Туризм в российской федерации
Курсовая работа
на тему Тенденции развития туристской индустрии в России
дисциплине Организация туристской индустрии
студента 2 курса, группы 25-Т,
специальности 43.02.10 Туризм
Исаева Рамазана Джаватхановича
Проверил: Соловьёва Н.В.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | |
1ТУРИЗМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ | |
1.1 Классификация туризма | |
1.2 Возникновение международного туризма в России | |
1.3 Особенности туризма в России | |
2 МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ | |
2.1 Наиболее привлекательные регионы России для международного туризма | |
2.2 Программы, направленные на улучшение развития международного туризма в России | |
3 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВЫЕЗДНОГО И ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ | |
3.1 Факторы, влияющие на развитие въездного и внутреннего туризма в РФ | |
3.2 Анализ туристского рынка в РФ | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | |
ПРИЛОЖЕНИЯ |
ВВЕДЕНИЕ
Приступая к написанию курсовой работы, хотелось бы отметить актуальность темы «Тенденции развития туристской индустрии в РФ».
Актуальность темы заключается в том, что туризм играет все более важную роль в мировой экономике, поэтому во многих странах мира эта отрасль глубоко рассматривается и бурно развивается.
Целью курсовой работы является рассмотрение тенденций развития туризма в Российской Федерации.
В России, в силу ряда причин, сфера туристской деятельности в сравнении со многими другими странами еще не получила должного развития. На долю России вместе со всеми странами СНГ приходится лишь 2% мирового туристского потока.
Большинство из различных определений туризма сводятся к тому, что туризм - это совокупность отношений, связей и явлений, сопровождающих поездку и пребывание людей в местах, не являющихся местами их постоянного или длительного проживания и не связанных с их трудовой деятельностью. Таким образом, любой вид туризма, так или иначе, несет в себе познавательно-развлекательные элементы, в отличие, например, от профессиональных поездок и экспедиций, основная цель которых - выполнение определенной работы.
Объектом курсовой работы является изучение шести видов туризма в системе его управления.
А именно:
1. Туризм с целью отдыха.
2. Туризм с целью изучения культуры.
3. Общественный туризм.
4. Спортивный туризм.
5. Экономический туризм.
6. Конгрессный туризм.
Задачами курсовой работы являются:
1. Теоретически рассмотреть тенденции развития туристской индустрии в РФ;
2. Исследовать международный туризм России на современном этапе;
3. Выявить проблемы развития выездного и внутреннего туризма в РФ.
Во введении определяются объект, предмет, цель и задачи работы.
В первом разделе теоретически рассматриваются тенденции развития туристской индустрии в РФ. Во втором разделе проводится анализ международного туризма России на современном этапе. В третьем разделе анализ проблемы развития выездного и внутреннего туризма в РФ. Теоретической базой курсовой работы послужили работы отечественных исследователей таких, как: Биржаков М.Б., Овчаров А.О., Александрова А.Ю., а также Федеральный Закон Российской Федерации «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» № 132-ФЗ от 24 ноября 1996 г.
ТУРИЗМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Классификация туризма
В настоящее время принято классифицировать туризм по ряду следующих критериев:
Таблица 1. Классификация туризма
Классификация туризма. | Краткая характеристика. |
По целям | маршрутно-познавательный; спортивно-оздорови-тельный; деловой и конгресс-туризм; курортный, лечебный; горнолыжный; фестивальный; охотничий; шоп-туризм; религиозный; учебный и др. |
По степени мобильности | передвижной; стационарный; смешанный |
По форме участия | индивидуальный; групповой; семейный |
По возрасту | зрелый; молодежный; детский; смешанный |
По продолжительности | однодневный; многодневный; транзитный |
По использованию ТС | автомобильный, железнодорожный; авиационный; водный; велосипедный; конный; комбинированный |
По сезонности | активный туристский сезон, межсезонье, несезон |
По географии | межконтинентальный, международный (межрегиональный), региональный, местный, приграничный |
По способу передвижения | пешеходный, с использованием традиционных транспортных средств, с использованием экзотических видов транспорта (канатная дорога, фуникулер, дирижабль, воздушный шар, дельтаплан) |
В качестве признака, позволяющего классифицировать путешествия по видам туризма, можно использовать мотивационные факторы. При такой классификации следует исходить из основного мотива, побудившего человека отправиться в поездку. Хотя мотивы не всегда определяются однозначно, все же можно выделить шесть видов туризма в системе его управления[1].
1. Туризм с целью отдыха.
Данный вид заключается в кратковременном или более продолжительном отдыхе с целью физического или психологического восстановления организма. Кроме того, к этой группе относится и курортный отдых, при котором для лечения или восстановления сил используются природные свойства почвы, климата и морской воды.
2. Туризм с целью изучения культуры.
Туризм, ориентированный на познание чужой культуры, подразделяется на познавательный и паломнический. Познавательный туризм характерен посещением исторических, культурных или географических достопримечательностей. Целью паломнического туризма является посещение мест, имеющих особое религиозное значение.
3. Общественный туризм.
Подразумевает путешествие с целью посещения родственников, знакомых, друзей, а также клубный туризм. Клубный туризм отличается тем, что путешествующие сознательно интегрируются в группы. Объединение в группы происходит при наличии интересующей людей развлекательной или спортивной программы.
4. Спортивный туризм.
К спортивному туризму относятся поездки с целью активного участия в спортивных мероприятиях, а также поездки, которые носят пассивный характер участия в спортивных соревнованиях.
5. Экономический туризм
Этот вид туризма объединяет людей, совершающих поездки из профессионального и коммерческого интереса: посещение бирж, выставок, ярмарок и т.д.
6. Конгрессный туризм.
Подразделяется на дипломатический туризм, участие в конгрессах, а также туризм, связанный с политическими событиями и мероприятиями.
Существует много возможностей, позволяющих выделить формы туризма по внешним критериям: по происхождению туристов, по организационной форме, по длительности пребывания в путешествии, по возрасту, по транспортным средствам, по времени года или сезону[2].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой было рассмотрено развитие туризма, начиная с его истоков.
В процессе написания работы были рассмотрены следующие этапы туристской индустрии:
· Место туризма в международных отношениях;
· Классификация туризма по различным критериям;
· Зарождение туризма в Российской Федерации;
· Раскрытие проблем продвижения туристской индустрии в Российской Федерации.
В заключении, по результатам написания работы, я подвел итог:
Как и любая другая сфера хозяйственной деятельности, индустрия туризма является весьма сложной системой, степень развития которой зависит от степени развития экономики страны в целом.
Цель политики развития сферы туризма на ближайшие годы состоит в формировании современного конкурентоспособного туристского комплекса, удовлетворяющего потребности как российских, так и иностранных граждан в туристских услугах, а также создающего условия для устойчивого развития туризма в России.
Для формирования современной стратегии продвижения туристского продукта на внутреннем и международном рынках следует предпринять:
- широкомасштабное проведение peклaмнo-инфopмaциoнной компaнии в средствах массовой информации в России и за рубежом;
- развитие выставочно-ярмарочной деятельности в сфере туризма, в тoм числе представление туристских возможностей страны единым российским национальным стендом;
- организация презентаций туристских возможностей России в странах, направляющих туристов в Россию;
- организации сети информационных центров для иностранных и российских туристов в местах прохождения наибольших туристских потоков;
- формирования современной статистики туризма.
В России туризм - развивающаяся отрасль. Во всех сферах туристической деятельности, как на уровне государственных структур, так и в области формирующегося турбизнеса, идет поиск новых форм работы, расширение сферы предложения и углубление его специализации.
Российским туристическим фирмам еще предстоит много работы над качеством и расценками на предлагаемые услуги. Им в помощь было принято Постановление «О лицензировании международной туристической деятельности», Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ» и другие нормативные акты.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
1.Федеральный Закон Российской Федерации «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» № 132-ФЗ от 24 ноября 1996 г. (с изменениями и дополнениями).
Учебная литература
1.Александрова А.Ю. Международный туризм (Аспект Пресс),2012.
2.Биржаков М.Б. «Введение в туризм.» – М., 2015.
3. Бутко И. И., Ситников Е. А., Ушаков Д. С. Туристический бизнес: основы организации. - Ростов н/Д.: Феникс, 2016.
4.Вахмистров В.П., Вахмистрова С.И. «Правовое обеспечение туризма»,2014.
5. Волков Ю.Ф. Введение в гостиничный и туристский бизнес. Ростов н/д.: Феникс, 2014.
6.Гуляев В. Г. Туризм: экономика и социальное развитие. - М.: Финансы и статистика, 2013.
7. Егоренков Л. И. Экология туризма и сервиса: учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2015.
8. Квартальнов В. А. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности. - М.: Финансы и статистика, 2015.
9.Колова И.А., Мартов Н.К «Стратегические проблемы развития туризма в России» - М., 2016.
10.Овчаров А.О. «Туристический комплекс России: тенденции, риски, перспективы» - М., 2014.
11. Тихонов А. В. От социологии менеджмента к социологии туризма // Социологические исследования. 2001 № 2.
Периодические издания
1.Можжевелов Н. И. Города Ярославской области.// Финансы.2015. №8.С.45
2.Поляков Е.А. Культура России//Культура России. 2015. №5.С.12
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А
Таблица 1. Сравнительная таблица показателей въезда иностранных граждан в российскую федерацию за 1 полугодие 2015 г и 1 полугодие 2016 г
Страны | Цели поездки | 2015 г. | 1 пол. 2015 г | 1 пол. 2016 г | Изменение численности иностранных граждан, въехавших в РФ за 1 пол. 2015г. по сравнению с 1 пол. 2016г. (%) |
Австралия | всего | 31 931 | 13 162 | 11 321 | -14 |
туризм | 22 429 | 8 825 | 7 119 | -19 | |
служебная | 5 749 | 2 818 | 2 510 | -11 | |
Великобритания | всего | 239 795 | 97 806 | 82 821 | -15 |
туризм | 150 910 | 55 192 | 42 235 | -23,5 | |
служебная | 63 214 | 31 142 | 30 533 | -2 | |
Германия | всего | 592 313 | 229 661 | 243 666 | |
туризм | 333 892 | 112 960 | 123 390 | ||
служебная | 78 993 | 81 219 | |||
Греция | всего | 39 130 | 14 732 | 13 883 | -6 |
туризм | 23 380 | 7 127 | 6 584 | -8 | |
служебная | 5 286 | 2 693 | 2 445 | -9 | |
Египет | всего | 9 983 | 4 138 | 4 927 | |
туризм | 1 915 | ||||
служебная | 2 760 | 1 205 | 1 450 | ||
Израиль | всего | 89 098 | 34 350 | 39 352 | |
туризм | 46 451 | 15 312 | 20 994 | ||
служебная | 13 336 | 6 959 | 6 382 | -8 | |
Испания | всего | 115 975 | 39 405 | 32 667 | -17 |
туризм | 95 070 | 30 275 | 21 958 | -27,5 | |
служебная | 10 316 | 4 887 | 5 748 | ||
Италия | всего | 190 862 | 85 219 | 77 587 | -9 |
туризм | 113 495 | 47 392 | 40 855 | -14 | |
служебная | 52 565 | 26 126 | 26 205 | 0,3 | |
Канада | всего | 59 537 | 20 209 | 17 442 | -14 |
туризм | 43 642 | 12 909 | 9 611 | -25,5 | |
служебная | 10 727 | 5 094 | 5 303 | ||
Китай | всего | 718 581 | 343 025 | 344 932 | 0,6 |
туризм | 115 870 | 29 777 | 51 951 | 74,5 | |
служебная | 195 158 | 100 088 | 98 144 | -2 | |
Куба | всего | 4 172 | 1 973 | 1 806 | -8,5 |
туризм | -18,5 | ||||
служебная | 1 578 | -21,5 | |||
Малайзия | всего | 11 844 | 4 948 | 6 261 | 26,5 |
туризм | 2 422 | 1 078 | 1 904 | ||
служебная | 1 604 | 6,5 | |||
Мальта | всего | 21 970 | 10 093 | 10 066 | -0,3 |
туризм | -23 | ||||
служебная | -36 | ||||
США | всего | 285 367 | 107 997 | 93 741 | -13 |
туризм | 183 293 | 60 005 | 46 004 | -23 | |
служебная | 62 430 | 29 984 | 30 189 | 0,7 | |
Таиланд | всего | 14 562 | 6 571 | 7 497 | |
туризм | 7 447 | 3 250 | 3 808 | ||
служебная | 1 251 | ||||
Турция | всего | 177 332 | 79 762 | 89 610 | |
туризм | 43 756 | 17 338 | 23 512 | ||
служебная | 73 306 | 35 235 | 35 709 | 1,3 | |
Франция | всего | 185 082 | 89 814 | 90 415 | 0,7 |
туризм | 94 176 | 46 292 | 42 501 | -8 | |
служебная | 55 228 | 27 027 | 29 847 | ||
Швейцария | всего | 47 421 | 18 994 | 18 902 | -0,5 |
туризм | 26 247 | 8 823 | 8 744 | -0,6 | |
служебная | 11 681 | 5 619 | 5 598 | -0,4 | |
Япония | всего | 74 159 | 25 954 | 30 217 | |
туризм | 39 269 | 11 345 | 13 675 | 20,5 | |
служебная | 21 471 | 9 793 | 10 673 |
[1] Биржаков М.Б. «Введение в туризм.» – М., 2015
[2] Овчаров А.О. «Туристический комплекс России: тенденции, риски, перспективы» - М., 2014
[3] Поляков Е.А. Культура России//Культура России. 2015. №5.С.12
Курсовая работа
на тему Тенденции развития туристской индустрии в России
дисциплине Организация туристской индустрии
студента 2 курса, группы 25-Т,
специальности 43.02.10 Туризм
Исаева Рамазана Джаватхановича
Проверил: Соловьёва Н.В.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | |
1ТУРИЗМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ | |
1.1 Классификация туризма | |
1.2 Возникновение международного туризма в России | |
1.3 Особенности туризма в России | |
2 МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ | |
2.1 Наиболее привлекательные регионы России для международного туризма | |
2.2 Программы, направленные на улучшение развития международного туризма в России | |
3 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВЫЕЗДНОГО И ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ | |
3.1 Факторы, влияющие на развитие въездного и внутреннего туризма в РФ | |
3.2 Анализ туристского рынка в РФ | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | |
ПРИЛОЖЕНИЯ |
ВВЕДЕНИЕ
Приступая к написанию курсовой работы, хотелось бы отметить актуальность темы «Тенденции развития туристской индустрии в РФ».
Актуальность темы заключается в том, что туризм играет все более важную роль в мировой экономике, поэтому во многих странах мира эта отрасль глубоко рассматривается и бурно развивается.
Целью курсовой работы является рассмотрение тенденций развития туризма в Российской Федерации.
В России, в силу ряда причин, сфера туристской деятельности в сравнении со многими другими странами еще не получила должного развития. На долю России вместе со всеми странами СНГ приходится лишь 2% мирового туристского потока.
Большинство из различных определений туризма сводятся к тому, что туризм - это совокупность отношений, связей и явлений, сопровождающих поездку и пребывание людей в местах, не являющихся местами их постоянного или длительного проживания и не связанных с их трудовой деятельностью. Таким образом, любой вид туризма, так или иначе, несет в себе познавательно-развлекательные элементы, в отличие, например, от профессиональных поездок и экспедиций, основная цель которых - выполнение определенной работы.
Объектом курсовой работы является изучение шести видов туризма в системе его управления.
А именно:
1. Туризм с целью отдыха.
2. Туризм с целью изучения культуры.
3. Общественный туризм.
4. Спортивный туризм.
5. Экономический туризм.
6. Конгрессный туризм.
Задачами курсовой работы являются:
1. Теоретически рассмотреть тенденции развития туристской индустрии в РФ;
2. Исследовать международный туризм России на современном этапе;
3. Выявить проблемы развития выездного и внутреннего туризма в РФ.
Во введении определяются объект, предмет, цель и задачи работы.
В первом разделе теоретически рассматриваются тенденции развития туристской индустрии в РФ. Во втором разделе проводится анализ международного туризма России на современном этапе. В третьем разделе анализ проблемы развития выездного и внутреннего туризма в РФ. Теоретической базой курсовой работы послужили работы отечественных исследователей таких, как: Биржаков М.Б., Овчаров А.О., Александрова А.Ю., а также Федеральный Закон Российской Федерации «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» № 132-ФЗ от 24 ноября 1996 г.
ТУРИЗМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Классификация туризма
В настоящее время принято классифицировать туризм по ряду следующих критериев:
Таблица 1. Классификация туризма
Классификация туризма. | Краткая характеристика. |
По целям | маршрутно-познавательный; спортивно-оздорови-тельный; деловой и конгресс-туризм; курортный, лечебный; горнолыжный; фестивальный; охотничий; шоп-туризм; религиозный; учебный и др. |
По степени мобильности | передвижной; стационарный; смешанный |
По форме участия | индивидуальный; групповой; семейный |
По возрасту | зрелый; молодежный; детский; смешанный |
По продолжительности | однодневный; многодневный; транзитный |
По использованию ТС | автомобильный, железнодорожный; авиационный; водный; велосипедный; конный; комбинированный |
По сезонности | активный туристский сезон, межсезонье, несезон |
По географии | межконтинентальный, международный (межрегиональный), региональный, местный, приграничный |
По способу передвижения | пешеходный, с использованием традиционных транспортных средств, с использованием экзотических видов транспорта (канатная дорога, фуникулер, дирижабль, воздушный шар, дельтаплан) |
В качестве признака, позволяющего классифицировать путешествия по видам туризма, можно использовать мотивационные факторы. При такой классификации следует исходить из основного мотива, побудившего человека отправиться в поездку. Хотя мотивы не всегда определяются однозначно, все же можно выделить шесть видов туризма в системе его управления[1].
1. Туризм с целью отдыха.
Данный вид заключается в кратковременном или более продолжительном отдыхе с целью физического или психологического восстановления организма. Кроме того, к этой группе относится и курортный отдых, при котором для лечения или восстановления сил используются природные свойства почвы, климата и морской воды.
2. Туризм с целью изучения культуры.
Туризм, ориентированный на познание чужой культуры, подразделяется на познавательный и паломнический. Познавательный туризм характерен посещением исторических, культурных или географических достопримечательностей. Целью паломнического туризма является посещение мест, имеющих особое религиозное значение.
3. Общественный туризм.
Подразумевает путешествие с целью посещения родственников, знакомых, друзей, а также клубный туризм. Клубный туризм отличается тем, что путешествующие сознательно интегрируются в группы. Объединение в группы происходит при наличии интересующей людей развлекательной или спортивной программы.
4. Спортивный туризм.
К спортивному туризму относятся поездки с целью активного участия в спортивных мероприятиях, а также поездки, которые носят пассивный характер участия в спортивных соревнованиях.
5. Экономический туризм
Этот вид туризма объединяет людей, совершающих поездки из профессионального и коммерческого интереса: посещение бирж, выставок, ярмарок и т.д.
6. Конгрессный туризм.
Подразделяется на дипломатический туризм, участие в конгрессах, а также туризм, связанный с политическими событиями и мероприятиями.
Существует много возможностей, позволяющих выделить формы туризма по внешним критериям: по происхождению туристов, по организационной форме, по длительности пребывания в путешествии, по возрасту, по транспортным средствам, по времени года или сезону[2].