Гомеровские поэмы как образец эпопеи. Гекзаметр.

Гомеровский поэмы являются примером греческого героического эпоса. Основаны они на мифе и фольклоре, на понимании те людей действительности, они отображают тот мир, который видим всеми. Кроме того, гомеровские поэмы являются основой греков, его авторитет был непререкаем, Аристотель считает его поэмы проверенным источником информации. Ауэрбах даже сравнивает Библию и поэмы Гомеры. Он говорит, что в его поэмах все внешне и понятно, закончено и раскрыто, в то время как в Библии все непонятно, иносказательно. Гомеровские поэмы изображают мир во всех его проявлениях. Как есть в мире, как течет время, так его и дает Гомер, мы прослеживаем, что всходит Эос, куда и как идет Одиссей во всех подробностях, тогда как в священном писании нам дается лишь самая суть, сентенция, причем имеющая неявный смысл. Это связано с тем, что у Гомера нет разделения труда, так Одиссей интересуется, и как корабли строить, и как косить траву. Ахиллес не только блестящий воин, но умеет играть на лире. В его поэмах художественное дается вместе с бытовым и религиозным и другими слоями. Это возможно именно при эпическом построении текста. То есть эпос имеет цель именно описание, причем каждое описание. Он запечатлевает в себе множество событий и явлений, в этом его суть.

Именно от поэм Гомера идет понимание эпопеи. Во-первых, Гомер пишет о возвышенном, славном, великом. Не зря его эпос героический. Он восхваляет своих героев, придавая им качества, усиленные гиперболой. Он ставит их в пример, сам восхищается поэмой. А также изображаются события важные и переломные для всей Эллады, потому что все народы участвуют в войне. Гомер говорит о прошедшем, давно минувшем, то есть он смотрит издалека и старается быть наиболее объективным, только из его эпитетов мы узнаем мнение автора.

Гекзаметр – это метр из шести стихов. Наиболее распространенным был в античности. Возникает не позднее 8 века, и его образцом являются поэмы Гомера. Именно после его поэм гекзаметр становится размеров многих античных поэтов. Аристотель называет его самым устойчивым и веским. Именно Гомер придумывает гекзаметр, так как раньше эпос существовал в устной форме, а в ритмической его легче запомнить. Написано белым стихом, так как рифму изобрели только в 11 веке нашей эры. Рифма у него есть внутренняя и в форме аллитераций.

Гомер как исторический источник.

Во-первых, Гомер пишет о реальных исторических событиях, поэтому многие описания действий и предметов быта позволяют археологам легче соотносить свои находки с определенным временем. Изначально, считалось, что Троянская война – миф, но Шлиман в 19 веке открыл Илион. В процессе раскопок были найдены некоторые вещи, описанные в «Илиале», например кубок Нестора или кинжал и шлем, которые есть на страницах поэм.

Однако Гомер неточно описывает некоторые моменты, например описание дворца Алкеноя не имеет ничего общего с реальным дворцом на Крите. То же самое можно сказать о колесницах, которые использовали греки в то время. Гомер не знает, для чего они служат, поэтому пишет, что воины на колесницах подъезжали к стану противников, спрыгивали и дрались на земле, а вообще-то колесницы – это восточное изобретение, и использовалось для того, чтобы разрушить строй врага и дискредитировать дротиками и стрелами. До Гомера факты дошли в фольклоре, поэтому они много искажались и преувеличивались в поэтическом значении. Поэтому с поэмами как историческим источником нужно обходиться аккуратнее.

Список кораблей очень многое значит для археологов. Только 2/3 составляют те, что пришли с мифом, остальная треть – корабли, которые были при Гомере. И вообще Гомер очень многое заимствует из своей эпохи, а по-другому быть и не может, потому что любой автор опирается на свой личный опыт. Какие-то элементы всегда будут например, они часто встречаются в его сравнениях. Например, при Гомере трупы сжигали, а во время Троянской войны это еще было не принято, однако то, что неизвестно Гомеру, он заполняет своими личными знаниями.

Античные писатели о Гомере.

Гомер для античного человека значил очень много. Вся система образования была построена на изучении поэм Гомера. Его произведения знали наизусть многие, отрывками - все. Создавались поэма в подражание или в качестве соревнования с «Илиадой» и «Одиссеей». Таковыми является «Аргонавтика» Аполлония Родосского, а также в Римской литературе «Энеида» Вергилия.

Однако не все писатели отзывались так лестно о Гомере, что объясняется временем и изменением мировоззрения. Платон считал недопустимым очеловечивание богов, какие есть они в поэмах Гомера. Боги для него идеальны, делают только добро, а психологии и характера у них быть не могло. Также создатель идеального государства не принимал Гомера, так как считал, что красота жизни намного прекраснее красоты искусства. Он рассматривает красоту как природу, а фантазировать значит искажать. А Гомер для него не возвышенный, а привирающий и искажающий действительность.

Его ученик Аристотель наоборот, восхищался Гомером как образцом, изучая эпос, берет в пример именно Гомера. Он выделяет черты, опираясь на его произведения. Берет примеры для научных и политических исследований.

Считает его величайшим поэтом и мудрейшим человеком.

Наши рекомендации