Составные блоки культуры здоровья
Это определение положено в основу|основание| концептуальной модели культуры здоровья личности студента. Оно подано как совокупность четырёх компонентных блоков: программно-содержательного, потребносно-мотивационного, эмоционально-волевого и деятельно-практического|практичного|.
1. Программно-содержательный блок включает всю систему знаний по|с| формированию, сохранению|сохранности| и укреплению здоровья во всех его аспектах: духовном, психическом и физическом. Этот блок характеризует способность человека грамотно разработать и постоянно совершенствовать индивидуальную оздоровительную систему. В нем отображается содержательная сторона образованности личности в вопросах здоровья с учетом возраста, пола|стати| и индивидуальных особенностей развития личности.
Программно-содержательный блок содержит в себе философско-культурологические знания о культуре здоровья личности; духовном аспекте здоровья; психологическом аспекте здоровья; физическом аспекте здоровья; социальном здоровье как феномене, объединяющем разные|различные| аспекты здоровья человека; |касательно| формировании, сохранении|сохранность| и укреплении здоровья во всех его аспектах; основах|оснований| разработки индивидуальной оздоровительной системы; умении вести пропагандистскую работу по|с| формированию культуры здоровья личности.
2.Потребносно-мотивационный блок отражает|отражает| мировоззренческую сторону|бок| культуры здоровья личности. Этот блок характеризует высокий уровень духовности человека, развитие гуманистических ценностных ориентаций в их целостности|цельности|, предполагает понимание смысла жизни и осознания его ценности.
В состав потребносно-мотивационного блока входит мировоззрение|миросозерцание|, основанное на гуманистических ценностных ориентациях любви и доброго|хорошего| отношения ко всему существующему, понимания цели и смысла жизни, осознания его ценности, знания идеала личности, осознания себя как целостной|цельной| духовно-физической системы, сформированности сознания|сознательности,осмысленности| в единстве космопланетарного|, биосоциального, национального и личностного аспектов, а также оптимистичное мироощущение и высокий уровень социокультурной толерантности.
3. Эмоционально-волевой компонент характеризуется наличием у человека стойких эмоций относительно собственного здоровья и сформированных волевых качеств, необходимых для поддержания им ЗОЖ и умения противостоять негативным воздействиям социального и физического характера.
Под эмоциональной развитием человека необходимо понимать высокую степень эмоциональной зрелости, способность тонко воспринимать людей и окружающий мир на основе глубокой эмпатии и рефлексии.
Эмпатия (сочувствие, сопереживание) – способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей, наблюдаемых явлений. Духовно развитый человек – тот, который эмоционально переживает и сопереживает состояние окружающих (умеет заметить мажорное или минорное состояния человека).
Человек, обладающий высокой степенью эмоционального развития, способен восхищаться красотой окружающего мира, он замечает красоту снежинок, осеннюю красоту листвы, красивый прыжок лани и т.д..
4. Деятельносно-практический|практичный| блок характеризует результат овладения человеком, с учетом его возраста и жизненного опыта, необходимым объемом умений и навыков выполнения оздоровительных технологий по ведению здорового образа жизни, что отражает практическую|практичную| направленность личности на активную, плодотворную|плодовитую|, длинную и счастливую жизнедеятельность.
Содержание деятельносно-практического|практичного| блока предусматривает владение субъектом оздоровительными технологиями, направленными на духовный, психический и физический аспекты здоровья; понимание необходимости борьбы с вредными привычками; умение разрабатывать и совершенствовать на протяжении жизни индивидуальную оздоровительную систему; ведения здорового образа жизни с учетом возраста, пола|стати|, психофизических особенностей и т.п..
Отмеченные структурные блоки культуры здоровья личности студента существуют в единстве, внутренне взаимозависимы и в своей совокупности составляют|складывают,сдают| целостное|цельное| явление.
Духо́вность — в самом общем смысле — совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии и публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальном сознании называется совестью, а также утверждается, что укрепление духовности осуществляется в процессе проповеди (увещания), просвещения, идейно-воспитательной или патриотической работы.
Также можно выделить основные аспекты здоровья:
• физический аспект здоровья — это здоровые органы чувств (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус) и другие органы, составляющие наше тело;
• психологический аспект здоровья — это аспект правильного развития личности. Здоровое сознание является условием психического здоровья, которое подразумевает тип темперамента, черты характера и уровень интеллекта, то есть «эго» человека в целом. Следовательно, здоровая психика — это здоровая личность, без каких-либо нарушений сознания (например, вследствие болезней или влияния наркотических средств). С распадом сознания человек утрачивает контакт с действительностью, и его личность погружается в темноту. Только психически здоровый человек обладает способностью осознанно принимать решения не только в своей жизни, но и в общественной;
• духовный аспект здоровья — охватывает моральное и этическое мировоззрение,