Тема 5. Особенности профессионального языка работника нефтегазовой сферы

Цель:изучить особенности профессионального языка работников нефтегазовой сферы.

Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы практического занятия, формируемые компетенции и их части:знание основных единиц профессионального языка работников нефтегазовой сферы; формирование навыков и умений их использовать.

Актуальность темы заключается в том, что профессиональный язык работников нефтегазовой сферы представляет собой сложную языковую систему, употребляемую определенной группой лиц. Будущим специалистам этой отрасли необходимо изучить специальную профессиональную терминологию, чтобы, оказавшись в профессиональной среде, легко вступать в коммуникацию.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Профессиональный языка работников нефтегазовой сферы является частью лексической системы языка, на котором говорит определенная социальная группа. Морозова О.А. выделяет три свойства такого языка: «во-первых, он понятен всем представителям нефтегазовой промышленности, во-вторых, способен вербализовать тонкие смысловые нюансы, в-третьих, поддерживать профессионально-социальную дифференциацию языка, которая обеспечивает упорядоченность и организованность общения»[27].

Особенность нефтегазовой промышленности заключается в использовании различного технологгического оборудования, в сложности ситуаций, возникающих на производстве. Поэтому специалисты, работающие в этой сфере, должны не только правильно применять свои профессиональные знания на практике, но и уметь понимать и использовать специальную профессиональную терминологию, которая занимает значительную часть профессионального языка работников нефтегазовой сферы. Приведем лишь некоторые примеры терминов и их дефиниции:

· «Бурение скважин кустовое (cluster [multiple] drilling) – последовательное бурение нескольких наклонных и вертикальной скважин с одной площадки, осуществляемое в условиях заболоченности местности, акватории и т.д., с морских буровых оснований, эстакад, намывных участков и др. Или: сооружение скважин (в основном наклонно направленных и горизонтальных), устья которых группируются на близком расстоянии друг от друга на общей ограниченной площади (основании), а забои вскрывают продуктивные горизонты в заданных точках в соответствии с сеткой разработки»[28].

· «Разбуривание (drilling in) – операция вхождения в пласт при бурении»[29].

· «Зумпф (sump) – «нерабочий» интервал ствола скважины расположенный в его нижней части»[30].

· «Каверна (cavern, pocket, washout cavern) – полое пространство, образовавшееся в горном массиве (при бурении скважины)»[31].

· «Скорость циркуляции (circulation rate) – объём бурового раствора, прокачиваемый в единицу времени. Или: м/сек»[32].

· «Стренер (strainer) – противопесчаный фильтр в эксплуатирующейся скважине»[33].

· «Печать (camera) – оттисковый блок, используемый при ловильных работах, дорнировании и других работах для определения положения оставшегося в скважине инструмента, установления места течи колонны и т.д.

· «Поглощение бурового раствора (lost circulation, drilling mud losses) – вид осложнения, возникающего в результате гидроразрыва или ухода раствора в природные резервуары»[34].

· «Аэрация бурового раствора (drilling mud aeration) – технологическая операция обработки бурового раствора, заключающаяся во введении в него газообразных агентов для понижения плотности»[35].

· «Ликвидация прихватов бурового инструмента (releasing of stuck pipes) – комплекс технологических мероприятий, направленных на устранение причин происшедшего прихвата»[36].

· «Прихват бурильных труб (sticking of drill pipes) –невозможность осевого перемещения труб в скважине вследствие действия перепада давления, обвалов или заклинивания бурового инструмента в желобах»[37].

· «Промывка (washover) – один из способов освобождения прихваченных бурильных труб, при котором закачиваемый буровой раствор размывает шлам в месте прихвата»[38] и др.

Одной из основных трудностей специальной профессиональной терминологии работников нефтегазовой сферы является то, что нефтегазопромысловое дело связано с огромным числом наук и пользуется результатами их достижений и терминологией. Поэтому очень важно в самом начале своей профессиональной деятельности научиться понимать и использовать кодифицированный язык нефтегазовой отрасли.

Правильное значение терминов можно найти в следующих специальных изданиях:

· «Словарь по геологии нефти и газа», который был написан большим коллективом авторов (88 чел.) и редакторов (12 чел.), в основном сотрудниками ВНИГРИ (Всесоюзный нефтяной научно-исследовательский геологоразведочный институт);

· «Краткий словарь по геологии нефти и газа, нефтегазопромысловому делу», который был издан в 2013г. и включает расшифровку порядка тысячи терминов и объектов, относящихся к компетенции геологии нефти и газа, нефтегазопромысловому делу, бурению нефтяных и газовых скважин, разработке месторождений, сбору и транспортировке нефти и газа, экологической безопасности в нефтегазовом деле;

· «Научно-техническая нефтегазопромысловая энциклопедия» Булатова А.И., в которой раскрывается смысл около 4000 терминов и определений (с английскими эквивалентами), относящихся к нефтегазовой промышленности;

· «Нефтегазовая энциклопедия». В трёх томах. Составители: Ю.В. Вадецкий, В.А. Волкова, Е.В. Ерусланова, В.А. Ершова, Э.П. Тверитнева и др.

Активно в нефтегазовой отрасли используются аббревиатуры. Приведем пример:

ДНС – дожимная насосная станция,

ЦДНГ– цех добычи нефти и газа,

УППР – управление повышения производительности резервуаров,

ПРМ – проект разработки месторождения,

ЦКР – центральный комитет по разработке,

ГКЗ – государственный комитет по запасам,

ГИС – геофизические исследования скважин,

ГДИС – гидродинамические исследования скважин,

КО ПЗП – кислотная обработка призабойной зоны пласта,

НЗ – нормализация забоя,

КРС – капитальный ремонт скважины,

ВЦ – восстановление циркуляции,

ДМШУ – депрессионный металло-шламоуловитель,

ЖГ – жидкость глушения,

ЗБ(Г)С – забуривание боковых (горизонтальных) стволов,

ЛГПП – ликвидация гидратно-парафиновой пробки,

ОЗЦ – ожидание затвердевания цемента,

ОР – ожидание реагирования,

ОТСК – определение технического состояния колонны,

ОЦ – отсутствие циркуляции,

РИР – ремонтно-изоляционные работы,

СИ – селективная изоляция,

ЦКОД – циркуляционный клапан одноразового действия,

ГДИ – гидродинамические исследования,

ВНК – водонефтяной контакт,

ВНР – водонефтяной раздел,

ГВР – газоводяной раздел,

ГНР – газонефтяной раздел,

ИД – индикаторная диаграмма,

КВД – кривая восстановления давления,

КВУ – кривая восстановления уровня,

КПД – кривая падения давления,

Нд – динамический уровень,

Нз – глубина забоя,

Нкр – глубина кровли пласта,

Нст – статический уровень,

Рб – буферное давление,

Рзаб – забойное давление,

Рзатр – эатрубное давление,

Рпл – пластовое давление,

Гф – газовый фактор,

Рнас – давление насыщения,

ВПП – выравнивание профиля приемистости,

ВУС – вязкоупругая система,

ГКО (В) – глинокислотная обработка (ванна),

ГПП – гидропескоструйная перфорация,

ГРП – гидравлический разрыв пласта,

ГТМ – геолого-технические мероприятия,

ЗКП(Ц) – заколонный переток (циркуляция),

ИДН – интенсификация добычи нефти,

МУН – методы увеличения нефтеотдачи,

ОВП – ограничение водопритоков,

ОПЗ – обработка призабойной зоны,

ПАВ – поверхностно–активные вещества,

ПЗП – призабойная зона пласта,

ПНП – повышение нефтеотдачи пластов,

ППД – поддержание пластового давления,

СКО(В) – солянокислотная обработка (ванна),

УВ – углеводороды,

КИН – коэффициент извлечения нефти,

ЧНЗ – чисто–нефтяная зона,

ГИС – геофизические исследования скважин,

АДС – аккумулятор давлений скважинный,

АКЦ – акустический цементомер,

ВП118 – взрывной пакер,

ГИС–1 – профиль отдачи фонтанирующей скважины,

ГИС–2 – профиль отдачи при работе с компрессором,

ГИС–3 – профиль приемистости нагнетательной скважины,

КИП – комплекс испытателя пластов,

ПВР – прострелочно-взрывные работы,

ПГД БК – пороховой генератор давлений,

ПГМШ–146 – перфоратор гидромеханический щелевой,

ПК105 – перфоратор кумулятивный,

УГИС – устройство геофизического исследования скважин,

УЗВ – ультразвуковой вибратор.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Задание 1.Изучите представленный в данном разделе материал и ответьте на следующие вопросы:

1.Дайте определение профессиональному языку работников нефтегазовой сферы.

2.Какие аббревиатуры профессионального языка нефтегазовой отрасли Вы знаете? Приведите примеры и расшифруйте их.

Задание 2.Опишите структуру «Научно-технической нефтегазопромысловой энциклопедии» Булатова А.И. Как Вы думаете, почему она имеет такую структуру? (Приложение 1).

Задание 3.Изучите и опишите структуру словарной статьи в «Научно-технической нефтегазопромысловой энциклопедии» Булатова А.И. (Приложение 2).

Задание 4. Выпишите из каждого раздела по пять терминов и выучите их определения.

Задание 4.Дайте определение следующим терминам: «пленочная вода», «цементное кольцо», «ствол», «структурное бурение», «эксплуатационная колонна», «остаток циркуляции», «продувка скважины», «меш».

Список рекомендуемой литературы:

1.Булатов А.И. Нефтегазопромысловая энциклопедия / А.И. Булатов. – Краснодар, Просвещение-Юг, 2009.

2.Водина И.С., Иванова А.Ю., Клюев В.С. Культура устной и письменной речи делового человека: справочник / И.С. Водин, А.Ю. Иванова, В.С. Клюев. – М., 1997.

3.Зарецкая Е.Н. Деловое общение / Е.Н. Зарецая. – М., 2002.

4.Морозова О.А. Профессиональный нефтяной язык // URL: http://kpfu.ru/staff_files/F1855326014/Morozova1.pdf (дата обращения 10.10.2016).

5.Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: учебное пособие / А.П. Панфилова. – СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2014.

6.Панфилова А.П. Деловые беседы: учеб.пособие / А.П. Панфилова. – Л., 1989.

7.Солнышкина М. И., Морозова О. А. Состав и микроструктура словаря профессионального жаргона (на материале словаря русского профессионального нефтяного жаргона) // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2006. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sostav–i–mikrostruktura–slovarya–professionalnogo–zhargona–na–materiale–slovarya–russkogo–professionalnogo–neftyanogo–zhargona (дата обращения: 08.10.2016).

Тема 6. Правила подготовки и проведения служебных совещаний в нефтегазовой сфере

Цель:научить правильно организовывать и проводить служебные совещания в нефтегазовой сфере.

Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы практического занятия, формируемые компетенции и их части:знание основных типов собеседников, этапов подготовки и проведения служебных совещаний; умение применять полученные знания на практике.

Актуальность темы заключается в том, что служебное совещание в профессиональном общении работников нефтегазовой сферы является одним из основных видов. К нему предъявляются особые требования, которые необходимо знать будущему специалисту в этой сфере деятельности.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Одним из основных видов профессиональной коммуникации в нефтегазовой сфере является служебное совещание. Большую роль играют селекторные совещания.

Прежде чем говорить об особенностях этого вида профессиональной коммуникации, необходимо описать типы собеседников в них, которые по-разному ведут себя в процессе общения. Одни стремятся установить взаимопонимания, а другие нацелены на его разрушение, тем самым делая общение неосуществимым.

Традиционно выделяют следующие типы собеседников: «понимающий», «оценщик», «толкователь», «сердобольный», «диагност», «пиявка», «фельдфебель», «заяц».

«Понимающий» – это искусный слушатель, который умеет слышать собеседника, правильно интерпретирует то, что он говорит, не навязывает свою точку зрения.

Гораздо чаще встречаются типы собеседников, которые не способствуют взаимопониманию: «оценщик», «толкователь», «сердобольный», «диагност», «пиявка».

«Оценщик»– это безапелляционный собеседник. Он оценивает каждую сказанную фразу через призму собственных жизненных установок. Желает, чтобы все было так, как он считает. Может в речи использовать ненормативную лексику. Вступая в коммуникацию с таким человеком, необходимо оставаться уверенным в собственной компетентности, в критический момент давать возможность ему остыть, т.е. периодически приостанавливать беседу.

«Толкователь» – рассудительный слушатель, постоянно как полиграф осмысливает сказанные фразы. В общении с ним необходимо не мешать ему делать различные умозаключения. Примером таких собеседников являются врачи, учителя.

«Сердобольный» – это сочувствующий собеседник. Его можно противопоставить «оценщику». Он всегда сопереживает, поддерживает мнение говорящего, советует не обращать внимание на проблемы. Вся его речь может быть сведена к фразе: «Все проходит, пройдет и это!»

«Диагност» – пристрастный и анализирующий слушатель, напоминающий следователя на допросе. С таким собеседником лучше всего воспользоваться приемом «отзеркаливания»: начать в ответ также перебивать, задавать вопросы.

«Пиявка» – это навязчивый собеседник, который не отстанет пока не удовлетворит свою потребность в общении полностью. Необходимо его вовремя остановить. Если не получается справиться самому, можно обратиться за помощью к другим собеседникам.

Можно столкнуться и со следующей коммуникативной ситуацией, когда общение вовсе невозможно, и коммуникант в роли «фельдфебеля» или «зайца».

«Фельдфебель» – это собеседник, который способен только снисходительно-повелительно выслушать, а в ответ сказать, что разговор окончен, я занят, освободите помещение и т.д.

«Заяц» – это собеседник, который боится или стесняется вступать в разговор. Такое поведение свойственно многим людям, оказавшимся в незнакомой обстановке, на публике. Преодолеть страх можно только, работая над собой.

Вступая в коммуникацию, необходимо помнить слова американского психолога Д. Кейрси: «Не пытайся изменить другого человека, если видишь, что он отличается от тебя. Не удивляйся, если он не следует тому, что ты считаешь образцом поведения. Постарайся понять и оценить положительные черты характера человека, с которым общаешься»[39].

Деловое совещание – это установленная форма делового и профессионального общения в коллективе по обсуждению производственных вопросов и проблем, требующих совместного осмысления и решения. В процессе делового совещания принимают участие коммуникативный лидер (например, руководитель подразделения, отдела или один из ведущих сотрудников, которому поручено подготовить и провести совещание) и участники совещания, в компетенции которых находятся проблемные вопросы.

Можно различать типы совещаний в зависимости от управленческих функций. Так, Н. Власова в книге «...И проснешься боссом» рассматривает следующие типы совещаний.

1. Совещания по планированию. На рассмотрение выносятся вопросы, касающиеся целеполагания, стратегии и тактики деятельности фирмы (организации), ресурсы, необходимые для реализации планов.

2.Совещания по мотивации труда. На таких совещания решаются проблемы, связанные с организацией рабочего процесса, дисциплины, мотивации сотрудников, корпоративной культуры.

3.Совещания по внутрифирменной организации. Такие совещания организуются для решения вопросов, касающихся формирования структуры организации в целом или ее подразделений, координации действий этих подразделений, распределения должностных обязанностей и т.д.

4.Совещания по контролю за деятельностью работников посвящены обсуждению результатов, которых достигли или не достигли работники, рассмотрению причин, повлиявших на это.

5.Совещания, специфические для фирмы (предприятия). Обсуждаются оперативные вопросы управления в связи с ситуацией в фирме, инновации и возможности их внедрения, проблемы выживаемости, конкурентоспособности, имиджа фирмы, ее стиля.

Чтобы подготовить совещание необходимо:

1. Определить цель совещания – это описание ожидаемого результата, нужного типа решения, желательного итога работы. Тема совещания – это предмет обсуждения. Чем более точно и в нужном направлении сформулирован предмет обсуждения, тем больше шансов получить нужный результат. Тема должна быть актуальной, конкретно сформулированной и представляющей интерес для участников совещания. Очень важно выносить на совещание лишь те темы, которые не удается решить отдельным специалистам в рабочем порядке и требуется коллективное осмысление.

2. Подготовить и разослать всем участникам повестку совещания, в которой обязательно должны быть отражены следующие пункты:

1)тема совещания;

2)цель совещания;

3)перечень обсуждаемых вопросов;

4)время начала и окончания совещания;

5)место, где оно будет проходить;

6)фамилии и должности докладчиков, выступающих по основной информации людей и ответственных за подготовку вопросов;

7)время, отведенное на каждый вопрос;

8)место, где можно ознакомиться с материалами по каждому вопросу.

3. Определить время проведения совещания. Желательно совещания всегда проводить в определенное время (за исключением внеплановых, экстренных заседаний), лучше в конце трудового дня или во второй его половине. Длительность совещания не должна превышать полутора-двух часов, так как человек не в состоянии более двух часов подряд концентрировать внимание.

4. Определить число участников. Максимальное количество участников должно быть 6-7 человек.

5. Организовать правильно пространственную среду. Рекомендуется во время совещания рассаживать его участников таким образом, чтобы люди видели глаза, лицо, мимику, жесты друг друга. Это способствует наилучшему восприятию информации. Однако когда речь идет о внутрифирменных совещаниях, рекомендуют позаботиться о совместимости персонала. Психологами установлено, что при прочих равных условиях чаще начинают конфликтовать люди, сидящие друг против друга, и реже – те, которые сидят рядом. Организатор совещания, зная характеры и другие психологические особенности приглашенных, может, не привлекая внимания к этому, посадить участников так, чтобы не оказались напротив друг друга те, кто может сорваться и помешать рассмотрению вопроса[40].

Руководить совещанием легче, когда знаешь типологию людей, участвующих в нем, их интересы, причуды, вопросы, которые они, как правило, задают, стрессоустойчивость и пр. Марк X. МакКормак в книге «Секреты бизнеса для всех» предлагает некоторые типы персонажей (не обязательно плохих), за которыми нужно следить в ходе любого внутрифирменного совещания.

ГОВОРЯЩИЕ НАЧИСТОТУ. Это люди, которые всегда честно высказывают свое мнение. Они не хитрят, у них нет задних мыслей. Это ценные участники любого совещания. Но их необходимо защищать. Они склонны зацикливаться на мысли, что «лучшая оборона – это правда», и могут не столько положить конец спорам, сколько породить новые.

МУЧЕНИКИ. Они хорошо разряжают обстановку и быстро берут на себя ответственность, когда что-то пошло не так. Опасность в том, что они берут на себя вину чересчур быстро, возможно прежде, чем вы сумеете докопаться, кто и что стоит у истоков случившегося.

КАМЕННЫЕ ЛИЦА. Такие люди держат свои мысли при себе, а возможно, делятся ими с боссом после того, как остальные разойдутся. Годятся их предложения или нет, но вам постоянно приходится гадать, какую игру эти люди ведут и на чьей они стороне.

ОРАТОРЫ начинают говорить мягко, потом расходятся и даже через 15 минут не в силах остановиться, извергая из себя что-то режущее слух и оскорбляющее сознание. Проникновение в суть вещей подменяется у них эмоциями и краснобайством. Создается впечатление, что они из кожи вон лезут, чтобы убедить в первую очередь самих себя, а не вас. Обращайтесь с ними с осторожностью – или вообще не обращайте на них внимания.

«АДВОКАТЫ ДЬЯВОЛА». Для таких людей все спорно. Хорошо то, что подобно настырному обвинителю они часто докапываются до правды. Плохо то, что они отнимают чересчур много времени и наносят слишком много ран. На совещание следует приглашать не более одного из них.

РАЗРУШИТЕЛИговорят такие слова, которые направленны на то, чтобы погубить чью-то идею, чей-то проект или чье-то самолюбие.

ЛЮБИТЕЛИ РАССЛАБИТЬСЯоткидываются на спинку стула, поудобнее устраивают ноги, настраиваются на долгий приятный отдых и вовсе не торопятся решать вопросы, стоящие на повестке дня. Целесообразно встречаться с такими партнерами в холле или в помещении, где нет стульев.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МУЖИпродвигают себя или заставляют двигаться вперед совещание за счет умелого обращения с людьми. Теоретически таким государственным мужем должен быть руководитель совещания.

Для того, чтобы совещание прошло успешно, необходимо его организатору, как предлагает П.А. Панфилова, ответить на следующие вопросы:

1.Есть ли необходимость в совещание?

2.Можно ли заменить совещание?

3.Должен ли я лично принимать в нем участие?

4.Возможно ли сведение моего участия до минимума?

5.Что сделать, чтобы сократить число участников до минимума?

6.Правильно ли выбрано время или необходимо его перенести?

7.Закрыто ли для посторонних помещение?

8.Есть ли все необходимые материалы?

9.Каковы цели отдельных пунктов повестки дня?

10.Указано ли время для отдельных тем обсуждения и кто из сотрудников должен непременно в этом участвовать?

11.Как лучше рассадить участников совещания и какие приемы создания творческой атмосферы использовать?[41]

Еще одним условие успешности совещания является соблюдение руководителем следующих рекомендаций:

1)начать вовремя;

2)сообщить о регламенте;

3)согласовать правила работы, уточнить повестку дня;

4)назначить ответственного за регламент и протокол;

5)предупредить о «снятии» выступлений не по существу вопроса;

6)если используется критика, то требовать ее конструктивности – называть конкретные факты и их причины, не переходить на личность, а высказываться по поводу действий и ошибок, предлагать пути решения проблемы, устранения просчета, недостатка;

7)жестко вести совещание по пути к намеченным целям, для этого обеспечить отдачу от каждого участника и придать конструктивный характер обсуждению в целом;

8)регулировать направленность и деловитость выступлений, для этого следует не допускать затягивания выступлений, стимулируя конкретность, наличие содержательного анализа, реальных предложений, решений, идей;

9)соблюдать корректность дискуссии;

10)использовать разнообразные приемы для активизации внимания участников совещания;

11)подводя итоги совещания, обобщить все сказанное, сформулировать выводы, определить задачи на будущее;

12)завершить точно в назначенное время;

13)в заключение оптимизировать ситуацию, настроить персонал на эффективную работу.

Желательно в разговоре употреблять местоимение «Я», тем самым человек будете показывать готовность взять именно на себя ответственность. В теме 2 пособия мы указывали, что в вербальной профессиональной коммуникации лучше избегать вопроса «Почему?». Однако в процессе проведения совещания после прослушанной информации необходимо задавать данный вопрос вместе с вопросами «Как?», «Что?». Говорить нужно о своих поступках и оценивать свои действия.

Каждое совещание необходимо анализировать, выявлять ошибки и стараться следующий раз их не допускать. Для этого Панфилова А.П. предлагает ответить на следующие вопросы:

1.Был ли подобран правильно состав участников делового совещания?

2.Правильно ли участники совещания расположились в пространстве относительно друг друга?

3.Были ли заинтересованы участники в предмете обсуждения?

4.Возникали ли по ходу совещания спонтанные, плохо управляемые стратегии решения проблем?

5.Возникли ли у участников совещания противоречия между индивидуальными и групповыми целями?

6.Было ли идентичным понимание самой проблемы, если нет, то почему?

7.Была ли дискуссия конструктивной, или она шла хаотично, беспредметно, некорректно?

8.Возникали ли между участниками совещания противоречия, конфликты, если да, то что послужило поводом, причиной?

9.Были ли согласован разнообразные мнения и позиции участников, каким образом, были ли те, кому не дали возможности высказаться?

10.Время было потрачено на поиск причин и виновных или на поиск конструктивных решений?

11.По поводу принятого решения были ли сделаны прогнозы эффективности, риска, появления потенциальных проблем, если да, то почему?[42]

Особенности совещаний в нефтегазовой сфере заключаются в том, что они, как правило, проходят в виде селекторных совещаний с использованием телефонных и телекоммуникационных систем.

Все вышеперечисленные правила проведения совещаний также относятся к такого рода совещанием, за исключение того, что:

1)начать необходимо вовремя, желательно даже выйти на связь на 10 минут раньше, чтобы проверить связь;

2)необходимо учитывать разницу во времени;

3)заранее невозможно определить место расположение участников;

4)обязательно надо включить данные о месторасположении и общие личные данные участников;

5)чаще задавать отдельные вопросы конкретным сотрудникам, чтобы все были вовлечены в диалог.

Селекторные совещания способствуют проявлению лидерских и управленческих качеств.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Задание 1.Изучите представленный в данном разделе материал и ответьте на следующие вопросы:

1.Перечислите и дайте определение типам собеседников.

2.Дайте определение деловому совещанию.

3.Охарактеризуйте основные типы совещаний.

4.Как необходимо готовиться к совещанию?

5.Какие типы участников выделяет Х. МакКормак?

Задание 2.Проанализируйте и определите к какому типу собеседника обычно относитесь Вы или Ваш одногруппник.

Задание 3.Пройдите тест и определите, можете ли Вы повести за собой людей или Вы ведомый человек

«Властный ли у Вас характер?»

Отвечайте «да» или «нет».

1.Умеете ли вы отказывать другим в их просьбах?

2.Избегаете ли разногласий, даже если думаете, что правы?

3.Легко ли подчиняетесь правилам и предписаниям?

4.Часто ли извиняетесь?

5.Вы перестанете носить одежду, если кто–то посмеется над ней?

6.Стараетесь ли модно одеваться?

7.Если одежда неудобная, но к лицу, будете ли вы носить ее?

8.Приходилось ли вам когда-нибудь грозить водителям или пешеходам?

9.Вы нетерпеливы к людям, которые не сразу понимают, чего от них хотят?

10.Употребляете ли нецензурные выражения?

11.Демонстрируете ли вы превосходство над другими людьми?

12.Мнения, высказываемые по телевизору, раздражают вас?

13.Можете ли честно сказать другому, что вас не устраивает качество выполненной им работы?

14.Вы всегда говорите то, что думаете, невзирая на последствия?

15.Считаете ли вы себя нетерпимым?

16.Раздражаетесь, если проигрываете в споре?

17.Важные решения в жизни принимают за вас другие, не так ли?

18.Вы тратите деньги только на себя и свои удовольствия?

19.Одеваетесь ли вы так, чтобы привлечь внимание?

20.Нормально ли чувствуете себя в толпе?

Подсчитайте очки

Каждый положительный ответ приносит 1 очко, отрицательный – ноль. Однако с 9-го по 18-й, а также 20-й вопросы оцениваются наоборот: «нет» – 1 очко, «да» – 0.

Результаты:

14–20 очков. Вы не лидер. Предпочитаете чужие подсказки, нежели собственные решения. В трудных случаях вам бы хотелось полагаться на руководство и выполнять его приказания.

7–13 очков. У вас непостоянный характер, однако можете руководить и организовывать. Вам нравится советовать другим, что делать. Но, вероятно, вам не хватает того грамма агрессивности, который превращает человека в настоящего лидера.

6 очков или меньше. Вы родились лидером, имеете властный характер и, вероятно, болезненно воспринимаете, когда вам указывают, что делать. Если не удается занять важный пост, то вы можете стать бунтарем.

Задание 4.Вам предстоит провести совещание, предусмотренное календарным планом или в связи с возникновением непредвиденной ситуации. Например, произошла аварийная ситуация на скважине, которая находится на удаленном расстоянии от Вас. Вы в совещании задействуете инженерный состав своей компании разных отделов. Какую подготовительную работу вы должны выполнить, чтобы обеспечить эффективность совещания?

Задание 5.Объясните, как поступать в данной ситуации.

В самый напряженный период бурения скважины на удаленном расстоянии от регионального центра один из сотрудников заболел. Его срочно госпитализируют. Каждый из подчиненных занят выполнением своей работы. Работа отсутствующего специалиста также должна быть выполнена в срок. Вы решили провести совещание, чтобы принять решение. Как поступите?

· посмотрите, кто из сотрудников меньше загружен и передадите ему дополнительную работу;

· предложите участникам совещания принять коллективное решение по выходу из этой ситуации;

· попросите своих самых активных помощников высказать свои предложения, предварительно поручив им поговорить с персоналом;

· предложите самому опытному и надежному работнику выручить коллектив, взяв на себя дополнительное задание, и попросите участников совещания поддержать вас в этом.

Задание 6. Ролевая игра «Психологические барьеры при восприятии изменений». Прочитайте историю и выполните задания.

Щуку поместили в одной половине большого аквариума, в другой же половине за стеклянной перегородкой свободно плавали многочисленные мелкие рыбешки. Когда щука становилась голодной, она делала попытки достать рыбешек, однако с каждой новой попыткой лишь врезалась мордой в стеклянную перегородку. Постепенно щука поняла, что достать рыбешек – невыполнимая задача, и смирилась со своей участью. Когда перегородку аккуратно убирали, щука, к удивлению, не атаковала рыбешек, даже если они отважно плавали вокруг нее.

Это иллюстрирует «синдром щуки», который характеризуется следующим:

• игнорированием изменений в ситуации;

• предположением полной осведомленности;

• склонностью к чрезмерному обобщению;

• слепым следованием прошлому опыту;

• неспособностью действовать в стрессовом состоянии;

• отказом от рассмотрения альтернатив;

• чувством жертвы окружающей среды;

• неспособностью проанализировать ощущаемые принуждения.

Задание:проведите небольшое совещание и обсудите следующие вопросы:

1.Когда люди проявляют синдром щуки? Приведите примеры.

2.Как мы можем помочь другим (или себе) преодолеть эти психологические барьеры?

3.Какие типы поведения вы хотели бы приобрести, а от каких отказаться?

4.Какие принуждения вы ощущаете на вашем рабочем месте? Приведите примеры.

5.Как научиться постигать природу принуждений?

Советы:

Перед совещанием составите список качеств типов поведения, которые были бы полезны для преодоления синдрома щуки.

Список рекомендуемой литературы:

1.Гришина И. В. Давайте договоримся / Н. В. Гришина. – СПб.: [б.и.], 1993.

2.Дерябо С.Д., Янин В.А. Гроссмейстер общения / С.Д. Дерябо, В.А. Янин. – М., 1996.

3.Лебедев Н. П. Уметь вести переговоры / Н. П. Лебедев. – М.: [б.и.], 2011.

4.Лебедева М.М. Вам предстоят переговоры / М.М. Лебедев. – М.: [б.и.], 2013.

5.Овчинников Б.В. Ваш психологический тип / Б.В. Овчинников. – СПб.: Андреев и сыновья. – 1994.

6.Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: учебное пособие / А.П. Панфилова. – СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2014.

7.Руднев В.Н. Риторика. Деловое общение: учебное пособие / В.Н. Руднев. – М.: КНОРУС, 2013.


Наши рекомендации