Межкультурные коммуникации. Тенденции культурной универсализации в современном мировом процессе
Открытость внешним влияниям – важное условие успешного развития любой культуры. В межкультурных коммуникациях могут принимать участие культуры как больших, так и малых наций.
Структура межкультурных коммуникаций:
- взаимодействие осуществляется по линии субкультур и течений, присутствующих во всякой развитой культуре;
- каждая форма культуры – мораль, право, философия, наука, искусство – обладает своей спецификой и воздействует прежде всего на соответствующие формы культуры.
Уровни взаимодействия культур:
- между этническими обществами;
- национальные уровни;
- цивилизационные уровни.
Универсализм – мировоззренческая установка на культурный синтез, на схождение культур.
Глобализация – процесс распространения общечеловеческих норм, ценностей, установок, моделей развития в мировом масштабе, взаимодействие, объединение различных национальных культур в единое культурное пространство.
Культурогенез — один из видов социальной и исторической динамики культуры, заключающийся в порождении новых культурных форм и их интеграции в существующие культурные системы, а также в формировании новых культурных систем и конфигураций. Сущность культурогенеза заключается в процессе постоянного самообновления культуры не только методом трансформационной изменчивости уже существующих форм и систем, но и путем возникновения новых феноменов, не существовавших в культуре ранее. Культурогенез не является однократным событием происхождения культуры в эпоху первобытной древности человечества, но есть процесс постоянного порождения новых культурных форм и систем.
Язык и символы культуры. Культурный код
Язык культуры – это средства, знаки, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в пространстве.
Все многообразие знаковых средств, используемых в культуре, составляет ее семиотическое поле. В составе этого поля можно выделить шесть основных типов знаков и знаковых систем:
· Естественные знаки – вещи и явления природы в том случае, когда они указывают на какие-то другие предметы и рассматриваются в качестве носителей информации о них (дым как знак огня).
· Функциональные знаки – в отличие от естественных, связь функциональных знаков с тем, на что они указывают, обусловлена теми функциями, которые они выполняют.
· Иконические знаки – это знаки-образы, имеющие сходство с тем, что они обозначают. Особое место среди иконических знаков занимают символы. Символы – это знаки, которые не только изображают некоторый объект, но и несут в себе добавочный смысл: выражают общие идеи и понятия, связанные с толкованием объекта (эмблемы, гербы, знамена, крест в христианской религии и т.п.).
· Конвенциональные (условные знаки) – их значение задается не предметами и процессами, о которых они информируют, а соглашениями между людьми (школьный звонок). Существуют два основных вида: сигналы (значение цветов светофора) и индексы (школьные оценки).
· Вербальные знаковые системы – разговорные языки.
· Знаковые системы записи – важнейшая из них – письмо, система записи знаков естественного языка, устной речи.
Код культурный – совокупность знаков, символов, смыслов, которые заключены в любом предмете культурной деятельности человека. Код позволяет выразить значимые для людей и поэтому зафиксированные особенности связи с окружением, взгляды на реальность.
Ценности и нормы
В результате оценивающей деятельности людей фиксируются предпочтения в мире предметов, идей, видов деятельности. В ходе межличностного общения или развития отношений внутри и между социальными группами происходит сопоставление предпочтений и складываются фиксированные и разделяемые большинством людей данной социальной группы представления о некоторых ведущих явлениях культуры. Те из явлений культуры, которые в данный период времени принимаются как наиболее значимые для жизни данного общества, можно назвать культурными ценностями.
В современном развитом обществе, неоднородном по своему культурному составу, выделяют следующие уровни культурных ценностей:
1) общечеловеческие или общезначимые – ценность жизни, семьи, продолжения рода, любви, дружбы;
2) локально-групповые – конфессиональные ценности (христианские, мусульманские и др.);
3) сословные или социально-классовые – интересы и предпочтения людей в зависимости от их социального положения в обществе;
4) индивидуально-личностные – включают предметы и идеи, соответствующие вкусам и склонностям каждого человека, отобранные из тех, что имеются в окружающей его социокультурной среде.
Такое деление культурных ценностей в определенной мере условно. Они не остаются в обществе неподвижными, меняется человек, общество, меняются и предпочтения, вкусы.
Б.Ерасов предлагает следующую классификацию ценностей:
1) витальные: жизнь, здоровье, телесность, безопасность и т.д.;
2) социальные: социальное положение, статус, трудолюбие, богатство, труд, профессия, терпимость, патриотизм и т.д.;
3) политические: свобода слова, законность, порядок, конституция, гражданский мир и т.д.;
4) моральные: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, честность, взаимопомощь, справедливость, уважение к старшим и любовь к детям и т.д.;
5) религиозные: Бог, божественный закон, вера, спасение, ритуал, Священное Писание и Предание, церковь;
6) эстетические: красота, идеал, стиль, гармония, следование традиции или подражание престижной заимствованной моде.
Культурные нормы – это стандарт культурной деятельности, регулирующей поведение людей, свидетельствующий об их принадлежности к конкретным и социальным группам и выражающий их представления о должном, желательном; это общепризнанное правило или образец поведения, действия человека.
Классификация культурных норм:
· Нормы, устанавливающие порядок в обществе в целом и составляющих его группах.
· Экономические нормы.
· Собственно культурные нормы, относящиеся к области коммуникации и социализации.
Контрольные вопросы
1. Как этимологически связаны понятия «культура» и «культ»?
2. Можно ли сказать, что культура – это природный феномен?
3. Ваше представление о системе ценностей в российской культуре?
4. Как можно определить ценность?
5. Что такое символ? Можно ли выразить душевное состояние при помощи символа?
6. Что такое «естественные знаки»?