Социальный контроль. Тесты ЕГЭ – социология

1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Социальный контроль. Тесты ЕГЭ – социология - student2.ru

2. Художник следует в своем творчестве сложившимся в данную эпоху представлениям о прекрасном, то есть

1)традициям

2)этическим нормам

3)эстетическим нормам

4)правилам этикета

3. Какие нормы предписывают человеку, находящемуся в общественном месте, иметь опрятный вид?

1)моральные

2)эстетические

3)экономические

4)политические

4. Нормы права, в отличие от норм морали,

1)регулируют общественные отношения

2)обеспечиваются силой государства

3)основаны на представлениях о добре и зле

4)являются воплощением идеала справедливости

5. К формальным позитивным санкциям относят

1)лестные отзывы коллег

2)дружеское признание лучших качеств

3)доброжелательное расположение

4)государственные награды

6. За добросовестный многолетний труд гражданин Т. был награжден орденом. К числу других формальных позитивных норм относится(-ятся)

1)вручение грамоты

2)комплименты

3)аплодисменты

4)слава

7. Гражданин Н. с детства увлекается собиранием птичьих перьев, ему удалось создать большую коллекцию. Какое поведение иллюстрирует этот пример?

1)негативное отклоняющееся

2)позитивное отклоняющееся

3)соответствующее обычаям

4)соответствующее традициям

8. Отказ подать руку или поддерживать дружеские отношения – это пример применения санкций

1)неформальных позитивных

2)формальных позитивных

3)неформальных негативных

4)формальных негативных

9. Какому понятию соответствует следующее определение: «Набор конкретных функций, который должен выполнять человек в социальной группе»?

1)социализация

2)социальная норма

3)социальная мобильность

4)социальная роль

10. Верны ли следующие суждения о социальном контроле?

А. Одним из элементов социального контроля является самоконтроль.

Б. Социальный контроль предполагает обязательное использование метода принуждения.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

11. Найдите в приведенном ниже списке неформальные негативные санкции.

1)бойкот

2)аплодисменты

3)насмешка

4)выговор

5)комплименты

6)улыбка

12. Установите соответствие между примерами и типами санкций: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

А)понижение в должности

Б)вручение премии

В)награждение орденом

Г)замечание

ТИПЫ САНКЦИЙ

1)позитивные санкции

2)негативные санкции

13. Установите соответствие между определениями и понятиями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

А)поведение человека, соответствующее его социальному положению

Б)предписание, определяющее рамки поведения

В)перемещение из одной социальной группы в другую

Г)разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение

ПОНЯТИЯ

1)социальная мобильность

2)социальная стратификация

3)социальная роль

4)социальная норма

14. Найдите в приведённом ниже списке формальные позитивные санкции. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)вручение почётных грамот от имени администрации города

2)комплименты сослуживцев по поводу внешнего вида

3)назначение на более высокую должность

4)присвоение учёных званий

5)лестные отзывы читателей

6)государственные премии в области искусства

15. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це.

Со­ци­аль­ное вза­и­мо­дей­ствие До­ста­точ­но ре­гу­ляр­ные вза­и­мо­обу­слов­лен­ные со­ци­аль­ные дей­ствия субъ­ек­тов, на­прав­лен­ные друг на друга
Со­ци­аль­ный ... По­ве­де­ние ин­ди­ви­дов, групп при столк­но­ве­нии их не­сов­ме­сти­мых взгля­дов

16. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

вы­го­вор пре­мия уволь­не­ние
санк­ции гра­мо­та по­хва­ла

17. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в схеме.

... Пра­ви­ла по­ве­де­ния, ко­то­рые уста­нав­ли­ва­ют­ся в об­ще­стве в со­от­вет­ствии с пред­став­ле­ни­я­ми людей одобре и зле, спра­вед­ли­во­сти и не­спра­вед­ли­во­сти, долге, чести,до­сто­ин­стве и охра­ня­ют­ся силой об­ще­ствен­но­го мне­ния или внут­рен­ним убеж­де­ни­ем.
Обы­чаи Пра­ви­ла по­ве­де­ния, сло­жив­ши­е­ся вслед­ствие их при­ме­не­ния в те­че­ние дли­тель­но­го вре­ме­ни и яв­ля­ю­щи­е­ся при­выч­ны­ми для чле­нов об­ще­ства.

18. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).



по­ощ­ре­ние санк­ция на­ка­за­ние
пре­ми­ро­ва­ние уволь­не­ние  

19. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

го­су­дар­ствен­ная пре­мия по­хваль­ная гра­мо­та ап­ло­дис­мен­ты
по­зи­тив­ные санк­ции по­вы­ше­ние в долж­но­сти  

20. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

мо­раль­ные нормы по­зи­тив­ные санк­ции со­ци­аль­ный кон­троль
пра­во­вые нормы не­га­тив­ные санк­ции  

21. Ниже при­ве­ден ряд тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «со­ци­аль­ная норма». Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) со­ци­аль­ная мо­биль­ность 2) санк­ция 3) от­кло­ня­ю­ще­е­ся по­ве­де­ние
4) со­ци­аль­ная струк­ту­ра 5) са­мо­кон­троль 6) со­ци­аль­ный кон­троль

22. Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «мо­раль». Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) со­ци­аль­ная норма 2) санк­ции 3) экс­пе­ри­мент
4) ги­по­те­за 5) доб­рый по­сту­пок 6) сво­бод­ный выбор

23. Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «со­ци­аль­ный кон­троль». Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда

1) за­ме­ча­ние 2) санк­ция 3) со­ци­аль­ная норма
4) по­ли­ти­че­ская идео­ло­гия 5) осуж­де­ние 6) ду­хов­ная куль­ту­ра

24. Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке ос­нов­ные при­зна­ки мо­раль­ных норм. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) уста­нов­ле­ны го­су­дар­ством

2) вы­ра­жа­ют­ся в об­ще­ствен­ном мне­нии

3) обя­за­тель­ны для ис­пол­не­ния

4) ре­гу­ли­ру­ют об­ще­ствен­ные от­но­ше­ния с по­зи­ций добра и зла

5) дают боль­шой про­стор для тол­ко­ва­ния

6) под­дер­жи­ва­ют­ся силой го­су­дар­ствен­но­го при­нуж­де­ния

25. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ви­да­ми норм и их ха­рак­те­ри­сти­ка­ми: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ НОРМ   ВИДЫ НОРМ
А) пра­ви­ла, со­хра­ня­ю­щи­е­ся на про­тя­же­нии веков и ука­зы­ва­ю­щие, как вести себя в по­все­днев­ной жизни Б) де­таль­ные пра­ви­ла веж­ли­во­го по­ве­де­ния В) пра­ви­ла, ре­гу­ли­ру­ю­щие по­ве­де­ние кон­крет­ной со­ци­аль­ной груп­пы или ор­га­ни­за­ции Г) пра­ви­ла, обя­за­тель­ные для ис­пол­не­ния и опи­ра­ю­щи­е­ся на силу го­су­дар­ствен­но­го при­нуж­де­ния   1) эти­кет 2) кор­по­ра­тив­ная норма 3) закон 4) обы­чай

26. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между кон­крет­ным вы­ра­же­ни­ем санк­ций и видом, к ко­то­ро­му они от­но­сят­ся: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ВЫ­РА­ЖЕ­НИЕ САНК­ЦИЙ   ВИДЫ САНК­ЦИИ
А) про­яв­ле­ние не­дру­же­лю­бия Б) на­ло­же­ние штра­фа В) объ­яв­ле­ние вы­го­во­ра Г) объ­яв­ле­ние бой­ко­та Д) отказ от со­труд­ни­че­ства   1) фор­маль­ные не­га­тив­ные санк­ции 2) не­фор­маль­ные не­га­тив­ные санк­ции

27. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между опре­де­ле­ни­я­ми и по­ня­ти­я­ми: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ОПРЕ­ДЕ­ЛЕ­НИЯ   ПО­НЯ­ТИЯ  
A) при­ня­тое в об­ще­стве пра­ви­ло, опре­де­ля­ю­щее рамки по­ве­де­ния че­ло­ве­ка Б) дей­ствия че­ло­ве­ка, со­от­вет­ству­ю­щие его со­ци­аль­но­му ста­ту­су B) пе­ре­ме­ще­ние че­ло­ве­ка из одной со­ци­аль­ной груп­пы в дру­гую Г) раз­де­ле­ние об­ще­ства на груп­пы, за­ни­ма­ю­щие раз­ное со­ци­аль­ное по­ло­же­ние Д) не­оди­на­ко­вый до­ступ пред­ста­ви­те­лей раз­лич­ных групп об­ще­ства к со­ци­аль­ным бла­гам   1) со­ци­аль­ное не­ра­вен­ство 2) со­ци­аль­ная норма 3) со­ци­аль­ная роль 4) со­ци­аль­ная стра­ти­фи­ка­ция 5) со­ци­аль­ный кон­троль 6) со­ци­аль­ная мо­биль­ность
           

28. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ви­да­ми со­ци­аль­но­го кон­тро­ля и ил­лю­стри­ру­ю­щи­ми их при­ме­ра­ми.

ПРИ­МЕ­РЫ   ВИДЫ СО­ЦИ­АЛЬ­НО­ГО КОН­ТРО­ЛЯ
A) мо­ло­дые люди усту­пи­ли место в ва­го­не метро по­жи­лой паре Б) во­ди­тель в по­ло­жен­ный срок про­шел тех­ни­че­ский осмотр сво­е­го ав­то­мо­би­ля B) сын-школь­ник при­знал­ся ро­ди­те­лям в по­лу­че­нии «двой­ки» Г) граж­дан­ка Н. офор­ми­ла до­ве­рен­ность на управ­ле­ние при­над­ле­жа­щей ей ав­то­ма­ши­ной пле­мян­ни­це Д) М. ре­ши­ла по­мочь по­дру­ге под­го­то­вить­ся к олим­пиа­де по ис­то­рии Е) ди­рек­тор школы со­звал за­се­да­ние по­пе­чи­тель­ско­го со­ве­та   1) мо­раль­ные нормы 2) пра­во­вые нормы

29. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ви­да­ми от­кло­ня­ю­ще­го­ся по­ве­де­ния и ил­лю­стри­ру­ю­щи­ми их кон­крет­ны­ми при­ме­ра­ми: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ПРИ­МЕ­РЫ   ВИДЫ ОТ­КЛО­НЯ­Ю­ЩЕ­ГО­СЯ ПО­ВЕ­ДЕ­НИЯ
A) мо­ло­дой че­ло­век со­би­ра­ет кол­лек­цию ста­рин­ных двер­ных зам­ков, в его кол­лек­ции уже более 300 эк­зем­пля­ров Б) пред­при­ни­ма­тель Н. от­крыл в своём род­ном го­ро­де музей кре­стьян­ских про­мыс­лов, в ко­то­ром в сво­бод­ное от биз­не­са время про­во­дит экс­кур­сии для по­се­ти­те­лей B) фут­боль­ный бо­лель­щик во время матча вы­стре­лом пе­тар­ды нанёс трав­му вра­та­рю ко­ман­ды-со­пер­ни­ка Г) граж­да­не Н. и П., от­ме­чая уход в от­пуск, зло­упо­тре­би­ли ал­ко­го­лем и устро­и­ли драку на своём ра­бо­чем месте Д) 12-лет­няя М. вы­иг­ра­ла меж­ду­на­род­ный кон­курс ис­пол­ни­те­лей оперы и на­ча­ла вы­сту­пать в мест­ном те­ат­ре Е) 16-лет­не­го граж­да­ни­на П. после по­бе­ды на меж­ду­на­род­ной олим­пиа­де по ма­те­ма­ти­ке за­чис­ли­ли на ме­ха­ни­ко-ма­те­ма­ти­че­ский фа­куль­тет МГУ   1) по­зи­тив­ное 2) не­га­тив­ное

30. Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке при­ме­ры, ил­лю­стри­ру­ю­щие при­ме­не­ние фор­маль­ных по­зи­тив­ных санк­ций, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1)К. при­сво­и­ли зва­ние «За­слу­жен­ный учи­тель РФ».

2)Кол­ле­ги по­хва­ли­ли С. за хо­ро­шо вы­пол­нен­ный до­клад.

3)В. по­лу­чил на за­во­де пре­мию за своё изоб­ре­те­ние.

4)Л. при­сво­е­на сте­пень док­то­ра фи­зи­ко-ма­те­ма­ти­че­ских наук.

5)Вы­ступ­ле­ние уче­ни­ков 10 клас­са на празд­ни­ке «По­след­не­го звон­ка» вы­зва­ло ап­ло­дис­мен­ты.

6)Офи­це­ру-под­вод­ни­ку при­сво­и­ли оче­ред­ное во­ин­ское зва­ние

31. Вы­бе­ри­те из пред­ло­жен­но­го спис­ка не­га­тив­ные фор­маль­ные санк­ции и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Граж­дан­ка М. вы­ска­за­ла пре­тен­зию со­се­ду за ку­ре­ние на лест­нич­ной клет­ке.

2) В ходе вы­ступ­ле­ния ора­то­ра пуб­ли­ка не­од­но­крат­но пре­ры­ва­ла его речь не­одоб­ри­тель­ны­ми воз­гла­са­ми.

3) По­жар­ная ин­спек­ция на­ло­жи­ла взыс­ка­ния на вла­дель­ца кафе за не­со­блю­де­ние тре­бо­ва­ний по по­жар­ной без­опас­но­сти.

4) При­ка­зом по за­во­ду ди­рек­тор за­во­да объ­явил вы­го­вор глав­но­му ин­же­не­ру за не­ка­че­ствен­ный ре­монт стан­ков.

5) Од­но­класс­ни­ки объ­яви­ли бой­кот В. за на­ру­ше­ние тра­ди­ций клас­са.

6) Со­труд­ник до­рож­но-по­сто­вой служ­бы оштра­фо­вал граж­дан­ку П., пе­ре­хо­див­шую до­ро­гу на за­пре­ща­ю­щий сиг­нал све­то­фо­ра.

32. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о со­ци­аль­ном кон­тро­ле и за­пи­ши­те цифры в по­ряд­ке воз­рас­та­ния, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) В любом об­ще­стве со­ци­аль­ный кон­троль дер­жит­ся на не­пи­са­ных пра­ви­лах, пе­ре­да­ва­е­мых из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние.

2) Со­ци­аль­ный кон­троль обес­пе­чи­ва­ет сле­до­ва­ние со­ци­аль­ным нор­мам.

3) Со­ци­аль­ный кон­троль пред­став­ля­ет собой ме­ха­низм под­дер­жа­ния об­ще­ствен­но­го по­ряд­ка по­сред­ством при­ме­не­ния со­ци­аль­ных санк­ций.

4) Со­ци­аль­ный кон­троль пред­став­ля­ет собой со­во­куп­ность средств и ме­то­дов со­ци­аль­но­го воз­дей­ствия.

5) Со­ци­аль­ный кон­троль все­гда обес­пе­чи­ва­ет­ся внеш­ним воз­дей­стви­ем на че­ло­ве­ка.

33. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о со­ци­аль­ном кон­тро­ле и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Эле­мен­том со­ци­аль­но­го кон­тро­ля яв­ля­ют­ся со­ци­аль­ные нормы.

2) Со­ци­аль­ный кон­троль осу­ществ­ля­ют толь­ко го­су­дар­ствен­ные ор­га­ны.

3) Со­ци­аль­ный кон­троль слу­жит важ­ным сред­ством пре­дот­вра­ще­ния деви­ант­но­го по­ве­де­ния.

4) На­граж­де­ние го­су­дар­ствен­ным ор­де­ном слу­жит при­ме­ром не­фор­маль­ной по­зи­тив­ной санк­ции.

5) Внут­рен­ний са­мо­кон­троль по­мо­га­ет лич­но­сти вы­стра­и­вать от­но­ше­ния с дру­ги­ми лю­дь­ми.

34. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния об от­кло­ня­ю­щем­ся по­ве­де­нии

1) Нерв­но-пси­хи­че­ские за­бо­ле­ва­ния че­ло­ве­ка, за­держ­ка его пси­хи­че­ско­го и фи­зи­че­ско­го раз­ви­тия яв­ля­ют­ся одной из при­чин от­кло­ня­ю­ще­го­ся по­ве­де­ния.

2) При­ме­ром по­зи­тив­но­го от­кло­ня­ю­ще­го­ся по­ве­де­ния яв­ля­ет­ся за­ня­тие бла­го­тво­ри­тель­но­стью.

3) Сни­же­ние уров­ня эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия не свя­за­но с уве­ли­че­ни­ем числа лиц с от­кло­ня­ю­щим­ся по­ве­де­ни­ем.

4) Рас­пад су­ще­ству­ю­щей си­сте­мы со­ци­аль­ных цен­но­стей и норм, ре­гу­ли­ру­ю­щих жиз­не­де­я­тель­ность людей, вы­зы­ва­ет де­ви­ант­ное по­ве­де­ние.

5) Ос­нов­ны­ми фор­ма­ми де­ви­ант­но­го по­ве­де­ния яв­ля­ют­ся: пьян­ство, нар­ко­ма­ния, пре­ступ­ность.

35. Про­чи­тай­те при­ве­ден­ный ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

«В об­ще­стве нормы вы­пол­ня­ют ряд важ­ней­ших функ­ций. Во-пер­вых, они спо­соб­ству­ют со­ци­аль­ной ___________ (А) (т. е. со­хра­не­нию спло­чен­но­сти в об­ще­стве). Во-вто­рых, слу­жат свое­об­раз­ны­ми ___________ (Б) по­ве­де­ния, сво­е­го рода ин­струк­ци­я­ми для ис­пол­ня­ю­щих от­дель­ные роли ин­ди­ви­дов и со­ци­аль­ных ___________ (В). В-тре­тьих, спо­соб­ству­ют ___________ (Г) за от­кло­ня­ю­щим­ся по­ве­де­ни­ем. В-чет­вер­тых, обес­пе­чи­ва­ют ___________ (Д) об­ще­ства. По ха­рак­те­ру ре­гу­ли­ро­ва­ния со­ци­аль­но­го по­ве­де­ния раз­ли­ча­ют нормы-ожи­да­ния и нормы ___________ (Е) ...Нормы, от­но­ся­щи­е­ся ко вто­рой груп­пе, от­ли­ча­ют­ся боль­шей стро­го­стью. На­ру­ше­ние по­доб­ных норм вле­чет за собой при­ме­не­ние се­рьез­ных ___________ (Ж), на­при­мер, уго­лов­ных или ад­ми­ни­стра­тив­ных».

1) санк­ция 2) груп­пы 3) ин­те­гра­ция
4) идеал 5) кон­троль 6) эта­лон
7) пра­ви­ло 8) управ­ле­ние 9) ста­биль­ность

36. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Социологи подчёркивают, что социальный (А) может быть эффективным лишь в том случае, когда он придерживается “золотой середины” между свободой выбора и (Б) за него. Действенность социального контроля обеспечивается главным образом не благодаря принуждению, а благодаря наличию общих ценностей, утвердившихся среди людей, и стабильности (В).

Следует также выделить внутренний и внешний социальный контроль. Под внешним контролем понимается в науке совокупность социальных (Г), которые регулируют деятельность людей. Внешний контроль может быть формальным и неформальным. Формальный основан на инструкциях, предписаниях, (Д); неформальный контроль базируется на реакциях окружающих и не закреплён официально.

Излишне сильный, мелочный социальный контроль, как правило, приводит к негативным результатам. Если внешний контроль по каким-либо причинам ослабнет, человек вообще может утратить способность контролировать своё поведение. Поэтому, особенно в современном обществе, важно формировать у людей внутренний контроль, или (Е)».

1)ответственность

2)общество

3)контроль

4)добровольность

5)производство

6)механизм

7)инициатива

8)самоконтроль

9)нормативный акт

37. Какой смысл об­ще­ство­ве­ды вкла­ды­ва­ют в по­ня­тие «со­ци­аль­ные нормы»? При­вле­кая зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, со­ставь­те два пред­ло­же­ния: одно пред­ло­же­ние, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию о спо­со­бах ре­гу­ли­ро­ва­ния по­ве­де­ния людей со­ци­аль­ны­ми нор­ма­ми, и одно пред­ло­же­ние о видах со­ци­аль­ных норм.

38. Какой смысл об­ще­ство­ве­ды вкла­ды­ва­ют в по­ня­тие «со­ци­аль­ный кон­троль»? При­вле­кая зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, со­ставь­те два пред­ло­же­ния: одно пред­ло­же­ние, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию о струк­ту­ре со­ци­аль­но­го кон­тро­ля, и одно пред­ло­же­ние, рас­кры­ва­ю­щее любую функ­цию со­ци­аль­но­го кон­тро­ля.

39. С по­мо­щью при­ме­ров про­ил­лю­стри­руй­те каж­дую из трех раз­но­вид­но­стей со­ци­аль­ных норм: тра­ди­цию, обы­чай, це­ре­мо­нию.

40. С опо­рой на об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния и лич­ный со­ци­аль­ный опыт смо­де­ли­руй­те кон­крет­ную си­ту­а­цию, ил­лю­стри­ру­ю­щую по­зи­тив­ное от­кло­ня­ю­ще­е­ся по­ве­де­ние. При­ве­ди­те три при­ме­ра фор­маль­ных по­зи­тив­ных санк­ций, воз­мож­ных в этом слу­чае.

41. Об­ще­ство не может су­ще­ство­вать и раз­ви­вать­ся без со­ци­аль­но­го кон­тро­ля. Ука­жи­те две любые функ­ции со­ци­аль­но­го кон­тро­ля, каж­дую из ко­то­рых про­ил­лю­стри­ро­вав при­ме­ром.

42. С опо­рой на об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, лич­ный опыт смо­де­ли­руй­те кон­крет­ную си­ту­а­цию, ил­лю­стри­ру­ю­щую не­га­тив­ное от­кло­ня­ю­ще­е­ся по­ве­де­ние. При­ве­ди­те три при­ме­ра не­фор­маль­ных не­га­тив­ных санк­ций, воз­мож­ных в этом слу­чае

43. Мо­раль яв­ля­ет­ся зна­чи­мой для об­ще­ства и его раз­ви­тия ча­стью ду­хов­ной куль­ту­ры, ока­зы­ва­ет вли­я­ние на все сферы об­ще­ствен­ной жизни. Ука­жи­те любые три функ­ции мо­ра­ли и про­ил­лю­стри­руй­те каж­дую из них кон­крет­ным при­ме­ром.

44. В одном из учеб­ни­ков это яв­ле­ние рас­кры­ва­ет­ся так: «Со­во­куп­ность средств и приёмов, с по­мо­щью ко­то­рых об­ще­ство га­ран­ти­ру­ет, что по­ве­де­ние его чле­нов, от­дель­ных субъ­ек­тов управ­ле­ния, со­ци­аль­ных групп будет осу­ществ­лять­ся в со­от­вет­ствии с уста­нов­лен­ны­ми об­ще­ствен­ны­ми нор­ма­ми и цен­но­стя­ми». На­зо­ви­те со­ци­аль­ное яв­ле­ние, о ко­то­ром го­во­рит­ся в тек­сте. Ис­поль­зуя зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, при­ве­ди­те два его эле­мен­та и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ром один (любой) из них.

45. Вам по­ру­че­но под­го­то­вить развёрну­тый ответ по теме «Виды со­ци­аль­но­го кон­тро­ля». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым Вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунк­тов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в под­пунк­тах.

46. Выберите одно из пред­ло­жен­ных ниже высказываний, рас­крой­те его смысл, обо­зна­чив поставленную ав­то­ром проблему (затронутую тему); сфор­му­ли­руй­те свое от­но­ше­ние к позиции, за­ня­той автором; обос­нуй­те это отношение.

Философия: «Человек немыслим вне общества» (Л. Толстой).

Социальная психология: «Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком» (Л. Фейербах).

Социология: «Маргинальность — это результат конфликта с общественными нормами» (А. Фаржд).

Наши рекомендации