Дворец тлатоани: быт, церемониал и хозяйство
Описание дворцовой жизни занимает фактический пол главы «Монтесума». Берналь рассказывает о поведении слуг и сановников во дворце, трапезе тлатоани, развлечениях, дворцовом хозяйстве и многих других моментах. Но, прежде чем мы перейдем конкретно к теме параграфа стоит сказать пару слов об отношении Б. Диаса к Монтесуме – правителю ацтеков.
Берналь не просто хорошо отзывается о нем, но и восхищается этим правителем. В его описаниях Монтесума предстает и как великий правитель и, в тоже время, как простой добродушный человек. Когда он погибает, Б. Диас сообщает читателю, что конкистадоры долго оплакивали его. Однако, как нестранно, Берналь также показывает случаи, когда Монтесума всячески хотел от них избавиться. Интересно, что автор мемуаров просто рассказывает о таких моментах, но никак их не комментирует. Почему же он, не смотря на такие подлости, пытается сделать Монтесуму чуть ли не святым? Возможно, тут сыграло роль симпатия тлатоани по отношению к Берналю. Кроме этого, может быть, Б. Диас понимал такое поведение Монтесумы и не пытался его осуждать за это, ведь он упоминает, как тлатоани злился, когда ему предлагали убрать идолы богов и поставить кресты. Однако, доброжелательное отношение к Монтесуме, более вероятно, связанно с тем, что правитель, по описанию Берналя, намеренно не шел на конфликт, а все казусы связанны с желанием других лиц(родственников и других знатных) поскорее спровадить конкистадоров. На сколько это правда узнать сложно, но именно так Б. Диас видит Монтесуму. Далее мы перейдем к дворцовой жизни.
Говоря о дворце Монтесумы, Берналь рассказывает о приемах и решениях судебных тяжб, трапезе с развлечениями. Такой распорядок дня не кажется нам полным, да и сам автор мемуаров не претендует рассказать обо всем. Возможно, он описывает только то, что видел сам, так как Кортес, хотя и сообщает не больше, чем Берналь, но отмечает, что «При дворе этого правителя так много разнообразных обычаев и церемоний, что для описания их понадобилось бы гораздо больше бумаги, чем имеется у меня в распоряжении»[43].
Берналь довольно подробно расписывает приведенные им моменты жизни дворца. Особенно это касается трапезы – здесь можно найти информацию о еде и количестве блюд, последовательности действий слуг, правилах их поведения во время трапезы и т.д. Вероятно, углубление в мелочи связанно с желанием рассказать больше о светской жизни Монтесумы, а знаний о других церемониях и обрядах, как мы уже говорили, отсутствовали.
Говоря о трапезе, Б. Диас сообщает, что Монтесума ел отдельно и до придворных, а де Саагуи дополняет – и до гостей, то есть конкистадор не мог видеть как и что ест тлатоани. Тогда откуда он знает подробности личной трапезы Монтесумы? Можно подумать, что ему сообщили об этом, но вряд ли бы стали рассказывать в подробностях и до мельчайших деталей. Возможно, он узнал об этом, когда Монтесума был в плену у конкистадоров. Можно предположить, что именно в это время Берналь мог узнать многие стороны дворцовой жизни. Поэтому, стоит учитывать, что дворцовые церемонии и обряды могли претерпеть какие-то изменения, не смотря на то, что Берналь пытается убедить нас в обратном.
Блюда, которые вкушал Монтесума, у Б. Диаса состоят преимущественно из мяса тех или иных животных и не только животных… Он пишет: «В качестве особого лакомства, говорят, иногда готовили детское мясо. Так ли это - не могу сказать, ибо за великим множеством вкуснейших мясных блюд трудно что-либо различить»[44]. Это, скорее всего, было правдой, так как детей приносили в жертву богами и затем, вероятно, съедали. Нам не совсем понятны сомнения Берналя, ведь он прекрасно знал, что детей приносили в жертву. Видимо, здесь наложило свой отпечаток его хорошее отношение к правителю.
Основными развлечениями тлатоани, судя по содержанию мемуаров, были: наблюдение за акробатами, жонглерами, танцорами, слушание песен и музыки, курение табака. Кроме этого можно найти то, что Монтесума играет в патолли и в кости, а также охотится. Это Берналь наблюдает, когда Монтесума находится в плену. Но, занимается ли он этим до прихода конкистадоров? Видимо, да, так как эти развлечения в научной литературе отмечаются как популярные среди знати ацтеков.
В целом, почти весь церемониал и быт дворца, который известен историкам на данный момент, Берналь описывает. Однако, есть вещи, которые он упускает. Так, Б. Диас не рассказывает о том, что Монтесума каждое утро начинал с обращения к богам. Встречаются даже некоторые спорные стороны быта тлатоани – Берналь говорит, что одежду он менял 1 раз в день, а историк М. Гролиш – 4 раза в день[45].
Дворцовое хозяйство в описаниях Б. Диаса представлено «Домом птиц», садами, личными ремесленниками тлатоани(тут он просто их перечисляет). Если о последних он пишет немного, то о «Доме птиц» Берналь рассказывает подробно. Но, не смотря на это, он мало приводит названий птиц, обычно перечисляет, какого цвета они были. О других животных, которые также были здесь, Берналь сообщает в обобщенном виде: «и вместе с ними были всякого вида хищники, наподобие тигров и львов, которые делятся по размеру на два типа, одни чуть больше волка, а другие - с лису…»[46].
Кроме «Дома птиц», Берналь описывает в деталях и арсенал правителя. О военном снаряжении он пишет более конкретно, называя разные виды оружия и брони. Конкретика здесь нам понятно, так он, очевидно, куда лучше разбирался в оружии, чем в животных. Однако, почему он рассказывает только об этих помещениях дворца, ведь в нем было много комнат. Если обратится к письмам Кортеса, то можно увидеть, что он пишет о тех же помещениях[47]. Вероятно, остальные комнаты были жилыми помещениями слуг и другого персонала, а они, как известно, не украшались и выглядели просто и поэтому мало привлекали внимание конкистадоров.
Дворцовых слуг, по сообщению Б. Диаса, было «видимо-невидимо». Среди ни он выделяет охрану, дежурных сановников и майордомов. Об их функциях, кроме майордома, он не рассказывает. По словам Берналя, один майордом вел дворцовые счета, а другой – следил за состоянием арсенала. Вероятно, их было больше, так как кто-то должен был следить за «Домом птиц», садом и т.д. Другой части персонала он не уделяет внимание, видимо, потому что это обычные люди и они мало его интересовали. Такая тенденция прослеживается на протяжении всего произведения Берналя Диаса де Кастильо.
Напоследок мы скажем пару слов о самом дворце Монтесумы. Дело в том, что Б. Диас почти ничего не сообщает о его внешних качествах, кроме того, что он был прекрасен и огромен. Как нестранно, но он больше восхищается пирамидами храмов, нежели дворцу. Вероятно, Берналь не мог сказать что-то конкретное о внешнем убранстве дворца, так как, по мнению М. Гролиша, архитектура домов и дворцов ацтеков была простой по сравнению с европейской[48].
Таким образом, видно, что Берналь освещает разные стороны жизни дворца, но делает это отрывочно и не полностью. Б. Диас говорит почти только о том, что можно охарактеризовать такими словами как красивый, высокородный, аристократический и т.д. Его хорошее отношение к Монтесуме, видимо, накладывает отпечаток на описание дворцового быта - он пытается скрыть его негативные моменты. Также стоит учитывать и то, что он, возможно, узнает разные стороны дворцовой жизни, когда они могли претерпеть некоторые изменения(плен Монтесумы). Хотя, мы и не нашли каких-то ошибок, что связанно с плохой разработанностью данной темы исследователями.
Вывод по второй главе
Политическая сфера жизни индейцев у Берналя описана, конечно, не полностью, но он затрагивает многие ее стороны. Он в основном пишет о тех элементах политической сферы, которые ассоциируется у него с «великими» и «аристократическими», поэтому он и уделяет больше внимание военному делу индейцев и дворцовому быту. Иногда Б. Диас при помощи разных сторон системы управления пытается продемонстрировать, то положительные(суд-порядок), то отрицательные(грабежи при военных набегах-варварство) черты индейцев. Рассказывая о военном деле и дворце, он обращает внимание в основном на внешние качества и на основе этого пытается делать какие-то выводы. Например, таким образом, он идентифицирует военачальников. О сложных моментах, таких как структуры(войска, управления), он или не пишет или просто заменяет их европейскими представлениями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Читая мемуары Берналя Диаса де Кастильо, мы узнаем, что автор ставит перед собой основную и главную цель его повествования – освятить события конкисты с точки зрения рядового конкистадора, показать через какие трудности прошли испанцы и увековечить подвиги, прежде всего, простых солдат и капитанов. Это не могло отразится на содержании описания культуры индейцев, разных сторон их жизни. Берналь концентрируется на тех вещах, которые помогут ему реализовать цель его произведения. За счет рассказов об элементах военного дела демонстрирует мощь противника(т. е. трудности с которыми он столкнулись), о религиозных обрядах – жестокость и варварскую сущность(оправдание действий), о драгоценностях и дворцовой жизни – грандиозность их экспедиции, ведь им удалось покорить столь богатого и великого правителя, которого почитали как Бога. Ради цели он даже преувеличивает жестокость индейцев, силу их армии и т.д.
Стоит отметить, что его особое внимание на престижных и «аристократических» сторонах экономической и политической жизни индейцев связанно как с целью, так, скорее всего, и с простым корыстолюбием, стремлением к «высшим» слоям общества. Не будем упрекать Берналя за это, так как эту черту А. Ф. Кофман отмечает как свойственную испанской нации вообще(по крайней мере, в период позднего средневековья).
Однако, мы не хотим сказать, что ему не было интересно рассказать об этой никому ранее неизвестной цивилизации. Есть даже моменты, которые носили чисто любознательный характер, например, описание оружия, сообщение о том, где и какие ремесленники жили, рассказ о «монахинях» и т.д. Но, его любопытство не настолько сильное, чтобы он стал углубляться в какие-то стороны индейского общества, поэтому большую часть информации о них он получает посредством наблюдения, из-за чего он допускает ошибки.
Интересна также и оценка Берналя индейской цивилизации. В целом, она положительна, негативно он относится только к некоторым моментам религиозной жизни индейцев и военного дела.