Становление науки о культуре
ВВЕДЕНИЕ
В учебных заведениях России ведется преподавание сравнительно новой научной дисциплины – культурологии. Преподавание и освоение этой научной дисциплины вносит свой вклад в овладение достижениями мировой и отечественной культуры, способствует свободному самоопределению молодежи в мировоззренческих позициях, формированию духовной личности.
Учебное пособие включает в себя краткое изложение содержания каждой темы с выделением наиболее важных проблем. В конце каждой темы даны вопросы, а также контрольные тесты, которые способствуют закреплению знаний студентов, заставляют их обращаться к дополнительной литературе, вырабатывают элементы творческого самостоятельного мышления, расширяют кругозор, учат связывать теорию с практикой.
Пособие включает в себя терминологический словарь-минимум, содержащий основные категории культурологии, методические рекомендации для выполнения научно-исследовательских работ, их примерную тематику.
КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Становление науки о культуре
В настоящее время, в резко меняющихся социальных условиях, небывало возрастают требования к личности специалиста любого профиля, не только к его профессиональной, но и в целом интеллектуальной, общекультурной, гуманитарной подготовке. Работодатели отдают предпочтение коммуникабельным, гармонично развитым специалистам. При этом принципиальное значение имеет решение законодательных и правительственных органов Российской Федерации по развитию гуманитарного образования в высших учебных заведениях. Эти решения дают право гражданства новой гуманитарной дисциплине – культурологии.
Культурология – относительно новая научная дисциплина социально-гуманитарного характера, которая описывает, классифицирует и объясняет явления культуры. Культурология изучает сущность, структуру, закономерности функционирования культуры, ее развития от возникновения до современности в ходе взаимодействия различных культур, имеющих определенные исторические, типологические и этнические черты.
Культура в той или иной форме становилась объектом размышлений с момента возникновения философии, то есть с самых ранних этапов развития европейской цивилизации. И это не случайно, поскольку существование культуры (обычаев, традиций, норм и т.д.) было осознано практически одновременно с возникновением науки. Однако как особая сфера исследование культуры оформилось только в XVII – XVIII веках, когда свои концепции создали Дж.Вико, И.Г.Гердер, Г. Гегель.
Культурология как особая научная дисциплина начала формироваться лишь в XX веке, хотя еще в XIX веке Э.Тайлор выдвинул идею создания особой науки о культуре. Данный термин стал широко использоваться благодаря Л.Уайту.
Предмет культурологии:
-объективные закономерности мирового и национального культурного процесса;
- происхождение, функционирование и развитие культуры как специфического человеческого образа жизни.
Объект культурологии:
- культурные аспекты различных областей общественной жизни;
- особенности и достижения основных культурно-исторических типов;
- тенденции и процессы в современной социально-культурной среде.
Факторы, определяющие возникновение культурологии
Культурология как мировоззренческая наука возникла в результате общественного осмысления трех факторов, ставших очевидными в конце XIX – начале XX вв. Это осознание большого разнообразия культур, обусловленного их своеобразием, многочисленных кризисных явлений в культуре XX в., а также того факта, что историческое и культурное развитие человека – далеко не одно и то же.
Источники культурологии
Формирование и развитие культурологии невозможно без ее взаимосвязи с достижениями других наук. Наибольший интерес в источниковедческом плане представляют следующие общие группы наук:
· Исторические науки (гражданская история, история конкретных наук, история искусства и отдельных искусств, история религии, история философии, социология и др.)
· Прикладные исторические дисциплины (архивоведение, музееведение, библиотековедение, краеведение и др.).
· Вспомогательные культурологические дисциплины (археология, геральдика, палеография, текстология, нумизматика и др.).
Культурология – это интегративная наука. Её исследования не только выявляют что-то новое, но и неизбежно опираются на результаты, полученные другими науками. Культурология предполагает свою особую точку зрения на человека и человеческие объединения и одновременно синтезирует результаты, полученные этими науками. Интегративность культурологии проявляется и в том, что она использует методы исследования, заимствованные у других наук.
КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ
Категории культурологии – это фундаментальные понятия о культурных закономерностях, явлениях, процессах и связях. Основные категории культурологии – культура, цивилизация, культурные процессы, культурные функции, культурные модальности, культурные ценности и нормы, знаки, символы, образы, субъекты культуры, культурные институты, типология культуры, межкультурное взаимодействие. Рассмотрим основные понятия.
Цивилизация
Цивилизация – вторая по значимости категория культурологии. Термин «цивилизация» происходит от латинского civilitas – город, община, государство и имеет три основных значения:
1) в качестве синонима культуры;
2) обозначает качественный рубеж в истории человечества, употребляется в качестве показателя уровня общественного, культурного и технологического развития;
3) обозначает ступень общественного развития, следующую за варварством (согласно периодизации исторического процесса, созданной американским этнографом Л.Г.Морганом).
Понятие «цивилизация» появилось в XVIII веке в тесной связи с понятием «культура». Французские философы-просветители связывали понятие цивилизации с концепцией прогресса, эволюционным развитием народов и называли цивилизованным общество, основанное на началах разума и справедливости. В XIX веке понятие «цивилизация» употребляется как характеристика капиталистического общества в целом, однако такое представление не было общепринятым. Н.Я. Данилевский – известный русский социолог и публицист – сформировал теорию общей типологии культур или цивилизаций, согласно которой не существует всемирной истории, а есть лишь история данных культурно-исторических типов (цивилизаций), имеющих индивидуальный замкнутый характер. Идеи Данилевского предвосхитили аналогичные построения немецкого философа Освальда Шпенглера, в концепции которого цивилизация – это определенная замкнутая стадия развития любой культуры. По Шпенглеру, основными признаками этой стадии являются: развитие индустрии и техники, деградация искусства и литературы, возникновение огромного скопления людей в больших городах, превращение народов в безликие «массы».
Параллельно со сближением понятий «культура» и «цивилизация» формировалось и их противопоставление. В Германии XVIII в. культуре, как средоточию духовных, моральных и этических ценностей, противопоставляется цивилизация как нечто утилитарно-внешнее, вторичное для человека. Во второй половине XIX века в немецкой философской мысли под цивилизацией стали понимать деятельность, направленную на улучшение социального устройства, а под культурой – усилия, сопряженные с внутренним усовершенствованием человеческой личности. В этом же направлении происходило размежевание понятий «культура» и «цивилизация» и в русской философской традиции XIX– начала XX вв.
В XX в., особенно в последние десятилетия, в научной литературе и публицистике все чаще употребляется понятие «цивилизация» в значении рода человеческого, живущего на планете Земля. В отличие от локальных цивилизаций (или культур), имеющих свой срок жизни, человеческая цивилизация живет непрерывно.
Итак, культура и цивилизация – понятия взаимосвязанные, но не идентичные. Они обозначают два различных среза в подходе к человеческой деятельности, а в отдельных случаях и различные сферы деятельности.
Функции культуры
Сложная и многоуровневая структура культуры определяет и разнообразие ее функций в жизни общества и человека. Выделим основные функции культуры.
1. Человекотворческая или гуманистическая: человек живет не в природе, а в культуре, в которой познает самого себя. Здесь есть и моменты миропонимания, формирования, воспитания и социологизации человека. Иначе она еще называется преобразующей функцией, поскольку освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной потребностью человека.
2. Информационная: культура отвечает за сохранение общественного опыта.
3. Адаптивная: обеспечивает адаптацию человека к окружающей среде.
4. Коммуникативная: формирует условия и средства человеческого общения.
5. Интегративная: объединяет народы, социальные группы, государства.
6. Функция социализации: усвоение индивидом социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу, социальной группе, социальной роли.
7. Рекреативная или компенсаторная:создание способов и учреждений, где человек получает возможность восстанавливать свои духовные силы, обновлять и приводить в норму свой духовный потенциал, проводить своеобразную профилактику своего духовного состояния, то что обычно называется «очищением души».
8. Регулятивная или нормативная:дает установки, нормы и правила поведения, поддерживается моралью и правом.
9. Семиотическая (знаковая): дает возможность овладеть знаковой системой той или иной культуры, а значит, понимать культуру и свободно жить в ней. Язык – важнейший знак культуры, специфические языки культуры – музыка, живопись, языки и т.п.
10. Ценностная или аксиологическая: формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации.
Культурная динамика
Культурная динамика – изменение культуры, описание культурного движения; те средства, механизмы и процессы, которые описывают трансформацию культуры, ее изменение.
Источники и факторы культурной динамики:
· Диффузионизм, то есть распространение культуры путем взаимопроникновения.
· Аккультурация – культурные изменения как результат передачи культуры из одной группы в другую путем контакта; взаимодействие культур.
· Синтез – взаимодействие и соединение разнородных элементов, в результате чего возникает культурное явление, течение, стиль, имеющее собственное качественное содержание.
· Инновации – это изобретение или выработка новых идей, нацеленных на культурное изменение.
Формы распространения культур:
- культурные заимствования (целенаправленное подражание);
- культурная диффузия – стихийное распространение;
- независимые открытия.
Взаимодействие культур (аккультурация) – закон развития мировой культуры и ее составных частей, представляющий собой процесс их взаимообмена, взаимовлияния и образования в результате новых элементов культуры, новых культур. Диапазон взаимодействия широк: от межгосударственных соглашений в области науки и изучения космоса до обмена рецептами приготовления блюд между женщинами разных национальностей.
Модернизация:
-Комплекс прогрессивных изменений в обществе; это синоним понятия «современность». Сюда включаются процессы индустриализации, урбанизации, рационализации, бюрократизации, демократизации, индивидуализм и мотивация успеха, утверждение разума и науки.
- Процесс превращения дореволюционного общества в общество с машинной технологией, рациональными отношениями.
Усилия отсталых или слаборазвитых стран, предпринимаемые ими, чтобы догнать развитые страны.
Ценности и нормы
В результате оценивающей деятельности людей фиксируются предпочтения в мире предметов, идей, видов деятельности. В ходе межличностного общения или развития отношений внутри и между социальными группами происходит сопоставление предпочтений и складываются фиксированные и разделяемые большинством людей данной социальной группы представления о некоторых ведущих явлениях культуры. Те из явлений культуры, которые в данный период времени принимаются как наиболее значимые для жизни данного общества, можно назвать культурными ценностями.
В современном развитом обществе, неоднородном по своему культурному составу, выделяют следующие уровни культурных ценностей:
1) общечеловеческие или общезначимые – ценность жизни, семьи, продолжения рода, любви, дружбы;
2) локально-групповые – конфессиональные ценности (христианские, мусульманские и др.);
3) сословные или социально-классовые – интересы и предпочтения людей в зависимости от их социального положения в обществе;
4) индивидуально-личностные – включают предметы и идеи, соответствующие вкусам и склонностям каждого человека, отобранные из тех, что имеются в окружающей его социокультурной среде.
Такое деление культурных ценностей в определенной мере условно. Они не остаются в обществе неподвижными, меняется человек, общество, меняются и предпочтения, вкусы.
Б.Ерасов предлагает следующую классификацию ценностей:
1) витальные: жизнь, здоровье, телесность, безопасность и т.д.;
2) социальные: социальное положение, статус, трудолюбие, богатство, труд, профессия, терпимость, патриотизм и т.д.;
3) политические: свобода слова, законность, порядок, конституция, гражданский мир и т.д.;
4) моральные: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, честность, взаимопомощь, справедливость, уважение к старшим и любовь к детям и т.д.;
5) религиозные: Бог, божественный закон, вера, спасение, ритуал, Священное Писание и Предание, церковь;
6) эстетические: красота, идеал, стиль, гармония, следование традиции или подражание престижной заимствованной моде.
Культурные нормы – это стандарт культурной деятельности, регулирующей поведение людей, свидетельствующий об их принадлежности к конкретным и социальным группам и выражающий их представления о должном, желательном; это общепризнанное правило или образец поведения, действия человека.
Классификация культурных норм:
· Нормы, устанавливающие порядок в обществе в целом и составляющих его группах.
· Экономические нормы.
· Собственно культурные нормы, относящиеся к области коммуникации и социализации.
Контрольные вопросы
1. Как этимологически связаны понятия «культура» и «культ»?
2. Можно ли сказать, что культура – это природный феномен?
3. Ваше представление о системе ценностей в российской культуре?
4. Как можно определить ценность?
5. Что такое символ? Можно ли выразить душевное состояние при помощи символа?
6. Что такое «естественные знаки»?
Функции религии
1. «Душеспасительная»функция (по отношению к личности). Религия служит психотерапевтическим средством адаптации людей к трудностям жизни. Она утешает слабых, помогает им пережить трудности жизни.
2. «Духовная»функция (по отношению к культуре). Религия выступает как духовная сила, обеспечивающая целостность культуры. В религиозном вероучении задается картина мира, иерархия ценностей, на вершине которой стоит Бог. Тем самым она подчиняет себе все сферы культуры и объединяет их вокруг себя.
3. «Мирская»функция (по отношению к обществу). Религия выступает как духовная сила, способствующая организации общественного порядка. Единая вера сплачивает людей, внедряет в их сознание общие для всех нормы поведения. Включенность в религиозную общину, коллективное отправление обрядов, страх перед наказанием Божьим за грехи дисциплинируют верующих. Выполнение требований религиозной морали делает поведение верующих стабильным и предсказуемым.
Роль религии по отношению к личности, культуре и обществу нельзя однозначно оценивать как положительную или отрицательную. Эта роль двояка.
Религия играет позитивную роль, когда она проповедует идеалы мира, гуманизма, справедливости, равноправия. Но роль ее становится негативной, когда она претендует на безраздельное господство в умах людей, в культуре, в обществе и эти идеалы пытается навязать людям силой.
Три мировые религии – буддизм, христианство и ислам – охватывают почти две трети человечества.
Функции искусства
1. Рекреативная – искусствокаксредство развлечения.
2.Воспитательная – средство нравственного совершенствования человека.
3. Идеологическая – в художественном произведении находят выражения определенные взгляды на жизнь.
4. Познавательная – отражение исторических событий, описаний жизни разных эпох и народов, представлений об идеалах красоты.
5. Эмотивная – искусство затрагивает наши чувства, заставляет сопереживать, вызывает интерес. Художественные произведения становятся фактами культуры тогда, когда они доходят до публики. Они должны быть не только созданы, но и восприняты людьми.
Восприятие произведения искусства может происходить на нескольких уровнях.
Уровень первый – установочный.Исходный пункт, с которого начинается восприятие произведения искусства, состоит в том, чтобы человек понимал, что перед ним произведение искусства, а не просто некая реальная жизненная ситуация.
Уровень второй – ориентировочный.Если начальная установка на художественное восприятие присутствует, следующий шаг заключается в том, чтобы сориентироваться в содержании произведения искусства. Ведь когда мы, например, держим в руках книгу на неизвестном нам языке, мы можем понимать, что это роман, но не иметь никакого представления, о чем в нем речь. Точно так же для ориентировки в музыкальном или изобразительном произведении необходимо понимать тот художественный язык, в котором оно выполнено.
Уровень третий – созерцательно-эмоциональный.На созерцательно-эмоциональном уровне складывается эмоциональное восприятие содержащихся в произведении художественных образов.
Уровень четвертый – интеллектуально-эмоциональный.Он связан с осмыслением идейного содержания произведения. Чем более глубоким является это осмысление, тем богаче палитра эмоций, которые оно вызывает.
Уровень пятый – аналитический.На этом уровне как художественное произведение в целом, так и его отдельные элементы – содержание, форма, образы, идеи, язык, стиль, композиция, сюжет, замысел автора, особенности его творческой манеры – подвергаются анализу. Это требует знаний в области истории и теории искусства. В развитой форме аналитический подход к произведениям искусства осуществляется в художественно-критических работах.
Виды искусства:
Временные:художественная литература и музыка.
Пространственные:изобразительное искусство (живопись, скульптура, графика, художественная фотография) и прикладные искусства (архитектура, декоративно-прикладное искусство).
Пространственно- временные:хореография, театр, киноискусство, эстрадно-цирковое искусство.
Художественные стили
В произведениях искусства выражаются различные эстетические идеалы, по-разному ставятся задачи художественного творчества, используются разные средства, приемы, правила создания художественных образов. Характерные для отдельного автора особенности творчества составляют его индивидуальный стиль. Но существуют и общие черты, объединяющие творения целой группы авторов и типичные для искусства в течение достаточно долгого исторического периода. Художественный стиль есть единство эстетических идеалов и творческих методов, определяющее типичные черты многих произведений искусства в определенную эпоху.
Вплоть до эпохи Возрождения в обществах прошлого художественные стили были едиными для всей культуры. Древнеегипетская, древнегреческая, древнеримская культуры были «многостильными». В них господствовали каноны, определявшие общие характерные черты художественных произведений в различных видах искусства и очень медленно изменявшиеся. К концу Средневековья уже наметилось в рамках единого для всей культуры художественного стиля сосуществования двух архитектурных стилей – романского и готического. Однако лишь в эпоху Возрождения начала складываться разностильность искусства. Стиль барокко стал стилем переходного периода от Возрождения к Новому времени. Классицизм, рококо, сентиментализм, романтизм, реализм, натурализм возникают и сосуществуют в искусстве Нового времени. В преддверии XX века наступает время, получившее название «эпохи модернизма», в котором отсутствует стержневой художественный стиль, появляется множество стилей, быстро сменяющих друг друга (импрессионизм, символизм, футуризм, акмеизм, экспрессионизм, конструктивизм, сюрреализм, абстракционизм и т.п.). В настоящее время искусствоведы говорят о постмодернизме как о художественном направлении, задающем тон в искусстве наших дней, с его новыми течениями (гипперреализм, поп-арт, соц-арт, неоромантизм, неоклассицизм и т.д.).
Наука –это особая совокупность знаний; особый вид деятельности; отрасль общественного труда. Важнейшие отличительные черты научного знания следующие:
· Рациональность всех содержащихся в научном знании положений и выводов. В научном знании не может быть ничего недоступного человеческому пониманию, ничего магического, необъяснимого, опирающегося только на веру, эмоции, инстинкт.
· Объективность, общезначимость, безличность:в научном знании должна выражаться объективная истина в максимально очищенном от личных симпатий и антипатий, убеждений и предубеждений виде.
· Воспроизводимость, проверяемость:любой исследователь, воссоздав условия, в которых получен какой-либо научный результат, должен быть в состоянии убедиться в его истинности или, если он не подтверждается, отвергнуть его.
· Логическая строгость, точность и однозначность.
· Логическая взаимосвязьразличных элементов научного знания, наука – логически упорядоченная система.
Периодизация развития науки
1) До XVI в. н.э. – период преднауки. Накопление знаний, первые философские представления о природе.
2) XVI – XVII вв. – эпоха научной революции. Формирование основ современного естествознания. Возникновение научной методологии. Выделение науки как отдельной сферы деятельности, возникновение научного сообщества.
3) XVIII – XIX в. – классическая наука. Образование отдельных дисциплин. Возникновение технических наук. Наука становится двигателем прогресса.
4) XX в. – постклассическая наука. Революционные открытия на рубеже XIX – XX в. потрясают основы ряда наук (теория относительности, квантовая механика, генетика). Со второй половины XX в. – огромные масштабы внедрения открытий в практику, сокращения сроков от открытий до применений.
Наука– один из новых институтов в структуре культуры. Однако значение ее быстро растет, а современная культура испытывает глубокие изменения под влиянием науки. Наука, давая знания человеку, вооружает его, дает ему силы. «Знание – сила!» – утверждал Ф.Бэкон. Но для каких целей и с каким смыслом употребляется эта сила? На этот вопрос должна отвечать культура.
Гуманистическая ценность науки неоднозначна. Если ценность науки измерять практическими последствиями, то она, с одной стороны, дала компьютер, а с другой – ядерное оружие. Высшая ценность для науки – истина, в то время как высшая ценность для культуры – человек.
Контрольные вопросы
1. Поддается ли миф логическому анализу?
2. Почему миф имеет множество смыслов?
3. Опасно ли возрождение мифа?
4. Каковы возможные определения религии?
5. В чем специфика религиозного знания?
6. Что такое мировые религии?
7. Что понимается под художественной культурой?
8. Почему художественный образ может рассматриваться в качестве духовной предметности?
ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
Первобытная культура
Первым историческим типом культуры можно назвать первобытную культуру. Она приходит на смену докультурной организации живых существ. Археологи выделяют три этапа в развитии первобытного общества по характеру материальной культуры.
1. Каменный век: а) палеолит (до 10 тыс. лет назад) – орудия из камня, дерева, кости; овладение огнем (при неумении добывать его); основные способы добывания пищи - охота и собирательство, позднее рыболовство; б) мезолит (10 – 5 тыс. лет назад) – значительное вымирание человечества ввиду сокращения поголовья животных – объекта охоты; появление лука и стрел; приручение собаки; в) неолит (5-3 тыс. лет назад) – переход от присваивающего хозяйства к производящему («неолитическая революция»); земледелие, скотоводство; начало изготовления предметов потребления; возникновение оседлого образа жизни; изобретение различных способов добывания огня.
2. Медно-бронзовый век (конец 4-го – 2-е тысячелетие). В этот период происходит распространение орудий и украшений, изготовленных из меди, а несколько позже – из бронзы; появляется кочевое скотоводство и полевое земледелие; огромным культурным достижением этого периода является возникновение письменности.
3. Железный век. Временные границы первобытного общества определить нелегко. Существа семейства Homo появились около 4 млн лет назад, Homo habilis (умеющие изготовлять каменные орудия труда) – около 2 млн лет назад, а Homo sapiens – около 100 тыс. лет назад. Самый древний из известных городов – Иерихон – возник примерно 10 тыс. лет назад, а древнейшие государства – 5 тыс. лет назад. Первобытный образ жизни сохраняется у некоторых племен Африки. Эпоха первобытности самая длительная в человеческой истории.
Хотя жизнь древних племен в разных географических регионах имела свои особенности, существуют общие черты, характерные для культуры первобытного типа.
Важнейшей отличительной чертой первобытной культуры является синкретизм – слитность, нерасчлененность форм культуры, свойственная их неразвитому состоянию. Другая важная особенность этой культуры – ее бесписьменность. Это обусловливает медленность накопления информации в обществе и вытекающие отсюда слабые темпы культурного и социального развития.
На ранних стадиях первобытного общества, когда язык был очень примитивен и возможности речевой коммуникации невелики, главным информационным каналом культуры была помимо естественно-биологической активности трудовая деятельность. Показ и подражание были основными средствами обучения и общения. Действия, после которых наблюдался какой-либо полезный эффект, становились образцами, которые копировались и передавались из поколения к поколению и превращались в затверженный ритуал.
Поскольку причинно-следственные связи между действиями и результатами при недостаточном развитии языка и мышления плохо поддавались осознанию, в ритуалы превращались и многие практически бесполезные действия. Вся жизнь первобытного человека проходила в выполнении множества ритуальных процедур. Значительная часть из них имела рационально необъяснимый, магический характер. Но для древнего человека магические ритуалы представлялись столь же необходимыми и эффективными, как и любые трудовые акты.
Индивидуальное самосознание развивалось слабо и почти полностью сливалось с коллективным. Преобладание коллективных форм поведения, устои жизненно важные для существования племени, охраняются системой запретов – табу.
Культура начинается с введения запретов, которые пресекают асоциальные проявления животных инстинктов, но вместе с тем и сдерживают личную предприимчивость.
С развитием языка и речи формируется новый информационный канал – устное вербальное общение. Развивается мышление и индивидуальное самосознание. Индивид перестает отождествлять себя с коллективом, у него появляется возможность высказывать различные мнения и предположения по поводу событий, действий и их последствий, планов, хотя самостоятельность мышления долгое время остается еще очень ограниченной.
На этом этапе духовным основанием первобытной культуры становится мифологическое сознание. Мифы объясняют все, несмотря на малость реальных знаний.
Мифологическое сознание – духовное освоение культуры, синкретически заключающее в себе зачатки религии, искусства, философии, науки.
К основным формам первобытных религиозных представлений относятся:
Анимизм – вера в существование духов, в одушевленность всех предметов, в наличие независимой души у людей, животных, растений; одна из примитивных форм религии. Из этих верований впоследствии развивалось представление о самостоятельном образе душ, об их переселении. Смерть стала считаться прекращением лишь физического существования. Душа продолжала жить. Так зарождалась вера в загробную жизнь.
Тотемизм– форма религии раннеродового строя, характеризующаяся верой в сверхъестественную связь и кровную близость данной родовой группы с каким-либо тотемом, считающимся родоначальником и покровителем рода.
Фетишизм– культ неодушевленных предметов – фетишей, наделенных по представлению верующих, сверхъестественными свойствами. В качестве пережитка фетишизма принято рассматривать разного рода амулеты, талисманы, обереги.
Магия– совокупность обрядов, связанных с верой в способность человека воздействовать на природу, людей, животных, богов. Первобытность не знала письменности в современном значении, но именно в этот период возникла знаковая система передачи информации. Развивается рисуночное письмо, или пиктография.
Итак, возникновение человека знаменовало собой новый этап в развитии земной биосферы, а начало человеческой культуры связано со становлением первобытного общества и возникновением родовой общины, в которой утвердились принципы кровного родства и экзогамии. На стадии первобытной родовой общины человечество создает богатый духовный мир, отраженный в верованиях, искусстве и мифотворчестве.
Античная культура
Античная культура охватывает период с начала I в. до н.э. (образование греческих городов-полисов) до V в. н.э. (падение Римской империи). На протяжении всего времени своего существования она остается в объятиях мифологии, более того, она сливает разрозненные племенные мифы в единую религиозно-мифологическую систему, которая становится основой всего античного мировоззрения.
Однако динамика общественной жизни, усложнение социальных отношений, рост знаний подрывают архаические формы мифологического мышления. Торговые связи и мореходство расширяют кругозор древних греков. Алфавитное письмо дает грекам возможность записывать различные сведения, наблюдения, которые трудно было уложить в мифологические каноны. Необходимость поддерживать общественный порядок в государстве требует замены племенных норм поведения упорядоченными кодексами законов. Публичная политическая жизнь стимулирует развитие ораторского мастерства, культуры мышления и речи.
История античной эпохи разделяется на две частично накладывающиеся друг на друга фазы – греческую и римскую.
Античная (или Древняя) Греция была колыбелью европейской цивилизации и культуры. Именно здесь заложены те материальные, духовные, эстетические ценности, которые в той или иной мере нашли свое развитие почти у всех европейских народов.
Главными сферами греческой культуры становятся философия и искусство. Они вырастают из мифологии и пользуются ее образами. Но вместе с тем они приобретают значение, выходящее за ее пределы.
Древнегреческая философия создала принципиально отличный от мифологического тип мышления. Мифологическое сознание удовлетворяется описанием, философское же требует доказательств. Философское мышление стремится дать объяснение действительности путем рационального, логического рассуждения с помощью абстрактных понятий. Вместе с философией развиваются и зачатки научных знаний – астрономии, математики, биологии, медицины.
Искусство Древней Греции, как и философия, исходит из мифологии и черпает из нее свои темы и сюжеты. Однако оно начинает служить не только ритуально-мифологическим целям. Произведения искусства приобретают свою собственную эстетическую ценность, которая определяется не их культовым назначением, а художественными достоинствами. В нем как особые виды возникают архитектура, скульптура, лирическая поэзия, драма, театр. Древнегреческий стиль в искусстве – стиль, соразмерный человеку, уравновешенный, гармоничный.
Одним из самых замечательных явлений древнегреческой культуры стал театр. Он возник на основе народных песен и плясок во время праздников в честь бога Диониса. Из обрядовых песен, которые пели, облачаясь в козлиные шкуры, родилась трагедия, из озорных и веселых песен – комедия.
Театральные представления считались школой воспитания, и государство уделяло им большое внимание. Представления шли несколько раз в год по большим праздникам и продолжались несколько дней подряд. Ставились три трагедии и две комедии, смотрели их с утра до вечера, а чтобы все жители смогли посетить театр, выдавались из казны специальные театральные деньги.
Римская античность заимствует многие идеи и традиции греческой культуры. Римская мифология дублирует греческую, философия использует различные идеи учений греческих мыслителей. В эпоху римской античности достигают высокого уровня развития ораторское искусство, художественная проза и поэзия, историческая наука, механика, естествознание. Архитектура Рима использует эллинские формы, но отличается гигантизмом, свойственным имперским масштабам государства и амбициям римской аристократии. Наиболее грандиозными являются общественные сооружения.
Как греки, так и римляне любили всякого рода зрелища – олимпийские состязания, бои гладиаторов, театральные представления. Все античное искусство было подчинено принципу зрелищности.
Важнейшие культурные новации римской античности связаны с развитием политики и права. Управление огромной Римской державой потребовало разработки системы государственных органов и юридических законов. Древнеримские юристы заложили фундамент правовой культуры, на который до сих пор опираются современные правовые системы. Политические и идеологические цели существенно влияют на характер искусства и всей культурной жизни общества. Политизированность – характерная черта римской культуры.
Средневековая культура
Средневековая культура – первая самостоятельная культура по отношению к Западной Европе. Она развивалась более тысячи лет и сформировала культуру современной Западной Европы.
Термин «средние века» начал употребляться в XV веке для обозначения периода времени от гибели западной Римской империи до эпохи Возрождения. Стало обычным вкладывать в этот термин некий ценностный смысл: «отсталое», «реакционное», «нецивилизованное», «проникнутое духом клерикализма» и т.д. Эта традиция восходит к гуманистам. Другая крайность в оценке средневековья – романтизировать его, искать в нем утраченные впоследствии доблесть или красочную экзотику: рыцарские подвиги, прекрасных дам.
Хронологические рамки Средневековья точно не определены. В основном принято считать, что средние века охватывают период времени с V – до середины XVIIв.
Средневековая западноевропейская культура сформировалась в результате сложного синтеза трех культурных элементов: наследия античной культуры, христианских ценностей и варварской культуры.
Особую роль в формировании средневековой культуры сыграли христианская религия и римско-католическая ц