Мировоззрение и мышление. Тесты ЕГЭ – социология

1. Лидия Ивановна – учитель обществознания. На уроках она рассказывает учащимся о нормах морали и права. Она учит молодых людей делать выбор между добром и злом. Субъектом этой деятельности является

1)Лидия Ивановна

2)урок обществознания

3)мораль и право

4)добро и зло

2. Земледелец обрабатывает землю с помощью специальной техники. Субъектом этой деятельности выступает

1)земля

2)техника

3)выращиваемая культура

4)земледелец

3. К существенным признакам, отличающим общение от труда, относится

1)активный характер

2)целенаправленность

3)целесообразность

4)наличие партнёра

4. Одним из возможных признаков игры в отличие от труда является

1)действие на основе правил

2)наличие воображаемой обстановки

3)осуществление коллективом людей

4)стремление к поставленной цели

5. Идеальный образ результата деятельности – это

1)цель

2)мотив

3)объект

4)потребность

6. Проведение реформ, связанных с расширением государственного влияния на сферу бизнеса, представляет собой деятельность

1)прогностическую

2)социально-преобразовательную

3)познавательную

4)ценностно-ориентировочную

7. Проведение судебной реформы в РФ является результатом деятельности

1)ценностно-ориентировочной

2)прогностической

3)познавательной

4)социально-преобразовательной

8. Какую функцию науки иллюстрирует описание поверхности Марса, полученное с помощью космического робота-исследователя?

1)познавательно-объяснительную

2)социально-преобразовательную

3)прогностическую

4)катализатора процесса совершенствования производства

9. В отличие от учёбы, труд

1)способствует познанию мира

2)предполагает использование специального оборудования

3)позволяет удовлетворять материальные потребности

4)осуществляется как индивидуально, так и сообща

10. Верны ли следующие суждения о деятельности человека?

А. Деятельность человека направлена на преобразование природы.

Б. Деятельность человека обусловлена в первую очередь природными инстинктами.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

11. По заказу городской администрации учёные-вулканологи определили степень активности вулкана и предупредили горожан об опасности извержения. Какая функция науки проиллюстрирована этим примером?

1)познавательная

2)производственная

3)мировоззренческая

4)социальная

12. Верны ли следующие суждения о мировоззрении?

А. Обыденное мировоззрение опирается на непосредственный жизненный опыт человека.

Б. Научное мировоззрение включает в себя научную картину мира, обобщённые итоги достижений человеческого познания.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

13. Деятельность, которая связана с преобразованием объектов природы, называется

1)духовной

2)потребительской

3)ценностно-ориентировочной

4)практической

14. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це.

ВИД ДЕ­Я­ТЕЛЬ­НО­СТИ ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА
Ма­те­ри­аль­ная Свя­за­на с со­зда­ни­ем не­об­хо­ди­мых для удо­вле­тво­ре­ния по­треб­но­стей вещей, ма­те­ри­аль­ных цен­но­стей.
... Свя­за­на с со­зда­ни­ем идей, об­ра­зов, на­уч­ных, ху­до­же­ствен­ных и нрав­ствен­ных цен­но­стей.

15. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це.

КОМ­ПО­НЕНТ ДЕ­Я­ТЕЛЬ­НО­СТИ ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА
... Осо­знан­ный образ того ре­зуль­та­та, на до­сти­же­ние ко­то­ро­го на­прав­ле­но дей­ствие че­ло­ве­ка.
Ре­зуль­тат То, чего до­сти­га­ет че­ло­век в ходе де­я­тель­но­сти.

16. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в схеме.

Мировоззрение и мышление. Тесты ЕГЭ – социология - student2.ru

17. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в схеме.

Мировоззрение и мышление. Тесты ЕГЭ – социология - student2.ru

18. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це.

СО­ЦИ­АЛЬ­НЫЕ ОТ­НО­ШЕ­НИЯ ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА
Эко­но­ми­че­ские от­но­ше­ния От­но­ше­ния, воз­ни­ка­ю­щие и вос­про­из­во­ди­мые в про­цес­се ма­те­ри­аль­но­го про­из­вод­ства
... от­но­ше­ния От­но­ше­ния, воз­ни­ка­ю­щие в об­ще­стве и от­ра­жа­ю­щие от­но­ше­ние го­су­дар­ства к своим граж­да­нам и их груп­пам, граж­дан к су­ще­ству­ю­щей го­су­дар­ствен­ной вла­сти

19. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це:

ЭЛЕ­МЕНТ СТРУК­ТУ­РЫ ДЕ­Я­ТЕЛЬ­НО­СТИ ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА
Субъ­ект Кто осу­ществ­ля­ет де­я­тель­ность
Объ­ект На что де­я­тель­ность на­прав­ле­на
... Иде­аль­ный образ же­ла­е­мо­го ре­зуль­та­та

20. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це.



ХА­РАК­ТЕР ДЕ­Я­ТЕЛЬ­НО­СТИ ПРО­ЯВ­ЛЕ­НИЕ
Со­зна­тель­ный Вы­дви­же­ние целей и пред­ви­де­ние ре­зуль­та­тов
... Из­ме­не­ние окру­жа­ю­ще­го мира и са­мо­го себя

21. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це.

ВИД ДЕ­Я­ТЕЛЬ­НО­СТИ ЦЕЛЬ
Уче­ние При­об­ре­те­ние зна­ний
... До­сти­же­ние прак­ти­че­ски по­лез­но­го ре­зуль­та­та, со­зда­ние про­дук­тов по­треб­ле­ния

22. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

игра, об­ще­ние, труд, де­я­тель­ность, уче­ние.

23. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

взгля­ды; ми­ро­воз­зре­ние; пред­став­ле­ния; иде­а­лы; цен­ност­ные уста­нов­ки.

24. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

объ­ек­ты де­я­тель­но­сти ре­зуль­та­ты де­я­тель­но­сти мо­ти­вы де­я­тель­но­сти
субъ­ек­ты де­я­тель­но­сти струк­ту­ра де­я­тель­но­сти  

25. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­щающим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

труд игра уче­ние
вид де­я­тель­но­сти по­зна­ние  

26. Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «виды де­я­тель­но­сти». Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) тру­до­вая 2) ин­стинк­тив­ная 3) учеб­ная
4) со­зи­да­тель­ная 5) твор­че­ская 6) кад­ро­вая

27. Ниже при­ведён ряд тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «спо­соб­но­сти че­ло­ве­ка». Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) за­дат­ки 2) одарённость 3) со­ци­а­ли­за­ция
4) ак­тив­ность 5) та­лант 6) ге­ни­аль­ность

28. Установите соответствие между характеристиками и элементами структуры деятельности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А)тот, кто осуществляет деятельность

Б)осознаваемый результат деятельности

В)то, на что деятельность направлена

ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1)объект деятельности

2)цель деятельности

3)субъект деятельности

29. Иван поставил перед собой цель поступить в институт на архитектурный факультет. Он занимается в художественной студии, создаёт собственные небольшие работы, участвует в различных выставках. Много внимания Иван уделяет изучению математики, увлекается черчением. Найдите в приведённом списке примеры средств, используемых для достижения поставленной Иваном цели, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)поступление в институт

2)занятия в художественной студии

3)изучение математики

4)получение профессии архитектора

5)опыт создания собственных работ

30. Одиннадцатиклассники завершают изучение нового материала и начинают подготовку к экзаменам. Какие признаки характеризуют осуществляемую ими деятельность? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)она направлена на преобразование реально существующих предметов природы

2)она способствует освоению накопленных человечеством культурных ценностей

3)объектом деятельности является новое, неизвестное никому ранее знание

4)средством деятельности являются учебники и учебные пособия

5)деятельность имеет как индивидуальный, так и коллективный характер

6)её мотивом является желание удовлетворить материальные потребности

31. Один­на­дца­ти­класс­ник Юрий го­то­вит­ся к ЕГЭ по рус­ско­му языку. Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке воз­мож­ные цели этой де­я­тель­но­сти Юрия и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) чте­ние учеб­ни­ков, спра­воч­ной ли­те­ра­ту­ры

2) по­ступ­ле­ние в вуз

3) по­лу­че­ние вы­со­ко­го балла

4) про­ве­де­ние эк­за­ме­на

5) кон­суль­та­ции пе­да­го­гов

6) по­лу­че­ние ат­те­ста­та о сред­нем общем об­ра­зо­ва­нии

32. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка

1) Де­я­тель­ность че­ло­ве­ка имеет со­зи­да­тель­ный и пре­об­ра­зо­ва­тель­ный ха­рак­тер.

2) Де­я­тель­ность че­ло­ве­ка все­це­ло опре­де­ля­ет­ся услов­ны­ми ре­флек­са­ми.

3) В от­ли­чие от по­ве­де­ния жи­вот­ных, де­я­тель­ность че­ло­ве­ка ори­ен­ти­ро­ва­на на удо­вле­тво­ре­ние по­треб­но­стей, дей­ству­ю­щих в дан­ный мо­мент вре­ме­ни.

4) Де­я­тель­ность че­ло­ве­ка вы­зы­ва­ет­ся со­ци­аль­ны­ми по­треб­но­стя­ми.

5) Де­я­тель­ность че­ло­ве­ка носит во­ле­вой и со­зна­тель­ный ха­рак­тер.

33. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о ком­му­ни­ка­тив­ной де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Одним из ба­рье­ров в про­цес­се ком­му­ни­ка­ции людей вы­сту­па­ет их лич­ная вза­им­ная не­при­язнь.

2) Сред­ством вер­баль­но­го об­ще­ния яв­ля­ет­ся ми­ми­ка.

3) Ин­фор­ма­ци­он­ное об­ще­ство со­зда­ло новые формы об­ще­ния.

4) Речь яв­ля­ет­ся самым про­дук­тив­ным ин­стру­мен­том че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ния.

5) Ос­нов­ной целью ком­му­ни­ка­ции яв­ля­ет­ся обмен эмо­ци­я­ми.

34. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о видах де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка

1) В от­ли­чие от дру­гих видов де­я­тель­но­сти, уче­ние спо­соб­ству­ет по­зна­нию мира.

2) И уче­ние, и труд, и игра могут осу­ществ­лять­ся как ин­ди­ви­ду­аль­но, так и со­об­ща.

3) В от­ли­чие от уче­ния и игры, труд поз­во­ля­ет удо­вле­тво­рять ма­те­ри­аль­ные по­треб­но­сти.

4) Все виды де­я­тель­но­сти пред­по­ла­га­ют ис­поль­зо­ва­ние спе­ци­аль­но­го обо­ру­до­ва­ния.

5) Глав­ная осо­бен­ность учеб­ной де­я­тель­но­сти за­клю­ча­ет­ся в том, что ее целью яв­ля­ет­ся из­ме­не­ние не окру­жа­ю­ще­го мира, а са­мо­го субъ­ек­та де­я­тель­но­сти.

35. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о мыш­ле­нии и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Осо­бен­но­стью мыш­ле­ния яв­ля­ет­ся его опо­сре­до­ван­ный ха­рак­тер.

2) Объ­ек­тив­ной ма­те­ри­аль­ной фор­мой мыш­ле­ния яв­ля­ет­ся язык.

3) Де­дук­ция – это ло­ги­че­ское умо­за­клю­че­ние от част­но­го к об­ще­му.

4) Син­тез как приём мыш­ле­ния есть раз­ло­же­ние пред­ме­та на со­став­ля­ю­щие его части и сто­ро­ны.

5) Мыш­ле­ние не­воз­мож­но без ана­ли­за, син­те­за и срав­не­ния.

36. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми и эле­мен­та­ми струк­ту­ры де­я­тель­но­сти: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ПРИ­МЕ­РЫ   ЭЛЕ­МЕН­ТЫ СТРУК­ТУ­РЫ ДЕ­Я­ТЕЛЬ­НО­СТИ
А) те­ат­раль­ные де­ко­ра­ции Б) актеры В) те­ат­раль­ная труп­па Г) му­зы­каль­ные ин­стру­мен­ты Д) осве­ти­тель­ные при­бо­ры   1) субъ­ек­ты де­я­тель­но­сти 2) сред­ства де­я­тель­но­сти

37. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между от­ли­чи­тель­ны­ми при­зна­ка­ми и ви­да­ми де­я­тель­но­сти, ко­то­рые они ил­лю­стри­ру­ют: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ОТ­ЛИ­ЧИ­ТЕЛЬ­НЫЙ ПРИ­ЗНАК   ВИД ДЕ­Я­ТЕЛЬ­НО­СТИ
А) пре­об­ра­зо­ва­ние при­ро­ды и об­ще­ства ради удо­вле­тво­ре­ния лич­ных и со­ци­аль­ных по­треб­но­стей Б) на­прав­лен­ность на прак­ти­че­ски по­лез­ный ре­зуль­тат – раз­лич­ные блага В) фор­ми­ро­ва­ние зна­ний и уме­ний, раз­ви­тие мыш­ле­ния и со­зна­ния лич­но­сти Г) по­бу­ди­тель­ный мотив за­клю­ча­ет­ся не в ре­зуль­та­те де­я­тель­но­сти, а в ее про­цес­се Д) все сред­ства все­гда спе­ци­аль­но на­прав­ле­ны на из­ме­не­ние субъ­ек­та де­я­тель­но­сти   1) труд 2) игра 3) учёба

38. Из­дав­на тво­ре­ния на­род­ных ма­сте­ров де­ла­ют кра­си­вой по­все­днев­ную жизнь, укра­ша­ют пред­ме­ты быта — одеж­ду, ору­дия труда, ку­хон­ные при­над­леж­но­сти, ору­дия рыб­ной ловли и охоты, ме­бель. Из­де­лия из бе­ре­сты, меха, де­ре­ва, ке­ра­ми­ки и дру­гих пред­ме­тов де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го ис­кус­ства пред­став­ля­ют собой ре­зуль­та­ты де­я­тель­но­сти.

1) ду­хов­но-прак­ти­че­ской

2) со­ци­аль­но-пре­об­ра­зо­ва­тель­ной

3) твор­че­ской

4) по­зна­ва­тель­ной

5) про­гно­сти­че­ской

6) ин­ди­ви­ду­аль­ной

39. Уче­ные-ме­ди­ки про­ве­ли ряд ис­сле­до­ва­ний и нашли сред­ства борь­бы с не­ви­ди­мы­ми вра­га­ми здо­ро­вья людей — раз­лич­ны­ми ви­ру­са­ми и бо­лез­не­твор­ны­ми бак­те­ри­я­ми, вы­зы­ва­ю­щи­ми ин­фек­ци­он­ные за­бо­ле­ва­ния. Эти сред­ства вошли в прак­ти­ку ле­че­ния ин­фек­ци­он­ных бо­лез­ней. Какие функ­ции науки про­ил­лю­стри­ро­ва­ны этим при­ме­ром? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) ми­ро­воз­зрен­че­ская

2) со­ци­аль­ная

3) по­зна­ва­тель­ная

4) про­из­во­ди­тель­ной силы

5) про­гно­сти­че­ская

6) гно­сео­ло­ги­че­ская

40. Груп­па стар­ше­класс­ни­ков ра­бо­та­ет над про­ек­том «Эко­ло­ги­че­ская си­ту­а­ция в нашем крае: про­бле­мы и пути раз­ре­ше­ния». Ре­бя­та со­би­ра­ют ста­ти­сти­че­ский ма­те­ри­ал, встре­ча­ют­ся с пред­ста­ви­те­ля­ми мест­ной вла­сти, изу­ча­ют ли­те­ра­ту­ру. Ка­ко­вы воз­мож­ные ре­зуль­та­ты этой де­я­тель­но­сти? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Со­вер­шен­ство­ва­ние си­сте­мы внут­ри­школь­но­го кон­тро­ля.

2) Выбор средств обу­че­ния, от­ве­ча­ю­щих новым тре­бо­ва­ни­ям.

3) Пред­ло­же­ния по улуч­ше­нию эко­ло­ги­че­ской си­ту­а­ции в ре­ги­о­не.

4) Зна­ком­ство с со­сто­я­ни­ем дел в своём крае.

5) Раз­ви­тие на­вы­ков сбора и об­ра­бот­ки ин­фор­ма­ции.

6) Стрем­ле­ние лучше под­го­то­вить­ся к сдаче эк­за­ме­на.

41. 13-лет­няя Ека­те­ри­на В, за­ни­ма­ясь в ху­до­же­ствен­ной школе, изу­чи­ла твор­че­ство ху­дож­ни­ка Н.К. Ре­ри­ха и на­пи­са­ла гу­а­шью не­сколь­ко ри­сун­ков по мо­ти­вам работ Ре­ри­ха. Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке, ха­рак­те­ри­сти­ки де­я­тель­но­сти Ека­те­ри­ны в про­цес­се со­зда­ния ри­сун­ков. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Де­я­тель­ность Ека­те­ри­ны можно на­звать со­ци­аль­но-пре­об­ра­зо­ва­тель­ной.

2) В ос­но­ве де­я­тель­но­сти Ека­те­ри­ны лежит стрем­ле­ние к удо­вле­тво­ре­нию есте­ствен­ных по­треб­но­стей.

3) Де­я­тель­ность Ека­те­ри­ны носит ре­про­дук­тив­ный ха­рак­тер.

4) Де­я­тель­ность Ека­те­ри­ны на­прав­ле­на на фор­ми­ро­ва­ние зна­ний и уме­ний.

5) Де­я­тель­ность Ека­те­ри­ны носит твор­че­ский ха­рак­тер.

6) Де­я­тель­ность Ека­те­ри­ны на­прав­ле­на на из­ме­не­ние со­зна­ния че­ло­ве­ка.

42. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков

«Деятельность – присущая только человеку форма взаимодействия с (1). Основное ее содержание – изменение и (2) мира в интересах людей. Деятельность характеризуется направленностью на создание того, чего нет в природе, на (3) продукта материальной или духовной культуры.

Деятельность всегда вязана с определенной (4), она и осуществляется ради ее удовлетворения. Деятельность проявляется в различных сферах общества. Ей свойственны такие черты, как (5), продуктивность, общественный характер. Она включает в себя цель, средства, (6), а сам процесс деятельности обычно состоит из ряда действий или поступков».

1)окружающий мир

2)приспособление

3)преобразование

4)результат

5)производство

6)сознательность

7)потребление

8)потребность

9)мотив

Прочитайте текст и выполните задания С1—С4.

На темпы роста и созревания оказывают влияние образ жизнй формирующегося человека, способы деятельности — игровой, спортивной, учебной, — трудовое и общественное поведение, гигиенические условия режима жизни, питания, сна и бодрствования, тесно связанные со статусом личности, наличие или отсутствие стрессоров, главнейшими из которых являются конфликтные ситуации и т. д. Все эти факторы имеют значение не только сами по себе как моменты становления личности субъекта, но и как силы, воздействующие на органическое развитие человека в определенные моменты его онтогенеза. В качестве детерминантов этого развития они играют роль стимуляторов (способствующих процессам роста и созревания) или, наоборот, стрессоров и депрессоров (задерживающих, даже извращающих эти процессы), а в ряде случаев — катализаторов (ускоряющих действие других факторов, в том числе и физико-химических, на эти процессы) <...>

Весьма важным направлением влияния жизненного пути (биографии) человека на его онтогенетическую эволюцию является все возрастающая индивидуализация этой эволюции. Дело в том, что возрастная изменчивость все более опосредуется индивидуальной изменчивостью. Значение индивидуально-типических особенностей человека увеличивается в средние и поздние фазы человеческой жизни. Характерологические особенности, специальные способности и уровень общей одаренности влияют на то или иное направление развития жизнедеятельности человека и на его свойства (жизнеспособность, работоспособность, трудоспособность). Постоянная умственная деятельность, высокая социальная активность, труд и творчество — факторы, противостоящие инволюционным процессам, регулирующие ход органического развития.

43. Назовите любые четыре фактора органического развития человека, выделенные автором.

44. Как выделенные факторы развития, по мнению автора, могут влиять на человека? Укажите три возможные их роли.

45. Автор различает возрастную и индивидуальную изменчивость растущего человека. Найдите в тексте три авторских примера индивидуальной изменчивости.

46. Опираясь на изученный курс и собственный социальный опыт, приведите по два примера каждого из выделенных автором видов изменчивости.

Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.

Как и активность животных, деятельность представляет собой информационно направленный процесс, предполагающий способность ориентироваться в среде — воспринимать значимые сообщения, перерабатывать их в командные коды поведения, которые вызывают, направляют и контролируют физическую реакцию системы...

Информационное поведение человека определяется сознанием, которое представляет собой высшую форму развития психики животных, обладающих нервной системой, способных ощущать, воспринимать и представлять окружающую действительность...

Сознание человека основано на способности к словесно-логическому, «вербальному» мышлению, которая надстраивается над системой условных и безусловных рефлексов поведения и завершает собой простейшие формы «прологического» — наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

...Любой «ставший» человек в отличие от животного обладает некоторым минимумом абстрактного мышления, позволяющего ему отображать среду путем логических моделей, идеальных образов действий, относительно самостоятельных, независимых от сиюминутных поведенческих ситуаций.

Результатом подобной работы сознания оказывается наличие в человеческой деятельности особого рода целей, отличных от объективных целей адаптивной деятельности животных. Речь идет о сознательных целях деятельности, связанных со способностью человека анализировать ситуацию, т. е. раскрывать неявные, не поддающиеся «живому наблюдению» причинно-следственные связи ее значимых компонентов... Эта способность позволяет людям заранее предвидеть результаты своей деятельности, планировать их, т. е. продумывать наиболее целесообразные в данных условиях способы их достижения.

47. Что, по мысли автора, сближает поведение животных и деятельность человека? Какими отличительными характеристиками автор наделяет сознание (мышление) человека, сравнивая с психикой животных?

48. Как, по мысли автора, изменяется целеполагание под влиянием логического мышления? Приведите две характеристики.

49. Какое из двух понятий — целенаправленность и целесообразность — следует отнести к деятельности человека? Аргументируйте свой ответ, опираясь на данный текст, а также знания из курса обществоведения.

50. Приведите слова текста, в которых отражена связь сознания и речи. Опираясь на знания из курса обществоведения, покажите значение языка для совместной деятельности людей.

Прочитайте текст и выполните задания С1—С4.

Социальные роли — термин, активно используемый как социальной психологией, так и социологией. Он концентрирует внимание на универсальных, всеобщих требованиях, предъявляемых к поведению человека, находящегося в определенной социальной позиции.

Социальный статус и социальная роль представляют собой две стороны одного и того же явления. (...) Статус описывает общество в неподвижности, то есть раскрывает статистическую картину мира. Роль описывает общество в движении, то есть раскрывает динамическую картину мира. (...)

Социальная роль — модель поведения, ориентированная на данный статус. Ее можно определить иначе — как шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу. Роль описывает то, как обладатели статусов взаимодействуют друг с другом.

В связке понятий «статус-роль» ведущее место принадлежит первому. Именно поэтому в литературе встречается выражение «статусная роль», но никогда не попадается «ролевой статус».

Термин «роль» позаимствован из театральной сферы, где он призван был подчеркнуть различие между актером и исполняемой партией. Множество известных актеров пробовало себя в роли Гамлета подобно тому, как множество выпускников медицинского института становятся врачами.

Люди не могут вести себя так, как им заблагорассудится. Они подчиняются тому, что все считают правильным для данной роли. В значительной мере поведение ученика предсказуемо, ибо ученик — это определенная роль. То же касается учителя, продавца или государственного деятеля. Все мы знаем, что должны делать эти люди, и не важно, как много индивидуального своеобразия вкладывают они в свою роль. В целом все учителя или продавцы ведут себя сходным образом.

(...) «Весь мир — театр, все люди в нем — актеры, и каждый не одну играет роль», — сказал великий Шекспир. И если рассматривать мир как сцену, то нам действительно приходится играть на этой сцене великое множество ролей. Мы все — сыновья и дочери, мужья и жены, подчиненные и руководители, ораторы и слушатели, пассажиры, зрители, специалисты и т.д. Причем весь этот репертуар живет внутри нас одновременно, и каждая следующая роль включается по мере того, как мы переходим из одной ситуации в другую. В каких-то из этих ролей нам приходится находиться более длительное время, в каких-то — относительно незначительное; с какими-то из ролей мы справляемся без труда, другие едва выносимы для нас. 

Люди выполняют в обществе множество социальных ролей. Их отличительная черта заключается в том, что роль отца или учителя остается той же самой, если поменяются люди, выполняющие эти роли. Именно таким способом достигаются предсказуемость и порядок в обществе.

(А.И. Кравченко)

51. На основе текста приведите любое авторское определение социальной роли и

52. Укажите отличительную черту социальной роли.

53. Какие четыре социальных статуса указывает автор? Приведите их, проиллюстрировав их социальную роль конкретными примерами.

54. Автор обращает внимание на то, что весь ролевой репертуар живет в каждом из нас одновременно. Опираясь на знания и социальный опыт, покажите, как одни социальные роли могут вступать в противоречие с другими. Приведите три примера возможных ролевых конфликтов.

55. Какой смысл об­ще­ство­ве­ды вкла­ды­ва­ют в по­ня­тие «ми­ро­воз­зре­ние»? При­вле­кая зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, со­ставь­те два пред­ло­же­ния: одно пред­ло­же­ние, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию о типах (видах) ми­ро­воз­зре­ния, и одно пред­ло­же­ние, рас­кры­ва­ю­щее сущ­ность од­но­го из этих типов.

56. Какой смысл об­ще­ство­ве­ды вкла­ды­ва­ют в по­ня­тие «де­я­тель­ность»? При­вле­кая зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, со­ставь­те два пред­ло­же­ния: одно пред­ло­же­ние, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию о целях де­я­тель­но­сти, и одно пред­ло­же­ние, рас­кры­ва­ю­щее осо­бен­но­сти твор­че­ской де­я­тель­но­сти.

57. Рас­крой­те на двух при­ме­рах тео­ре­ти­че­ское по­ло­же­ние о сущ­но­сти твор­че­ской де­я­тель­но­сти.

58. Рас­крой­те на при­ме­ре изу­че­ния лю­бо­го школь­но­го пред­ме­та три ос­нов­ные ха­рак­те­ри­сти­ки уче­ния как вида де­я­тель­но­сти.

59. Рас­смат­ри­вая игру как вид де­я­тель­но­сти, ис­сле­до­ва­те­ли ха­рак­те­ри­зу­ют ее как сти­хий­ную, вечно об­нов­ля­ю­щу­ю­ся, из­ме­ня­ю­щу­ю­ся, мо­дер­ни­зи­ру­ю­щу­ю­ся. С опо­рой на курс об­ще­ство­ве­де­ния и со­ци­аль­ный опыт при­ве­ди­те три под­твер­жде­ния из­мен­чи­во­сти игры как вида де­я­тель­но­сти.

60. Уме­ние эф­фек­тив­но дей­ство­вать в не­стан­дарт­ной си­ту­а­ции, на­хо­дить оп­ти­маль­ное ре­ше­ние за­да­чи не за­ло­же­но у че­ло­ве­ка, как у жи­вот­но­го, в ге­не­ти­че­ской про­грам­ме, в ин­стинк­тах, а об­ре­та­ет­ся в он­то­ге­не­зе, в про­цес­се де­я­тель­но­сти. На­зо­ви­те любые два вида де­я­тель­но­сти, ко­то­рые спо­соб­ству­ют раз­ви­тию этого уме­ния. По­яс­ни­те, как им поль­зо­вать­ся в не­стан­дарт­ных си­ту­а­ци­ях.

61. Срав­ни­те три си­ту­а­ции:

1) ура­ган­ный ветер валит в лесу де­ре­вья,

2) жи­вот­ное под­ры­ва­ет корни де­ре­ва, чтобы до­брать­ся до пло­дов,

3) ле­со­ру­бам дано за­да­ние с по­мо­щью со­вре­мен­ной тех­ни­ки рас­чисть де­лян­ку.

К какой из этих си­ту­а­ций можно при­ме­нить по­ня­тие «де­я­тель­ность»? При­ве­ди­те два ар­гу­мен­та в обос­но­ва­ние сво­е­го вы­во­да.

62. Из­вест­ный пси­хо­лог, читая сту­ден­там лек­цию о спо­соб­но­стях че­ло­ве­ка, ска­зал, что спо­соб­но­сти не могут воз­ник­нуть в от­ры­ве от кон­крет­ной де­я­тель­но­сти. Объ­яс­ни­те этот тезис пси­хо­ло­га. Пред­по­ло­жи­те, от­ри­ца­ет ли дан­ный тезис роль при­род­ных за­дат­ков в раз­ви­тии спо­соб­но­стей че­ло­ве­ка. Как со­вре­мен­ные учёные ре­ша­ют во­прос о роли при­род­ных и со­ци­аль­ных фак­то­ров в раз­ви­тии спо­соб­но­стей че­ло­ве­ка?

63. В про­цес­се под­го­тов­ки к по­ступ­ле­нию в тех­ни­че­ский вуз стар­ше­класс­ник ис­поль­зу­ет учеб­ни­ки и по­со­бия, ре­ша­ет мно­же­ство задач по ма­те­ма­ти­ке и фи­зи­ке, участ­ву­ет в олим­пи­а­дах. Вы­де­ли­те в дан­ном при­ме­ре субъ­ект и объ­ект, цели и сред­ства де­я­тель­но­сти. К ка­ко­му виду может быть от­не­се­на дан­ная де­я­тель­ность? По­яс­ни­те свой ответ.

64. Уче­ные на­блю­да­ли за чай­ка­ми, ко­то­рые за­щи­ща­ли от опас­но­сти птен­цов. Когда в их ко­ло­нию про­ни­ка­ли хищ­ни­ки, взрос­лые птицы из­да­ва­ли крик, взле­та­ли и ата­ко­ва­ли хищ­ни­ка — могли даже уда­рить его одной или обе­и­ми ла­па­ми, когда он при­бли­жал­ся к гнез­ду. Можно ли на­звать дан­ные дей­ствия жи­вот­ных це­ле­на­прав­лен­ны­ми? Опи­ра­ясь на зна­ние курса, при­ве­ди­те обос­но­ва­ние сво­е­го от­ве­та и ука­жи­те любое прин­ци­пи­аль­ное от­ли­чие опи­сан­ных дей­ствий жи­вот­ных от за­щи­ты своих детей че­ло­ве­ком.

65. Вам по­ру­че­но под­го­то­вить раз­вер­ну­тый ответ по теме «Де­я­тель­ность че­ло­ве­ка». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трех пунк­тов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в под­пунк­тах.

66. Вам по­ру­че­но под­го­то­вить раз­вер­ну­тый ответ по теме «Ми­ро­воз­зре­ние, его виды и формы». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трех пунк­тов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в под­пунк­тах.

67. Выберите одно из пред­ло­жен­ных ниже высказываний, рас­крой­те его смысл, обо­зна­чив поставленную ав­то­ром проблему (затронутую тему); сфор­му­ли­руй­те свое от­но­ше­ние к позиции, за­ня­той автором; обос­нуй­те это отношение.

Со­ци­аль­ная психология: ««Нас фор­ми­ру­ют те поступки, ко­то­рые мы совершаем» (Аристотель).

Со­ци­аль­ная психология: «Человек де­ла­ет то, что он есть, и ста­но­вит­ся тем, что он делает» (Р. Музиль).

Со­ци­аль­ная психология: «Без цели нет деятельности, без ин­те­ре­сов нет цели, а без де­я­тель­но­сти нет жизни» (В. Г. Белинский).

Наши рекомендации