Изучение чтения в библиотеках. Программа «Читающая Россия»

Общие характеристики современного состояния библиотек в США, Великобритании, Германии, Франции.

Спад в экономике США, ознаменовавший начало первого глобального кризиса XXI

века, наметился в декабре 2007 г., привел к увеличению безработицы, уровень которой поднялся до 10%. Если с 2004 г. имел место постоянный рост библиотечных бюджетов, то уже в 2008 г. положение многих библиотек заметно ухудшилось. Негативные изменения сказываются на всех сторонах их деятельности, заставляя сокращать время работы и объем услуг, закрывать филиалы, урезать расходы на комплектование, увольнять или переводить на неполную рабочую неделю сотрудников, замораживать вакансии и заработную плату,

сворачивать культурно-просветительные программы, откладывать закупку мебели и оборудования, отказываться от ремонта, экономить на уборке помещений и благоустройстве территории. Библиотеки, услуги которых не считаются жизненно необходимыми, больше других будут страдать от нехватки средств, пока в глазах общества важность просвещения и культуры не сравнится с важностью базовых потребностей в здравоохранении и безопасности.

В ряде населенных пунктов органы самоуправления и библиотечные советы выносили

решение о закрытии филиалов публичных библиотек. Подобные попытки обычно

вызывают протесты общественности, и в нескольких получивших широкий резонанс

случаях населению удалось отстоять свои библиотеки. В гг. Омаха (шт. Небраска) и

Питтсбург (шт. Пенсильвания) для сохранения филиалов пришлось использовать

резервные правительственные фонды и устраивать кампании по сбору дополнительных

средств.

О востребованности библиотек и признании их социальной значимости

свидетельствуют итоги ряда статистических исследований последних лет, обобщенные в

отчете Американской библиотечной ассоциации (АБА) «Состояние американских

библиотек в 2010 г.»

97% граждан США живут в районах, обслуживаемых публичными библиотеками,

число которых превышает 16,5 тыс. (включая филиалы). Почти все американцы (96%),

даже не являющиеся регулярными пользователями, считают, что библиотеки повышают

качество жизни и способствуют самореализации членов общества.

92% опрошенных американцев считают, что потребность в библиотеках сохранится и в будущем, несмотря на растущую доступность информации в Интернете.

Публичные библиотеки являются центрами своих сообществ и объединяют их жителей. В них обучают грамотности, в том числе информационной, помогают людям, для которых английский язык не является родным. Они участвуют в решении актуальной задачи непрерывного образования в течение всей жизни, способствуют социальному выравниванию, оказывая поддержку всему населению вне зависимости от имущественного статуса и этнической принадлежности.

Тенденции современного книгоиздания в Европе.

1. Сокращение интереса к бумажным книгам как результат повышения популярности цифровых носителей текста.

2. Перепроизводство печатных изданий.

3. Монополизации издательского рынка.

4. Развитие крупных европейских игроков в издательской сфере: Великобритания, Германия, Франция.

5. Тенденция отчетливого расслоения между крупными издательствами и множеством малых и средних издательств в Европе.

Современное книгоиздание в Великобритании.

Великобритания занимает первое место в Европе по выпуску книг, числу названий и тиражам.

Книгоиздание Германии.

3 место в Европе по объёму книжного производства.

Изучение чтения в библиотеках. Программа «Читающая Россия»

История изучения читателя имеет особое значение в работе библиотек, поскольку в ней (истории) отразился процесс зарождения и развития нового направления. В науку читателеведение сформировалось во второй половине XX в. и значительно обогатило достижения книговедения.

Система «книга — читатель», как ядро современной научной мо­дели книговедения, основана на подходе, который возник в начальной стадии изучения читателей и был обусловлен необходимостью анализа духовной жизни личности в социуме.

Изучение читателей в России началось гораздо раньше, чем за рубежом. Начало связывают с 50—60 годами XIX века. Передовая общественность России занялась просветительской работой в народе, а вопрос о читателе был выдвинут прогрессивными педагогами. В то время Н. Г. Чернышевский ежегодно публиковал «Сведения о числе подписчиков на журнал «Современник» по губерниям и городам», а затем на основании этой статистики «любви к чтению» делал выводы о влиянии идей, отраженных в журнальной литературе, на интерес читателей к журналу.

Ценными публикациями тех лет являются, кроме трудов X. Д. Алчевской, работы Н. Корфа, А. Мичурина, В. Орлова, Д. Шаховского, М. Ледерле и др. Особое место в истории изучения читателей занимают работы Н.А. Рубакина. Прежде всего он поставил на новую основу проблемы отношений: читатель — писатель; писатель — читатель — книга. Н. А. Рубакин поставил вопрос об изучении читателя, хотя прежде было принято изучать, главным образом, личность и психологию писателя.

Кроме того, сам он изучал интересы и желания читателей с учетом социально-экономического положения и психологическим типом читающего, составлял для них индивидуальные и массовые программы чтения. В результате была создана научная теория, изучающая психологию читателя и книги, читателя и автора. Иначе говоря, H. А. Рубакин первый во всем мире попытался поставить на научную основу проблему воздействия книги на читателя.

В труде «Этюды о русской читающей публике» он выдвинул идею изучения читателей, принцип подбора подходящих книг на ос­новании определения психического типа читающего, изучения его жизненных условий, классового и экономического положения и т. д.

Созданная позже Н.А. Рубакиным библиопсихология — это наука о читателе, чтении, авторе и книге. Она явилась результатом экспериментальных наблюдений и обработки фактического материала.

С 1995 года Российская национальная библиотека (РНБ) осуществляет исследовательский проект "Чтение в библиотеках России". Цель проекта - изучение чтения в библиотеках российской провинции. Основное внимание уделяется выявлению репертуара библиотечного чтения и читательских предпочтений, анализу чтения художественной литературы, читательской судьбе конкретных тематических пластов литературы, отдельных жанров, авторов, произведений. Исследование носит продолжающийся характер и рассчитано на ряд лет с целью постоянного наблюдения за репертуаром чтения и читательским спросом.

В 1995 году исследование было начато группой работы с читателями научно-методического отдела РНБ С 2004 г. исследование осуществляется Центром чтения Российской национальной библиотеки, в который преобразовалась группа.

В ходе проведения исследования используется комплекс библиотековедческих, социологических и статистических методов сбора и анализа информации. Среди них анкетные и экспертные опросы, интервью, анализ читательских формуляров, анализ книжных формуляров, вторичный анализ ранее проведенных исследований, сбор и анализ статистических данных, характеризующих работу библиотек, архивный поиск документов по истории библиотек.

Создана постоянно обновляющаяся компьютерная база данных, позволяющая вести многоаспектный поиск различной информации о спросе на литературу, книговыдаче, читателях. Практическая направленность исследования дает возможность использовать его результаты не только библиотечным работникам, но и представляет интерес для книгоиздателей, критиков, литературоведов, писателей - всех тех, кого интересуют проблемы чтения и издания литературы.

С целью поддержки чтения в июне 2016 г. была создана специальная программа поддержки библиотек "Читающая Россия"

Цель программы: поддержка библиотек в небольших городах и селах.

Участники: публичные библиотеки в населенных пунктах до 10 тыс. жителей.

Жюри: в состав жюри входят: представитель Фонда, преподаватели, журналисты, а также представители бизнеса. По завершении конкурса члены жюри отбирают работы для публикации в СМИ, а также для участия в различных мероприятиях фонда «Созидание».

Все авторские права на присланные работы и фотоснимки передаются благотворительному фонду «Созидание». Данный проект не является коммерческим.

Наши рекомендации