Работа школьного самоуправления

Практика показала, что самоуправление в школе возможно лишь при

демократичном управлении. Что управление, самоуправление и соуправление – звенья одной цепи. Демократическое управление в нашем учебном заведении обеспечивало детским коллективам право на самоопределение, саморазвитие и самоуправление в школьном коллективе. Органами самоуправления являются две детские организации: пионерская - «Юность России» и старшеклассников -«Надежда России».

Выстраивая и развивая ученическое самоуправление в школе, мы опирались на основные принципы системы:

· «Педагогическое руководство», т.е. наличие педагога-консультанта у каждого органа самоуправления. В классе - это классный руководитель, на школьном уровне – заместитель директора по ВР и педагог-организатор.

· «Предметность деятельности», т.е. органы самоуправления формируются для организации деятельности в коллективе и для коллектива.

· «Единое планирование», т.е. создается один план воспитывающей деятельности, исполнителями которого являются сами органы самоуправления. Этот план является основным механизмом включения в организацию внутришкольной жизни всех участников педагогического процесса.

· Выборная составляющая органов самоуправления.

· Построение самоуправления снизу вверх.

· Демократизм, т.е. участие всех учащихся в системе самоуправления.

· Согласие, т.е. после принятия решения действует правило обязательного его выполнения всеми участниками процесса.

Целенаправленно и систематически велась работа пионерской дружины «Юность России», которую возглавлял педагог-организатор Кривцов Алексей Владимирович. 145 учащихся входят в ее состав. Структура организации – дружина, отряд. Каждый отряд имеет своё название и актив. Свою деятельность пионерская организация осуществляет в соответствии с предложенной программой деятельности областного содружества детских и пионерских организаций.

Целью своей работы пионерская организация школы видит в воспитании детей в духе патриотизма, развитии их творческих способностей, включении детей в экологическое движение, воспитании в них доброты, чуткости, отзывчивости. В этом учебном году были проведены следующие мероприятия:

· «Белый цветок». Всероссийская акция по сбору средств для детей, больных онкологическими заболеваниями. Ребята делали цветы из бумаги и раздавали их в центре села в рыночный день.

· День учителя. Сценарий праздничного концерта, посвященного учителям нашей школы, был разработан членами пионерской организации. Всем педагогам очень понравилось мероприятие.

· Праздник «Осенний бал». Этот вечер запомнится оригинальными поделками из природных материалов и весёлыми осенними конкурсами.

· Новогодние утренники.

· Спортивный конкурс, посвященный Дню защитника Отечества. Веселые старты в виде эстафет, которые позволили почувствовать мальчикам соревновательный дух и ответственность за всю команду.

· Пионерские сборы, посвященные Дню юного героя-антифашиста, Дню Победы, Дню пионерии и принятию четвероклассников в пионеры. Торжественные линейки с участием всех членов пионерской организации, позволяющие вспомнить исторические моменты нашей Родины. Для учеников 4-ых классов вступление в ряды организации «Юность России» стало самым ярким событием в прошлом учебном году.

· Пионерский костер, посвященный Дню пионерии. Мероприятие развлекательного характера с веселыми играми, зажигательными художественными номерами и дискотекой.

· Шефская помощь ветеранам войны и труда. Силами пионерской организации была произведена уборка территории около домов ветеранов ВОВ и во дворе. В течение года пионеры поздравляли участников войны с общероссийскими праздниками.

· Благоустройство школы и прилегающей к ней территории. В 2015-2016 учебном году было проведено большое количество субботников, участие в которых принесло свои плоды - территория школы содержалась в чистоте.

· Внутришкольные спортивные соревнования. Дни здоровья. Мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни, популяризацию спорта и отбор лучших спортсменов в сборную команду школы.

Работа школьного самоуправления - student2.ru Работа школьного самоуправления - student2.ru

Работа школьного самоуправления - student2.ru Работа школьного самоуправления - student2.ru

Работа школьного самоуправления - student2.ru Работа школьного самоуправления - student2.ru

Работа школьного самоуправления - student2.ru Работа школьного самоуправления - student2.ru

Все пионерские отряды принимали активное участие в подготовке и проведении школьных мероприятий.

Активными помощниками воспитательного процесса школы весь год был Совет старшеклассников, который являлся инициатором всех школьных мероприятий, строящихся на основе сочетания традиций и инноваций. Этот вид самоуправления помогал в формировании знаний, умений и опыта организационной и управленческой деятельности ребят, в развитии самостоятельности учащихся по решению школьных вопросов, сохранении школьных традиций, воспитании чувства ответственности за результаты собственной деятельности, формировании активной жизненной позиции, развитии лидерских качеств школьников, социальной ответственности.

В состав совета старшеклассников входят учащиеся 9-11 классов. В своей работе активисты стараются затронуть все направления работы школы.

Самоуправление учащихся – это самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его реализации в интересах коллектива и организации.

Условиями сближения коллектива учителей и учеников является совместное участие в коллективной деятельности, высокая степень единства.

Совет старшеклассников помогает в организации дежурства, следит за порядком и дисциплиной учащихся, за их внешним видом.

Одним из приоритетных направлений работы является забота о ветеранах. Ребята поддерживают очень теплые отношения с ними.

Совет старшеклассников весь год помогал организовать и проводить все общешкольные КТД. Эмоциональные переживания, вызванные участием в общем деле, дают возможность с ранних лет ощутить себя гражданином своей страны, патриотом, человеком долга, совести и чести.

За последние годы выросли активность и интерес учащихся к различным творческим делам. Они сами проявляют инициативу, участвуют в составлении собственных сценариев.

Ученическое самоуправление обеспечивает участие всех школьников в управлении делами коллектива своего класса и школы, помогает руководству школы, педколлективу в осуществлении поставленных организаторских и воспитательных задач. Участвуя в объединениях по интересам и в органах самоуправления, ребята учатся таким необходимым в жизни человека качествам, как умение принимать решения, взаимодействовать с товарищами, командовать и подчиняться, помогать другим осуществлять их предложения и привлекать к осуществлению собственных решений.

Такая система самоуправления в школе повышает уровень воспитательной работы.

Члены организации старшеклассников «Надежда России» весь год являлись активными и надежными помощниками заместителя директора школы по воспитательной работе.

На счету организации старшеклассников было много интересных и полезных дел.

Работа школьного самоуправления - student2.ru Работа школьного самоуправления - student2.ru

Работа школьного самоуправления - student2.ru Работа школьного самоуправления - student2.ru

Работа школьного самоуправления - student2.ru Работа школьного самоуправления - student2.ru

В условиях сегодняшнего дня, поставленные перед педколлективом цели и задачи воспитательного процесса, требовали особого отношения к работе классного руководителя, тесно связанной с воспитательной системой школы.

Ведь классный руководитель- главный человек в школьной жизни ребенка. Спектр его деятельности очень велик: он и учитель, и психолог, и воспитатель, и организатор творческих дел. И от того, как он наладит взаимоотношения с классом, как сумеет найти «ключик» к каждому ученику, как выстроит свою деятельность по отношению к родителям, учителям- предметникам и общественности зависит успех воспитания ребенка. Содействие созданию благоприятных психолого-педагогических условий для индивидуального развития личности ребенка, работа по развитию сплоченного классного коллектива, помощь воспитанникам в учебной деятельности – вот основные направления работы классного руководителя.

В 2015-2016 учебном году ими проводилось много мероприятий, таких как, например, классные часы: «Я талантлив», «Готов к труду и обороне», «День гражданской обороны», «Пути выхода из конфликтных ситуаций», «День отказа от курения», «День героев Отечества», «Жизнь и творчество Сергея Есенина», «История праздника День защитника Отечества», «Азбука нравственности», «30 лет со дня аварии на Чернобыльской АЭС», «Герои Великой Отечественной войны», «Спорт против вредных привычек» и другие.

На родительских собраниях обсуждались различные проблемы: «Правильное питание – залог здоровья», «Позитивная самооценка – залог успешного развития ребенка», «Роль семьи в развитии моральных качеств ребенка», «Как уберечь детей от беды. Предупреждение вредных привычек» и др..

Большое внимание уделялось безопасности детей. С этой целью проводились мероприятия по пожарной безопасности, правилам дорожного движения, антитеррору, безопасности в быту, в лесу, при работе с разными инструментами, техническими приборами. Интересными и полезными для ребят были следующие классные часы:

· «Правила поведения в школе»;

· «Внимание! Дорога!»;

· «Бытовой и уличный травматизм»;

· «Красный, желтый, зеленый»;

· «Один дома»;

· «Мы идем в поход»;

· «Спички детям не игрушка»;

· «Опасности вокруг нас»;

· «Безопасность на воде»;

· «22-00. Я дома!» и др.

Одним из направлений деятельности классного руководителя является работа с семьей, в которой растет, формируется и воспитывается ученик. При этом объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается взаимодействие классного руководителя с родителями. Изучается семейная атмосфера, взаимоотношения, а затем выстраивается система работы:

· психолого - педагогическое просвещение родителей через родительские собрания и консультации;

· организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей;

· защита интересов и прав ребенка в трудных семьях.

К сожалению, классные руководители отмечают низкую посещаемость родительских собраний и участие родителей в жизни класса. Не все понимают, что участие семьи в школьных делах ребенка очень важно для его становления. Посещаемость общешкольных родительских собраний составляет 50-60 % от общего числа, а классных в среднем менее 50%. По-прежнему, есть родители, которые не реагируют на просьбы и замечания учителей, а некоторые, вообще, самоустраняются от воспитания собственного ребенка, предоставляя школе самой решать возникающие проблемы. Поэтому классные руководители, кроме информирования об успехах и неудачах детей, индивидуальных бесед, собраний, стараются вовлекать родителей во внеклассные мероприятия, посещать семьи, выявлять проблемы ребенка, связанные с семьей. Педагоги стараются установить доброжелательные отношения с родителями, определиться в совместных требованиях к ребенку, не ущемляя его прав и свобод, постоянно информируют родителей о процессе воспитания, успехах, продвижении в развитии ребенка.

Так уже традиционными стали родительские собрания совместно с детьми у многих классных руководителей, праздники мам и бабушек День матери, семейные праздники и конкурсы.

В воспитательной работе в 1-х классах приоритетным были направления на сплочение детского коллектива, на развитие творческих способностей учащихся, на формирование всесторонне развитой личности учащихся. На должном уровне прошли классные часы: «Учимся уважать друг друга», «Праздник Букваря». К 71-ой годовщине Победы были организованы заочные экскурсии по городам-героям Воронежу, Москве, Волгограду, Ленинграду. Участвуя в благотворительной акции «Белый цветок», ученики мастерили поделки, белые цветы, собирали средства и игрушки в помощь больным детям.

Не менее интересно прошли и мероприятия во 2-4-х классах: игра-тренинг «Как вести себя в опасных ситуациях», задорный праздник «Масленица», классные часы «Край Воронежский, православный», «Люди, давайте жить в дружбе», праздник «Вперед, мальчишки» «Осень золотая» и др.

Познавательными были мероприятия и в среднем звене: классные часы ко Дню народного единства «Велика Россия, но сила ее в единстве», экскурсии в Зал боевой славы, «Опасная сигарета», «Умей действовать в ЧС», «Привычки вредные и полезные».

Следует отметить и работу классных руководителей 9-11 классов. Весь год они старались привить своим воспитанникам лучшие человеческие качества – благородство, терпимость и уважение к другим людям, трудолюбие, ответственность за свои поступки, пробудить в них милосердие, доброту и уважение не только к старшему поколению, но и к сверстникам. Интересно прошли следующие мероприятия: «За чистоту речи», «Твори добро и оно к тебе вернется бумерангом», «Какую профессию выбрать» и другие.

Хочется особо отметить работу классного руководителя 9 «Б» класса Белоусовой И.В. Ею проводилось много мероприятий по профилактике преступлений, правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних, по патриотическому, экологическому, трудовому, нравственному воспитанию. С пользой для ребят прошли классные часы: «Первая мировая война», «Военно-Морской Флот России», «Великие сыны и дочери России», «Гордо реет флаг державный», экологический турнир «День Земли, Воды и Чистого воздуха».

Проводились беседы о бережном отношении к природе, на высоком уровне проведен классный час «И станет мачехой земля». А классный руководитель 10 класса Стрекалова С.В. особое внимание в своей работе уделила физкультурно-оздоровительному направлению. Ею были проведены следующие мероприятия: уроки здоровья: «Движение – это жизнь» о проблеме гиподинамии; «Откажись от вредных привычек». Следует отметить, что все классные руководители выполняли свою работу добросовестно и творчески.

Необходимым условием нормального функционирования воспитательной системы является формирование высокопрофессионального корпуса педагогов - воспитателей. С этой целью в школе продолжило свою деятельность методическое объединение классных руководителей. Возглавляла его в 2015-2016 учебном году Сивкова Р. М..

В прошедшем учебном году деятельность МО классных руководителей была направлена наформирование профессиональных компетентностей классных руководителей в работе с учащимися, родителями, классным коллективом через внедрение деятельностного подхода; на повышение теоретического, методического уровня подготовки классных руководителей по вопросам психологии и педагогики воспитательной работы; информирование о нормативно-правовой базе, регулирующей работу классных руководителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование», а также на обобщение, систематизацию и распространение передового педагогического опыта.

За истекший период времени было проведено 4 заседания МО в различных формах, направленных на совершенствование мастерства классного руководителя, освоение и применение на практике современных концепций воспитания и педагогических технологий и методик. Так, в сентябре, в рамках семинара – практикума обсуждали форму планирования воспитательной работы на предстоящий учебный год, документацию и функциональные обязанности классных руководителей.

В ноябре на заседании методического объединения обсуждалась тема

«Развитие творческих способностей школьников через внеклассную деятельность в целях социальной адаптации в современном обществе». По данному вопросу основной доклад был у классного руководителя 5 "б" класса Анохиной Т.В. А с классным руководителем 10 класса Стрекаловой С.В. обсудили формирование коммуникативных способностей личности, обучающихся через современные воспитательные технологии.

Совещаясь в декабре за круглым столом, классный руководитель Фирсова Н.Н.дала рекомендации по повышению мастерства классного руководителя

через совершенствование форм и методов воспитания. А молодой, перспективный классный руководитель 5 "в" класса Головачева Я.И. поделилась опытом по вопросу формирования творческого коллектива, через развитие творческих способностей учащихся. С Корнейчук М.В., классным руководителем 3 "в" класса, обсудили содержание и формы проведение родительских собраний.

В мае на заседании МО заслушали руководителя методического объединения классных руководителей Сивкову Р.М., которая проанализировала деятельность МО в прошедшем учебном году. С социальным педагогом Зубковой А.М. обсудили организацию предстоящего летнего отдыха обучающихся.

В течение года на совещаниях при заместителе директора по воспитательной работе поднимались следующие вопросы:

· «Планирование работы на год».

· «Организация кружковой работы».

· «Работа классного руководителя с детскими организациями и молодежными объединениями».

· «Профилактическая работа по предупреждению правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних».

· «Техника безопасности при подготовке к новогодним елкам. Подведение итогов 1-го полугодия».

· «Результаты организации работы классных руководителей по профилактике правонарушений, по вовлечению трудных подростков во внеурочную деятельность».

· «Проведение месячников по военно-патриотическому воспитанию»;

· «Подготовка празднования 71-ой годовщины Победы»;

· «Организация и проведение линейки «Последний звонок» и выпускного вечера»;

· «Организация летнего отдыха учащихся»;

· «Анализ информации о правонарушениях и преступлениях»;

· «Знакомство с новинками методической литературы по вопросам воспитательной работы»;

· «Профилактика суицида»;

· «Организация мероприятий по гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности».

В течение года методическое объединение классных руководителей работало над усовершенствованием проблемы становления воспитательной системы в школе.

Проводились диагностика и мониторинг уровня воспитанности учащихся, сплоченности классных коллективов, уровня удовлетворенности родителей организацией школьной жизни, качества проведенных мероприятий и др., обсуждался план воспитательной работы школы. Члены методического объединения классных руководителей провели тематический педсовет «Воспитание учащихся в свете требований ФГОС».

Все классные руководители имеют достаточно большой опыт работы. Это творчески работающие специалисты, которые способны комплексно и профессионально решать сложные педагогические ситуации.

Учителя школы принимали активное участие в профессиональных, методических конкурсах. Ярким было выступление ансамбля учителей «Вдохновение» на профсоюзном концерте. Ими была исполнена песня «Милая российская глубинка» и зажигательный танец «В роще пел соловушка»

Работа школьного самоуправления - student2.ru Работа школьного самоуправления - student2.ru

Из вышесказанного можно сделать следующие вывод, что работу МО классных руководителей за 2015-2016 учебный год можно считать удовлетворительной.

Работа с родителями

Проблема сотрудничества педагогов и родителей является достаточно важной. От ее решения зависит успех всего образовательно-воспитательного процесса в школе. Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – это ответственная и непростая задача. С целью гармонизации процесса воспитания подрастающего поколения, ВР нашей школы строилась на взаимодействии школы и семьи, так как мы считаем, что школа и семья – два важнейших воспитательно-образовательных института, которые изначально призваны дополнять друг друга и взаимодействовать между собой. Целенаправленность и эффективность данной работы обеспечивались по следующим направлениям деятельности:

· диагностика семьи, взаимоотношения с родителями учащихся;

· работа с нестандартными семьями;

· организация полезного досуга.

Успешно были проведены классные и общешкольные родительские собрания, тематические консультации психолога и социального педагога. Для информирования общественности о деятельности педагогов и учащихся создан и постоянно обновляется сайт школы, электронный дневник. Активная работа велась на заседаниях Управляющего совета школы и Совета профилактики безнадзорности и правонарушений, в состав которых входит родительская общественность. Благодаря активной поддержке родителей в этом учебном году, так же как и на протяжении ряда лет, решаются задачи организации оздоровительных мероприятий, школьных праздников, экскурсий, содействия социально незащищенным семьям. При помощи родителей проводился ремонт классных комнат. Совместно с ними были проведены праздники: «Мама, папа, я – спортивная семья», «Веселое новогодье», «Мамин праздник», «Последний звонок», «Выпускной бал», устраивались коллективные походы на природу. Каждый праздник проходил в весёлой и дружественной обстановке.

Сотрудничество с родителями позволила повысить эффективность образовательного и воспитательного процесса.

Работа педагога-психолога

Основной целью работы педагога-психолога в 2015-2016 учебном году являлось психологическое сопровождение участников учебно-воспитательного процесса, содействие гармоничному психическому, психофизическому и личностному развитию детей на возрастных ступенях школьного детства.

Задачи:

· раннее выявление и оказание психологической помощи детям, имеющим трудности в обучении и воспитании;

· профилактика школьной дезадаптации;

· предупреждение возникновения и помощь в решении проблем развития ребенка (учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, подготовке к ЕГЭ, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями);

· индивидуальная коррекционно-развивающая работа с учащимися «группы риска» и детьми с ОВЗ;

· развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.

Работа школьного психолога осуществлялась по нескольким направлениям:

· диагностическая работа;

· коррекционно-развивающая работа;

· консультативная работа;

· профилактическая и просветительская работа;

· организационно-методическая работа.

Диагностическая работа.

В течение года диагностическая деятельность была представлена как отдельный вид работы (с целью анализа развития познавательных способностей, анализа проблем личностного развития, дальнейшего формирования группы для коррекционно-развивающей деятельности), а также как составляющая индивидуальных консультаций.
Для проведения психологической диагностики имелся достаточный набор диагностических методик, которые соответствовали предъявляемым запросам и позволяли дифференцировать трудности и определять их причины, что, в свою очередь, позволяло планировать дальнейшую развивающую и консультативную работу, а также давать рекомендации по преодолению трудностей. Диагностическая работа проводилась по плану работы психолога, запросам администрации, классных руководителей, родителей. Проведено 13 групповых и 11 индивидуальных диагностик:

1. Социально-психологическое тестирование учащихся «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (8-11 кл., методика А.Н. Орел).

2. Исследование детско-родительских отношений в семье (2 кл., тест «Рисунок семьи»).

3. Диагностика адаптации первоклассников к школе (1 кл., методика «Домики», методика «Определение мотивов учения»).

4. Диагностика адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене (5 кл., методика «Цветные письма», методика «Чувства в школе»).

5. Диагностика уровня агрессивности обучающихся (2-8 кл., тест «Несуществующее животное», опросник Басса-Дарки).

6. Изучение межличностных отношений в классе (2-11 кл., методика «Социометрия»).

7. Диагностика профнаправленности учащихся (9, 11 кл., методика «Карта интересов», дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова и др.).

8. Исследование уровня тревожности обучающихся в школе (2-8 кл., тест школьной тревожности Филлипса).

9. Исследование смысложизненных ориентаций старших школьников (9-11 кл., тест СЖО).

10. Диагностика стилей педагогического общения (педагоги, «Методика диагностики стилей педагогического общения»).

11. Оценка уровня сформированности элементов школьной деятельности детей, поступающих в первый класс (учащиеся подготовительной группы, ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йерасека).

12. Анкетирование учащихся 9, 11 классов «Психологическая готовность к ГИА» (М.Ю. Чибисова).

13. Анкетирование родителей «Какой вы родитель?».

14. Индивидуальная диагностика учащихся (по результатам групповой диагностики и запросам учителей и родителей).

Наши рекомендации