Гомеровский вопрос» и его состояние в настоящее время. Аристотель о Гомере.
В античное время Гомер непререкаемым авторитетом, его произведения считались Библией для греков, ему присваивались многие другие произведения, до нас дошел цикл стихотворений под его именем. Ему также приписывалась поэма о герое-дурачке «Маргит». О личности Гомера мы знаем очень мало, нам не известно его годов жизни, мы не знаем точно его родной город, хотя утверждаем, что жил в «Ионии». О нем многие писали фантастическое, будто бы он был сыном бога, был знаком с героями Троянской войны. Также есть сведения, что имя Гомер вовсе не имя, а на малоазийском языке в Греции это значило слепец. Однако уже античные ученые видели разницу между стилем «Илиады» и «Одиссеи», это объясняли разным возрастом написания произведений, что «Одиссея» более позднее. Также античные ученые видели множество ошибок и несоответствий в тексте поэм, что объясняли тем, что текст искажался при переписывании. Также они считали причиной то, что при Писистрате были сделаны редакционные изменения в тексте, как похвала Афинам.
До 16 века никаких изменений в таком взгляде не было только в 17 веке аббат д’Обиньяк говорил, что текст поэм так неоднороден, что нет четкой композиции, не выражен главный герой, откуда делал вывод, что поэмы состоят из множества разных песен, которые написал не один Гомер, а множество маленьких гомеров.
В 17 веке появляется первое научное пояснение к Гомеру Фридриха-Августа Вольфа в «Введении к Гомеру». Он пишет свой труд в то время, когда Гомера считали истинным народным поэт, и он опровергает авторство Гомера, по нескольким аргументам: 1) Письменности во время Троянской войны и жизни Гомера не было, а она появилась лишь в 7-6 веках до нашей эры, 2) Первая редакция была при Писистрате, 3) В тексте есть множество недочетов и несоответствий. Он считал, что поэма создана многими певцами, а при Писистрате объединена в целое, поэтому много ошибок в тексте. Шлегель позднее обобщает, что поэмы – результат коллективного творчества народа. Так рождается два лагеря, вторым из них были унитарии. Они считали, что каждая поэма имеет одного автора, а ошибки объясняются многими искажениями при переписке текстов и влиянием Писистрата.
Позднее, в 19 веке, обнаруживается, что первый и второй аргументы Вольфа не действительны, потому что письменность в Троянскую войну существовала, а также существовали записи поэм и до Писистрата. Тогда вольфранцы разделяются на два направления: одни считали, что поэма состоит из многих песен, то ли из маленьких эпических песен, которые могли существовать без начала и конца, потому что и все знали, то ли из нескольких средних поэм, которые при Писистрате были объединены. Так «Илиада» состояла бы из 18 песен, а «Одиссея» из 4 (2 об Одиссее, 1 о Телемахе, 1 о возвращении на Итаку). Другие же считали, что настоящие поэмы сложились в 6 веке нашей эры, когда закончилось приростание сюжета к ядру, пра-Илиаде и пра-Одиссее.
На данный момент мы точно знаем, что поэмы не могут состоять из множества не имеющих композиции песен, потому что такие песни бы не закрепились. Также не может состоять «Одиссея» из 4 поэм, так как они взаимосвязаны на общем сюжете, закрученном на Телемахе. А «Илиада» имеет завершенную композицию, начинается гневом Ахилла и заканчивается, иначе была бы полностью вся война или хотя бы завершение смертью Ахилла. Также мы точно можем сказать, что поэмы имеют несколько слоев, так как были сохранены в устном творчестве, то сохранились многие события и отражения других эпох и народов. А также, что Гомер при создании поэм должен был переработать большое количество материала, заставить его служить своей идее, поэтому есть много недочетов в поэме. Сейчас идет борьба между вольфианцами, которые считают, что поэмы возникли в результате наслоения сюжета к ядру, и унитариями, которые видят, что у каждой поэмы есть один автор, а ошибки возникли в результате различных переписываний поэмы.
Аристотель считал Гомера идеальным и часто ссылался на его поэмы. При сравнении эпоса и трагедии он говорит, что Гомер смотрит на действия отстраненно, что объясняет взглядом в прошлое, а также говорит, что он изображает персонажей лучшими, идеальными. Потому что у него героический эпос, а трагедия худшими. Он говорит, что произведения Гомера органичны, а не искусственны, как многие другие произведения, он считает его мудрым и даже точно мудрым. Гомер для него величайший поэт, образец для подражания.