Глава 2. строевые упражнения

Строй – порядок расположения учащихся для их совместных действий; ряд, шеренга.

Шеренга –строй, при котором учащиеся стоят один возле дру­гого на одной линии.

Колонна –строй, при котором учащиеся размещены в затылок друг другу.

Сомкнутый строй –шеренга, в которой учащиеся расположе­ны с интервалом, равным ширине ладони.

Разомкнутый строй –шеренга, в которой учащиеся располо­жены с интервалом в один шаг (или с интервалом, который ука­зан учителем).

Размыкание –увеличение интервала или дистанции строя.

Смыкание –уплотнение разомкнутого строя.

Направляющий –учащийся, который движется первым в ука­занном направлении.

Замыкающий –учащийся, который движется последним в ко­лонне.

Фланг –правая или левая оконечность строя, шеренги.

Фронт –сторона строя, в которую учащиеся обращены лицом.

Тыльная сторона строя –сторона, противоположная фронту.

Интервал –расстояние между учащимися по фронту.

Дистанция –расстояние между учащимися в глубину.

Строевая стойка –положение в строю, при котором учащий­ся стоит прямо, без напряжения и, держа голову прямо, смот­рит перед собой; плечи развернуты, грудь приподнята, живот подобран; руки опущены, ладони обращены внутрь, полусо­гнутые пальцы касаются бедер; ноги в коленях выпрямлены, но не напряжены, пятки сомкнуты, носки развернуты на шири­ну ступни (пятки вместе, носки врозь).

глава 2. строевые упражнения - student2.ru

Строевые упражнения способствуют воспитанию у детей ди­сциплинированности и организованности. Двигаясь в строю, дети учатся чувствовать ритм и темп, приобретают навыки коллектив­ных действий.

На уроках физической культуры строевые упражнения позво­ляют быстро и целесообразно размещать учащихся в спортивном зале или на пришкольной спортивной площадке. В подготовитель­ной части урока они используются для того, чтобы организованно начать урок и правильно разместить учащихся перед разминкой; в основной части урока – для организованного перехода от одного вида упражнений к другому; в заключительной части урока – для снижения нагрузки и организованного завершения занятия.

Строевые упражнения подразделяются на следующие группы:

1. Построения.

2. Строевые приемы на месте.

3. Перестроения на месте.

4. Передвижения.

5. Перемена направления движения.

6. Перестроения в движении.

7. Размыкания и смыкания.

Построения

Задача – освоить различные виды строя (шеренга, колонна, круг). При построении учитель должен располагаться так, чтобы ему были видны все учащиеся.

глава 2. строевые упражнения - student2.ru Построение в колонну по одному.

Подается команда: «Класс, в колонну по одному – СТАНОВИСЬ». Подав команду, учитель принимает строевую стойку – лицом в сто­рону движения, а класс становится за ним. Дистанция между уча­щимися должна быть равна длине вытянутой руки (ладонью следу­ет коснуться плеча впередистоящего ученика).

глава 2. строевые упражнения - student2.ru Построение в шеренгу.

Подается команда: «Класс, в одну шеренгу – СТАНОВИСЬ». Одновременно с подачей команды учитель становится лицом к фронту. Класс выстраивается слева от него. При этом носки ног у всех учащихся должны быть на одной (прямой) линии. С началом построения учитель выходит их строя и следит за выравниванием класса.

глава 2. строевые упражнения - student2.ru Построение в круг.

Учитель подает команду «Встать в круг!» или «В круг – СТАНОВИСЬ!». В указан­ном учащиеся месте образуют круг.

Строевые приемы на месте

глава 2. строевые упражнения - student2.ru

Произвести построение (занять место в строю). По команде «СТАНОВИСЬ!» учащиеся становятся в строй и при­нимают строевую стойку.

глава 2. строевые упражнения - student2.ru Выполнить равнение.

Команда «РАВНЯЙСЬ!» обычно подается после построения в шеренгу. Все учащиеся, кроме правофлангового (направляющего), по этой команде поворачивают голову на­право и выравниваются так, чтобы каждый видел грудь четвертого человека, считая себя первым. Носки ног у всех учащихся должны быть на одной (прямой) линии.

Если необходимо равнение в другую сторону, то подается команда «Налево – РАВНЯЙСЬ!». Все учащиеся, кроме левофлангового, по этой команде поворачивают голову налево.

глава 2. строевые упражнения - student2.ru

Принять положение «смирно». По команде «СМИРНО!» учащиеся должны быстро принять строевую стойку и не шевелиться.

глава 2. строевые упражнения - student2.ru

Принять положение «вольно». В строю по команде «ВОЛЬНО!» учащийся может стоять свободно, расслабив правую или левую ногу; сходить с места нельзя.

глава 2. строевые упражнения - student2.ru Принять предшествующее команде положение.

Команда «ОТСТАВИТЬ!» подается для того, чтобы отменить или прекратить выполнение приема.

Покинуть строй. По команде «РАЗОЙДИСЬ!» учащиеся выходят из строя.

глава 2. строевые упражнения - student2.ru Произвести расчет по порядку.

По команде «Класс, по порядку – РАССЧИТАЙСЬ!» учащие­ся громко и четко называют порядковые номера: первый, второй, третий и т. д. Расчет начинается с правого фланга и сопровождает­ся поворотом головы налево. Последний в шеренге называет свой номер, делает с левой ноги шаг вперед, приставляет правую ногу к левой и говорит: «Расчет окончен», после чего (опять с левой ноги) делает шаг назад.

глава 2. строевые упражнения - student2.ru Выполнить поворот направо. По команде «Напра-ВО!» выполняется поворот на месте направо – на пятке правой ноги и носке левой. Вначале учащиеся выполняют по­ворот по разделениям на два сче­та: из исходного положения(и.п.) на счет «раз»(1) – повернуться на пят­ке правой ноги и на носке левой в пра­вую сторону; на счет «два»(2) – при­ставить левую ногу к правой.

Когда все научатся выполнять поворот на месте по разделениям, можно приступать к его выполнению по команде: по предваритель­ной команде «Напра-» – выполнить первую половину поворота, что соответствует счету «раз», т. е. поворот на правой пятке и левом носке; по исполнительной команде «-ВО!» – приставить левую ногу к правой, заканчивая поворот.

Выполнить поворот налево. По команде «Нале-ВО!» выполняется поворот на месте налево – на пятке ле­вой ноги и на носке правой. В начале учащиеся выполняют поворот по разделениям на два счета: из и. п. на счет «раз» (1) – повернуться на пятке левой ноги и на носке правой в левую сторону; на счет «два» (2) – приставить правую ногу к левой.

глава 2. строевые упражнения - student2.ru Выполнить поворот кругом. По команде «Кру-ГОМ!» выполняется поворот на 180° в сторону левого плеча на пятке левой ноги и на носке правой. По исполнительной команде «-ГОМ» – приставить правую ногу к левой.

глава 2. строевые упражнения - student2.ru

Выполнить поворот на месте направо (налево) прыжком. По команде «Прыжком напра-ВО (нале-ВО)!» учащиеся выполняют поворот направо (налево) – прыж­ком вверх.

Перестроения на месте

глава 2. строевые упражнения - student2.ru

Перестроение из одной шеренги в две шеренги.

Вначале подается команда «На первый – второй РАССЧИТАЙСЬ». После расчета подается команда «Класс, в две шеренги – СТРОЙСЯ!». По этой команде вторые номера на счет «раз» (1) делают шаг левой но­гой назад; на счет «два» (2) правой ногой – шаг вправо, чтобы встать в затылок первым номерам; на счет «три» (3) – приставить левую ногу к правой.

глава 2. строевые упражнения - student2.ru глава 2. строевые упражнения - student2.ru

глава 2. строевые упражнения - student2.ru глава 2. строевые упражнения - student2.ru

Перестроение из двух шеренг в одну шеренгу.

Для обратного перестроения подается команда «Класс, в одну ше­ренгу – СТРОЙСЯ!». По этой команде вторые номера выходят на линию первых, делая на счет «раз» (1) левой ногой шаг влево; на счет «два» (2) правой ногой – шаг вперед; на счет «три» (3) – приставить левую ногу к правой.

глава 2. строевые упражнения - student2.ru

Перестроение из колонны по одному в колонну по два. Вначале подается команда «На первый-второй РАССЧИТАЙСЬ». После расчета подается команда «Класс, в колонну по два – СТРОЙСЯ!». По этой команде вторые номера на счет «раз» (1) де­лают левой ногой шаг влево; на счет «два» (2), не приставляя пра­вой ноги, – шаг вперед, чтобы встать рядом с первыми номерами; на счет

«три» (3) – приставить левую ногу.

глава 2. строевые упражнения - student2.ru Перестроение из шеренги в круг.

Первый способ. Учащиеся берутся за руки. Учитель, взяв левой рукой правую руку направляющего (правофлангового), двигается по кругу и соединяет руки направляющего и замыкающего.

Второй способ. Учитель, остановившись против ученика по­середине шеренги на расстоянии нескольких шагов, дает команду: «Держась за руки, построиться в круг». Находящийся в середине шеренги ученик стоит на месте, а остальные, держась за руки и дви­гаясь влево и вправо от него, образуют круг.

Передвижения

глава 2. строевые упражнения - student2.ru Движение на месте. Подается команда «На месте шагом (бегом) – МАРШ!» По предваритель­ной команде «На месте шагом (бе­гом)» надо перенести вес тела на пра­вую ногу, а по исполнительной коман­де «МАРШ!» начать движение с левой ноги.

глава 2. строевые упражнения - student2.ru Передвижение обычным шагом. При движении шагом с места подается команда «Шагом – МАРШ!». Движе­ние начинается с левой ноги. При переходе с других видов ходь­бы, бега и при окончании упражнений в движении подается команда «Обыч­ным шагом – МАРШ!».

Изменение длины шага и скорости движения.

Команды «Шире шаг!», «Короче шаг!», «Чаще шаг!», «Ре-ЖЕ!» обычно подаются во время передвижения класса в колонне.

Прекращение движения.

Команда «Класс – СТОЙ!» подается под левую ногу; делается шаг правой ногой, приставляется левая нога.

глава 2. строевые упражнения - student2.ru

Передвижение бегом. Команда «Бегом – МАРШ!» подается под левую ногу; шаг правой ногой – и с левой начинается бег.

Наши рекомендации