Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества

Виды труда:

- навыки культуры быта (труд по самообслуживанию);

- ознакомление с трудом взрослых;

- хозяйственно-бытовой труд (содружество взрослого и ребенка, совместная деятельность);

- труд в природе;

- ручной труд (мотивация – сделать приятное взрослому, другу-ровеснику, младшему ребенку).

Типы организаций труда детей:

1. Индивидуальный труд.

2. Труд рядом.

3. Общий труд.

4. Совместный труд.

Задачи трудовой деятельности:

1. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

2. Становление самостоятельности целенаправленности и саморегуляции собственных действий.


Содержание трудовой деятельности
2-3 года 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет.
· · знакомство с трудом взрослых в д/с (пом.воспи-ля, м/с, шофер, дворник, повар) · знакомство с трудом родных · уточнение представлений о содержании работы сотрудников д/с (прачка, швея); города (строитель, уборщик мусора) и др. · расширяются представления о труде других людей по месту проживания (родные, завод, труд на селе и т.д.) · уточнении и расширение знаний о труде людей в городе и селе (хлебороб, животновод, строитель, люди транспортных профессий и т.д. ) · расширять представления о труде строителей, работников с/хоз-ва, промышленности и транспорте, дать понятия о школе и библиотеке
  Беседа, наблюдение Беседа, наблюдение Беседы, экскурсии Беседы, экскурсии
самообслуживание · формировать навыки сам-но одеваться и раздеваться; аккуратно складывать одежду; застегивать молнию, пуговицы, завязывать шнурки, помогать друг другу · учить пользоваться предметами индивидуального назначения (расческой, носовым платком) · закреплять умение правильно мыть руки, насухо их вытирать; · есть самостоятельно и аккуратно, бесшумно пережевывать пищу; · правильно пользоваться чашкой, ложкой, салфетками хозяйственно-бытовой труд · совместная деятельность со взрослым: -протереть стол; -прибрать игрушки; · начать формирование умений, необходимых для дежурства по столовой: -расставить салфетницы (без салфеток); -хлебницы (без хлеба)   самообслуживание · формировать навыки сам-но одеваться и раздеваться в определенной последовательности; · закреплять умение правильно мыть руки с мылом, насухо их вытирать; · постоянно следить за чистотой рук, мыть лицо, насухо его вытирать; · обучать аккуратно пользоваться туалетом: туалетной бумагой, спускать воду из бачка для слива, быть опрятными; · есть самостоятельно и аккуратно, бесшумно пережевывать пищу; · пользоваться ложкой, салфетками, полоскать рот питьевой водой. хозяйственно-бытовой труд · приучать к выполнению элементарных поручений: -убирать листья на участке; -смести снег со ступенек веранды, скамеек и т.д. · со 2-го полугодия разрешается дежурство по столовой: -расставлять салфетницы; хлебницы, -раскладывать ложки; -расставлять тарелки Дети дежурят за теми столами, за которыми сидят и должны быть в «униформе» Труд в природе · восп-ть желание ухаживать за животными и растениями в д/с (протирают крупные листья растений, поливают)   самообслуживание · совершенствовать умение сам-но одеваться и раздеваться в определенной последовательности, аккуратно чистить и вешать одежду · восп-ть стремление быть аккуратными: следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически; · приучать сохранять правильную позу за столом · сервировать два стола, (убирает посуду – кроме чашек - взрослый), · правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой. хозяйственно-бытовой труд · приучать сам-но поддерживать порядок в групповой комнате и на участке; · осваивать целостные трудовые процессы (моют игрушки, стирают кукольную одежду и т.д.) · выполнять обязанности дежурных по столовой: -сервировать свой стол: чашки с блюдцами, хлебницы, глубокие тарелки, салфетницы, ложки, вилки, ножи, -отнести за собой чашку в раковину (убирает остальную посуду взрослый) · по подготовке к занятиям (со второй половины года): -самостоятельно готовят места для занятия, убирают после окончания работы. Труд в природе · ответственно выполнять обязанности дежурного в уголке природы · выполнять трудовые пору-чения соответственно временам года: -в группе: помочь при пересадке растений, замене воды в аквариуме и т.д., - на участке: подкормке зимующих птиц, разбивка цветников, посев семян, поливка, рыхление почвы, сбор семян и т.д.; приводить в порядок исполь-зуемое оборудование (очищать, просушивать, относить в отведенное место) самообслуживание · закр-ть умение правильно и аккуратно складывать одежду, ухаживать за ней · хозяйственно-бытовой труд: · формирование навыков организации коллективной трудовой деятельности (выслушать задание, продумать план работы, готовить все необходимое, не мешать, помогать, закончить дело, просить помощь) · приучать сам-но поддерживать порядок в групповой комнате и на участке; · самостоятельно убирать постель после сна · самост-но выполнять обязанности дежурных по столовой (полностью сервировать стол, раздавать второе и третье –ягоды и фрукты-, убирать посуду после еды, подметать пол), · по подготовке к занятиям (готовят места для занятия, убирают после окончания работы, моют принадлежности) · освоение целостных трудовых процессов (мытье игрушек, стирка кукольной одежды и т.д.) Труд в природе · ответственно выполнять обязанности дежурного в уголке природы (поливать растения, рыхлить почву, мыть кормушки, готовить корм) · ответственно выпол-нять трудовые поручения соответственно временам года (вторичная перекопка земли на цветнике, посев семян, высадка рассады, рыхление, прополка, поливка клумб, сгребание снега, пересаживание цветущих растений в уголок природы, сбор семян, выкапывание клубней и луковиц и т.д.)     самообслуживание · продолжать формировать привычку к чистоте и порядку, потребность следить за внешним видом хозяйственно-бытовой труд · приучать сам-но поддерживать порядок в групповой комнате и на участке; · самост-но выпол-нять обязанности дежурных по столовой, по подготовке к занятиям; · форм-ть желание работать на общую пользу, производить мелкий ремонт книг, пособий, игрушек. Труд в природе · самост-но выполнять обязанности дежурных уголку природы · совершенствовать умения по уходу за цветами на участке (готовить землю к посадке, выкапывать луковицы и клубни, кормить зимующих птиц, собирать плоды и семена растений для их подкормки). Ручной труд.  
трудовые поручения трудовые поручения трудовые поручения, дежурства, коллективный (общий и совместный) труд трудовые поручения, дежурства, коллективный труд трудовые поручения, дежурства, коллективный труд






Содержание работы Формы работы
Непосредственно образовательная деятельность
Освоение некоторых видов ручного труда См. «Художественное творчество»
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
Выполнение процессов самообслуживания, отдельных видов хозяйственно-бытового труда и труда в природе. Совместные действия. Наблюдение. Игра. Поручение и задание. Дежурство. Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера. Проектная деятельность.
Формирование представления о труде взрослых Наблюдение. Чтение. Беседа. Рассматривание. Экскурсии.
Самостоятельная деятельность детей
Самообслуживание Во всех видах детской деятельности, в режимных моментах
Хозяйственно-бытовой труд Создание соответствующей предметно-развивающей среды.
Труд в природе

Наши рекомендации