Кратко охарактеризуйте основные принципы педагогики здоровья
Принцип не навреди – одинаково первостепенен и для медиков, и для педагогов, и для
родителей. На его соблюдении строятся профессиональная этика любой человеческой профессии,
основы педагогики и дидактики.
Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов предполагает,
что все происходящее в ОУ – от разработки планов, программ до проверки их выполнения, включая
проведение уроков, перемен, организацию внеурочной деятельности – должно оцениваться с позиции
влияния на психофизическое состояние и здоровье учащихся и учителей.
Принцип триединого представления о здоровье обуславливает необходимость подходить к категории здоровья в соответствии с определением Всемирной организации здравоохранения, как единству физического, психического и духовно-нравственного здоровья.
По мнению Всемирной организации здравоохранения здоровье это:
физическое здоровье (органы, функции);
нравственное (интересы, помыслы, увлечения);
психическое (адекватное отношение к ситуации)
Состояние здоровья это – интегральная характеристика, которая во многом определяется условием жизни.
Принцип непрерывности и преемственности определяет необходимость проведения здоровьесберегающей работы ежедневно и на каждом уроке.
Принцип субъект- субъектного взаимоотношения с учащимися. Одно из условий реализации этого принципа – индивидуальный подход к учащимся. Важна заинтересованность и ответственность учащегося, как субъекта образовательного процесса, его задача состоит в обретении компетенций грамотной заботы о своем здоровье. Задача учителя максимальное содействие ему в этом стремлении.
Принцип соответствия содержание и организации обучения. Речь идет об уровне и содержании
программ, технологии, решаемых задачах, формах и методах преподавания. Традиционна для педагогики проблема: что и как преподавать, чтобы с одной стороны, учебный материал не был слишком сложен для учащихся, а с другой стороны – способствовал бы их развитию. Основное внимание в аспекте охраны здоровья необходимо обратить на риск перегрузок, развитие состояния утомления от сложности изучаемого материала и слишком высокий темп учебной работы, на формирование дистресса, постоянного ощущения неуспеха.
Принцип гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий конкретизируется в практике здоровьесберегающей педагогики: а) обучение здоровью, б)воспитания культуры здоровья, в) формирования здоровья, г) укрепления здоровья.
Приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами,
порицаниями). Привычка учителя, родителя фиксировать внимание ребенка преимущественно на недостатках, ошибках, формирует личность с заниженной самооценкой, комплексом неполноценности, не способную ставить цели и добиваться их достижения. По результатам психологических исследований именно такие педагогические воздействия преобладают в школе.
Приоритет активных методов обучения влияет на процесс здоровьесбережения тем, что достигается снижения риска появления у школьников переутомления в результате беспощадной эксплуатации резервов механической памяти в сочетании с гиподинамией и хроническим дистрессом.
Кроме того, более гармоничное развитие личности происходит в условиях активного включения в процесс социального взаимодействия
1. Принцип не нанесения вреда
2. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся
3. Принцип триединого представления о здоровье
4. Принцип непрерывности и преемственности
5. Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися
6. Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся
7. Комплексный, междисциплинарный подход
8. Принцип медико-психологической компетентности учителя
9. Принцип гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий
10. Приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами, порицаниями)
11. Приоритет активных методов обучения
12. Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегий
13. Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье
14. Принцип отсроченного результата
15. Принцип контроля за результатами