Вхождение личности в стабильную социальную среду.
Базовые положения (а в дальнейшем эмпирически и экспериментально подтвердить их справедливость) теории деятельностного опосредствования межличностных отношений в группах по Петровскому.
Во-первых, групповая активность характеризуется стратометрической (многослойной) структурой.
· На периферии оказываются ценности и отвечающая им поведенческая активность,
напрямую не связанные и практически никак не опосредствованные целями, задачами и содержанием групповой совместной деятельности.
· Ближе к групповому «ядру» находятся ценностный пласт и пласт межличностных
отношений, в той или иной степени (во многом в зависимости от уровня социально-психологического развития конкретного сообщества) опосредствованные целями, задачами и содержанием групповой деятельности.
· И, наконец, «ядерный» слой, т. е. ценности, которые напрямую «завязаны» на специфику
групповой деятельности, ее социальную значимость и особые условия ее успешного выполнения.
· Во-вторых, определяющим постулатом, лежащим в основе теории деятельностного
опосредствования межличностных отношений в группах, является тот факт, что любое сообщество имеет обусловливающую его жизнедеятельность характеристику — уровень социально-психологического развития. В рамках теории деятельностного опосредствования обоснованно определены семь основных качественных точек группового развития, характеризующих группу высокого уровня развития типа коллектива, просоциальную и асоциальную ассоциации, просоциальную и антисоциальную кооперации, корпоративную группировку и диффузную группу (рис. 1). Наиболее последовательно и подробно классификация реально функционирующих контактных групп, построенная на основе уровня их социальнопсихологического развития, обоснована и описана в двух коллективных монографиях под редакцией А. В. Петровского (Психологическая теория коллектива. М., 1979; Психология развивающейся личности. М., 1987).
Развитие психики человека и развитие его личности. Концепция персонализации.
Социализация как закономерная смена фаз адаптации, индивидуализации, интеграции (А.В. Петровский, В.А. Петровский).
Развитие психики человека.
Как мы видим, между этими подходами существуют определенные различия. Рассмотрим характеристики психологического содержания стадий, выделенных А.Н. Леонтьевым.
· Первая стадия – стадия новорожденного (до 2 месяцев). Что характерно для этой
Стадии? Прежде всего то, что ребенок рождается, обладая относительно высоко развитыми органами чувств, органами движения и нервной системой, формирование которых происходит во внутриутробный период. У новорожденного отмечаются зрительные и слуховые ощущения, ощущения положения тела в пространстве, обонятельные, кожные и вкусовые ощущения, а также многие элементарные рефлексы. Нервная система новорожденного, включая кору головного мозга, в общем уже полностью анатомически оформлена. Но развитие микроскопической структуры коры еще не завершено, в частности миелинизация нервных волокон двигательных и чувствительных зон коры только начинается. Главной особенностью данной стадии является развитие действий с предметами и процессов предметного восприятия.
· Преддошкольпый возраст (от 1 года до 3 лет) характеризуется возникновением и
Первоначальным развитием специфически человеческой, общественной по своей природе деятельности ребенка и специфической для человека формы сознательного отражения действительности. Ребенок учится ходить и говорить, подражает взрослым в их действиях.
· Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет). Главным отличием этого возраста является
Наличие противоречия между стремлением ребенка к действительному овладению миром предметов и ограниченностью его возможностей. В этом возрасте ребенок стремится делать не то, что может, а то, что видит или слышит. Однако многие действия ему еще недоступны. Это противоречие разрешается в сюжетной игре. В процессе ролевой игры происходит формирование творческого воображения и способности произвольно управлять своим поведением. Ролевые игры также способствуют развитию восприятия, запоминания, воспроизведения и речи. Закладываются черты характеры, разделение деятельности на мужскую и женскую.
· Младший школьный возраст (от 7 до 12 лет). Поступление в школу характеризует
Новый этап развития психики ребенка. Теперь его система отношений с окружающим миром определяется не только взаимоотношениями со взрослыми, но взаимоотношениями со сверстниками. Кроме этого, у него теперь есть обязанности перед обществом. От выполнения этих обязанностей зависит его будущее, его место в социуме.
Следует отметить, что и на предыдущих стадиях своего развития ребенок учился, но лишь теперь учеба предстает перед ним как самостоятельная деятельность.Центральная деятельность – учеба. Этот возраст – сензитивный период для учебы. Основной закономерностью психического развития на этой стадии является умственное развитие ребенка.
· Подростковый возраст и начало юности (от 13-14 до 17-18 лет) характеризуется
Продолжением обучения. Вместе с тем ребенок все более включается в жизнь общества. В это время происходит завершение ориентации ребенка в зависимости от пола на «мужскую» и «женскую» деятельность. Более того, стремясь к самореализации, ребенок начинает показывать успехи в конкретном виде деятельности, высказывать мысли о будущей профессии.
Также следует отметить, что на формирование личности в этот период оказывает воздействие процесс полового созревания. У молодого человека отмечается бурное развитие организма, деятельность отдельных органов (например, сердца) претерпевает определенные изменения. Завершается половая идентификация подростка.
Следует отметить, что развитие, психики не завершается в период юности. Определенная динамика психического развития отмечается и в более позднее время. Поэтому в современной психологии принято выделять еще два периода: акмеологический период развития, или период взрослости, и период геронтогенеза.
Появляясь на свет как индивид, человек становится личностью, и этот процесс имеет исторический характер. Еще в раннем детстве индивид включается в определенную исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застает уже готовой. Дальнейшее развитие человека внутри социальной группы создает такое переплетение отношений, которое формирует его как личность.
Развитие личности носит как пассивный, так и активный характер. Пассивный характер становления личности заключается в том, что человек становится объектном влияния окружающей среды и общества, Активный характер заключается в том, что человек совершенствует сам себя и окружающий мир. Однако было бы неправильно трактовать личность лишь в качестве пассивного продукта социальной среды и не видеть в личности активного деятеля. Процесс усвоения личностью социального опыта осуществляется через посредство внутреннего мира личности, в котором выражается отношение человека к тому, что он делает и что делается с ним. Активность проявляется! в характерных для личности мотивах поведения, установках и способах действия, шире - в многообразной деятельности, направленной на преобразование окружающей действительности. Активность личности находит выражение в жизненной позиции, которую человек занимает, осознавая свое положение и место в жизни. Все происходящие события преломляются в психике человека по разному.
Одна из наиболее характерных сторон личности - ее индивидуальность, под которой понимается неповторимое сочетание психологических особенностей человека. Сюда относятся характер, темперамент, особенности протекания психических процессов, совокупность преобладающих чувств и мотивов деятельности, сформировавшиеся способности. Нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей - личность человека неповторима в своей индивидуальности. Это обстоятельство во многом объясняет, к примеру, горечь утраты близкого человека, вместе с которым из нашей жизни невозвратно уходит сложный ансамбль человеческих качеств и черт, невосстановимый и неповторимый в других людях. Вот почему личность - это прежде всего живой конкретный человек со своими достоинствами и недостатками, со своими сильными и слабыми сторонами, порожденными его активным участием в жизни общества, воспитанием и обучением.
Место, которое занимает личность в общественной жизни, не может быть определено строго однозначно. Этот факт был эмпирически установлен в давние времена и нашел отражение, в частности, в истории происхождения понятия "личность", первоначально обозначавшего маску актера, а затем и самого актера (в России у скоморохов - "личина"). В зависимости от сценического действия маски менялись. Очевидно, было подмечено, что и человек в различных обстоятельствах изменяет свой облик и ведет себя неодинаково.