Туризм в российской федерации

Курсовая работа

на тему Тенденции развития туристской индустрии в России

дисциплине Организация туристской индустрии

студента 2 курса, группы 25-Т,

специальности 43.02.10 Туризм

Исаева Рамазана Джаватхановича

Проверил: Соловьёва Н.В.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
1ТУРИЗМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Классификация туризма
1.2 Возникновение международного туризма в России
1.3 Особенности туризма в России
2 МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1 Наиболее привлекательные регионы России для международного туризма
2.2 Программы, направленные на улучшение развития международного туризма в России
3 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВЫЕЗДНОГО И ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1 Факторы, влияющие на развитие въездного и внутреннего туризма в РФ
3.2 Анализ туристского рынка в РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Приступая к написанию курсовой работы, хотелось бы отметить актуальность темы «Тенденции развития туристской индустрии в РФ».

Актуальность темы заключается в том, что туризм играет все более важную роль в мировой экономике, поэтому во многих странах мира эта отрасль глубоко рассматривается и бурно развивается.

Целью курсовой работы является рассмотрение тенденций развития туризма в Российской Федерации.

В России, в силу ряда причин, сфера туристской деятельности в сравнении со многими другими странами еще не получила должного развития. На долю России вместе со всеми странами СНГ приходится лишь 2% мирового туристского потока.

Большинство из различных определений туризма сводятся к тому, что туризм - это совокупность отношений, связей и явлений, сопровождающих поездку и пребывание людей в местах, не являющихся местами их постоянного или длительного проживания и не связанных с их трудовой деятельностью. Таким образом, любой вид туризма, так или иначе, несет в себе познавательно-развлекательные элементы, в отличие, например, от профессиональных поездок и экспедиций, основная цель которых - выполнение определенной работы.

Объектом курсовой работы является изучение шести видов туризма в системе его управления.

А именно:

1. Туризм с целью отдыха.

2. Туризм с целью изучения культуры.

3. Общественный туризм.

4. Спортивный туризм.

5. Экономический туризм.

6. Конгрессный туризм.

Задачами курсовой работы являются:

1. Теоретически рассмотреть тенденции развития туристской индустрии в РФ;

2. Исследовать международный туризм России на современном этапе;

3. Выявить проблемы развития выездного и внутреннего туризма в РФ.

Во введении определяются объект, предмет, цель и задачи работы.

В первом разделе теоретически рассматриваются тенденции развития туристской индустрии в РФ. Во втором разделе проводится анализ международного туризма России на современном этапе. В третьем разделе анализ проблемы развития выездного и внутреннего туризма в РФ. Теоретической базой курсовой работы послужили работы отечественных исследователей таких, как: Биржаков М.Б., Овчаров А.О., Александрова А.Ю., а также Федеральный Закон Российской Федерации «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» № 132-ФЗ от 24 ноября 1996 г.

ТУРИЗМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Классификация туризма

В настоящее время принято классифицировать туризм по ряду следующих критериев:

Таблица 1. Классификация туризма

Классификация туризма. Краткая характеристика.
По целям маршрутно-познавательный; спортивно-оздорови-тельный; деловой и конгресс-туризм; курортный, лечебный; горнолыжный; фестивальный; охотничий; шоп-туризм; религиозный; учебный и др.
По степени мобильности передвижной; стационарный; смешанный
По форме участия индивидуальный; групповой; семейный
По возрасту зрелый; молодежный; детский; смешанный
По продолжительности однодневный; многодневный; транзитный
По использованию ТС автомобильный, железнодорожный; авиационный; водный; велосипедный; конный; комбинированный
По сезонности активный туристский сезон, межсезонье, несезон
По географии межконтинентальный, международный (межрегиональный), региональный, местный, приграничный
По способу передвижения пешеходный, с использованием традиционных транспортных средств, с использованием экзотических видов транспорта (канатная дорога, фуникулер, дирижабль, воздушный шар, дельтаплан)

В качестве признака, позволяющего классифицировать путешествия по видам туризма, можно использовать мотивационные факторы. При такой классификации следует исходить из основного мотива, побудившего человека отправиться в поездку. Хотя мотивы не всегда определяются однозначно, все же можно выделить шесть видов туризма в системе его управления[1].

1. Туризм с целью отдыха.

Данный вид заключается в кратковременном или более продолжительном отдыхе с целью физического или психологического восстановления организма. Кроме того, к этой группе относится и курортный отдых, при котором для лечения или восстановления сил используются природные свойства почвы, климата и морской воды.

2. Туризм с целью изучения культуры.

Туризм, ориентированный на познание чужой культуры, подразделяется на познавательный и паломнический. Познавательный туризм характерен посещением исторических, культурных или географических достопримечательностей. Целью паломнического туризма является посещение мест, имеющих особое религиозное значение.

3. Общественный туризм.

Подразумевает путешествие с целью посещения родственников, знакомых, друзей, а также клубный туризм. Клубный туризм отличается тем, что путешествующие сознательно интегрируются в группы. Объединение в группы происходит при наличии интересующей людей развлекательной или спортивной программы.

4. Спортивный туризм.

К спортивному туризму относятся поездки с целью активного участия в спортивных мероприятиях, а также поездки, которые носят пассивный характер участия в спортивных соревнованиях.

5. Экономический туризм

Этот вид туризма объединяет людей, совершающих поездки из профессионального и коммерческого интереса: посещение бирж, выставок, ярмарок и т.д.

6. Конгрессный туризм.

Подразделяется на дипломатический туризм, участие в конгрессах, а также туризм, связанный с политическими событиями и мероприятиями.

Существует много возможностей, позволяющих выделить формы туризма по внешним критериям: по происхождению туристов, по организационной форме, по длительности пребывания в путешествии, по возрасту, по транспортным средствам, по времени года или сезону[2].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой было рассмотрено развитие туризма, начиная с его истоков.

В процессе написания работы были рассмотрены следующие этапы туристской индустрии:

· Место туризма в международных отношениях;

· Классификация туризма по различным критериям;

· Зарождение туризма в Российской Федерации;

· Раскрытие проблем продвижения туристской индустрии в Российской Федерации.

В заключении, по результатам написания работы, я подвел итог:

Как и любая другая сфера хозяйственной деятельности, индустрия туризма является весьма сложной системой, степень развития которой зависит от степени развития экономики страны в целом.

Цель политики развития сферы туризма на ближайшие годы состоит в формировании современного конкурентоспособного туристского комплекса, удовлетворяющего потребности как российских, так и иностранных граждан в туристских услугах, а также создающего условия для устойчивого развития туризма в России.

Для формирования современной стратегии продвижения туристского продукта на внутреннем и международном рынках следует предпринять:

- широкомасштабное проведение peклaмнo-инфopмaциoнной компaнии в средствах массовой информации в России и за рубежом;

- развитие выставочно-ярмарочной деятельности в сфере туризма, в тoм числе представление туристских возможностей страны единым российским национальным стендом;

- организация презентаций туристских возможностей России в странах, направляющих туристов в Россию;

- организации сети информационных центров для иностранных и российских туристов в местах прохождения наибольших туристских потоков;

- формирования современной статистики туризма.

В России туризм - развивающаяся отрасль. Во всех сферах туристической деятельности, как на уровне государственных структур, так и в области формирующегося турбизнеса, идет поиск новых форм работы, расширение сферы предложения и углубление его специализации.

Российским туристическим фирмам еще предстоит много работы над качеством и расценками на предлагаемые услуги. Им в помощь было принято Постановление «О лицензировании международной туристической деятельности», Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ» и другие нормативные акты.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты

1.Федеральный Закон Российской Федерации «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» № 132-ФЗ от 24 ноября 1996 г. (с изменениями и дополнениями).

Учебная литература

1.Александрова А.Ю. Международный туризм (Аспект Пресс),2012.

2.Биржаков М.Б. «Введение в туризм.» – М., 2015.

3. Бутко И. И., Ситников Е. А., Ушаков Д. С. Туристический бизнес: основы организации. - Ростов н/Д.: Феникс, 2016.

4.Вахмистров В.П., Вахмистрова С.И. «Правовое обеспечение туризма»,2014.

5. Волков Ю.Ф. Введение в гостиничный и туристский бизнес. Ростов н/д.: Феникс, 2014.

6.Гуляев В. Г. Туризм: экономика и социальное развитие. - М.: Финансы и статистика, 2013.

7. Егоренков Л. И. Экология туризма и сервиса: учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2015.

8. Квартальнов В. А. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности. - М.: Финансы и статистика, 2015.

9.Колова И.А., Мартов Н.К «Стратегические проблемы развития туризма в России» - М., 2016.

10.Овчаров А.О. «Туристический комплекс России: тенденции, риски, перспективы» - М., 2014.

11. Тихонов А. В. От социологии менеджмента к социологии туризма // Социологические исследования. 2001 № 2.

Периодические издания

1.Можжевелов Н. И. Города Ярославской области.// Финансы.2015. №8.С.45

2.Поляков Е.А. Культура России//Культура России. 2015. №5.С.12

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А

Таблица 1. Сравнительная таблица показателей въезда иностранных граждан в российскую федерацию за 1 полугодие 2015 г и 1 полугодие 2016 г

Страны Цели поездки 2015 г. 1 пол. 2015 г 1 пол. 2016 г Изменение численности иностранных граждан, въехавших в РФ за 1 пол. 2015г. по сравнению с 1 пол. 2016г. (%)
Австралия всего 31 931 13 162 11 321 -14
туризм 22 429 8 825 7 119 -19
служебная 5 749 2 818 2 510 -11
Великобритания всего 239 795 97 806 82 821 -15
туризм 150 910 55 192 42 235 -23,5
служебная 63 214 31 142 30 533 -2
Германия всего 592 313 229 661 243 666
туризм 333 892 112 960 123 390
служебная 78 993 81 219
Греция всего 39 130 14 732 13 883 -6
туризм 23 380 7 127 6 584 -8
служебная 5 286 2 693 2 445 -9
Египет всего 9 983 4 138 4 927
туризм 1 915
служебная 2 760 1 205 1 450
Израиль всего 89 098 34 350 39 352
туризм 46 451 15 312 20 994
служебная 13 336 6 959 6 382 -8
Испания всего 115 975 39 405 32 667 -17
туризм 95 070 30 275 21 958 -27,5
служебная 10 316 4 887 5 748
Италия всего 190 862 85 219 77 587 -9
туризм 113 495 47 392 40 855 -14
служебная 52 565 26 126 26 205 0,3
Канада всего 59 537 20 209 17 442 -14
туризм 43 642 12 909 9 611 -25,5
служебная 10 727 5 094 5 303
Китай всего 718 581 343 025 344 932 0,6
туризм 115 870 29 777 51 951 74,5
служебная 195 158 100 088 98 144 -2
Куба всего 4 172 1 973 1 806 -8,5
туризм -18,5
служебная 1 578 -21,5
Малайзия всего 11 844 4 948 6 261 26,5
туризм 2 422 1 078 1 904
служебная 1 604 6,5
Мальта всего 21 970 10 093 10 066 -0,3
туризм -23
служебная -36
США всего 285 367 107 997 93 741 -13
туризм 183 293 60 005 46 004 -23
служебная 62 430 29 984 30 189 0,7
Таиланд всего 14 562 6 571 7 497
туризм 7 447 3 250 3 808
служебная 1 251
Турция всего 177 332 79 762 89 610
туризм 43 756 17 338 23 512
служебная 73 306 35 235 35 709 1,3
Франция всего 185 082 89 814 90 415 0,7
туризм 94 176 46 292 42 501 -8
служебная 55 228 27 027 29 847
Швейцария всего 47 421 18 994 18 902 -0,5
туризм 26 247 8 823 8 744 -0,6
служебная 11 681 5 619 5 598 -0,4
Япония всего 74 159 25 954 30 217
туризм 39 269 11 345 13 675 20,5
служебная 21 471 9 793 10 673

[1] Биржаков М.Б. «Введение в туризм.» – М., 2015

[2] Овчаров А.О. «Туристический комплекс России: тенденции, риски, перспективы» - М., 2014

[3] Поляков Е.А. Культура России//Культура России. 2015. №5.С.12

Курсовая работа

на тему Тенденции развития туристской индустрии в России

дисциплине Организация туристской индустрии

студента 2 курса, группы 25-Т,

специальности 43.02.10 Туризм

Исаева Рамазана Джаватхановича

Проверил: Соловьёва Н.В.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
1ТУРИЗМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Классификация туризма
1.2 Возникновение международного туризма в России
1.3 Особенности туризма в России
2 МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1 Наиболее привлекательные регионы России для международного туризма
2.2 Программы, направленные на улучшение развития международного туризма в России
3 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВЫЕЗДНОГО И ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1 Факторы, влияющие на развитие въездного и внутреннего туризма в РФ
3.2 Анализ туристского рынка в РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Приступая к написанию курсовой работы, хотелось бы отметить актуальность темы «Тенденции развития туристской индустрии в РФ».

Актуальность темы заключается в том, что туризм играет все более важную роль в мировой экономике, поэтому во многих странах мира эта отрасль глубоко рассматривается и бурно развивается.

Целью курсовой работы является рассмотрение тенденций развития туризма в Российской Федерации.

В России, в силу ряда причин, сфера туристской деятельности в сравнении со многими другими странами еще не получила должного развития. На долю России вместе со всеми странами СНГ приходится лишь 2% мирового туристского потока.

Большинство из различных определений туризма сводятся к тому, что туризм - это совокупность отношений, связей и явлений, сопровождающих поездку и пребывание людей в местах, не являющихся местами их постоянного или длительного проживания и не связанных с их трудовой деятельностью. Таким образом, любой вид туризма, так или иначе, несет в себе познавательно-развлекательные элементы, в отличие, например, от профессиональных поездок и экспедиций, основная цель которых - выполнение определенной работы.

Объектом курсовой работы является изучение шести видов туризма в системе его управления.

А именно:

1. Туризм с целью отдыха.

2. Туризм с целью изучения культуры.

3. Общественный туризм.

4. Спортивный туризм.

5. Экономический туризм.

6. Конгрессный туризм.

Задачами курсовой работы являются:

1. Теоретически рассмотреть тенденции развития туристской индустрии в РФ;

2. Исследовать международный туризм России на современном этапе;

3. Выявить проблемы развития выездного и внутреннего туризма в РФ.

Во введении определяются объект, предмет, цель и задачи работы.

В первом разделе теоретически рассматриваются тенденции развития туристской индустрии в РФ. Во втором разделе проводится анализ международного туризма России на современном этапе. В третьем разделе анализ проблемы развития выездного и внутреннего туризма в РФ. Теоретической базой курсовой работы послужили работы отечественных исследователей таких, как: Биржаков М.Б., Овчаров А.О., Александрова А.Ю., а также Федеральный Закон Российской Федерации «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» № 132-ФЗ от 24 ноября 1996 г.

ТУРИЗМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Классификация туризма

В настоящее время принято классифицировать туризм по ряду следующих критериев:

Таблица 1. Классификация туризма

Классификация туризма. Краткая характеристика.
По целям маршрутно-познавательный; спортивно-оздорови-тельный; деловой и конгресс-туризм; курортный, лечебный; горнолыжный; фестивальный; охотничий; шоп-туризм; религиозный; учебный и др.
По степени мобильности передвижной; стационарный; смешанный
По форме участия индивидуальный; групповой; семейный
По возрасту зрелый; молодежный; детский; смешанный
По продолжительности однодневный; многодневный; транзитный
По использованию ТС автомобильный, железнодорожный; авиационный; водный; велосипедный; конный; комбинированный
По сезонности активный туристский сезон, межсезонье, несезон
По географии межконтинентальный, международный (межрегиональный), региональный, местный, приграничный
По способу передвижения пешеходный, с использованием традиционных транспортных средств, с использованием экзотических видов транспорта (канатная дорога, фуникулер, дирижабль, воздушный шар, дельтаплан)

В качестве признака, позволяющего классифицировать путешествия по видам туризма, можно использовать мотивационные факторы. При такой классификации следует исходить из основного мотива, побудившего человека отправиться в поездку. Хотя мотивы не всегда определяются однозначно, все же можно выделить шесть видов туризма в системе его управления[1].

1. Туризм с целью отдыха.

Данный вид заключается в кратковременном или более продолжительном отдыхе с целью физического или психологического восстановления организма. Кроме того, к этой группе относится и курортный отдых, при котором для лечения или восстановления сил используются природные свойства почвы, климата и морской воды.

2. Туризм с целью изучения культуры.

Туризм, ориентированный на познание чужой культуры, подразделяется на познавательный и паломнический. Познавательный туризм характерен посещением исторических, культурных или географических достопримечательностей. Целью паломнического туризма является посещение мест, имеющих особое религиозное значение.

3. Общественный туризм.

Подразумевает путешествие с целью посещения родственников, знакомых, друзей, а также клубный туризм. Клубный туризм отличается тем, что путешествующие сознательно интегрируются в группы. Объединение в группы происходит при наличии интересующей людей развлекательной или спортивной программы.

4. Спортивный туризм.

К спортивному туризму относятся поездки с целью активного участия в спортивных мероприятиях, а также поездки, которые носят пассивный характер участия в спортивных соревнованиях.

5. Экономический туризм

Этот вид туризма объединяет людей, совершающих поездки из профессионального и коммерческого интереса: посещение бирж, выставок, ярмарок и т.д.

6. Конгрессный туризм.

Подразделяется на дипломатический туризм, участие в конгрессах, а также туризм, связанный с политическими событиями и мероприятиями.

Существует много возможностей, позволяющих выделить формы туризма по внешним критериям: по происхождению туристов, по организационной форме, по длительности пребывания в путешествии, по возрасту, по транспортным средствам, по времени года или сезону[2].

Наши рекомендации