Механизмы и условия социализации личности. Стадии социализации. Институты

Социализации.

С помощью каких механизмов реализуется процесс социализации?

1. Механизм самоограничения. Когда человек понимает, что его достижения менее значительны, чем достижения других, он страдает, его самоуважение понижается. Некоторые люди в такой ситуации прекращают деятельность, т.е. отступают пе­ред трудностями, ограничивают возможности своего Я. Самоограничение связано с возникновением в сознании личности когнитивного диссонанса, т.е. негативного побудительного состояния.

2. Проекционный механизм — приписывание собственных нежелательных черт другим, что дает человеку возможность не замечать эти черты в себе этих же черт в себе. Проекция в реальных жизненных ситуациях осуществляется не изолированно, а во взаимодействии с другими механизмами социали­зации. Подозрительный человек склонен и другим приписывать этот порок, эгоистичный и раздражительный обнаружи­вает эти же недостатки у окружающих. Однако собственные недостатки при этом не замечаются, они вытесняются из сознания, подавляются или являются основой механизма образования противоположной реакции.

3. Механизм идентификации, с помощью которого в целом ряде случаев человек отождествляет себя с другим субъектом, или целой группой, т.е. одно лицо (субъект идентификации) осуществляет в основном подсознательно психическое уподобление другому (объект идентификации). Идентификация приводит к подражанию действиям и переживаниям других людей, интериоризации их ценностей и установок.

4. Механизм интроекции, который тесно связан с идентификацией и является простейшей формой интериоризации. При интроекции качества и установки другого как бы «встраиваются» в структуру личности субъекта без специальной пере­работки, в неизменном виде. Часто он действует подсознатель­но, но при самоанализе его результаты могут становиться осо­знанными. Идентификация лежит в основе эмпатии, т.е. сопе­реживания эмоциональным состояниям другого, проникнове­ния в его переживания.

А. В. Петровский выделяет стадии развития личности в процессе социализации.

· На стадии адаптации, которая обычно совпадает с периодом детства, человек выступает

как объект общественных отношений, на который направлено громадное количество усилий родителей, воспитателей, учителей и других людей, окружающих ребенка и находящихся в той или иной степени близости к нему. Происходит вхождение в мир людей: овладение некоторыми знаковыми системами, созданными человечеством, элементарными нормами и правилами поведения, социальными ролями; усвоение простых форм деятельности. Человек обучается быть личностью..

· Стадия индивидуализации способствует проявлению различий между людьми. Интеграция

предполагает достижение определенного баланса между человеком и обществом, интеграцию субъекта объектных отношений личности с социумом. Человек находит тот оптимальный вариант жизнедеятельности, который способствует процессу его самореализации в обществе, а также принятию им его меняющихся норм. Данный процесс весьма сложен, поскольку современное общество характеризуется многими противоречивыми тенденциями в своем развитии.

Стадия интеграции - стремление найти свое место в обществе. Успешность интеграции

определяется соответствием основных свойств (качеств) личности общественным ожиданиям (т.е. его требованиям). Если они совпадают, то интеграция протекает относительно успешно, если нет, возможны следующие исходы:

· усиление агрессивности личности по отношению к социальному окружению в целях

сохранения своей неповторимости, своего «Я»;

· отказ от своей индивидуальности и неповторимости, стремление стать таким как

все»;

· конформизм, внешнее согласие с требованиями социального окружения, но

внутреннее желание сохранять свою индивидуальность. Фактически происходит раздвоение личности на внутреннее и внешнее Я», ведущее к обострению внутриличностных противоречий.

Институты социализации.

Институты социализации - это те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации. Институты бывают:

· Семья – освоение общепринятых норм и правил. По типу наследования семьи бывают трех

видов. В условиях патрилинеальной структуры, где родословная ведется по отцовской линии, люди прослеживают происхождение и передают наследство по линии отца. При матрилинеальных, наследование осуществляется по материнской линии. При билинеальном типе обе семейные линии индивида имеют одинаковую важность.

· Дошкольное учреждение.

· Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое само есть важнейший

· элемент социализации, но, кроме того, школа обязана подготовить человека к жизни в обществе и в более широком смысле. По сравнению с семьей школа в большей мере зависит от общества и государства, хотя эта зависимость и различна в тоталитарных и демократических обществах. Но, так или иначе, школа задает первичные представления человеку как гражданину и, следовательно, способствует (или препятствует!) его вхождению в гражданскую жизнь. Школа расширяет возможности ребенка в плане его общения: здесь, кроме общения со взрослыми, возникает устойчивая специфическая среда общения со сверстниками, что само по себе выступает как важнейший институт социализации. Привлекательность этой среды в том, что она независима от контроля взрослых, а иногда и противоречит ему. Мера и степень значимости групп сверстников в процессе социализации варьируют в обществах разного типа (Бронфенбреннер, 1976).

· Трудовой коллектив.

· Послетрудовая стадия социализации – накопленный багаж житейского опыта, передача его предыдущим поколениям.

.

Наши рекомендации