Анализ социально-педагогической ситуации

К территории, закрепленной за МКОУ «Верхнеключевская СОШ» относятся деревни Борисова, Ипатова, Марай, села Верхнеключевское, Зырянка. В них проживают представители разных национальностей: русские, казахи, башкиры, удмурты, чуваши, армяне, грузины, молдаване и другие. Поэтому нашу школу можно назвать многонациональной. Для нашего педагогического коллектива важно не только формировать у школьников чувство гордости за свое национальное достояние, но и знакомить их с культурными традициями других народов, воспитывать благожелательное отношение к людям других национальностей, чувство уважения к обычаям, культуре разных народов. Работу по данному направлению осуществляет весь педагогический коллектив с учётом возрастных особенностей учащихся.

На первом уровне обучения в 1-4 классах цельювоспитательного процесса является помощь каждому ребенку в осознании неповторимости своей личности, а также личности каждого одноклассника, затем формирование и развитие чувства сплоченности классного коллектива, толерантных отношений между детьми, имеющими какие-либо различия (национальные, религиозные), формирование умения завершать конфликты справедливо, без насилия.

Используются следующие формы работы: классные часы («Моя семья», конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья», праздник для мам и девочек «Дорогие и любимые», родительские собрания. В этом учебном году проходил общешкольный праздник «Масленица», в котором участвовали дети разных национальностей.

В рамках регионального компонента несколько лет в школе изучается курс «Разговор о правильном питании». В конце учебного года проводятся районный и областной конкурсы по данному курсу. Семьи представляют проект и «Национальное блюдо» с привлечением родителей. Мамы и дети готовят блюда, рассказывают об их происхождении.

Также, начиная со 2 класса, в школе изучается курс «Моя малая Родина». На одном из занятий в этом учебном году в сентябре месяце в 3 классе изучали тему «Россия – многонациональная страна». Дети познакомились с разными национальностями, которые проживают на территории России и села, называли национальности своих родителей, бабушек и дедушек и оказалось, что в классе много метисов. Был сделан вывод: хотя в классе обучаются дети разных национальностей, но их всех объединяет одно общее: они все россияне. Закончилось занятие заключительным словом учителя быть терпимыми, уважать друг друга, любить людей и Родину.

С 2010 года Курганская область в составе 19 регионов Российской Федерации вступила в апробацию по изучению комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Начиная с 4 класса дети изучают данный курс по разным модулям. С 2013 года данный курс стал обязательным предметом для изучения в школе. В 2014-2015 учебном году родители учащихся 4 класса выбрали для изучения данного предмета следующие модули «Основы светской этики», «Основы мировых религиозных культур», «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры». Основы исламской культуры изучали 2 детей, основы православной культуры - 6. Воспитание культуры межнациональных отношений закладывается прежде всего в семье. На эту тему ежегодно выступает на классном родительском собрании отец Сергий, протоиерей Богоявленского монастыря с.Боровое, которого мы приглашаем. Изучение этого курса заканчивается общим занятием, на котором дети показывают презентации, рассказывают о своих национальных блюдах, праздниках.

На втором уровне образования с 5-9 классы целью является формирование личности, имеющей нравственные идеалы, исполненной достоинства и уважения к другим людям. Работа по развитию этнической толерантности проводится по 2 направлениям: урочная и внеурочная работа.

Хороший эффект в воспитании толерантности дают сочинения «Мой самый лучший друг»; работа в парах, в группах, составление кроссвордов, ребусов, подготовка развлекательных программ к праздникам, экскурсии, походы, спортивные соревнования, наведение порядка в классе.

Так в ходе изучения предметов истории и обществознании изучаются темы «Нации и межнациональные отношения», «Ты и твои товарищи», «Почему нужно быть терпимым». Рассматриваются не только теоретические вопросы, но и проводятся уроки-практикумы «Человек среди других людей», экскурсии в школьный музей, где представлены несколько отделов. Один из них «Русская изба». Курс «Географическое краеведение» преподает Табатчикова Т.В. Педагоги данных курсов дают большой теоретический материал для детей, изучая жизнь и быт зауральцев в разные периоды. В прошлом учебном году Табатчикова Т.В. с группой учащихся 8 класса посетили семью Кабжановых, которые гостеприимно приняли их, рассказали о традициях казахского народа, угостили национальными блюдами, показали национальные костюмы. Данный вид работы позволяет еще более сплотить учащихся и воспитывает терпимость и уважение к другому народу.

В результате такой работы дети учатся терпимо относиться к друг другу, в классе не бывает конфликтов на межнациональной основе, ребята сами стараются планировать, проводить внеклассные мероприятия. Все относятся друг другу с пониманием, принимают одноклассников такими, какие они есть.

Важную роль в решении вопроса межнациональных отношений может сыграть и детский лагерь.
Участники будут каждый день проживать жизнью какого-то народа. Каждый подобный день носит название «национальный день». Почти каждый день в лагере является национальным. Основной смысл национального дня заключается в том, что в этот день все участники лагеря должны почувствовать себя представителем данной национальности.Представляется, что возможность и желание больше узнать о культуре других народов, вчувствоваться, пережить глазами другого способствует развенчанию мифов и идей превосходства одной культуры над другой. Этой цели подчинена вся жизнь лагеря.

Таким образом, деятельность лагеря дневного пребывания "Вместе весело живется” направлена развитие культуры межнациональных отношений. Показатели её сформированности будут следующие: ребенок знает нормы и правила межнациональных отношений, способен их сформулировать; соблюдает нравственные нормы межнационального общения; неагрессивно и невраждебно реагирует на особенности людей других национальностей; имеет потребность утверждать на практике принципы бесконфликтных межнациональных отношений; способность противостоять проявлениям национализма.

Цели и задачи

Цель: формирование национального самосознания и развитие духовно-нравственных ценностей на основе изучения народных праздников, обрядов и традиций народов, проживающих на территории села и района.

Задачи программы:

1.Создать условия для полноценного отдыха, оздоровления детей, развития их внутреннего потенциала.

2. Приобщать к истокам культуры разных народов.

3. Содействовать формированию межличностных отношений, толерантности в разновозрастном коллективе.

4. Развивать творческие способности, художественный вкус на примерах духовных традиций разных народов.

5.Предоставлять ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.

Содержание воспитания

Программа лагеря дневного пребывания (далее ЛДП) «Вместе весело живется» рассчитана на временной отрезок в одну лагерную смену с 1 по 21 июня 2016 года. Она предполагает участие детей, обучающихся в данной школе, разных возрастных групп с 6,6 до 15 лет.

Программа будет реализовываться на базе МКОУ «Верхнеключевская СОШ» во взаимодействии с социокультурным пространством: сельская библиотека, дом культуры, центр русской культуры, школьный музей.

Реализация содержания воспитания осуществляется через проведение дней национальной культуры. Формирование духовно-нравственных и толерантных качеств является одним из основных направлений деятельности лагеря.

Подготовительный период

Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия ЛДП начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:

· проведение совещаний при директоре, общешкольного родительского собрания по подготовке к летнему отдыху;

· издание приказа по школе;

· составление и принятие программы ЛДП;

· подготовка методического материала для работников лагеря;

· отбор кадров для работы в ЛДП;

· составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.

Организационный период

Этот период занимает 2-3 дня.

Основной деятельностью этого этапа является:

· встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;

· запуск программы;

· формирование органов самоуправления;

· знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря;

· создание отрядов.

Основной период

Основной деятельностью этого этапа является:

· реализация основной идеи смены;

· вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;

· работа творческих мастерских, секций;

· проведение дней национальной культуры.

2. Заключительный период

Основной идеей этого этапа является:

· подведение итогов смены, анкетирование детей;

· выработка перспектив деятельности организации;

· анализ и демонстрация индивидуальных и групповых достижений;

На этом этапе подводятся итоги смены, награждаются победители в разных номинациях.

Выбор содержания форм, методов работы ведётся с учётом контингента детей, возможностей всех участников программы, её организаторов.

Наши рекомендации