Работы по исследовательской деятельности в старшей группе
1 неделя | 3 неделя | |||
октябрь | 1. «Что такое природа? Её компо- ненты и их взаимосвязь» Цель: Познакомить с тем, что в природе все взаимосвязано между собой, как звенья в цепочке. Природа живая и неживая. (Путешествие с девочкой Гармонией) | 2. «Значение природы в жизни человека. Экосистемы». Цель: Учить понимать значение природы в жизни человека, формировать бережное отношение к окружающему миру. Знакомство с экосистемами. (« Природа знает лучше»), (путешествие с Гармонией) | ||
ноябрь | 1. « Воздух. Его свойства и роль в жизни человека» Цель: Познакомить со значением воздуха в жизни человека, его свойствами. Воспитывать отрицательное отношение к факторам, загрязняющим воздух. Экспериментирование. («Путешествие с Воздушным Пузырьком в страну Голубого Неба») | 2. «Мы – ветры: Знакомство с ветром, как движением воздуха». Цель: Через экспериментирование дать понять, что ветер-движение воздуха. Причины его возникновения. (« путешествие с Воздушным Пузырьком в страну Голубого Неба») | ||
декабрь | 1. «Вода в жизни человека. Агрегатные состояния воды». Цель: Познакомить с различным состояниями воды (лед, вода, пар); круговорот воды в природе. Использование и необходимость экономии воды человеком. Экспериментирование. («Путешествие с капелькой в Мир Воды»). | 2. «Какой бывает вода. Знакомство со свойствами воды» Цель: Через экспериментирование познакомить со свойствами воды (вода таит в себе много неизвестного) («Путешествие с капелькой в мир Воды») | ||
Январь | 1. Звуки вокруг нас. Как услышать звук. Как «спрятать» звук?» Цель:дать представление о том, что мир вокруг нас полон звуков, через экспериментирование подвести детей к пониманию причины возникновения звуков. Возможность усиления и приглушения звуков | 2. «Почему мы слышим? Изготовление телефона» Цель: Познакомить с органами слуха человека и некоторых животных. Правила бережного отношения к слуху. Изготовление «телефона» (через игру подвести к выводу, что звучит все что дрожит и вибрирует). | ||
Февраль | 7. « Солнце-источник света и тепла. Смена дня и ночи» Цель: Знакомство с ролью света в жизни растений, влияние солнца на наше здоровье («хорошо - плохо»). Установление причины смены дня и ночи («Где ночует солнышко») | 8. 2. «Знакомство с оптическими явлениями. Что такое тень?» 9. Цель:Познакомить детей с оптическими явлениями, учить самостоятельно в ходе экспериментирования получать спектр (радугу). Проведя опыты, понять, что такое тень. 10. (Путешествие с Солнечным Лучиком). | ||
Март | 1. «Песок и глина вокруг нас». Цель: Познакомить детей с природными ископаемыми родного края (песок, глина), их свойствами. Воспитывать бережное отношение к сделанным из них предметам. | 2. « Использование песка и глины человеком в зависимости от их свойств». Творческие задания на закрепление опытов. (свойства). Цель: Закреплять свойства глины и песка через творческие задания, установить связь использования человеком и свойствами. | ||
Апрель | 1. 1. «Магнит и его свойства». 2. Цель: Ознакомление детей с магнитом и его свойствами. В ходе эксперимента убедиться, что не все металлы притягиваются. 3. Воспитывать интерес к магнитным явлениям, желание самостоятельно экспериментировать с ним. | 2 «Компас. Что это такое? Определение сторон света» Цель:Дать понятие, что такое компас? (Устройство, похожее на часы, показывающие направление сторон света.) Учить ориентироваться с помощью компаса и без него. | ||
Май | 1. «Вода и наше здоровье. Охрана воды» | 2. «Охрана воздуха. Чистый воздух и наше здоровье». | 3.« Роль солнца в жизни человека. Солнце и наше здоровье». | 4.»Жизнь в дружбе с природой» (рациональное использование природы человеком) |
Цель: Обобщение знаний, полученных в процессе обучения по блокам. Отношения современного человека с природой. Природа – «дом» человека. Как жить в дружбе с природой (легенда о сосуде Пандоры). | ||||
Рекомендации для воспитателей по оснащению
уголка самостоятельной деятельности
Блок | Тема | Оснащение уголка |
Песок, глина, камни | Знакомство с песком и глиной | Стаканчики (различные емкости), в том числе с водой; совочки, ложечки, лупы, образцы песка, глины, листы белой бумаги, палочки. |
Такой разный песок | Образцы речного, морского, пустынного и других видов песка в прозрачных емкостях, лупы. | |
Откуда берется песок | Камни, из которых при трении сыплется песок (песчаник) , листы бумаги, лупы. | |
Кто живет в песчаном доме | Песок, фотографии животных песчаных пустынь, и морских пляжей (пескорой, песчанка, ящерица, змея, антилопа, тушканчик, фенёк, верблюд, черепаха), макет пустыни. | |
Для чего человеку песок и глина. | Песок, глина, глиняная посуда, игрушки, вода, кусочки кирпичей, песочные часы, воронки; образцы асфальта, бетона, керамики, стекла, резины, пластмассы; разнообразные стеклянные предметы (не забывать о безопасности детей). | |
Какими бывают камешки | Коллекция камней, мисочки с водой, лупы. | |
Камни из растений и животных | Мел, известняк, жемчуг, янтарь, каменный уголь, разные раковины, кораллы; рисунки папоротников, хвощей, устриц, лупы. | |
Знакомимся с магнитами | Различные магниты, магнитная азбука, емкости м водой, компасы; предметы, притягивающие и не притягивающий (стальные, железные, алюминиевые, пенопласт и др.) игра с магнитами «Рыбалка» | |
Что такое горы | Географическая (физическая) карта или глобус, фотографии с изображением гор, вулканов. | |
Почему разрушаются горы | Лупы, камни | |
Дымящие горы | Фотографии вулканов, макет горного ландшафта, кусочки пемзы, туфа. | |
Эти таинственные пещеры | Фотографии пещер, сталактитов, книги о них; мелкие камешки, пластилин; фотографии летучих мышей и других обитателей подземных лабиринтов. | |
Кто живет в горах | Глобус, физические карты мира и России; фотографии гор, горных животных и растений(як, горный козел, снежный барс, сеноставки, сурки; орлы, грифы, кондоры; эдельвейс). | |
Как человек использует камни | Фотографии домов, памятников. | |
Декоративные и драгоценные камни | Картинки с изображением камней. Драгоценными камнями считаются сапфиры, алмазы, изумруды, рубины. Полудрагоценными - янтарь, аметист, гранит, аквамарин, топаз, опал, турмалин, кораллы, жемчуг и др. Иллюстрации к сказкам П. Бажова «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы» и др. | |
Подземная кладовая | Образцы (картинки) : каменный уголь, различные виды соли, нефть, торф, железная руда, щебень, железо и сделанные из них предметы. | |
Мы - древние люди | Иллюстрации (макеты) древнего жилища, охотников, очага, посуды игрушек |