Констатирующий этап. Метод наблюдения

Я вела наблюдение за работой воспитателя и восьмью детьми экспериментальной и контрольной групп исследования в течение 3-х дней. Наблюдение проводилось по схеме, которую мы предварительно разработали на основании требований «Программы воспитания в детском саду»

Таблица 1.Эксперементальная группа(.приложение1)

Таблица. 2 Сформированность культурно-гигиенических навыков у детей контрольной группы.(приложение1)

Цель констатирующего эксперимента: изучить объем и уровень сформированности навыков и умений и определить условия воспитания культурно-гигиенических навыков у детей второй младшей группы. Для этого необходимо:

а) установить объем культурно-гигиенических навыков, предусмотренный для детей данной возрастной группы: навыки умывания, приема пищи, одевания, пользования носовым платком, поддержания порядка в костюме и прическе;

б) выявить и оценить уровень сформированности навыков: рациональность и последовательность операций, их быстрота и качество, самостоятельность детей.

г) выявить условия, созданные в группе для формирования культурно-гигиенических навыков;

д) выявить формы организации, приемы обучения и приучения, их специфику и эффективность;

е) выяснить отношение детей к требованиям и указаниям взрослого, их самостоятельность, активность, взаимопомощь.

Диаграмма 1.

Констатирующий этап. Метод наблюдения - student2.ru

Диаграмма 2.

Констатирующий этап. Метод наблюдения - student2.ru

Анализ результатов показал следующее (Диаграмма 1), что у большинства детей(75%) экспериментальной группы навыки находятся в стадии становления, у одного ребенка(25%) навыки не сформированы.

Так, Г. К, М. В, К.Н. умеют пользоваться столовой и чайной ложками, аккуратно после принятия пищи пользуются салфеткой. Во время принятия пищи за столом не разговаривают, пользуются столовыми приборами; одежду снимают в определенной последовательности, но во время надевания эта последовательность у этих детей нарушается. Дети стараются соблюдать правила личной гигиены: моют руки перед едой и после посещения туалета. Все дети с желанием убирают игрушки, книжки и строительный материал, но не в места их определения.

У А. А. ни один из навыков не сформирован. Для ребенка характерны отказные операции. Мальчик очень замкнутый, на замечания реагирует плачем или замыкается. К данному мальчику необходимо соблюдать индивидуальный подход.

По результатам проведенного исследования (диаграмма 2) у большинства детей(75%) контрольной группы навыки не сформированы. Так, М.К. во время принятия пищи суп ел чайной ложечкой, на вопрос воспитателя почему он ест маленькой ложечкой, мальчик ответил, что дома ему дают такую ложку. Вилкой большинство детей не умеют пользоваться. Салфетку применяют по назначению и без напоминания воспитателя только 2 человека (Д.О, Б. М). Дети контрольной группы во время принятия пищи разговаривают за столом. К, после того, как съел свое печенье стал отнимать у О её.

В обеих группах было замечено, что дети не говорят спасибо, выходя из-за стола по окончании еды. Руки дети вытирают не всегда своими полотенцами, вешают их не на свои места. У многих детей как экспериментальной, так и контрольной групп замечено проявление негативной реакции на предложение воспитателя причесаться.

Анализируя условия, созданные в группе для формирования у детей культурно-гигиенических навыков следует отметить следующее. Все требования САНПина соблюдены, т. е мебель подобрана в соответствии с ростом детей, в группе соблюдается тепловой и воздушный режим, степени освещенности соответствует требованиям, но в группе достаточно мало дидактических игр, которые способствовали бы наилучшему усвоению культурно-гигиенических навыков, воспитатели в своей работе очень редко используют художественное слово.

Для привития культурно-гигиенических навыков педагоги данной группы применяют показ, пример, объяснение. Очень редко используют игровые приемы, а ведь содержание культурно-гигиенических навыков у детей этого возраста осваивается, прежде всего, в дидактических играх и игровых ситуациях.

Формирование культурно-гигиенических навыков должно осуществляться детским садом в тесном контакте с семьей. В данной группе отсутствует единая линия в требованиях, в создании условий, которые совершенно необходимы для выработки и закреплении у детей культурно-гигиенических навыков.

По результатам констатирующего эксперимента я составила диаграмму (Рис1, Рис.2) из которой видно формирование каких навыков вызывает наибольшее затруднение .

Рис. 1 Показатели сформированности навыков у детей экспериментальной группы (в баллах).

Констатирующий этап. Метод наблюдения - student2.ru

Рис.2. Показатели сформированности навыков у детей контрольной группы (в баллах). Констатирующий этап. Метод наблюдения - student2.ru

Для показателей сформированности навыков мытья рук, опрятной еды, снимания и надевания одежды в определенном порядке:

7-10 баллов – формирование навыка вызывает сильные затруднения;

11-17 баллов – формирование навыка вызывает незначительные затруднения;

18-21- формирование навыка не вызывает затруднения.

Для показателя навыка сформированности пользования носовым платком:

1 - формирование навыка вызывает сильные затруднения;

2- формирование навыка вызывает незначительные затруднения;

3- формирование навыка не вызывает затруднения

Вывод:

Таким образом, исходя из результатов констатирующего этапа эксперимента я наметила дальнейшую работу по формированию культурно-гигиенических навыков у детей экспериментальной группы исследования.

Мероприятия по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Для успешного формирования культурно-гигиенических навыков необходимы следующие условия:

1) организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий обстановки в детском саду и дома (мебель, оборудование, соответствующие росту детей, закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования и т.д.);

2) разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов;

3) многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения). При этом характер действий должен быть неизменным, а формы — разными;

4) индивидуальная работа с каждым ребенком, учет уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками;

5) организация ситуаций, обеспечивающих контроль за выполнением осваиваемых детьми в непривычной обстановке действий;

6) безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований.

2.3.Формирующий этап.Содержание и организация формирующего эксперимента.

В ходе формирующего этапа эксперимента были разработаны мероприятия по формированию у детей экспериментальной группы культурно-гигиенических навыков. В ходе реализации данных мероприятий я использовали такие методы и средства как:

- личный пример работников детского сада, родителей;

- использование художественной литературы, фольклора;

- схемы-модели (последовательность этапов для отдельных режимных моментов);

- полоскание полости рта после приема пищи с целью профилактики кариеса;

- обеспечение чистоты среды;

- соблюдение правил этикета;

- психологическая культура взаимоотношений.

Содержание и организация формирующего эксперимента

На этапе формирующего эксперимента занятия проводились с экспериментальной группой детей,

Цель экспериментальной работы заключалась в разработке и апробации комплекса игр и упражнений, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков у детей, воспитывающихся в условиях ДОУ

Для реализации данной цели были разработаны серии занятий, направленные на формирование у детей самостоятельности. Каждое занятие, в свою очередь, проводилось также с определенной целью, которая разбивалась на ряд более подробных задач. При проведении работы основными являлись следующие задачи:

1. формирование у детей интереса к предметам окружающего быта и к действиям взрослого с этими предметами.

2. обучение детей адекватно действовать с предметами быта.

Для решения этих задач были созданы специальные условия:

1. адекватная предметно-развивающая среда;

2. интересная игровая ситуация для ребенка в совместных действиях со взрослым.

Для реализации первого условия были подобраны предметы и игрушки с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, например, такие как: сюжетные игрушки (кукла, мишка, зайчик); наборы игрушечной мебели, посуды, одежды; игровые модули: кухня, магазин, парикмахерская; а также реальные предметы быта, которыми пользуется ребенок.

Для соблюдения второго условия возникла необходимость организации и проведения игр и упражнений с ребенком при использовании сюжетных игрушек, а также игр с реальными предметами, которые направлены на овладение ребенком действий по самообслуживанию: прием пищи, умывание и т.д.

Основными способами, с помощью которых я обучала детей самостоятельности, явились следующие:

– совместные действия со взрослым, направленные на игрушку (когда взрослый берет руки ребенка в свои и производит необходимые действия: кормит куклу, одевает на прогулку);

– подражание (когда взрослый показывает действие и побуждает ребенка к его повторению, при необходимости помогая ему своей рукой);

– по показу (когда взрослый демонстрирует действия и ребенок, затем действует самостоятельно).

Работа по формированию культурно-гигиенических навыков у детей, проводилась по следующим направлениям:

направление: Цель: Задачи:  
формирование навыка приема пищи cформировать навык самостоятельной еды актуализировать знания о предметах, необходимых для приема пищи; - совершенствовать умения действовать с этими предметами; - соблюдать аккуратность при приеме пищи, умение пользоваться салфеткой.  
формирование навыка одевания cформировать навык одевания - формировать умение различать предметы одежды и обуви; - учить правильно одевать одежду, соблюдая нужную последовательность, и самостоятельно застегивать «молнию»; - учить различать обувь для правой и левой ноги.  
формирование гигиенических навыков. сформировать гигиенические навыки - учить правильно определять свое полотенце, зубную щетку, стакан для полоскания рта; - учить мыть руки с мылом и лицо, правильно соблюдая последовательность действий; - учить самостоятельно чистить зубы, полоскать рот.  
формирование навыка опрятности сформировать навык опрятности.   - учить самостоятельно пользоваться расческой; - учить пользоваться носовым платком (вытирать им нос, раскладывать и складывать носовой платок).  

Этапы работы по формированию навыка приема пищи:

1. Игры, направленные на косвенные приемы обучения навыку.

2. Непосредственное формирования навыка самостоятельной еды.

3. Закрепление навыка в дидактической игре.

Для первого этапа мною было отобрано 4 упражнения: «Перекладывание шаров», «Просеивание фасоли», «Перекладывание бусин», «Раскладывание орехов» (приложение 2).

На втором этапе проводилось прямое обучение навыку самостоятельной еды по алгоритму (приложение В).

Третий этап: дидактические игры («К нам медведица пришла, медвежонка принесла…», «Наш малыш», «Обед у кукол», «Чего не хватает») (приложение 2), активное включение навыка в режимные моменты.

Играм предшествовало прочтение произведение К.И.Чуковского «Федорино горе».

Этапы работы по формированию навыка одевания;:

1. Игры, направленные на косвенные приемы обучения навыку.

2. Непосредственное формирование навыка одевания.

3. Закрепление навыка в дидактической игре.

На первом этапе использовались такие упражнения, как «Нанизывание шаров на шнурок», «Копилка», «Подбери к шнурку бусину», рассматривание сюжетных картинок «На прогулку»

Второй этап – непосредственное обучение навыку одевания и застегивания «молнии» согласно алгоритму (приложение 2).

Третий этап: закрепление навыка в дидактических играх («Приведи куклу в порядок», «Оденем куклу на прогулку», «Найди пару») (приложение 2) и применение полученных умений в реальных ситуациях.

Этапы работы по формированию гигиенических навыков:

1. Косвенная подготовка – игры с водой.

2. Непосредственное формирование гигиенических навыков.

3. Закрепление навыков в дидактической игре.

На первом этапе были использованы следующие игры: «Поймай мыло», «Сделаем лодочки», «Фонтанчики», «Мыльные перчатки» (приложение 2).

На втором этапе осуществлялось обучение данным навыкам, следуя алгоритму, применение иллюстрации «Последовательность мытья рук» (приложение 2).

На третьем этапе происходило закрепление навыка в дидактических играх: «Девочка чумазая…», «Водичка, водичка, умой мое личико», «Умывалочка», (приложение2 ). Усвоенные детьми действия постоянно вводились в повседневную деятельность.

Перед проведением игр детей познакомили с произведением «Мойдодыр».

Этапы работы:

1. Непосредственное формирование навыка опрятности.

2.Закрепление навыка в дидактической игре.

Первый этап – обучение согласно алгоритму.

На втором этапе широко использовались игры: «Кукла заболела», «Носики-курносики», «Делаем прическу» (приложение 2). Побуждали детей следить за своим внешним видом в повседневной деятельности, замечать неполадки в своем внешнем виде, прическе и, по возможности, устранять их.

Необходимо отметить, что в процессе работы по формированию культурно-гигиенических навыков широко использовалось художественное слово (чтение коротких стихов, потешек), проводилось обогащение словаря воспитанников посредством частого употребления прилагательных (скользкое, шустрое; шелковистые, блестящие, гладкие и т.д.). В ходе занятий постоянно стимулировалась речевая деятельность детей, что способствовало развитию связной речи.

Для успешного формирования культурно-гигиенических навыков мною были соблюдены следующие условия:

1. Организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий обстановки в группе (мебель, оборудование соответствующие росту детей, закрепленные места для хранения вещей, доступные для пользования и т.д.).

2. Разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствовало более быстрому созданию прочных динамических стереотипов.

3. Многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения). При этом характер действия должен быть неизменным, а формы – разные.

4. Индивидуальная работа с каждым ребенком, учет уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками.

5. Организация ситуаций, обеспечивающих контроль над выполнением осваиваемых детьми действий.

6. Безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований.

Поставленные мною цели и задачи реализовывались с помощью следующих методов и приемов:

наглядные (демонстрация натуральных предметов и картинок); практические (действия с игрушками, предметами быта);

словесные (инструкции, речевой образец взрослого, объяснение, вопросы, уточнения, поощрение).

Одним из ведущих приемов, который я использовали при проведении формирующего эксперимента, явился прием многократного повторения действий и упражнений.

Обязательным условием для формирования культурно-гигиенических навыков является соблюдение детьми режима дня. Поэтому, совместно с медицинскими работниками мы вели постоянный контроль за выполнением режима дня детьми данной группы. Режим- это твердо установленный, педагогически, физиологически обоснованный распорядок жизни детей, направленный на полноценное физическое и психическое развитие каждого ребенка.

Режимные моменты способствуют воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, привычек, дисциплинирует воспитанников, помогает им быть активными, самостоятельными.

На этом формирующий этап эксперимента был закончен.

Вывод:

Т.к. культурно-гигиеническое воспитание, осуществляемое в дошкольном учреждении, должно не прерываться и в домашних условиях, были разработаны рекомендации для родителей по формированию данных навыков в период выходных дней и на время отпуска.. Если в детском саду педагог приучает каждого воспитанника к самостоятельности при одевании, раздевании, приеме пищи, во время других бытовых процессов, а дома все это за ребенка делают взрослые, то у ребенка не вырабатываются устойчивые привычки, навыки, умения, он часто оказывается беспомощным при необходимости выполнить даже самые простые действия.


Наши рекомендации