Понятие «культурное наследие».
Изучение и использование культурного и природного наследия: социокультурные основания и смыслы. Музеефикация как способ сохранения и актуализации культурного и природного наследия.
Понятие «культурное наследие».
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ, культурное-историческое наследие, историко-культурное наследие, одно из ключевых понятий соврем, культурологии и памятниковедения.
Под К. н. понимают:
I) совокупность связей, отношений и результатов духовной деятельности прошлых историч. эпох;
2) совокупность объектов окружающего человека мира, признаваемых на основе культурного опыта человечества и его предпочтений культурными ценностями.
В наст, время внимание учёных всё более привлекает рассмотрение состава ценностных объектов, его составляющих: пам., источники знания, средства общения и воспитания, произв. иск-ва, философ, и полит. идеи (системы), религ. системы, обычаи, традиции, достижения науки и техники и т.п.
К. н. — ценностная категория, включающая в себя всё богатство предшествующего культурного опыта человечества. Его объём находится в прямой зависимости от достигнутого уровня развития культуры.
Подходы к изучению и принципы классификации. Типы, виды и категории культурного наследия.
Конвенция о всемирном культурном наследии (Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, ЮНЕСКО, 1972)):
Культурное наследие:
- памятники: произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи;
- ансамбли: группы изолированных или объединенных строений, архитектура, единство или связь с пейзажем которых представляют выдающуюся универсальную ценность;
- достопримечательные места: произведения человека или совместные творения человека и природы.
природное наследие:
- природные памятники
- геологические и физиографические образования
- природные достопримечательные места или строго ограниченные природные зоны
2. все материальные свидетельства человека (с сер. 1950-х)
Понятия фольклорное, научное, индустриальное наследие постепенно объединялись в единое понятие наследия.
3. появление термина «нематериальное наследие» (2003 – конвенция юнеско). Оно происходит из стран Азии (в особенности Японии и Кореи) и основывается на следующей идее: чтобы передача была эффективной, она должна производиться самими носителями ,из чего возникло понятие «живые сокровища человечества».
Угрозы культурному и природному наследию.
Война
Природные катаклизмы
Халатное отношение
Использование не по назначению
Объекты и субъекты охраны.
Объекты – памятники обладающие материальностью
Субъекты – люди, носители нематериального наследия
Проблемы охраны культурного наследия в современном мире.
Терроризм – Сирия (казнь Халеда Асаада, знаменитого археолога, хранителя Пальмиры)
Аксиология объектов культурного наследия.
Проблемы аутентичности объектов культурного наследия.
Использование
Окружение объекта наследия (его среда)
Реконструкция и реставрация
На какой период восстанавливать
ð Создание цифровых 3d моделей.
Музеефикация как способ сохранения и актуализации культурного и природного наследия.
Перенесение предмета в музей
Музей как место культурного наследия
Возможности и границы использования недвижимых памятников истории и культуры в музейных целях. Обобщение информации об этой категории памятников и подготовка их к включению в экспозиционный ансамбль или к самостоятельному показу.
Воссоздание атмосферы – создание тематико-функциональных моделей показа (скансены).
Методология, методика и этапы музеефикации памятников истории и культуры, археологии, науки и техники, промышленности.
1) Выявление памятника (экспертное заключение о значимости)
2) Состояние объекты – требует ли он реставрации или консервации.
3) Создание концепции показа: что восстанавливать, как, на какой период, что будет представлено
Изучение и использование культурного и природного наследия: социокультурные основания и смыслы. Музеефикация как способ сохранения и актуализации культурного и природного наследия.
Понятие «культурное наследие».
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ, культурное-историческое наследие, историко-культурное наследие, одно из ключевых понятий соврем, культурологии и памятниковедения.
Под К. н. понимают:
I) совокупность связей, отношений и результатов духовной деятельности прошлых историч. эпох;
2) совокупность объектов окружающего человека мира, признаваемых на основе культурного опыта человечества и его предпочтений культурными ценностями.
В наст, время внимание учёных всё более привлекает рассмотрение состава ценностных объектов, его составляющих: пам., источники знания, средства общения и воспитания, произв. иск-ва, философ, и полит. идеи (системы), религ. системы, обычаи, традиции, достижения науки и техники и т.п.
К. н. — ценностная категория, включающая в себя всё богатство предшествующего культурного опыта человечества. Его объём находится в прямой зависимости от достигнутого уровня развития культуры.