает в себя государство, партии, организации и движения, которые преследуют определенные политические цели.
Государство - это страна и политически организованный народ, проживающий на данной территории.
В узком смысле государство – это организация, система учреждений, обладающая верховной властью на определенной территории.
Признаки государства:
- Единая территория
- Единая система управления территорией
- Единая система законов
- Монополия на легальное применение силы
- Право на взимание налогов
- Обязательное членство в государстве
- Представительство от имени общества в международных организациях, переговорах
- Суверенитет – независимость государство во внешних и верховенство во внутренних делах.
Функции государства:
Внутренние:
- Издание законов и контроль за их исполнением
- Защита существующего способа производства, экономической и социальной системы;
- Подавление классовых противоречий;
- Участие в управлении экономикой;
- Охрана общественного порядка и поддержания дисциплины;
- Регулирование социальных отношений;
- Культурно-воспитательная, идеологическая деятельность и т.д.
Внешние:
- Защита интересов государства в его взаимоотношениях с другими государствами
- Обеспечение обороны страны
- Налаживание и поддержание адекватных отношений с другими странами
Причины возникновения государства:
-плотность населения (больше людей, объединение с целью выживания).
-страх перед внешней агрессией и внутренними раздорами
-фактор силы (армия, сбор дани).
Теории происхождения государства:
- Теократическая
- Теория силы
- Теория общественного договора
- Естественная теория.
Идеальное государство – возможно ли оно? Каким оно должно быть?
Утопии Томаса Мора и Тамазы Кампанеллы.
Формы правления.
Форма правления – это организация власти, характеризуемая ее формальным источником.
Аристотель:
Правильные формы правления – монархия, аристократия, демократия
Неправильные формы правления – тирания, олигархия, охлократия.
Форма государства включает в себя:
- Форму правления – кто и как правит.
- Фору национально-государственного устройства – как объединено население на территории.
- Политический режим – каким способом осуществляется власть в обществе.
Монархия – это форма правления, при которой власть принадлежит одному лицу и передается по наследству.
Монархия:
1.Абсолютная:
-монарх олицетворяет государство, он глава.
-единоличное правление, вся полнота власти в руках монарха, его власть верховна и независима.
-власть монарха священна и наделена религиозным ореолом.
-власть передается по наследству.
2.Ограниченная:
-ограничение власти монарха в области законодательной, исполнительной деятельности.
-монарх не зависим от парламента, но вынужден с ним считаться.
Республика – это форма правления, при которой глава государства избирается населением или специально избранной комиссией.
- Парламентская:
Правительство формируется парламентом.
Парламент издает законы.
Парламент утверждает гос.бюджет (финансовые рамки для правительства).
Осуществляет контроль над правительством, может вынести ему вотум недоверия.
Критикует правительственную политику.
- Президентская
Президент глава государства.
Президент возглавляет правительство, формирует его, оно ответственно перед ним.
- Смешанная
Сильная президентская власть.
Контроль парламента над правительством (через бюджет и вотум недоверия).
Правительство ответственно и перед президентом, и перед парламентом.
Президент и парламент избираются независимо друг от друга.
Парламент не может сместить президента, но президент может распустить парламент (но с обязательным назначением даты выборов).
Импичмент – это порядок привлечения к ответственности и судебного рассмотрения дел о преступлениях высших должностных лиц.
Монархия
Термин греческого происхождения (monos – один, arche –власть) и означает единовластие. Это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – (короля, императора, шаха и т.п.) и переходит, как правило, по наследству. Абсолютная монархия характеризуется единовластием монарха. Он является единственным сувереном власти, сам издает законы, назначает правительство, вершит высший суд. В настоящее время абсолютная монархия сохранилась лишь в нескольких странах (Саудовская Аравия, Оман, Катар, Объединенные Арабские Эмираты, Бруней).
Конституционная монархия – это такая форма правления, при которой власть монарха ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией. Возникает конституционная монархия в период становления буржуазного общества.
В зависимости от степени ограничения власти монарха выделяют дуалистическую и парламентскую монархию. В дуалистических монархиях (Пруссия, Австрия, Япония, Италия, Румыния – в прошлом, в настоящее время – Иордания, Кувейт, Марокко) за монархом остается исполнительная власть, право формировать правительство, право вето и роспуска парламента. Парламентская монархия характеризуется следующими признаками: имеет место разделения властей, монарх “царствует, но не правит”,правительство формируется парламентом из представителей партии (или партий) большинства, правительство несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом, правовое положение монарха ограничено.
В настоящее время в мире существует 44 государства с монархической формой правления. Преобладают парламентские монархии (Великобритания, Япония, Швеция, Испания, Австралия, Нидерланды, Люксембург, Новая Зеландия и др.). Если в начале XX в. в Европе все страны были монархическими (за исключением Франции и Швейцарии – республики), то ныне из 34 стран лишь 11 монархий, а остальные – республики.
Республика
Республика (лат respuble – от res – дело и publecus – общественный) –это такая форма правления, которая характеризуется выборностью главы государства. Источником государственной власти является народ. Республика возникла в античную эпоху – Афины (V-IV в.в. до н.э.)
Политические режимы.
Политический режим – это система методов осуществления государственной власти, соотношение официальных конституционных и правовых форм с реальной политической жизнью.
Политический режим - способ организации политической системы, который отражает отношения власти и общества, уровень политической свободы и характер политической жизни в стране.
Бывает два вида политического режима:
Демократические – парламентский и либерально-демократический.
Недемократические (тоталитарный, авторитарный).
Признаки демократического режима:
- господство закона;
- разделение властей;
- наличие реальных политических и социальных прав и свобод граждан;
- выборность органов государственной власти;
- существование оппозиции и плюрализм.
Признаки антидемократического режима:
- господство беззакония и террора;
- отсутствие политического плюрализма;
- отсутствие оппозиционных партий;
Демократический режим (от греч. demokratia — народовластие) основан на признании народа основным источником власти, на принципах равенства и свободы.
Признаки:
- Народный суверенитет
- Всеобщие равные прямые выборы при тайном голосовании.
- Реализация принципа разделения властей. Три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная.
- Плюрализм — господствует уважение к чужим мнениям и идеологиям, в том числе к оппозиционным, обеспечены полная гласность и свобода прессы от цензуры;
- Многопартийность.
- Выборность - происходит избрание граждан в органы государственной власти путем всеобщих равных и прямых выборов;
- Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви, независимые друг от друга;
- Развитое гражданское общество – вся совокупность неполитических отношений. Это общество свободных суверенных личностей, наделенных широкими гражданскими и политическими правами, активно участвующих в управлении государством. Граждане могут воздействовать на власть при помощи развитой сети добровольческих общественных организаций;
- равноправие - все имеют равные гражданские и политические права и свободы, а также гарантии их зашиты;
- Подчинение меньшинства большинству при строгом соблюдении прав меньшинства.
- Конституционализм и господство закона во всех сферах жизни. Правовой принцип демократии: «Все, что не запрещено законом, - разрешено».
- согласие - политические и другие социальные отношения направлены на поиск компромисса, а не на насильственное решение проблемы; все конфликты решаются правовым путем
К демократическим режимам относят:
- президентские республики;
- парламентские республики;
- парламентские монархии.
Авторитарный режим это недемократический государственный строй, характеризующийся режимом личной власти, «самочинными» диктаторскими методами правления.
Основные признаки авторитарного режима:
- Власть в руках одного человека или группы лиц. Это может быть тиран, военная хунта, монарх и т.д.;
- Опора (потенциальная или реальная) на силу, но огромного репрессивного аппарата нет. Авторитарный режим может и не прибегать к массовым репрессиям и даже пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако, в принципе, он может позволить себе любые действия по отношению к гражданам с тем, чтобы принудить их к повиновению;
- Ограничение и строгая регламентация политических прав и политического поведения.
- Отсутствие политической оппозиции. Монополизация власти и политики. Данное обстоятельство не исключает существования ограниченного числа партий, профсоюзов и некоторых других организаций, но их деятельность строго регламентируется и контролируется властями;
- Пополнение руководящих кадров осуществляется путем кооптации, а не предвыборной конкурентной борьбы; отсутствуют конституционные механизмы преемственности и передачи власти. Смена власти нередко происходит через перевороты с использованием вооруженных сил и насилия;
- Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, и, прежде всего, в экономику. Власть занимается, в первую очередь, вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны и внешней политики, хотя она может влиять и на стратегию экономического развития, проводить активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования.
В этой связи авторитарный режим нередко называют способом правления с ограниченным морализмом: «Разрешено все, кроме политики».
В число авторитарных режимов включают:
- абсолютные и дуалистические монархии;
- военные диктатуры, или режимы с военным правлением;
- теократию;
- персональные тирании.
Тоталитарный режим (от лат. totalis — весь, целый) возникает, когда все сферы жизни общества контролируются властью. Власть при тоталитарном режиме монополизирована (партией, вождем, диктатором), единая идеология обязательна для всех граждан. Отсутствие всякого инакомыслия обеспечивается мощным аппаратом надзора и контроля, полицейскими репрессиями, актами устрашения.
Признаки:
- Наличие единственной массовой партии во главе с харизматическим лидером, а также фактическое слияние партийных и государственных структур. Это своего рода «партия-государство», где на первом месте во властной иерархии стоит центральный партийный аппарат, а государство выступает в качестве средства реализации партийной программы;
- Монополизация и централизация власти, когда такие политические ценности, как подчинение и лояльность по отношению к «партии-государству», являются первичными по сравнению с ценностями материальными, религиозными, эстетическими в мотивации и оценке человеческих поступков. В рамках этого режима исчезает грань между политическими и неполитическими сферами жизни («страна как единый лагерь»). Вся жизнедеятельность, включая уровень частной, личной жизни, строго регламентируется. Формирование органов власти на всех уровнях осуществляется через закрытые каналы, бюрократическим путем;
- Сращивание партии с государством.
- Права и свободы граждан носят формальный характер.
- Отсутствие гражданского общества.
- «Единовластие» официальной идеологии, контроль на СМИ. Инакомыслие карается. инакодействию» по принципу «кто не с нами — тот против нас»;
- Система физического и психологического террора, режим полицейского государства, где в качестве базового «правового» принципа господствует принцип: «Разрешено только то, что приказано властью, все остальное запрещено».
К тоталитарным режимам традиционно относятся коммунистические и фашистские.
Выборы.
Голосование – одна из форм участия граждан в политической жизни.
Избирательное право:
Активное и пассивное.
Активное избирательное право – право граждан участвовать в выборах главы государства и представительных органов власти.
Пассивное избирательное право – право граждан быть избранными в представительные органы государства.
Голосование включает в себя ряд процедур: регистрация, агитация, тайность выборов и т.д.
Активность избирателей зависит от ряда причин – пол, возраст, страна.
Избирательное право обязывает людей разбираться в политической ситуации, формировать свое мнение по политическим вопросам, но
Электорат – круг избирателей, голосующих за какую-либо политическую партию на парламентских, президентских или муниципальных выборах.
Референдум – форма принятия законов или решений наиболее важных вопросов государственной жизни путем всеобщего голосования.
Избирательная система (шир.смысл) – система общественных отношений, связанных с формированием выборных органов власти.
Избирательная система в узком смысле – порядок определения результатов голосования, который зависит преимущественно от принципаподсчета голосов.
Избирательный процесс — это совокупность мероприятий по подготовке и проведению выборов. Он включает в себя, с одной стороны, избирательные кампании кандидатов, а с другой — работу избирательных комиссий по формированию выборного органа власти.
В избирательном процессе выделяют следующие компоненты:
§ назначение выборов;
§ организация избирательных округов, районов, участков;
§ формирование избирательных комиссий;
§ регистрация избирателей;
§ выдвижение и регистрация кандидатов;
§ подготовка избирательных бюллетеней и открепительных талонов;
§ предвыборная борьба; о проведение голосования;
§ подсчет голосов и определение результатов голосования.
Три основных типа избирательных систем:
§ мажоритарная;
§ пропорциональная;
§ смешанная.
Мажоритарная система.
Побеждает кандидат, получивший большинство голосов. Недостатком мажоритарной системы является то, что она может снизить шансы небольших партий получить представительство в органах власти.
Абсолютное большинство | Относительное большинство |
чаше используются на президентских выборах и при которых победитель должен получить больше половины голосов (минимум — 50% голосов плюс один голос). Часто проводят второй тур. | для победы необходимо опередить других претендентов (Великобритания, Канада, США, Франция, Япония и др.) |
Пропорциональная избирательная система подразумевает голосование избирателей по партийным спискам.
После выборов каждая из партий получает число мандатов, пропорциональное набранному проценту голосов (например, партия, набравшая 25 % голосов избирателей, получает 1/4мест).
Процентный барьер (избирательный порог) – минимальное количество голосов, которое необходимо набрать. Если партия его не преодолевает, то не получает голосов. Например, минимальный порог 3%, если партия набрала всего 2,5%, то мест в парламенте не получит.
Главное достоинство этой системы — представительство партий в выборных органах в соответствии с их реальной популярностью среди избирателей, что позволяет полнее выражать интересы всех групп общества, активизировать участие граждан в выборах и политике в целом.
Мажоритарная избирательная система, при которой побеждает кандидат, набравший больше всех голосов, способствует формированию бипартизма или «блоковой» партийной системы, тогда как пропорциональная, при которой партии, располагающие поддержкой всего 2 — 3% избирателей, могут провести в парламент своих кандидатов, закрепляет дробление и фрагментацию политических сил, сохранение множества мелких партий, в том числе экстремистского толка.
Бипартизм предполагает наличие двух крупных, примерно равных по влиянию политических партий, которые поочередно сменяют друг друга у власти путем завоевания большинства мест в парламенте, избираемым прямым всеобщим голосованием.
Мажоритарная система | Пропорциональная система |
§ Объединение различных интересов происходит до выборов в парламент § Для получения мандата в избирательном округе необходимо относительное большинство голосов § Действует на основе создания коалицией групп интересов, стимулирует существование двухпартийной или двухкоалиционной системы | § Различные партии, в том числе и малочисленные, имеют возможность быть представленными в парламенте, не входя в какие-либо коалиции § Объединение различных интересов происходит после выборов |
Смешанная система предполагает комбинирование мажоритарной и пропорциональной систем; например, одна часть парламента избирается по мажоритарной системе, а вторая — по пропорциональной; при этом избиратель получает два бюллетеня и отдает один голос за партийный список, а второй — за конкретного кандидата, избирающегося на мажоритарной основе.
Выборы в ГосДуму 2016 по смешанной системе.
Политические партии.
Политическая партия – организованная группа людей, разделяющих общую политическую программу и стремящихся законным путем прийти к власти, поставив президента и сформировав свое правительство.
Функции партии:
- Политическая – овладение государственной властью
- Представительская – выражение интересов определенных групп и слоев населения.
- Электоральная – организация и участие в избирательных кампаниях.
- Социализации – воспитание преданных членов и формирование политической культуры граждан.
- Рекруторская – отбор и выдвижение политически грамотных лидеров для парламента и правительства.
Классификация партий: (учебник стр.65).
Признаками партии являются:
§ функционирование на долговременной основе, организованность, наличие формальных норм и правил внутрипартийной жизни, отраженных в уставе;
§ наличие местных отделений (первичных организаций), поддерживающих регулярные связи с национальным руководством;
§ направленность на завоевание политической власти и распоряжение ею (группы, которые не ставят такой цели, называют группами давления);
§ наличие народной поддержки, добровольность членства;
§ наличие общей идеологии, цели и стратегий, выраженных в политической программе.
В современном обществе партии выполняют ряд специфических внутренних и внешних функций.
Внутренние функции касаются набора новых членов, обеспечения финансирования партии, налаживания эффективного взаимодействия между руководством и местными отделениями и т.д.
Внешние функции являются определяющими для партийной деятельности:
§ выражение, отстаивание и защита интересов больших социальных групп и слоев; о интеграция людей внутри социальных групп на основе общих целей, мобилизация масс для решения важных социальных задач;
§ разработка идеологии, формирование общественного мнения,распространение политической культуры;
§ создание возможностей для политической социализации личности;
§ подготовка кадров для политических институтов, участие в формировании политической элиты;
§ организация избирательных кампаний и участие в них;
§ борьба за государственную власть и участие в политическом управлении.
Предложено несколько типологий политических партий:
§ поидеологической ориентации выделяют партии либеральные,консервативные, коммунистические и проч.;
§ потерриториальному признаку - федеральные, региональные и т.д.;
§ посоциальной базе — рабочие, крестьянские, предпринимательские и др.;
§ по отношению ксоциальным преобразованиям - радикальные и умеренные, революционные и реформистские, прогрессивные и реакционные;
§ поучастию во власти - правящие и оппозиционные, легальные и нелегальные, парламентские и непарламентские.
Наиболее известна классификация партий поорганизационному строению, согласно которой выделяются кадровые и массовые партии.
Кадровые партии ориентированы на участие профессиональных политиков, парламентариев и объединены вокруг группы лидеров — политического комитета. Такие партии обычно немногочисленны и элитарны, получают финансирование из частных источников. Их деятельность активизируется во время выборов.
Массовые партии многочисленны, финансируются из членских взносов. Они представляют собой централизованные организации с уставным членством, отличаются организованностью и дисциплинированностью, проводят широкую пропагандистскую работу на местах, так как заинтересованы в увеличении численности своих членов (и, следовательно, суммы членских взносов). Если кадровые партии стремятся к мобилизации элит, то массовые — к мобилизации широких народных масс.
К групповым субъектам политической деятельности относят также массовые движения, общественные организации, группы давления и т.д.
Право.
Право – система общеобязательных правил поведения, выработанных в обществе или установленных государственной властью на основе общих принципов справедливости, санкционируемых государством, за нарушение которых предусмотрена юридическая ответственность.
Право- система общеобязательных правил и норм поведения, выработанных в обществе и санкционированных государством.
Принципы российского права:
- справедливость
- правосудие
- равенство
К основным источникам права относятся следующие.
- Правовой обычай — правило поведения, которое сложилось исторически и признано государством в качестве общеобязательного. Это один из наиболее древних источников права. Правовым обычай становится после того, как получает официальное одобрение государства в качестве источника права. Сборниками правовых обычаев являются дошедшие до нас памятники прошлого (законы Хаммурапи, Русская Правда). В настоящее время правовые обычаи широко применяются при регулировании некоторых общественных отношений (земельных, наследственных, семейно-брачных). Сохраняет свое значение обычай и в международном праве.
- Юридический прецедент — судебное или административное решение по конкретному делу, которому государство придает общеобязательную силу в последующих спорах. Прецедент создается при отсутствии соответствующего нормативного правового акта. В основе создания судебного прецедента лежит принцип, согласно которому суд не может отказать кому-либо в правосудии из-за отсутствия соответствующего закона. Суд обязан вынести решение по такому делу, и это решение впоследствии принимается за общее обязательное правило при разрешении всех аналогичных дел.
- Правовая доктрина — также является одним из древнейших источников права. Правовую доктрину могут составлять высказывания представителей власти и ученых, судебные речи блестящих юристов, которым придается общеобязательное значение. В настоящее время правовая доктрина продолжает выступать в качестве источника права в мусульманских странах.
- Нормативный договор — это юридический документ, выражающий взаимное изъявление воли сторон, встречное принятие на себя каждой из них юридических обязанностей. Нормативный договор имеет широкое распространение в таких отраслях права как конституционное, гражданское, трудовое и международное.
- Нормативный правовой акт — официальный акт, изданный государственным органом, в котором содержатся нормы права. Он является основным источником права в Российской Федерации. Нормативный правовой акт характеризуется рядом признаков:
o содержит нормы права;
o исходит от государства или от организаций, которым государство передало это право;
o принимается с соблюдением определенной процедуры и имеет заранее установленную юридическую силу;
o имеет признаки официального письменного документа: название акта, указание на то, где, когда и кем был принят; наличие в необходимых случаях подписи соответствующего должностного лица и регистрационного номера;
o обладает четкими временными, пространственными и субъективными пределами действия.
Действие нормативно-правового акта в пространстве определяется той территорией, в рамках которой он обладает юридической силой.Действие нормативно-правового акта во времени определяется моментом вступления акта в юридическую силу и моментом ее прекращения.Действие нормативных актов по кругу лиц определяется кругом субъектов, на которых распространяется акт, если в самом законе не указано иное. По общему правилу все субъекты права, находящиеся на территории государства, попадают под сферу действия его законодательства.Все издаваемые нормативно-правовые акты связаны между собой и находятся в строгой иерархии. Эта иерархия служит основой для их классификации. Ведущим критерием классификации является юридическая сила нормативно-правового акта. Она указывает на место акта, его значение, его верховенство или подчиненность, зависит от положения и роли органа, издавшего акт.
Характерные черты (признаки) права:
- Общеобязательность исполнения.
- Выраженность в источниках
- Существует возможность государственного принуждения для исполнения.
- Изменяется во времени
- Возникает в процессе правотворческой деятельности.
Функции права:
- Регулятивная. Является регулятором общественных отношений.
- Охранительная. Защищает и охраняет интересы людей, устанавливая юридическую ответственность нарушителям.
- Активно воздействует на общество и государство путем установления обязательных правил поведения.
- Закрепляет сложившиеся в обществе экономически, общественные и другие отношения, государственный и общественный строй.
Право связано с такими понятиями, как обязанность и ответственность.
Норма права – это правила поведения лиц в какой-либо правовой ситуации, которые должны обязательно исполняться субъектами правовых отношений.
Классификация норм права:
I
Постоянные – существуют длительное время (Конституция).
Временные – имеют ограниченный срок действия (указ Президента).
II
Запрещающие
Обязывающие
Управомочивающие.
Нормы права объединяются в институты и отрасли права:
Институты права – группа юридических норм, регулирующих отдельную область отношений (Гражданское права – право собственности, конституционное права- избирательное право).
Отрасли права – это обособленная группа правовых норм и институтов, объединенных общностью социальных отношений, которые они регулируют.
Отрасли права:
1. Государственное или конституционное, регулирует государственное устройство страны, определяет порядок деятельности органов власти и управления, закрепляет права и обязанности граждан.
2. Уголовное право устанавливает преступность деяний человека, а также меру наказания за них.
3. Административное право регулирует отношения, когда один из учатсников наделен властными полномочиями.
4. Гражданское право регулирует имущественные, а также личные неимущественные отношения.
5. Трудовое право устанавливает отношения работника и работодателя.
6. Семейное право регулирует брачно-родительские отношения, то есть отношения между женщиной и мужчиной при вступлении в брак, разводе и в процессе семейной жизни.
7. Процессуальное право следит за порядком расследования преступлений и разрешает уголовное и гражданские дела.
8. Муниципальное регулирует отношения органов местного самоуправления.
9. Налоговое – правила взимания налогов.
10. Предпринимательское – определяет правила экономической деятельности предпринимателей.
11. Компьютерное
12. Потребительское
13. Экологическое.
Признаки норм права:
Нормативный характер (наличие определенных норм, правил поведения)
Обязательность исполнения
Д/з: §9-10, определения право, правовая норма, институт права, отрасль права, правовая культура личности. + в печатной тетради выполнить задания к параграфам.
Закон и власть.
Закон– это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.
К признакам закона относятся следующие:
- он принимается только органом законодательной власти или референдумом;
- порядок его подготовки и издания определяется Конституцией РФ и Регламентами палат Федерального Собрания РФ;
- в идеале он должен выражать волю и интересы народа;
- он обладает высшей юридической силой и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;
- он регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.
Выделяют следующие виды нормативных актов.
- Законы — нормативные правовые акты, обладающие высшей юридической силой:
o Конституция РФ — основной закон;
o федеральные конституционные законы — регулируют вопросы, связанные с избранием, полномочиями и деятельностью высших органов власти РФ;
o федеральные законы (текущие и кодифицированные — кодексы);
o региональные законы.
- Подзаконные акты — указы Президента, постановления и распоряжения Правительства, министерств и ведомств, местных органов власти:
o общие —распространяются на всю территорию государства;
o ведомственные — директивы министерств и ведомств;
o местные — постановления и распоряжения региональных и местных органов власти.
Поскольку закон — это акт, принятый в особом порядке, следует обратить внимание на процесс создания закона, т.е. законотворческий процесс . Он включает в себя несколько последовательных этапов.
- Законодательная инициатива — официальное предложение от управомоченных лиц или государственных органов (депутаты, президент, правительство) принять тот или иной нормативный правовой акт путем внесения в законодательный орган законопроектов, подлежащих обязательному рассмотрению.
- Обсуждение законопроекта — осуществляется в правотворческом органе, как правило, в нескольких чтениях.
- Принятие закона — происходит на заседании законодательного органа путем подачи голосов «за» или «против».
- Опубликование (промульгация) закона