Молекулярно-биологические методы исследований

В КЛИНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Цель занятия:изучить строение и свойства вирулентных и умеренных бактериофагов, их взаимодействие с бактериальной клеткой, освоить качественные и количественные методы определения фагов.

Изучить фенотипическую и генотипическую изменчивость микроорганизмов, познакомиться с классификацией мутаций бактерий, оценить последствия изменчивости для бактериальных клеток. Познакомиться с процессами обмена генетической информацией у бактерий; изучить явления трансформации, коньюгации и трансдукции в бактериальных клетках; оценить роль умеренного бактериофага в переносе генетической информации, определить роль внехромосомных генетических элементов для бактерий, познакомиться с молекулярно-генетическими исследованиями

План занятия

1. Строение и свойства бактериофага.

2. Вирулентные и умеренные фаги. Их отличия, типы взаимодействия с микробной клеткой.

3. Взаимодействие вирулентного фага с бактериальной клеткой.

4. Умеренный бактериофаг. Явление лизогении и фаговой конверсии.

5. Применение бактериофага в практической медицине.

6. Качественные и количественные методы определения фагов. Методы выделения фага из объектов окружающей среды.

7. Фаготипирование бактерий.

8. Организация генетического материала бактерий. Репликация ДНК. Генотип и фенотип.

9. Изменчивость микроорганизмов и ее виды.

10. Модификации у бактерий.

11. Мутации у бактерий. Отличие мутаций от других видов изменчивости микроорганизмов. Классификация мутаций по происхождению, молекулярным механизмам и последствиям для бактериальной клетки.

12. Практическое использование учения о мутациях.

13. Рекомбинация – обмен генетической информацией.

14. Трансформация, ее механизм, основные этапы.

15. Коньюгация. Роль полового фактора. F+, F־, Hfr-клетки.

16. Трансдукция, ее механизм. Роль умеренного бактериофага.

17. Внехромосомные генетические структуры: строение, классификация, функции (плазмиды, транспозаны, Is-последовательности).

18. Молекулярно-биологические методы исследований в клинической практике (ПЦР, иммуноблотинг и др.)

19. Медицинская биотехнология.

20. Генетическая инженерия. Препараты медицинского и ветеринарного назначения полеченные методом генной инженерии.

Оформление протокола лабораторного занятия (выполнить дома)

1.Нарисовать бактериофаги, виды б/фагов, взаимодействие с бактериальной клеткой (рис. 13.1, 13.2)

2.Записать методику постановки фаготипирования, титрования фага по Аппельману, Грациа, метод Отто (принцип) и оставить место для фото демонстрационного посева и записи учета результата; для записи учета результата титрования фага по Аппельману нарисовать таблицу 13.2

3.Вклеить или нарисовать рис 5.4 из учебника А.А. Воробьева отражающий процессы трансформации, трансдукции и конъюгации (на схемах имеются 2 ошибки, попробовать их определить!!!) стр. 111

4.Записать после схемы понятия:

- конъюгация;

- трансдукция;

- трансформация;

5.Кратко законспектировать методику ПЦР. Применение (См Атлас Воробьёва и доп. материал).

Задания для выполнения лабораторной работы.

1. Изучить демонстрационные посевы, зафиксировать их (сфотографировать или нарисовать).

2. По качественным методам сделать вывод. По количественному методу Аппельмана дать заключение.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

БАКТЕРИОФАГИ.

молекулярно-биологические методы исследований - student2.ru

Рис 13.1 Взаимодействие бактериофага с оболочкой бактерии

молекулярно-биологические методы исследований - student2.ru

Рис 13.2. Развитие умеренного фага

Наши рекомендации