Внутриорганизационные коммуникации
Тип | Примеры | Основные средства |
Сверху вниз | Миссия компании Годовой бизнес-план Процедура приема на работу Приказ о реорганизации и сокращении численности Аттестационная оценка Журнал компании | Письменные приказы и меморандумы Устные распоряжения Выступления Видеоконференции Публикации Электронные средства |
Снизу вверх | Финансовый отчет Отчет о выполнении личных целей Аналитическая записка Рационализаторское предложение Жалоба | Письменный меморандум Электронные средства Встреча один на один Служебная записка Т елефонный разговор |
Горизон тальная | Предложение о совместных действиях Аналитическая записка Предоставление данных для другого отдела Координационные совещания | Электронные средства Письменный меморандум Совещание Встреча один на один Телефонный разговор |
Коммуникация сверху вниз играет важнейшую роль в управлении компанией, поскольку непосредственно влияет на мотивацию и способность сотрудников выполнять свои производственные функции и, следовательно, обеспечивать достижение организационных целей. Ее главная цель — предоставление информации о том, что (как, когда, где) должны делать сотрудники компании. Поэтому основными формами коммуникации сверху вниз являются приказы, инструкции, предписания, правила и процедуры. Также важнейшей функцией коммуникации сверху вниз является оценка работы сотрудников за прошедший период, методы которой подробно рассматриваются в гл. 6.
Коммуникация снизу вверх традиционно играла чисто информационную роль: для принятия решений руководителям всех уровней необходимо знать о положении дел на местах. Большинство современных компаний имеет формализованную систему статистических и аналитических отчетов, справок и т.д. Однако различие в статусе между тем, кто предоставляет и получает информацию, зависимость первого от последнего создают объективную угрозу искажения информации. Подчиненные часто преувеличивают свои достижения и скрывают недостатки, опасаются предоставлять данные, которые, по их мнению, могут негативно сказаться на их карьере или вознаграждении. В результате предоставления искаженной информации страдает качество принимаемых руководителями решений и снижается эффективность управления компанией. Традиционными методами контроля качества предоставляемой снизу информации являются сбор данных из независимых источников и выборочные проверки. Оба этих метода основаны на понимании сотрудником, что заведомое искажение информации будет выявлено и он может понести наказание. Однако более важным является создание атмосферы доверия между руководством и сотрудниками компании, которая может возникнуть при условии эффективной коммуникации сверху вниз, обеспечивающей обратную связь и вовлечение рядовых сотрудников в управление компанией.
Горизонтальная коммуникация осуществляется между сотрудниками, находящимися на одном иерархическом уровне: заместителями генерального директора, руководителями отделов кадров и продаж, инженерами конструкторского бюро. Основной целью горизонтальной коммуникации является обмен информацией для координации действий подразделений и сотрудников, т.е. для оптимизации производственного поведения и реализации целей компании. Значение этого вида коммуникации возрастает по мере того, как сокращаются количество иерархических уровней в компании и время, отпущенное на принятие управленческих решений, обе эти тенденции четко прослеживаются в современном мире.
Эффективность внутриорганизационной коммуникации (то, насколько затрачиваемые на этот процесс организационные ресурсы — финансовые, человеческие, материальные — способствуют реализации целей) зависит от множества факторов, которые могут быть подразделены на две большие группы: индивидуальные и организационные.
Под индивидуальными факторами понимается все то, что связано с сотрудниками компании, их способностью и желанием участвовать в информационном обмене. Исследования показывают, что существует ограниченное количество проблем (коммуникационных барьеров), снижающих эффективность коммуникации на уровне отдельного сотрудника (табл. 5.4).
Коммуникационные барьеры
Таблица 5.4
Коммуникационный барьер | Причины | Примеры |
Различие в восприятии | Люди интерпретируют информацию на основании своего опыта, положения в организационной иерархии и т.д. | Конфликт между начальником цеха и инженерным отделом по поводу причин выхода из строя оборудования Аттестационная оценка сотрудника и его руководителя |
Семантика | Использование специального жаргона или диалекта | Переписка между отделом продаж и конструкторским бюро Совещание-встреча финансового директора с начальниками цехов |
Субъективная оценка | Оценка отправителя получателем на основании прошлого опыта | Отсутствие прогресса в реализации проекта из-за неэффективной коммуникации между его руководителем и группой сотрудников, считающей его некомпетентным |
Навыки коммуникации | Отсутствие специального обучения | Неспособность директора филиала подготовить аналитический отчет Невладение компьютером представителя по продажам |
Культурные различия | Различие в ценностях, традициях, воспитании | Конфликт между американским руководителем и французским подчиненным, опоздавшим на 10 минут на совещание |
Информационные и коммуникационные системы являются базисом применения всех методов и технологий менеджмента. Центральная задача проектирования эффективных информационных и коммуникационных систем — улучшение информированности лиц, принимающих решения (ЛИР).
Информационные технологии, т.е. способы осуществления коммуникаций и обработки информации, базируются на компьютерных и некомпьютерных методах. Классификация информационных технологий представлена на рис. 5.1. Компьютерные информационные технологии объединяются в корпоративные информационные системы.
Использование новых информационных технологий, обеспечение компьютерной поддержки управленческих и бизнес-процессов является обязательным элементом деятельности любой компании. Информационные технологии опираются на методы моделирования бизнес- процессов и организационной структуры
Рис. 5.1. Классификация информационных технологий
5.1. Процессы принятия решений
Процесс управления — деятельность объединенных в определенную систему субъектов управления, направленная на достижение целей компании путем реализации определенных функций с использованием методов управления.
Как правило, процессы управления компанией очень многообразны, многомерны и имеют сложную структуру (состоят из большого числа стадий и фаз). В общем смысле процесс управления состоит из общих функций управления, которые объединяются в циклы управления.
Решение — центральный момент всего процесса управления. Можно сказать, что сутью профессии менеджера является принятие решений.
В широком смысле это понятие включает и подготовку решения (планирование), в узком смысле это выбор альтернативы. В рамках перспективного планирования принимаются основополагающие решения (что делать?), затем в процессе текущего планирования, организации, мотивации, координации, регулирования, изменений планов принимаются решения в узком смысле (как делать?), хотя такая граница является условной.
На практике проблема принятия решения специфична: давят сроки, недостаток квалификации или информации для решения, ненадежность методов, склонность менеджеров к рутине, разногласия между ЛПР.
Наиболее типичные решения, принимаемые менеджерами компаний, можно классифицировать следующим образом:
• ситуационные, рутинные, ведомственные решения;
• решения средней сложности (текущие уточнения области деятельности, решения под стрессом и при давлении сроков, решения в исключительных случаях);
• инновационные и определяющие решения.
Рис. 5.2. Цикл управления