Тема 6. Общество и социальные институты

6.1. Ответ: В отличие от социальной группы, в которой люди взаимодействуют для удовлетворения различных личностных потребностей (в общении, в признании, самореализации), социальный институт нацелен на реализацию конкретной, важной для общества и для личности потребности. Изменение потребностей приводит к изменению социальных институтов в обществе: появляются новые институты, постепенно отмирают старые, ненужные, хотя и могут еще какое-то время существовать в силу инерции социальных связей. 6.2. Ответ: например, политические партии в современном смысле этого слова стали возникать только в условиях формирования капитализма. Партийные объединения нестабильны, из них периодически выбывают отколовшиеся группы, многие партии, не выдержав испытания временем, исчезают. В XX веке возникли политические партии совершенно особого типа, так называемые тоталитарные партии, но к концу века их уже почти не осталось. 6.3.Ответ: Институт семьи и брака - институт расторжения брака Институт религии - институт первого причастия Институт экономики - институт потребительских кооперативов Институт политики - институт мировых судей Институт культуры и социализации - институт средств массовой информации 6.4. Ответ: 3 6.5. Ответ: включает в себя: -преподавателей, чиновников, администрации высших учебных заведений и т.д.; -нормы поведения студентов, отношение общества к системе высшего образования; -сложившуюся практику отношений между преподавателями и студентами; -здания, аудитории, учебные пособия; -миссию — удовлетворение потребности общества в хороших специалистах с высшим образованием. 6.6. Ответ: формальные институты имеют специальные учреждения, в которых люди, обладающие специальными полномочиями, выполняют четко определенные функции, институциональные роли, и статусы, закрепленные достаточно жестко. 6.7. 4) 6.8. Роль_____Студент 1. Предписание____Сдавать предметы на положительные оценки Санции________Получение красного диплома   2. Предписание___Выполнять учебную программу Санкции___Отчисление   6.9. Ответ: манипулирование, основанное на специальных методах обмана; управление сознанием и поведением людей вопреки их интересам, а нередко и воле. 6.10. Ответ: 1     Тема 7. Социальный прогресс и процессы глобализации 7.1. Ответ:уровень материального благосостояния общества, степень социальной справедливости и равенства, индивидуальной свободы и нравственности, развития науки и техники, солидарности членов общества. 7.2. Ответ: 3 7.3. Ответ: 1) природные (засуха, вызывающая неурожай и голод); 2) демографические (падение рождаемости); 3) производственные (изменение системы оплаты труда). 7.4.Ответ: 2 7.5. Ответ: современные социальные движения волнуют проблемы культуры, прав и свобод человека, проблемы, связанные с новыми ситуациями и рисками. 7.6. Ответ: возможна формальная организация и институционализация движения, как это произошло с рабочим движением в России в начале ХХ в., превратившимся в политическую партию – РСДРП. Ответ: Реформаторское - Движение за освобождение негров Регрессивное - Движение за возрождение православной культуры Утопическое - Движение за мир во всем мире Революционное - Профсоюзное движение Экспрессивное - Фестивали авторской песни Сопротивление - Движение за отмену монетизации льгот 7.8. Ответ: первые тенденции к глобализации наметились еще в конце XIX – начале ХХ вв. Это формирование мирового капитализма (империализма) и одновременно Рабочего интернационала, женских феминистских организаций, которые носили международный характер. В 90-е гг. проблема глобализации приобретает небывалую практическую остроту, что приводит к формированию отдельной области знания – глобалистики. 7.9. Ответ: захват сырьевых рынков, рынков сбыта, перемещение производственных мощностей в регионы с дешевой рабочей силой. Глобализация сегодня стимулируется изменениями в мировой экономике, в рамках которой осуществляется перемещение товаров, капитала, реализуется обмен идеями и людьми. 7.10. Против чего выступают антиглобалисты? Отметьте все ответы, которые считаете верными. 1) Против решения мировых проблем 2) Против культурной экспансии Запада 3) Против захвата сырьевых рынков слаборазвитых стран 4) Против расширения интернациональных связей 5) Против диалога культур 6) Против распространения американской идеологии 7) Против национальных финансовых займов Ответ: 3, 7.   Тема 8. Культура и общество
8.1. Перечислите ценности, которые, на ваш взгляд, характерны для молодежной субкультуры. Ответ: субкультура – это система ценностей и норм, стиль жизни определенной социальной группы, слоя, класса. Например, молодежь имеет свой специфический язык, стиль поведения, выражающийся в одежде, разделяет ценности, не соответствующие ценностям старшего поколения. Таким образом создается молодежная субкультура. И она тоже неоднородна. Среди молодежных субкультур выделяются готы, фанаты футбольных команд, эмо, фашисты и др. со своими непересекающимися поведенческими рисунками и философией жизни. 8.2. Ответ: национальностью, родом занятий, регионом, полом, возрастом, классовыми и другими различиями между людьми. 8.3. Ответ: субкультурные и контркультурные различия могут наблюдаться на уровне отдельных крупных организаций. Например, сотрудники отдела рекламы, приспосабливаясь к специфике творческой деятельности и условий труда, формируют субкультуру, ориентированную на демократичность в отношениях, большую самостоятельность, ненормированность рабочего графика и др. Контркультура указывает на существование кризиса в развитии организации (общества), с другой стороны, взаимодействуя с доминирующей культурой, она может способствовать изменениям.     8.4. Известно, что культура может рассматриваться как негативное или как позитивное явление в жизни людей. На чем основано каждое из этих противоположных суждений? Приведите примеры или аргументируйте свой ответ. Ответ: например, говорят о «культуре управления», «культуре власти», «культуре высшего образования» или «армейской культуре». Культурные нормы и ценности этих институтов тесно связаны с доминирующей культурой, но отличаются от нее. Эти отличия также называются субкультурными. Субкультуры могут взаимодействовать и сталкиваться между собой. Субкультурные различия могут определяться национальностью, родом занятий, регионом, полом, возрастом, классовыми и другими различиями между людьми. Субкультура группы, ценности, нормы поведения которой противостоят доминирующей культуре, называется контркультурой. Признак контркультуры – протест, несогласие, активная позиция. Например, панки («отбросы общества») являются контркультурой: во время возникновения этой группы ее представители были убеждены, что изменить мир к лучшему нельзя, жизнь потеряла смысл, будущего нет, а значит, можно делать все, что хочется. Свой протест против современного мира панки выражали очень агрессивно, но именно таким образом они пытались отстоять свободу и презрение к фашизму, расизму, консерватизму и другим «измам» деградирующей современности. Другим примером контркультуры можно назвать культуру криминальных групп. Нельзя сказать, что в этих группах отсутствуют нормы поведения, они ярко выражены, но противостоят общепринятым. 8.5.Завершите фразу: Культурными предпосылками социально экономического развития в России являются следующие ценности. Ответ: распространение инновационного типа личности. 8.6. Завершите фразу: Культурными барьерами социально-экономического развития являются следующие ценности. Ответ: Новые ценности (личная ответственность, дух конкуренции, отношение к труду), привнесенные капитализмом, воспринимаются определенными слоями населения как чуждые. Такие традиции представляют значительные трудности для экономических и политических изменений. 8.7. В России во многих сферах жизни происходит внедрение западных институтов. Однако они могут неэффективно регулировать деятельность людей, т.к. не соответствуют принятым в обществе культурным ценностям. Приведите свой пример таких неэффективно действующих нововведений. С сопротивлением каких культурных ценностей они сталкиваются? Ответ: ценности могут различаться в разных обществах и даже социальных группах. Например, в некоторых культурах материальные ценности являются важными, в других едва признаются; некоторые культуры базируются на значимости традиционных религиозных ценностей, другие выдвигают на первый план ценности совершенствования технологий; есть культуры, поощряющие индивидуализм, и культуры, в которых решающее влияние имеет коллективизм и т.д. Американские или британские студенты, замечая, что кто-то списывает на экзамене, считают это оскорблением, т.к. нарушаются принципы равных возможностей, адекватного вознаграждения за усилия, конкуренции. Российские студенты, напротив, помогая товарищу на экзамене, поступают в соответствии с принципами равенства и совместного решения задач, поставленных вышестоящими структурами. 8.8. Важными барьерами социальной мобильности являются различные субкультурные нормы и запреты. Для того чтобы полностью изменить свой социальный статус, у индивидов часто возникает проблема вхождения в новую субкультуру группы с более высоким статусом и проблема взаимодействий с представителями новой социальной среды. Предложите способыпреодоления субкультурного барьера. Ответ: индивид для того, чтобы достичь более высокого социального статуса, должен преодолеть барьеры между группами и слоями. Эти барьеры в основном представлены субкультурными нормами и запретами. К числу причин, усиливающих социальную мобильность, относится изменение общественного мнения в отношении престижности тех или иных профессий и вследствие этого – изменение профессиональных интересов у различных групп людей. 8.9. Направление общественного развития в большей степени зависит от (выбрать один вариант ответа). 1) Уровня развития культуры (морали, искусства) 2) Специфики взаимодействия субкультур и контркультур в данном обществе 3) Конкретных ценностей, доминирующих 4) Существования элитарной культуры Ответ: 2 8.10. Среди характеристик социальных норм в данном списке есть одна неправильная. Отметьте ее. 1) Общественные ожидания правильного поведения 2) Наиболее часто встречающийся образец 3) Служат ориентирами в конкретных действиях 4) Идеальные представления, не имеющие отношения к реальному поведению человека в обществе Ответ: 4

Список литературы





1. Современная западная социология: Словарь. – М.: Политиздат,

1990. – 432 с.

2. Социология: учеб. пособие для студентов вузов / под ред.

А.Н. Елсукова, 2-ое изд., испр. – Минск: ТетраСистемс,2009. – 544 с.

3. Социология для технических вузов. Серия «Учебники для тех-

нических вузов». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 416 с

4. Рабочая книга социолога / под ред. Г.В. Осипова. –

М.:Либерком,2009. – 568 с.

5. Как провести социологическое исследование / под ред.

М.К. Горшкова. – М.:Политиздат,1985.

Наши рекомендации