Социальный контроль. Тесты ЕГЭ – социология
1. Запишите слово, пропущенное в схеме.
2. Художник следует в своем творчестве сложившимся в данную эпоху представлениям о прекрасном, то есть
1)традициям
2)этическим нормам
3)эстетическим нормам
4)правилам этикета
3. Какие нормы предписывают человеку, находящемуся в общественном месте, иметь опрятный вид?
1)моральные
2)эстетические
3)экономические
4)политические
4. Нормы права, в отличие от норм морали,
1)регулируют общественные отношения
2)обеспечиваются силой государства
3)основаны на представлениях о добре и зле
4)являются воплощением идеала справедливости
5. К формальным позитивным санкциям относят
1)лестные отзывы коллег
2)дружеское признание лучших качеств
3)доброжелательное расположение
4)государственные награды
6. За добросовестный многолетний труд гражданин Т. был награжден орденом. К числу других формальных позитивных норм относится(-ятся)
1)вручение грамоты
2)комплименты
3)аплодисменты
4)слава
7. Гражданин Н. с детства увлекается собиранием птичьих перьев, ему удалось создать большую коллекцию. Какое поведение иллюстрирует этот пример?
1)негативное отклоняющееся
2)позитивное отклоняющееся
3)соответствующее обычаям
4)соответствующее традициям
8. Отказ подать руку или поддерживать дружеские отношения – это пример применения санкций
1)неформальных позитивных
2)формальных позитивных
3)неформальных негативных
4)формальных негативных
9. Какому понятию соответствует следующее определение: «Набор конкретных функций, который должен выполнять человек в социальной группе»?
1)социализация
2)социальная норма
3)социальная мобильность
4)социальная роль
10. Верны ли следующие суждения о социальном контроле?
А. Одним из элементов социального контроля является самоконтроль.
Б. Социальный контроль предполагает обязательное использование метода принуждения.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
11. Найдите в приведенном ниже списке неформальные негативные санкции.
1)бойкот
2)аплодисменты
3)насмешка
4)выговор
5)комплименты
6)улыбка
12. Установите соответствие между примерами и типами санкций: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
А)понижение в должности
Б)вручение премии
В)награждение орденом
Г)замечание
ТИПЫ САНКЦИЙ
1)позитивные санкции
2)негативные санкции
13. Установите соответствие между определениями и понятиями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
А)поведение человека, соответствующее его социальному положению
Б)предписание, определяющее рамки поведения
В)перемещение из одной социальной группы в другую
Г)разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение
ПОНЯТИЯ
1)социальная мобильность
2)социальная стратификация
3)социальная роль
4)социальная норма
14. Найдите в приведённом ниже списке формальные позитивные санкции. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1)вручение почётных грамот от имени администрации города
2)комплименты сослуживцев по поводу внешнего вида
3)назначение на более высокую должность
4)присвоение учёных званий
5)лестные отзывы читателей
6)государственные премии в области искусства
15. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Социальное взаимодействие | Достаточно регулярные взаимообусловленные социальные действия субъектов, направленные друг на друга |
Социальный ... | Поведение индивидов, групп при столкновении их несовместимых взглядов |
16. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
выговор | премия | увольнение |
санкции | грамота | похвала |
17. Запишите слово, пропущенное в схеме.
... | Правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с представлениями людей одобре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести,достоинстве и охраняются силой общественного мнения или внутренним убеждением. |
Обычаи | Правила поведения, сложившиеся вследствие их применения в течение длительного времени и являющиеся привычными для членов общества. |
18. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
поощрение | санкция | наказание |
премирование | увольнение |
19. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
государственная премия | похвальная грамота | аплодисменты |
позитивные санкции | повышение в должности |
20. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
моральные нормы | позитивные санкции | социальный контроль |
правовые нормы | негативные санкции |
21. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальная норма». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) социальная мобильность | 2) санкция | 3) отклоняющееся поведение |
4) социальная структура | 5) самоконтроль | 6) социальный контроль |
22. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «мораль». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) социальная норма | 2) санкции | 3) эксперимент |
4) гипотеза | 5) добрый поступок | 6) свободный выбор |
23. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальный контроль». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда
1) замечание | 2) санкция | 3) социальная норма |
4) политическая идеология | 5) осуждение | 6) духовная культура |
24. Найдите в приведённом ниже списке основные признаки моральных норм. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) установлены государством
2) выражаются в общественном мнении
3) обязательны для исполнения
4) регулируют общественные отношения с позиций добра и зла
5) дают большой простор для толкования
6) поддерживаются силой государственного принуждения
25. Установите соответствие между видами норм и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ НОРМ | ВИДЫ НОРМ | |
А) правила, сохраняющиеся на протяжении веков и указывающие, как вести себя в повседневной жизни Б) детальные правила вежливого поведения В) правила, регулирующие поведение конкретной социальной группы или организации Г) правила, обязательные для исполнения и опирающиеся на силу государственного принуждения | 1) этикет 2) корпоративная норма 3) закон 4) обычай |
26. Установите соответствие между конкретным выражением санкций и видом, к которому они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ВЫРАЖЕНИЕ САНКЦИЙ | ВИДЫ САНКЦИИ | |
А) проявление недружелюбия Б) наложение штрафа В) объявление выговора Г) объявление бойкота Д) отказ от сотрудничества | 1) формальные негативные санкции 2) неформальные негативные санкции |
27. Установите соответствие между определениями и понятиями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ | ПОНЯТИЯ | ||||
A) принятое в обществе правило, определяющее рамки поведения человека Б) действия человека, соответствующие его социальному статусу B) перемещение человека из одной социальной группы в другую Г) разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение Д) неодинаковый доступ представителей различных групп общества к социальным благам | 1) социальное неравенство 2) социальная норма 3) социальная роль 4) социальная стратификация 5) социальный контроль 6) социальная мобильность | ||||
28. Установите соответствие между видами социального контроля и иллюстрирующими их примерами.
ПРИМЕРЫ | ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ | |
A) молодые люди уступили место в вагоне метро пожилой паре Б) водитель в положенный срок прошел технический осмотр своего автомобиля B) сын-школьник признался родителям в получении «двойки» Г) гражданка Н. оформила доверенность на управление принадлежащей ей автомашиной племяннице Д) М. решила помочь подруге подготовиться к олимпиаде по истории Е) директор школы созвал заседание попечительского совета | 1) моральные нормы 2) правовые нормы |
29. Установите соответствие между видами отклоняющегося поведения и иллюстрирующими их конкретными примерами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | ВИДЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ | |
A) молодой человек собирает коллекцию старинных дверных замков, в его коллекции уже более 300 экземпляров Б) предприниматель Н. открыл в своём родном городе музей крестьянских промыслов, в котором в свободное от бизнеса время проводит экскурсии для посетителей B) футбольный болельщик во время матча выстрелом петарды нанёс травму вратарю команды-соперника Г) граждане Н. и П., отмечая уход в отпуск, злоупотребили алкоголем и устроили драку на своём рабочем месте Д) 12-летняя М. выиграла международный конкурс исполнителей оперы и начала выступать в местном театре Е) 16-летнего гражданина П. после победы на международной олимпиаде по математике зачислили на механико-математический факультет МГУ | 1) позитивное 2) негативное |
30. Найдите в приведённом ниже списке примеры, иллюстрирующие применение формальных позитивных санкций, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)К. присвоили звание «Заслуженный учитель РФ».
2)Коллеги похвалили С. за хорошо выполненный доклад.
3)В. получил на заводе премию за своё изобретение.
4)Л. присвоена степень доктора физико-математических наук.
5)Выступление учеников 10 класса на празднике «Последнего звонка» вызвало аплодисменты.
6)Офицеру-подводнику присвоили очередное воинское звание
31. Выберите из предложенного списка негативные формальные санкции и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Гражданка М. высказала претензию соседу за курение на лестничной клетке.
2) В ходе выступления оратора публика неоднократно прерывала его речь неодобрительными возгласами.
3) Пожарная инспекция наложила взыскания на владельца кафе за несоблюдение требований по пожарной безопасности.
4) Приказом по заводу директор завода объявил выговор главному инженеру за некачественный ремонт станков.
5) Одноклассники объявили бойкот В. за нарушение традиций класса.
6) Сотрудник дорожно-постовой службы оштрафовал гражданку П., переходившую дорогу на запрещающий сигнал светофора.
32. Выберите верные суждения о социальном контроле и запишите цифры в порядке возрастания, под которыми они указаны.
1) В любом обществе социальный контроль держится на неписаных правилах, передаваемых из поколения в поколение.
2) Социальный контроль обеспечивает следование социальным нормам.
3) Социальный контроль представляет собой механизм поддержания общественного порядка посредством применения социальных санкций.
4) Социальный контроль представляет собой совокупность средств и методов социального воздействия.
5) Социальный контроль всегда обеспечивается внешним воздействием на человека.
33. Выберите верные суждения о социальном контроле и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Элементом социального контроля являются социальные нормы.
2) Социальный контроль осуществляют только государственные органы.
3) Социальный контроль служит важным средством предотвращения девиантного поведения.
4) Награждение государственным орденом служит примером неформальной позитивной санкции.
5) Внутренний самоконтроль помогает личности выстраивать отношения с другими людьми.
34. Выберите верные суждения об отклоняющемся поведении
1) Нервно-психические заболевания человека, задержка его психического и физического развития являются одной из причин отклоняющегося поведения.
2) Примером позитивного отклоняющегося поведения является занятие благотворительностью.
3) Снижение уровня экономического развития не связано с увеличением числа лиц с отклоняющимся поведением.
4) Распад существующей системы социальных ценностей и норм, регулирующих жизнедеятельность людей, вызывает девиантное поведение.
5) Основными формами девиантного поведения являются: пьянство, наркомания, преступность.
35. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«В обществе нормы выполняют ряд важнейших функций. Во-первых, они способствуют социальной ___________ (А) (т. е. сохранению сплоченности в обществе). Во-вторых, служат своеобразными ___________ (Б) поведения, своего рода инструкциями для исполняющих отдельные роли индивидов и социальных ___________ (В). В-третьих, способствуют ___________ (Г) за отклоняющимся поведением. В-четвертых, обеспечивают ___________ (Д) общества. По характеру регулирования социального поведения различают нормы-ожидания и нормы ___________ (Е) ...Нормы, относящиеся ко второй группе, отличаются большей строгостью. Нарушение подобных норм влечет за собой применение серьезных ___________ (Ж), например, уголовных или административных».
1) санкция | 2) группы | 3) интеграция |
4) идеал | 5) контроль | 6) эталон |
7) правило | 8) управление | 9) стабильность |
36. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
«Социологи подчёркивают, что социальный (А) может быть эффективным лишь в том случае, когда он придерживается “золотой середины” между свободой выбора и (Б) за него. Действенность социального контроля обеспечивается главным образом не благодаря принуждению, а благодаря наличию общих ценностей, утвердившихся среди людей, и стабильности (В).
Следует также выделить внутренний и внешний социальный контроль. Под внешним контролем понимается в науке совокупность социальных (Г), которые регулируют деятельность людей. Внешний контроль может быть формальным и неформальным. Формальный основан на инструкциях, предписаниях, (Д); неформальный контроль базируется на реакциях окружающих и не закреплён официально.
Излишне сильный, мелочный социальный контроль, как правило, приводит к негативным результатам. Если внешний контроль по каким-либо причинам ослабнет, человек вообще может утратить способность контролировать своё поведение. Поэтому, особенно в современном обществе, важно формировать у людей внутренний контроль, или (Е)».
1)ответственность
2)общество
3)контроль
4)добровольность
5)производство
6)механизм
7)инициатива
8)самоконтроль
9)нормативный акт
37. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальные нормы»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о способах регулирования поведения людей социальными нормами, и одно предложение о видах социальных норм.
38. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный контроль»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о структуре социального контроля, и одно предложение, раскрывающее любую функцию социального контроля.
39. С помощью примеров проиллюстрируйте каждую из трех разновидностей социальных норм: традицию, обычай, церемонию.
40. С опорой на обществоведческие знания и личный социальный опыт смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую позитивное отклоняющееся поведение. Приведите три примера формальных позитивных санкций, возможных в этом случае.
41. Общество не может существовать и развиваться без социального контроля. Укажите две любые функции социального контроля, каждую из которых проиллюстрировав примером.
42. С опорой на обществоведческие знания, личный опыт смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую негативное отклоняющееся поведение. Приведите три примера неформальных негативных санкций, возможных в этом случае
43. Мораль является значимой для общества и его развития частью духовной культуры, оказывает влияние на все сферы общественной жизни. Укажите любые три функции морали и проиллюстрируйте каждую из них конкретным примером.
44. В одном из учебников это явление раскрывается так: «Совокупность средств и приёмов, с помощью которых общество гарантирует, что поведение его членов, отдельных субъектов управления, социальных групп будет осуществляться в соответствии с установленными общественными нормами и ценностями». Назовите социальное явление, о котором говорится в тексте. Используя знания обществоведческого курса, приведите два его элемента и проиллюстрируйте примером один (любой) из них.
45. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Виды социального контроля». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
46. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте свое отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение.
Философия: «Человек немыслим вне общества» (Л. Толстой).
Социальная психология: «Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком» (Л. Фейербах).
Социология: «Маргинальность — это результат конфликта с общественными нормами» (А. Фаржд).