Глава 2. строевые упражнения
Строй – порядок расположения учащихся для их совместных действий; ряд, шеренга.
Шеренга –строй, при котором учащиеся стоят один возле другого на одной линии.
Колонна –строй, при котором учащиеся размещены в затылок друг другу.
Сомкнутый строй –шеренга, в которой учащиеся расположены с интервалом, равным ширине ладони.
Разомкнутый строй –шеренга, в которой учащиеся расположены с интервалом в один шаг (или с интервалом, который указан учителем).
Размыкание –увеличение интервала или дистанции строя.
Смыкание –уплотнение разомкнутого строя.
Направляющий –учащийся, который движется первым в указанном направлении.
Замыкающий –учащийся, который движется последним в колонне.
Фланг –правая или левая оконечность строя, шеренги.
Фронт –сторона строя, в которую учащиеся обращены лицом.
Тыльная сторона строя –сторона, противоположная фронту.
Интервал –расстояние между учащимися по фронту.
Дистанция –расстояние между учащимися в глубину.
Строевая стойка –положение в строю, при котором учащийся стоит прямо, без напряжения и, держа голову прямо, смотрит перед собой; плечи развернуты, грудь приподнята, живот подобран; руки опущены, ладони обращены внутрь, полусогнутые пальцы касаются бедер; ноги в коленях выпрямлены, но не напряжены, пятки сомкнуты, носки развернуты на ширину ступни (пятки вместе, носки врозь).
Строевые упражнения способствуют воспитанию у детей дисциплинированности и организованности. Двигаясь в строю, дети учатся чувствовать ритм и темп, приобретают навыки коллективных действий.
На уроках физической культуры строевые упражнения позволяют быстро и целесообразно размещать учащихся в спортивном зале или на пришкольной спортивной площадке. В подготовительной части урока они используются для того, чтобы организованно начать урок и правильно разместить учащихся перед разминкой; в основной части урока – для организованного перехода от одного вида упражнений к другому; в заключительной части урока – для снижения нагрузки и организованного завершения занятия.
Строевые упражнения подразделяются на следующие группы:
1. Построения.
2. Строевые приемы на месте.
3. Перестроения на месте.
4. Передвижения.
5. Перемена направления движения.
6. Перестроения в движении.
7. Размыкания и смыкания.
Построения
Задача – освоить различные виды строя (шеренга, колонна, круг). При построении учитель должен располагаться так, чтобы ему были видны все учащиеся.
Построение в колонну по одному.
Подается команда: «Класс, в колонну по одному – СТАНОВИСЬ». Подав команду, учитель принимает строевую стойку – лицом в сторону движения, а класс становится за ним. Дистанция между учащимися должна быть равна длине вытянутой руки (ладонью следует коснуться плеча впередистоящего ученика).
Построение в шеренгу.
Подается команда: «Класс, в одну шеренгу – СТАНОВИСЬ». Одновременно с подачей команды учитель становится лицом к фронту. Класс выстраивается слева от него. При этом носки ног у всех учащихся должны быть на одной (прямой) линии. С началом построения учитель выходит их строя и следит за выравниванием класса.
Построение в круг.
Учитель подает команду «Встать в круг!» или «В круг – СТАНОВИСЬ!». В указанном учащиеся месте образуют круг.
Строевые приемы на месте
Произвести построение (занять место в строю). По команде «СТАНОВИСЬ!» учащиеся становятся в строй и принимают строевую стойку.
Выполнить равнение.
Команда «РАВНЯЙСЬ!» обычно подается после построения в шеренгу. Все учащиеся, кроме правофлангового (направляющего), по этой команде поворачивают голову направо и выравниваются так, чтобы каждый видел грудь четвертого человека, считая себя первым. Носки ног у всех учащихся должны быть на одной (прямой) линии.
Если необходимо равнение в другую сторону, то подается команда «Налево – РАВНЯЙСЬ!». Все учащиеся, кроме левофлангового, по этой команде поворачивают голову налево.
Принять положение «смирно». По команде «СМИРНО!» учащиеся должны быстро принять строевую стойку и не шевелиться.
Принять положение «вольно». В строю по команде «ВОЛЬНО!» учащийся может стоять свободно, расслабив правую или левую ногу; сходить с места нельзя.
Принять предшествующее команде положение.
Команда «ОТСТАВИТЬ!» подается для того, чтобы отменить или прекратить выполнение приема.
Покинуть строй. По команде «РАЗОЙДИСЬ!» учащиеся выходят из строя.
Произвести расчет по порядку.
По команде «Класс, по порядку – РАССЧИТАЙСЬ!» учащиеся громко и четко называют порядковые номера: первый, второй, третий и т. д. Расчет начинается с правого фланга и сопровождается поворотом головы налево. Последний в шеренге называет свой номер, делает с левой ноги шаг вперед, приставляет правую ногу к левой и говорит: «Расчет окончен», после чего (опять с левой ноги) делает шаг назад.
Выполнить поворот направо. По команде «Напра-ВО!» выполняется поворот на месте направо – на пятке правой ноги и носке левой. Вначале учащиеся выполняют поворот по разделениям на два счета: из исходного положения(и.п.) на счет «раз»(1) – повернуться на пятке правой ноги и на носке левой в правую сторону; на счет «два»(2) – приставить левую ногу к правой.
Когда все научатся выполнять поворот на месте по разделениям, можно приступать к его выполнению по команде: по предварительной команде «Напра-» – выполнить первую половину поворота, что соответствует счету «раз», т. е. поворот на правой пятке и левом носке; по исполнительной команде «-ВО!» – приставить левую ногу к правой, заканчивая поворот.
Выполнить поворот налево. По команде «Нале-ВО!» выполняется поворот на месте налево – на пятке левой ноги и на носке правой. В начале учащиеся выполняют поворот по разделениям на два счета: из и. п. на счет «раз» (1) – повернуться на пятке левой ноги и на носке правой в левую сторону; на счет «два» (2) – приставить правую ногу к левой.
Выполнить поворот кругом. По команде «Кру-ГОМ!» выполняется поворот на 180° в сторону левого плеча на пятке левой ноги и на носке правой. По исполнительной команде «-ГОМ» – приставить правую ногу к левой.
Выполнить поворот на месте направо (налево) прыжком. По команде «Прыжком напра-ВО (нале-ВО)!» учащиеся выполняют поворот направо (налево) – прыжком вверх.
Перестроения на месте
Перестроение из одной шеренги в две шеренги.
Вначале подается команда «На первый – второй РАССЧИТАЙСЬ». После расчета подается команда «Класс, в две шеренги – СТРОЙСЯ!». По этой команде вторые номера на счет «раз» (1) делают шаг левой ногой назад; на счет «два» (2) правой ногой – шаг вправо, чтобы встать в затылок первым номерам; на счет «три» (3) – приставить левую ногу к правой.
Перестроение из двух шеренг в одну шеренгу.
Для обратного перестроения подается команда «Класс, в одну шеренгу – СТРОЙСЯ!». По этой команде вторые номера выходят на линию первых, делая на счет «раз» (1) левой ногой шаг влево; на счет «два» (2) правой ногой – шаг вперед; на счет «три» (3) – приставить левую ногу к правой.
Перестроение из колонны по одному в колонну по два. Вначале подается команда «На первый-второй РАССЧИТАЙСЬ». После расчета подается команда «Класс, в колонну по два – СТРОЙСЯ!». По этой команде вторые номера на счет «раз» (1) делают левой ногой шаг влево; на счет «два» (2), не приставляя правой ноги, – шаг вперед, чтобы встать рядом с первыми номерами; на счет
«три» (3) – приставить левую ногу.
Перестроение из шеренги в круг.
Первый способ. Учащиеся берутся за руки. Учитель, взяв левой рукой правую руку направляющего (правофлангового), двигается по кругу и соединяет руки направляющего и замыкающего.
Второй способ. Учитель, остановившись против ученика посередине шеренги на расстоянии нескольких шагов, дает команду: «Держась за руки, построиться в круг». Находящийся в середине шеренги ученик стоит на месте, а остальные, держась за руки и двигаясь влево и вправо от него, образуют круг.
Передвижения
Движение на месте. Подается команда «На месте шагом (бегом) – МАРШ!» По предварительной команде «На месте шагом (бегом)» надо перенести вес тела на правую ногу, а по исполнительной команде «МАРШ!» начать движение с левой ноги.
Передвижение обычным шагом. При движении шагом с места подается команда «Шагом – МАРШ!». Движение начинается с левой ноги. При переходе с других видов ходьбы, бега и при окончании упражнений в движении подается команда «Обычным шагом – МАРШ!».
Изменение длины шага и скорости движения.
Команды «Шире шаг!», «Короче шаг!», «Чаще шаг!», «Ре-ЖЕ!» обычно подаются во время передвижения класса в колонне.
Прекращение движения.
Команда «Класс – СТОЙ!» подается под левую ногу; делается шаг правой ногой, приставляется левая нога.
Передвижение бегом. Команда «Бегом – МАРШ!» подается под левую ногу; шаг правой ногой – и с левой начинается бег.