Познание. Тесты ЕГЭ – социология

1. Что из перечисленного ниже отличает научное знание?

1)использование художественных образов

2)объективность

3)применение различных методов познания

4)наглядность

2. Истинным можно считать лишь то знание, которое

1)поддерживается авторитетным мнением

2)имеет теоретическое обоснование

3)имеет практическую значимость

4)соответствует предмету изучения

3. Объективный характер истинного знания означает, что оно

1)добывается только учёными в ходе научных исследований

2)является знанием, не зависящим от субъекта познания

3)всегда проверяется экспериментально

4)является знанием о внешнем мире по отношению к человеку, который познаёт этот мир

4. Верны ли следующие суждения об истине?

А. Истина – это соответствие знания интересам познающего субъекта.

Б. Истина – это соответствие знания представлениям большинства людей.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

5. Знания, соответствующие предмету познания, принято считать

1)наблюдением

2)гипотезой

3)методом

4)истиной

6. Верны ли следующие суждения об истине?

А. Истина является целью и результатом познавательной деятельности.

Б. Истина представляет собой знание, точно (адекватно) отражающее действительность.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

7. Учёные страны Z обобщили данные исследования музыкальных предпочтений молодёжи. Они использовали различные методы. Что из перечисленного относится к теоретическим методам научного познания?

1)социологический опрос

2)интервьюирование, наблюдение

3)анкетирование, эксперимент

4)выдвижение гипотезы, формулирование выводов

8. Верны ли следующие суждения о формах познания?

А. Представление как форма познания предполагает непосредственное воздействие предмета на органы чувств.

Б. При сохранении в памяти целостного образа предмета его отдельные черты могут быть утрачены.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

9. Верны ли следующие суждения о познании?

А. Результаты чувственного познания существуют в форме образов.

Б. Результаты рационального познания закрепляются в знаковых системах и в языке.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

10. В познании общества, в отличие от познания природы,

1)не выдвигается гипотез

2)не используется метод моделирования

3)истина имеет относительный характер

4)объект и субъект познания совпадают

11. Верны ли следующие суждения об абсолютной истине?

А. Абсолютная истина – это неопровержимое, исчерпывающее знание о предмете.

Б. Абсолютная истина, в отличие от относительной, может меняться со временем.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

12. Верны ли следующие суждения о социальном познании?

А. В социальном познании широко используется эксперимент.

Б. В социальном познании широко используется конкретно-исторический метод.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

13. Верны ли следующие суждения о познании?

А. В структуру познания входят цель, средства, результат.

Б. Познание требует наличия объекта и субъекта познания.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

14. Что из перечисленного характеризует эмпирический уровень познания?

1)обоснование гипотез

2)объяснение закономерностей

3)описание предметов и явлений

4)обобщение в форме теорий

15. Верны ли следующие суждения об истине?

А. Истинные знания получают только экспериментальным путём.

Б. Истина имеет объективный характер.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

16. На судьбу человека влияет то, под каким зодиакальным знаком он родился. Данное утверждение является примером

1)художественного вымысла

2)народной мудрости

3)житейского знания

4)паранаучного знания

17. И ученый, и школьник познают окружающий мир. Отличие познавательной деятельности ученого состоит в том, что он

1)использует экспериментальные методы

2)использует теоретические методы

3)творчески решает поставленные задачи

4)добывает знание, новое для всего человечества

18. Утверждение «Употребление в пищу чеснока, мёда, отвара шиповника может осенью и зимой предотвратить простуду» является примером

1)художественного знания

2)обобщения жизненного опыта

3)интуитивной догадки

4)паранаучного знания

19. Верны ли следующие суждения о формах познания?

А. Результаты рационального познания закрепляются в различных знаковых системах и в языке.

Б. В рамках эмпирического познания происходит теоретическое обоснование научных гипотез.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

20. Описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности являются непосредственной целью

1)искусства

2)науки

3)культуры

4)образования

21. Верны ли следующие суждения о критериях истины?

А. Практика, по мнению ряда философов, является основным критерием истины.

Б. Существуют явления, недоступные практическому воздействию на них, но их истинность можно установить иными путями.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

22. Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания?

А. Функции художественного образа в искусстве подобны функциям понятия в науке.

Б. Художественные образы – это всего лишь результат вымысла, они не отражают действительность.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

23. Результатом самопознания, в частности, является

1)накопление знаний о человеке и природе

2)познание ценностей общества

3)изучение социальных норм

4)представление о своих способностях

24. Школьник на уроке представил результаты проекта по биологии. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что он в своём исследовании использовал не только эмпирические методы познания?

1)Школьник высадил рассаду на двух грядках.

2)Школьник проводил ежедневные замеры длины стебельков.

3)Школьник сравнивал длину стебельков на обеих грядках.

4)Школьник предложил своё объяснение результатов наблюдений.

25. Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания?

А. Опыт повседневной жизни – это один из способов познания мира.

Б. И научным знаниям, и знаниям, полученным в повседневной жизни, свойственна теоретическая обоснованность выводов.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

26. Верны ли следующие суждения о критериях истинности знания?

А. Один из главных критериев истины – это соответствие знания интересам познающего субъекта.

Б. Один из главных критериев истины – это полезность знания.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

27. Проведение реформ, связанных с расширением государственного влияния на сферу бизнеса, представляет собой деятельность

1)прогностическую

2)социально-преобразовательную

3)материально-производственную

4)ценностно-ориентировочную

28. Верны ли следующие суждения о методах научного познания?

А. Метод наблюдения предполагает активное воздействие на объект при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования.

Б. Метод классификации состоит в группировке объектов исследования в соответствии с их общими признаками.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

29. Истина – это знание,

1)отражающее объективные свойства предмета

2)содержащееся в научном трактате

3)добытое только научным путем

4)доступное каждому

30. Предположение, истинность которого не обоснована, принято считать

1)законом

2)гипотезой

3)теорией

4)наблюдением

31. К отличительным особенностям научного знания относят

1)объективность выводов

2)отражение позиции исследователей

3)образное отражение мира

4)практическую применимость всей информации

32. Учёные страны Z исследовали традиции и обычаи жителей своей страны. Какой из использованных ими методов соответствует теоретическому уровню научного познания?

1)выявление закономерностей поведения

2)описание традиций

3)социологический опрос

4)анкетирование

33. Какое из приведенных утверждений является научным?

1)Время течет повсюду одинаково и ни от чего не зависит.

2)Судьба человека зависит от расположения на небе звезд в момент его рождения.

3)Электрический ток течет по проводам так же, как вода по трубам.

4)Существует наследственная предрасположенность к отдельным заболеваниям

34. Верны ли следующие суждения о познании?

А. В процессе рационального (логического) познания используются понятия, суждения, умозаключения.

Б. С помощью чувственного познания человек постигает сущность того или иного события, закономерности развития окружающего мира.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

35. Истинным можно считать лишь то знание, которое

1)известно большинству людей

2)соответствует предмету изучения

3)отражает позицию учёного

4)всегда имеет практическое применение

36. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) Организация наблюдений; 2) проведение экспериментов; 3) применение методов; 4) построение теорий; 5) выдвижение гипотез.

37. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Познание. Тесты ЕГЭ – социология - student2.ru

38. Теорема Пифагора – одна из основополагающих теорем Евклидовой геометрии, устанавливающая соотношение между сторонами прямоугольного треугольника. По каким основаниям её можно считать научным знанием? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)Для её описания использован метод теоретического объяснения.

2)Она сложна для самостоятельного изучения.

3)Её истинность была установлена путём обобщения народной мудрости.

4)Для подтверждения её истинности предложено доказательство, опирающееся на опытно установленные данные.

5)Её открытие произошло на основе полученного опыта.

6)Она изложена специальным языком математики.

39. Установите соответствие между формой познания и ее особенностью: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

ОСОБЕННОСТИ

А)знание является побочным продуктом практической деятельности

Б)знание существует в форме художественных образов

В)знание раскрывается в процессе повествования

Г)знание является результатом целенаправленной деятельности

ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ

1)миф

2)наука

3)обыденное знание

4)искусство

40. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в схеме.

Познание. Тесты ЕГЭ – социология - student2.ru

41. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це.

МЕТОД ПО­ЗНА­НИЯ ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА
На­блю­де­ние Це­ле­на­прав­лен­ный про­цесс вос­при­я­тия яв­ле­ний окру­жа­ю­ще­го мира, пред­ме­тов дей­стви­тель­но­сти
Вы­дви­же­ние ... Вы­дви­же­ние до­га­док, пред­по­ло­же­ний для объ­яс­не­ния фак­тов, не укла­ды­ва­ю­щих­ся в су­ще­ству­ю­щие тео­рии

42. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда, и за­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

Умо­за­клю­че­ние; формы по­зна­ния; ощу­ще­ние; по­ня­тие; пред­став­ле­ние.

43. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

зна­ния тео­рии ле­ген­ды
мифы ги­по­те­зы  

44. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

на­блю­де­ние экс­пе­ри­мент метод по­зна­ния
ан­ке­ти­ро­ва­ние ин­тер­вью­и­ро­ва­ние  

45. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

ощу­ще­ние пред­став­ле­ние суж­де­ние
вос­при­я­тие форма по­зна­ния  

46. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

про­бле­ма закон ги­по­те­за
наука тео­рия  

47. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

на­уч­ное по­зна­ние си­стем­ность зна­ния опора на экс­пе­ри­мен­ты
ра­ци­о­на­ли­сти­че­ские до­во­ды объ­ек­тив­ность  

48. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

чув­ствен­ное по­зна­ние по­зна­ва­тель­ная де­я­тель­ность субъ­ект по­зна­ния
объ­ект по­зна­ния ра­ци­о­наль­ное по­зна­ние  

49. Ниже при­ве­ден ряд тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, яв­ля­ют­ся ха­рак­те­ри­сти­кой сту­пе­ней по­зна­ния че­ло­ве­ком мира. Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) ощу­ще­ние 2) вос­при­я­тие 3) ги­по­те­за 4) пред­став­ле­ние
5) прак­ти­ка 6) суж­де­ние 7) по­ня­тие  

50. Ниже при­ведён пе­ре­чень ха­рак­те­ри­стик. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к фор­мам по­зна­ния. Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) умо­за­клю­че­ние 2) ощу­ще­ние 3) пред­став­ле­ние
4) суж­де­ние 5) пла­ни­ро­ва­ние 6) опи­са­ние

51. Ниже при­ведён ряд тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к ха­рак­те­ри­сти­кам по­ня­тия «наука». Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) твор­че­ство 2) об­раз­ность 3) си­стем­ность
4) обос­но­ван­ность 5) эмо­ци­о­наль­ность 6) до­ка­за­тель­ность

52. Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, пред­став­ля­ют ме­то­ды на­уч­но­го по­зна­ния мира. Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) на­блю­де­ние; 2) ощу­ще­ние; 3) суж­де­ние; 4) вы­дви­же­ние ги­по­те­зы; 5) про­ве­де­ние экс­пе­ри­мен­та; 6) эм­пи­ри­че­ское опи­са­ние.

53. Най­ди­те в при­ве­ден­ном спис­ке осо­бен­но­сти, от­ли­ча­ю­щие на­уч­ное по­зна­ние от дру­гих видов по­зна­ния че­ло­ве­ком мира. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми эти осо­бен­но­сти ука­за­ны.

1) тео­ре­ти­че­ское обоб­ще­ние фак­тов

2) кон­ста­та­ция про­те­ка­ния от­дель­ных со­бы­тий

3) об­раз­ность и ори­ги­наль­ность от­ра­же­ния объ­ек­тив­ной ре­аль­но­сти

4) стрем­ле­ние к до­сто­вер­но­му, ис­тин­но­му зна­нию

5) изу­че­ние про­цес­сов и яв­ле­ний со сто­ро­ны за­ко­но­мер­но­стей и при­чин

54. Най­ди­те в при­ве­ден­ном ниже спис­ке черты, при­су­щие толь­ко на­уч­но­му по­зна­нию.

1) ис­поль­зо­ва­ние по­ня­тий 2) ло­ги­че­ское вы­ве­де­ние умо­за­клю­че­ний
3) экс­пе­ри­мен­таль­ное под­твер­жде­ние ре­зуль­та­тов 4) от­кры­тость ра­ци­о­наль­ной кри­ти­ке лю­бо­го по­ло­же­ния
5) опора на дан­ные опыта чув­ствен­но­го по­зна­ния  

55. Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки тео­ре­ти­че­ско­го уров­ня на­уч­но­го по­зна­ния.

1) про­ве­де­ние кон­троль­ных из­ме­ре­ний 2) вы­дви­же­ние и обос­но­ва­ние ги­по­тез
3) со­зда­ние ло­ги­че­ской мо­де­ли изу­ча­е­мо­го объ­ек­та 4) опи­са­ние изу­ча­е­мых яв­ле­ний
5) про­ве­де­ние на­уч­но­го экс­пе­ри­мен­та 6) объ­яс­не­ние су­ще­ству­ю­щих вза­и­мо­свя­зей

56. Ука­жи­те в при­ве­ден­ном пе­реч­не эм­пи­ри­че­ские ме­то­ды на­уч­но­го по­зна­ния

1) Уче­ные-вул­ка­но­ло­ги на­блю­да­ют за ак­тив­но­стью вул­ка­на Этна

2) Уче­ные-ис­то­ри­ки вы­дви­ну­ли ги­по­те­зу про­ис­хож­де­ния на­зва­ния «Русь» от при­бал­тий­ско­го пле­ме­ни ругов.

3) Эко­но­ми­сты тео­ре­ти­че­ски обос­но­ва­ли пер­спек­ти­вы раз­ви­тия гло­баль­ной эко­но­ми­ки.

4) Эко­ло­ги про­ве­ли при по­мо­щи спе­ци­аль­но­го зонда замер про­зрач­но­сти вод озера Бай­кал.

5) Опыт­но-экс­пе­ри­мен­таль­ным путем спе­ци­а­ли­сты в об­ла­сти ген­ной ин­же­не­рии вы­яви­ли ген, спо­соб­ству­ю­щий за­бо­ле­ва­нию раком.

57. Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки эм­пи­ри­че­ско­го уров­ня на­уч­но­го по­зна­ния. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) не­по­сред­ствен­ное на­блю­де­ние от­дель­ных фак­тов и яв­ле­ний

2) вы­дви­же­ние и обос­но­ва­ние ги­по­тез

3) фик­са­ция обоб­ще­ний в виде за­ко­нов

4) по­лу­че­ние ко­ли­че­ствен­ных дан­ных об изу­ча­е­мом объ­ек­те

5) раз­ра­бот­ка на­уч­ных тео­рий

6) объ­яс­не­ние су­ще­ству­ю­щих вза­и­мо­свя­зей

58. Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке при­зна­ки, от­ли­ча­ю­щие на­уч­ное по­зна­ние от дру­гих видов по­зна­ния, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) субъ­ек­тив­ный ха­рак­тер ис­поль­зу­е­мых суж­де­ний 2) до­ступ­ная форма из­ло­же­ния
3) экс­пе­ри­мен­таль­ная про­вер­ка ре­зуль­та­тов 4) опора на ав­то­ри­тет
5) вза­и­мо­связь тео­ре­ти­че­ско­го и эм­пи­ри­че­ско­го уров­ней 6) раз­ра­бот­ка спе­ци­аль­но­го по­ня­тий­но­го ап­па­ра­та

59. Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке черты, при­су­щие на­уч­но­му по­ни­ма­нию ис­ти­ны.

1) зна­ние, вы­ра­жен­ное в до­ступ­ной форме

2) зна­ние, по­лу­чен­ное в ре­зуль­та­те адек­ват­но­го от­ра­же­ния объ­ек­та по­зна­ю­щим субъ­ек­том

3) зна­ние, вос­про­из­во­дя­щее по­зна­ва­е­мый объ­ект таким, каким он су­ще­ству­ет не­за­ви­си­мо от со­зна­ния че­ло­ве­ка

4) зна­ние, со­от­вет­ству­ю­щее ин­те­ре­сам субъ­ек­та

5) зна­ние, име­ю­щее ши­ро­кие воз­мож­но­сти для рас­про­стра­не­ния

6) зна­ние, ко­то­рое раз­де­ля­ет боль­шин­ство людей

60. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о по­зна­ва­тель­ной де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка

1) Вос­при­я­тие яв­ля­ет­ся фор­мой ра­ци­о­наль­но­го по­зна­ния.

2) Ис­тин­ным счи­та­ет­ся толь­ко то зна­ние, ко­то­рое не может быть уточ­не­но или опро­верг­ну­то в даль­ней­шем.

3) Одним из кри­те­ри­ев ис­ти­ны вы­сту­па­ет прак­ти­ка.

4) Обы­ден­ное по­зна­ние в от­ли­чие от на­уч­но­го не ведет к ис­тин­но­му зна­нию.

5) Одной из форм чув­ствен­но­го по­зна­ния яв­ля­ет­ся пред­став­ле­ние.

61. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о чув­ствен­ном по­зна­нии

1) Чув­ствен­ное по­зна­ние при­су­ще всем живым су­ще­ствам.

2) Одной из форм чув­ствен­но­го по­зна­ния яв­ля­ет­ся вос­при­я­тие.

3) Чув­ствен­ное по­зна­ние дает пол­ное и ис­чер­пы­ва­ю­щее зна­ние о пред­ме­те.

4) Чув­ствен­ное по­зна­ние в срав­не­нии с ра­ци­о­наль­ным глуб­же и точ­нее от­ра­жа­ет пред­мет изу­че­ния.

5) Ис­ход­ным эле­мен­том чув­ствен­но­го по­зна­ния яв­ля­ет­ся ощу­ще­ние.

62. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о ра­ци­о­наль­ном по­зна­нии

1) Ра­ци­о­наль­ное по­зна­ние при­су­ще толь­ко че­ло­ве­ку.

2) Одной из форм ра­ци­о­наль­но­го по­зна­ния яв­ля­ет­ся пред­став­ле­ние.

3) Ра­ци­о­наль­ное по­зна­ние дает пол­ное и ис­чер­пы­ва­ю­щее зна­ние о пред­ме­те.

4) Ра­ци­о­наль­ное по­зна­ние в от­ли­чие от чув­ствен­но­го спо­соб­но при­ве­сти к от­но­си­тель­ной ис­ти­не.

5) Ис­ход­ным эле­мен­том ра­ци­о­наль­но­го по­зна­ния яв­ля­ет­ся по­ня­тие.

63. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния об осо­бен­но­стях со­ци­аль­но­го по­зна­ния

1) Уче­ный, изу­ча­ю­щий об­ще­ство, ис­поль­зу­ет об­ще­на­уч­ные ме­то­ды и сред­ства по­зна­ния.

2) Объ­ек­тив­ная ис­ти­на в со­ци­аль­ном по­зна­нии не до­сти­жи­ма.

3) Со­ци­аль­ные яв­ле­ния не­об­хо­ди­мо рас­смат­ри­вать в ис­то­ри­че­ском и куль­тур­ном ас­пек­тах.

4) Со­ци­аль­ное по­зна­ние может быть не толь­ко на­уч­ным, но и обы­ден­ным.

5) Одной из со­ци­аль­ных наук яв­ля­ет­ся биология.

64. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния об ис­ти­не и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Кри­те­ри­ем ис­ти­ны может быть её при­зна­ние ав­то­ри­тет­ны­ми ли­ца­ми.

2) Кри­те­ри­ем ис­ти­ны может быть её со­от­вет­ствие ранее от­кры­тым за­ко­нам науки.

3) Ис­ти­ну нель­зя уста­но­вить го­ло­со­ва­ни­ем, она может быть и на сто­ро­не мень­шин­ства.

4) Ис­тин­ным при­зна­ет­ся утвер­жде­ние, про­ве­рен­ное прак­ти­кой и опы­том мно­гих по­ко­ле­ний.

5) Ис­ти­ной не яв­ля­ет­ся эле­мент зна­ний, ко­то­рый в бу­ду­щем может быть опро­верг­нут.

65. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о кри­те­ри­ях ис­ти­ны и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Ос­нов­ной кри­те­рий ис­ти­ны – со­от­вет­ствие ин­те­ре­сам по­зна­ю­ще­го субъ­ек­та.

2) К кри­те­ри­ям ис­ти­ны можно от­не­сти со­от­вет­ствие за­ко­нам ло­ги­ки.

3) Прак­ти­че­ское при­ме­не­ние может про­ве­рить ис­тин­ность зна­ния.

4) Разум и ин­ту­и­ция учёного не могут яв­ля­ть­ся кри­те­ри­я­ми ис­ти­ны.

5) С точки зре­ния пред­ста­ви­те­лей фи­ло­соф­ско­го на­прав­ле­ния эм­пи­ри­ков глав­ным кри­те­ри­ем ис­ти­ны яв­ля­ет­ся разум.

66. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о по­зна­нии и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Фор­ма­ми ра­ци­о­наль­но­го по­зна­ния яв­ля­ют­ся ощу­ще­ние, вос­при­я­тие, пред­став­ле­ние.

2) К фор­мам чув­ствен­но­го по­зна­ния от­но­сят по­ня­тия и суж­де­ния.

3) Ра­ци­о­наль­ное по­зна­ние поз­во­ля­ет вы­явить су­ще­ствен­ные при­зна­ки, связи, за­ко­но­мер­но­сти, за­ко­ны.

4) Для чув­ствен­но­го этапа (сту­пе­ни) по­зна­ния свой­ствен­но вос­про­из­ве­де­ние внеш­них черт и свойств объ­ек­тов.

5) Чув­ствен­ное по­зна­ние пред­по­ла­га­ет не­по­сред­ствен­ное воз­дей­ствие по­зна­ва­е­мых объ­ек­тов на ор­га­ны чувств.

67. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между эта­па­ми по­зна­ния и ил­лю­стри­ру­ю­щи­ми их кон­крет­ны­ми опе­ра­ци­я­ми: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца

ОПЕ­РА­ЦИИ   ЭТАПЫ ПО­ЗНА­НИЯ
A) от­ра­же­ние в со­зна­нии че­ло­ве­ка внеш­них свойств пред­ме­та Б) от­ра­же­ние пред­ме­тов и их свойств в виде це­лост­но­го об­ра­за B) фик­са­ция су­ще­ствен­ных свойств пред­ме­та Г) со­хра­не­ние в па­мя­ти обоб­щен­но­го об­ра­за пред­ме­та Д) утвер­жде­ние или от­ри­ца­ние на­ли­чия у пред­ме­та каких-либо свойств Е) ло­ги­че­ский вывод новых суж­де­ний о пред­ме­те на ос­но­ве име­ю­щих­ся   1) чув­ствен­ное 2) ло­ги­че­ское

68. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми и ви­да­ми по­зна­ния, ко­то­рым они со­от­вет­ству­ют: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ПРИ­ЗНА­КИ   ВИДЫ ПО­ЗНА­НИЯ
A) ло­ги­че­ская обос­но­ван­ность Б) до­ка­за­тель­ность B) опора на ве­ро­ва­ния Г) про­ве­ря­е­мость Д) эмо­ци­о­наль­ная окра­шен­ность   1) ми­фо­ло­ги­че­ское 2) на­уч­ное

69. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­тер­ны­ми чер­та­ми и уров­ня­ми на­уч­но­го по­зна­ния: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ХА­РАК­ТЕР­НЫЕ ЧЕРТЫ   УРОВ­НИ НА­УЧ­НО­ГО ПО­ЗНА­НИЯ
A) фор­му­ли­ро­ва­ние на­уч­ных за­ко­нов Б) объ­яс­не­ние сущ­но­сти изу­ча­е­мых яв­ле­ний B) вы­дви­же­ние ги­по­тез Г) на­блю­де­ние изу­ча­е­мых яв­ле­ний Д) про­ве­де­ние ко­ли­че­ствен­ных из­ме­ре­ний   1) эм­пи­ри­че­ский 2) тео­ре­ти­че­ский

70. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми и уров­ня­ми на­уч­но­го по­зна­ния (ис­сле­до­ва­ния): к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ПРИ­ЗНА­КИ   УРОВ­НИ НА­УЧ­НО­ГО ПО­ЗНА­НИЯ (ИС­СЛЕ­ДО­ВА­НИЯ)
A) до­ка­за­тель­ство по­ло­же­ний Б) сбор фак­тов B) опи­са­ние на­блю­да­е­мых яв­ле­ний Г) фор­му­ли­ро­ва­ние на­уч­ной про­бле­мы Д) вы­дви­же­ние ги­по­тез   1) эм­пи­ри­че­ский 2) тео­ре­ти­че­ский

71. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­тер­ны­ми чер­та­ми и уров­ня­ми на­уч­но­го по­зна­ния: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ХА­РАК­ТЕР­НЫЕ ЧЕРТЫ   УРОВ­НИ НА­УЧ­НО­ГО ПО­ЗНА­НИЯ
А) на­блю­де­ние Б) фор­му­ли­ро­ва­ние на­уч­ных за­ко­нов В) экс­пе­ри­мент Г) вы­ве­де­ние ло­ги­че­ских след­ствий Д) клас­си­фи­ка­ция   1) эм­пи­ри­че­ский 2) тео­ре­ти­че­ский

72. Уче­ник вы­пол­нял про­ект по био­ло­гии. Какие при­зна­ки сви­де­тель­ству­ют о том, что он ис­поль­зо­вал эм­пи­ри­че­ские ме­то­ды по­зна­ния? Вы­бе­ри­те из при­ведённого ниже спис­ка дан­ные ме­то­ды по­зна­ния и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) раз­ра­бо­тал логическую мо­дель эко­си­сте­мы

2) про­во­дил на­блю­де­ния в по­ле­вых усло­ви­ях

3) изу­чил ли­те­ра­ту­ру по про­бле­ме ис­сле­до­ва­ния

4) ис­поль­зо­вал школь­ную ла­бо­ра­то­рию для про­ве­де­ния опы­тов

5) перед на­ча­лом ис­сле­до­ва­ния вы­дви­нул ра­бо­чую ги­по­те­зу, ко­то­рая по­лу­чи­ла под­твер­жде­ние

6) опи­сал ряд слу­ча­ев, до этого не фи­гу­ри­ро­вав­ших в ли­те­ра­ту­ре

73. Про­чи­тай­те при­ве­ден­ный ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

«Люди, ко­то­рые сами не за­ни­ма­ют­ся на­у­кой, до­воль­но часто по­ла­га­ют, что ___________ (А) все­гда дают аб­со­лют­но до­сто­вер­ные по­ло­же­ния. Эти люди счи­та­ют, что на­уч­ные ра­бот­ни­ки де­ла­ют свои ___________ (Б) на ос­но­ве не­оспо­ри­мых ___________ (В) и без­упреч­ных рас­суж­де­ний и, сле­до­ва­тель­но, уве­рен­но ша­га­ют впе­ред, при­чем ис­клю­че­на воз­мож­ность ___________ (Г) или ___________ (Д) назад. Од­на­ко со­сто­я­ние со­вре­мен­ной науки, так же как и ___________ (Е) наук в про­шлом, до­ка­зы­ва­ют, что дело об­сто­ит со­вер­шен­но не так».

1) факты 2) ошиб­ка 3) пси­хи­ка
4) вы­во­ды 5) науки 6) кон­так­ты
7) воз­врат 8) лич­ность 9) ис­то­рия

Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.

Человек не может существовать в мире, не научившись в нем ориентироваться. Ориентация зависит от способности людей адекватно постигать мир, соотнося знания о мире и знания о себе. Поэтому вопрос познания является одним из самых философских.

Познание в первом приближении можно определить как совокупность процессов, обеспечивающих человеку возможность получать, перерабатывать и использовать информацию о мире и о себе.

Те явления или процессы, на которые направлена познавательная активность людей, принято называть объектом познания. Тот, кто осуществляет познавательную деятельность, обретает статус субъекта познания. Субъектом познания может быть индивид, группа, общество в целом. 

Таким образом, познание — это специфическая форма взаимодействия субъекта и объекта познания, конечной целью которого является получение истины, обеспечивающей освоение объекта с учетом потребностей субъекта...

Отсюда необходимость исследовать механизм взаимосвязи, который возникает между получающим знание субъектом и объектом как источником знания, между субъектом и знанием, между знанием и объектом...

При рассмотрении проблемы взаимосвязи между субъектом и знанием возникает комплекс вопросов. Отчасти они возникают в связи с освоением субъектом уже наработанного знания (монографии, схемы, формулы, таблицы и т.п.). Освоение готового знания имеет свою специфику, и последняя задает субъекту познания свои «правила игры».

Кроме того, в отношении между субъектом и знанием возникает проблема оценки знаний со стороны субъекта, определения их адекватности, полноты, достаточности для решения конкретной проблемной ситуации.

И наконец, есть свои проблемы и в отношении между знанием и объектом как источником этого знания. Это вопросы истины знания, ее критерия. Всякое знание всегда есть знание о конкретном объекте. В связи с этим возникает вопрос о достаточности оснований для осуществления перехода от «смутного» восприятия объекта к рациональным выводам относительно объекта, переход от субъективного к объективному.

74. Какие два определения познания дают авторы?

75. Как авторы определяют субъект познания? Какие три субъекта познания они называют?

76. Какие два аспекта связи субъекта и знания выделяют авторы? Проиллюстрируйте примером каждый из них.

77. В тексте говорится о вопросах истины знания, ее критерия как проблемы в отношении между знанием и объектом. С опорой на знания курса, назовите любые известные вам три критерия истины.

Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.

<...> Наука — это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования.

Наука — это одновременно и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.

Для всякого научного познания существенно наличие того, что исследуется, и то, как оно исследуется. Ответ на вопрос о том, что исследуется, раскрывает природу предмета науки, а ответ на вопрос о том, как осуществляется исследование, раскрывает метод исследования.

Качественное многообразие действительности и общественной практики определило многоплановый характер человеческого мышления, разные области научного знания. Современная наука — чрезвычайно разветвленная совокупность отдельных научных отраслей. Предметом науки является не только внеположный человеку мир, различные формы и виды движения сущего, но и их отражение в сознании, т.е. сам человек. По своему предмету науки делятся на естественно-технические, изучающие законы природы и способы ее освоения и преобразования, и общественные, изучающие различные общественные явления и законы их развития, а также самого человека как существа социального (гуманитарный цикл). Среди общественных наук особое место занимает комплекс философских дисциплин, изучающих наиболее общие законы развития и природы, и общества, и мышления.

Предмет науки влияет на ее методы, т.е. приемы, способы исследования объекта. Так, в естественных науках одним из главных приемов исследования является эксперимент, а в общественных науках — статистика. Вместе с тем границы между науками в достаточной степени условны. Для современного этапа развития научного познания характерно не только появление смежных по предмету дисциплин (например, биофизика), но и взаимное обогащение научных методологий. Общенаучными логическими приемами являются индукция, дедукция, анализ, синтез, а также системный и вероятностный подходы и многое другое. В каждой науке различаются эмпирический уровень, т.е. накопленный фактический материал — итоги наблюдений и экспериментов, и теоретический уровень, т.е. обобщение эмпирического материала, выраженное в соответствующих теориях, законах и принципах; основанные на фактах научные предположения, гипотезы, нуждающиеся в дальнейшей проверке опытом. Теоретические уровни отдельных наук смыкаются в общетеоретическом, философском объяснении открытых принципов и законов, в формировании мировоззренческих и методологических сторон научного познания в целом <...>

78. Как автор определяет сущность науки? Найдите и выпишите из текста любые два определения понятия наука. Сформулируйте собственное определение этого понятия, опирающееся на знание курса.

79. Как автор определяет предмет и метод науки? Приведите авторские характеристики предмета и метода. Опираясь на текст и знание курса, приведите классификацию наук в зависимости от предмета исследования. Приведите пример любой конкретной науки и изучаемого ею предмета. (Сначала назовите науку, а затем изучаемый ею предмет).

80. Автор пишет: «В каждой науке различаются эмпирический уровень, т.е. накопленный фактический материал - итоги наблюдений и экспериментов, и теоретический уровень, т.е. обобщение эмпирического материала, выраженное в соответствующих теориях, законах и принципах; основанные на фактах научные предположения, гипотезы, нуждающиеся в дальнейшей проверке опытом». Опираясь на знание курса, приведите по два примера знания, полученного путем эмпирических и теоретических исследований

81. Автор пишет об интеграции научного знания, сближении между собою методов исследования в разных областях знания, подчеркивая, что «теоретические уровни отдельных наук смыкаются в общетеоретическом, философском объяснении открытых принципов и законов, в формировании мировоззренческих и методологических сторон научного познания в целом». Только ли интеграция характерна для современной науки?

Сформулируйте свою точку зрения и приведите два аргумента в ее обоснование

82. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «относительная истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об относительной истине.

83. Какой смысл об­ще­ство­ве­ды вкла­ды­ва­ют в по­ня­тие «по­зна­ние»? При­вле­кая зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, со­ставь­те два пред­ло­же­ния: одно пред­ло­же­ние, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию о ме­то­дах эм­пи­ри­че­ско­го по­зна­н

Наши рекомендации