Диаграмма занятости учащихся в школьных кружках
Диаграмма занятости учащихся в школьных кружках
1 – школьный экспресс (17)
2 – умелые руки (21)
3 – юный цветовод (20)
4 – истоки (22)
5 – школьное лесничество (25)
6 –юный стрелок (25)
7 – хор младших школьников (25)
Работа с родителями
Проблема сотрудничества педагогов и родителей является достаточно важной. От ее решения зависит успех всего образовательно-воспитательного процесса в школе. Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – это ответственная и непростая задача. С целью гармонизации процесса воспитания подрастающего поколения, ВР нашей школы строилась на взаимодействии школы и семьи, так как мы считаем, что школа и семья – два важнейших воспитательно-образовательных института, которые изначально призваны дополнять друг друга и взаимодействовать между собой. Целенаправленность и эффективность данной работы обеспечивались по следующим направлениям деятельности:
· диагностика семьи, взаимоотношения с родителями учащихся;
· работа с нестандартными семьями;
· организация полезного досуга.
Успешно были проведены классные и общешкольные родительские собрания, тематические консультации психолога и социального педагога. Для информирования общественности о деятельности педагогов и учащихся создан и постоянно обновляется сайт школы, электронный дневник. Активная работа велась на заседаниях Управляющего совета школы и Совета профилактики безнадзорности и правонарушений, в состав которых входит родительская общественность. Благодаря активной поддержке родителей в этом учебном году, так же как и на протяжении ряда лет, решаются задачи организации оздоровительных мероприятий, школьных праздников, экскурсий, содействия социально незащищенным семьям. При помощи родителей проводился ремонт классных комнат. Совместно с ними были проведены праздники: «Мама, папа, я – спортивная семья», «Веселое новогодье», «Мамин праздник», «Последний звонок», «Выпускной бал», устраивались коллективные походы на природу. Каждый праздник проходил в весёлой и дружественной обстановке.
Сотрудничество с родителями позволила повысить эффективность образовательного и воспитательного процесса.
Работа педагога-психолога
Основной целью работы педагога-психолога в 2015-2016 учебном году являлось психологическое сопровождение участников учебно-воспитательного процесса, содействие гармоничному психическому, психофизическому и личностному развитию детей на возрастных ступенях школьного детства.
Задачи:
· раннее выявление и оказание психологической помощи детям, имеющим трудности в обучении и воспитании;
· профилактика школьной дезадаптации;
· предупреждение возникновения и помощь в решении проблем развития ребенка (учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, подготовке к ЕГЭ, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями);
· индивидуальная коррекционно-развивающая работа с учащимися «группы риска» и детьми с ОВЗ;
· развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.
Работа школьного психолога осуществлялась по нескольким направлениям:
· диагностическая работа;
· коррекционно-развивающая работа;
· консультативная работа;
· профилактическая и просветительская работа;
· организационно-методическая работа.
Диагностическая работа.
В течение года диагностическая деятельность была представлена как отдельный вид работы (с целью анализа развития познавательных способностей, анализа проблем личностного развития, дальнейшего формирования группы для коррекционно-развивающей деятельности), а также как составляющая индивидуальных консультаций.
Для проведения психологической диагностики имелся достаточный набор диагностических методик, которые соответствовали предъявляемым запросам и позволяли дифференцировать трудности и определять их причины, что, в свою очередь, позволяло планировать дальнейшую развивающую и консультативную работу, а также давать рекомендации по преодолению трудностей. Диагностическая работа проводилась по плану работы психолога, запросам администрации, классных руководителей, родителей. Проведено 13 групповых и 11 индивидуальных диагностик:
1. Социально-психологическое тестирование учащихся «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (8-11 кл., методика А.Н. Орел).
2. Исследование детско-родительских отношений в семье (2 кл., тест «Рисунок семьи»).
3. Диагностика адаптации первоклассников к школе (1 кл., методика «Домики», методика «Определение мотивов учения»).
4. Диагностика адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене (5 кл., методика «Цветные письма», методика «Чувства в школе»).
5. Диагностика уровня агрессивности обучающихся (2-8 кл., тест «Несуществующее животное», опросник Басса-Дарки).
6. Изучение межличностных отношений в классе (2-11 кл., методика «Социометрия»).
7. Диагностика профнаправленности учащихся (9, 11 кл., методика «Карта интересов», дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова и др.).
8. Исследование уровня тревожности обучающихся в школе (2-8 кл., тест школьной тревожности Филлипса).
9. Исследование смысложизненных ориентаций старших школьников (9-11 кл., тест СЖО).
10. Диагностика стилей педагогического общения (педагоги, «Методика диагностики стилей педагогического общения»).
11. Оценка уровня сформированности элементов школьной деятельности детей, поступающих в первый класс (учащиеся подготовительной группы, ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йерасека).
12. Анкетирование учащихся 9, 11 классов «Психологическая готовность к ГИА» (М.Ю. Чибисова).
13. Анкетирование родителей «Какой вы родитель?».
14. Индивидуальная диагностика учащихся (по результатам групповой диагностики и запросам учителей и родителей).
Консультативная работа.
За прошедший период было проведено 4 групповых (3 - для родителей, 1 - для педагогов) и 67 индивидуальных консультаций (39 - для учащихся, 13 - для родителей, 15 - для педагогов).
Процесс консультирования обычно проходил в два этапа:
а) первичное консультирование, во время которого собираются основные данные и уточняется запрос;
б) повторное консультирование - для получения более объективной информации с помощью диагностических методов, определение плана дальнейшей работы.
Наиболее частые проблемы, с которыми обращались к психологу:
· трудности в общении со сверстниками;
· эмоционально-поведенческие трудности (агрессивность, гиперактивность, тревожность и т.п.);
· трудности в обучении;
· трудности в профессиональном самоопределении;
· трудности в отношениях между учащимися, родителями и педагогами;
· консультации по результатам диагностики.
Диаграмма занятости учащихся в школьных кружках
1 – школьный экспресс (17)
2 – умелые руки (21)
3 – юный цветовод (20)
4 – истоки (22)
5 – школьное лесничество (25)
6 –юный стрелок (25)
7 – хор младших школьников (25)