Человек и его потребности. Тесты ЕГЭ - социология.

1. Ниже приведен ряд терминов. Все из них, за исключением одного, относятся к понятию «потребности человека». Найдите и укажите термин, «выпадающий» из общего ряда и относящийся к другому понятию.

Биологические, экзистенциальные, демографические, социальные, престижные, духовные.

2. Социализацией личности называется

1)столкновение интересов, мнений, взглядов отдельных людей

2)освоение индивидом культурных ценностей общества

3)целенаправленное совершенствование человеком самого себя

4)поведение человека, противоречащее принятым в обществе социальным нормам

3. Социализация личности заключается в (во)

1)приобщении к миру человеческой культуры

2)создании человеком того, чего нет в природе

3)индивидуальных особенностях сознания человека

4)взаимосвязях между отдельными людьми

4. Верны ли следующие суждения о социализации?

А. Социализация – процесс, свойственный взрослому человеку и нехарактерный для ребенка.

Б. Социализация происходит в результате исключительно стихийных, ненамеренных воздействий на личность различных ситуаций жизни в обществе.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

5. В отличие от поведения животных, деятельность человека имеет

1)активный характер

2)приспособительный характер

3)индивидуальный характер

4)преобразовательный характер

6. Екатерине 22 года, она студентка университета. Что из перечисленного характеризует её как личность?

1)У Екатерины зелёные глаза.

2)У Екатерины тёмные волосы.

3)Екатерина трудолюбивая и ответственная.

4)По темпераменту Екатерина – флегматик.

7. Верны ли следующие суждения о социализации?

А. Социализация – это процесс усвоения общественных норм и ценностей.

Б. В современном обществе СМИ выступают одним из важнейших инструментов социализации.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

8. Утверждение, что человек является продуктом и субъектом общественно-исторической деятельности, является характеристикой его

1)социальной сущности

2)биологической природы

3)физических свойств

4)психических свойств

9. Десятиклассник Иван усиленно готовится к экзаменам, так как хочет поступить в университет, получить профессию программиста и найти престижную работу. Данный пример иллюстрирует деятельность по реализации потребностей

1)биологических

2)естественных

3)социальных

4)экзистенциальных

10. Проявлением человека как личности является(-ются)

1)участие в жизни общества

2)характер протекания психических процессов

3)наследуемые качества

4)особенности мышления и памяти

11. Совокупность черт, отличающих данного человека от всех остальных людей, отображается в понятии

1)субъект

2)личность

3)индивидуальность

4)индивид

12. Что свойственно и человеку, и животному?

1)преобразование мира

2)самопознание

3)необходимость отдыха

4)свобода выбора цели

13. И человек, и животное характеризуются

1)свободой выбора цели

2)индивидуальными интересами

3)самосознанием

4)зависимостью от природных условий

14. Алине 22 года, она студентка университета. Что из перечисленного ниже характеризует её как личность?

1)У Алины голубые глаза.

2)У Алины светлые волосы.

3)Алина трудолюбивая и ответственная.

4)Рост Алины – 165 см.

15. Верны ли следующие суждения о личности?

А. Основные качества личности проявляются в человеке с момента рождения.

Б. Большое влияние на становление личности оказывает её ближайшее социальное окружение.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

16. К свойствам, отражающим биологическую природу человека, относится

1)приспособление к условиям среды

2)способность абстрактно мыслить

3)речевое общение

4)потребность быть в обществе

17. К социальным потребностям человека относится потребность в

1)отдыхе

2)общении

3)самосохранении

4)сохранении потомства

18. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це.

ПО­НЯ­ТИЯ ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ
Ин­ди­вид От­дель­но взя­тый пред­ста­ви­тель че­ло­ве­че­ско­го рода
Че­ло­век как субъ­ект со­ци­аль­ных от­но­ше­ний

19. Ниже при­ве­де­ны на­зва­ния по­треб­но­стей. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, яв­ля­ют­ся на­зва­ни­я­ми, под ко­то­ры­ми в раз­лич­ных клас­си­фи­ка­ци­ях пред­став­ле­ны при­род­ные по­треб­но­сти че­ло­ве­ка. Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.



1) био­ло­ги­че­ские 2) фи­зио­ло­ги­че­ские 3) со­ци­аль­ные
4) ор­га­ни­че­ские 5) есте­ствен­ные 6) эс­те­ти­че­ские

20. Найдите в приведённом ниже списке черты человека, обусловленные биологически, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)возрастные и половые различия

2)темперамент

3)особенности нервной системы

4)самооценка

5)опыт

6)особенности мировоззрения

21. Ниже при­ве­ден ряд тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «био­ло­ги­че­ские по­треб­но­сти че­ло­ве­ка». Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) вос­про­из­вод­ство рода 2) са­мо­ре­а­ли­за­ция 3) пи­та­ние 4) ды­ха­ние
5) дви­же­ние 6) об­ще­ние 7) отдых  

22. Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, яв­ля­ют­ся со­ци­аль­ны­ми ка­че­ства­ми че­ло­ве­ка. Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) по­ря­доч­ность 2) со­об­ра­зи­тель­ность 3) за­ко­но­по­слуш­ность
4) тру­до­лю­бие 5) на­чи­тан­ность 6) быст­ро­та ре­ак­ций

23. Ниже при­ве­де­ны по­треб­но­сти че­ло­ве­ка. Все из них, за ис­клю­че­ни­ем двух, яв­ля­ют­ся со­ци­аль­ны­ми по­треб­но­стя­ми. Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) в тру­до­вой де­я­тель­но­сти 2) в со­зи­да­нии 3) в твор­че­стве
4) во вза­и­мо­по­ни­ма­нии 5) в от­ды­хе 6) в пище

24. Ниже при­ведён пе­ре­чень ка­честв, при­су­щих че­ло­ве­ку. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, имеют со­ци­аль­ную при­ро­ду. Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) осо­бен­но­сти внеш­но­сти 2) лю­бо­зна­тель­ность 3) тем­пе­ра­мент
4) от­вет­ствен­ность 5) тру­до­лю­бие 6) са­мо­от­вер­жен­ность

25. Най­ди­те в при­ве­ден­ном спис­ке свой­ства че­ло­ве­ка, име­ю­щие со­ци­аль­ную при­ро­ду. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) спо­соб­ность к сов­мест­ной пре­об­ра­зо­ва­тель­ной де­я­тель­но­сти

2) стрем­ле­ние к са­мо­ре­а­ли­за­ции

3) уме­ние при­спо­саб­ли­вать­ся к при­род­ным усло­ви­ям

4) устой­чи­вые взгля­ды на мир и свое место в нем

5) по­треб­ность в воде, пище, от­ды­хе

26. Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке черты че­ло­ве­ка, обу­слов­лен­ные био­ло­ги­че­ски, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) воз­раст­ные и по­ло­вые раз­ли­чия 2) тем­пе­ра­мент 3) осо­бен­но­сти нерв­ной си­сте­мы
4) са­мо­оцен­ка 5) опыт 6) осо­бен­но­сти ми­ро­воз­зре­ния

27. Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке спо­соб­но­сти че­ло­ве­ка, име­ю­щие пре­иму­ще­ствен­но со­ци­аль­ную при­ро­ду, и об­ве­ди­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) пре­об­ра­зо­вы­вать окру­жа­ю­щую среду 2) ви­деть цель своих дей­ствий
3) адап­ти­ро­вать­ся к при­род­ным усло­ви­ям 4) мыс­лить
5) про­из­во­дить потом­ство 6) че­ре­до­вать пе­ри­о­ды ак­тив­но­сти и от­ды­ха

28. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о со­от­но­ше­нии био­ло­ги­че­ско­го и со­ци­аль­но­го в че­ло­ве­ке и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) По­сле­до­ва­тель­ность ос­нов­ных ста­дий жизни че­ло­ве­ка, при ко­то­рой дет­ство сме­ня­ет­ся зре­ло­стью, а затем на­сту­па­ет ста­рость, био­ло­ги­че­ски обу­слов­ле­на.

2) Ста­нов­ле­ние че­ло­ве­ка как лич­но­сти свя­за­но с при­об­ре­те­ни­ем со­ци­аль­ных черт и ка­честв.

3) Че­ло­век на­сле­ду­ет мо­раль­ные цен­но­сти, также как за­дат­ки к опре­делённым видам де­я­тель­но­сти.

4) Вли­я­ние ге­не­ти­че­ских фак­то­ров на раз­ви­тие спо­соб­но­стей че­ло­ве­ка слу­жит вы­ра­же­ни­ем его со­ци­аль­ной сущ­но­сти.

5) При­род­ная пред­рас­по­ло­жен­ность че­ло­ве­ка к тем или иным видам де­я­тель­но­сти про­яв­ля­ет­ся в со­ци­аль­ных об­сто­я­тель­ствах.

29. Найдите в приведенном ниже списке социальные потребности человека.

1)потребность в общении

2)потребность в сне

3)потребность в достижении статуса

4)потребность в пище

5)потребность в труде

30. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о са­мо­оцен­ке лич­но­сти.

1) Са­мо­оцен­ка вы­сту­па­ет ис­ход­ной точ­кой са­мо­по­зна­ния.

2) Че­ло­век фор­ми­ру­ет са­мо­оцен­ку, срав­ни­вая себя с дру­ги­ми.

3) За­вы­шен­ная са­мо­оцен­ка лич­но­сти все­гда яв­ля­ет­ся ре­зуль­та­том ее ре­аль­ных до­сти­же­ний.

4) Люди с низ­кой са­мо­оцен­кой про­во­дят срав­не­ние с дру­ги­ми, толь­ко бу­дучи уве­рен­ны­ми в успе­хе.

5) За­ни­жен­ная са­мо­оцен­ка спо­соб­ству­ет раз­ви­тию ли­дер­ских ка­честв

31. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о по­треб­но­стях че­ло­ве­ка.

1) По­треб­но­стью яв­ля­ет­ся пе­ре­жи­ва­е­мая че­ло­ве­ком нужда в том, что не­об­хо­ди­мо для жизни.

2) По­треб­ность в са­мо­ре­а­ли­за­ции, са­мо­утвер­жде­нии от­но­сит­ся к иде­аль­ным по­треб­но­стям.

3) При­ме­ром био­ло­ги­че­ской по­треб­но­сти слу­жит по­треб­ность в по­зна­нии окру­жа­ю­ще­го мира.

4) По­треб­ность слу­жит по­бу­ди­тель­ным мо­ти­вом де­я­тель­но­сти.

5) По­треб­ность, как пра­ви­ло, на­прав­ле­на на какой-либо пред­мет, с по­мо­щью ко­то­ро­го она может быть удо­вле­тво­ре­на.

32. Найдите в приведенном ниже списке проявления биологической природы человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)интересы

2)мировоззрение

3)задатки

4)умения

5)наследственность

6)идеалы

33. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о че­ло­ве­ке как лич­но­сти.

1) О че­ло­ве­ке как лич­но­сти го­во­рит его спо­соб­ность к про­дол­же­нию рода.

2) Че­ло­ве­ка как лич­ность от­ли­ча­ет уме­ние за­щи­щать­ся от вра­гов.

3) Че­ло­ве­ку как лич­но­сти свой­ствен­на спо­соб­ность со­зда­вать новые пред­ме­ты, не име­ю­щие при­род­ных ана­ло­гов.

4) Че­ло­век как лич­ность об­ла­да­ет спо­соб­но­стью пре­об­ра­зо­вы­вать при­род­ную среду.

5) Че­ло­век как лич­ность фор­ми­ру­ет­ся в про­цес­се со­ци­а­ли­за­ции.

34. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между про­яв­ле­ни­я­ми спо­соб­но­стей че­ло­ве­ка и их при­ро­дой.

СПО­СОБ­НО­СТИ ЧЕ­ЛО­ВЕ­КА   ПРИ­РО­ДА СПО­СОБ­НО­СТЕЙ
А) к сов­мест­ной про­из­вод­ствен­ной де­я­тель­но­сти Б) при­ни­мать и усва­и­вать пищу В) к чле­но­раз­дель­ной речи Г) к вос­про­из­ве­де­нию рода Д) со­зда­вать ду­хов­ные цен­но­сти   1) био­ло­ги­че­ская 2) со­ци­аль­ная

35. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между про­яв­ле­ни­я­ми спо­соб­но­стей че­ло­ве­ка и их при­ро­дой.

СПО­СОБ­НО­СТИ ЧЕ­ЛО­ВЕ­КА   ПРИ­РО­ДА СПО­СОБ­НО­СТЕЙ
A) расти и фи­зи­че­ски раз­ви­вать­ся Б) оце­ни­вать себя и свои по­ступ­ки B) ви­деть цель своих дей­ствий Г) к вос­про­из­вод­ству сво­е­го рода Д) фор­ми­ро­вать свои взгля­ды на мир   1) со­ци­аль­ная 2) био­ло­ги­че­ская

36. Иван вы­пол­нял за­да­ние по теме: «Че­ло­век как ре­зуль­тат био­ло­ги­че­ской и со­ци­о­куль­тур­ной эво­лю­ции». Он вы­пи­сы­вал из учеб­ни­ка черты, свой­ствен­ные че­ло­ве­ку. Какие из них от­ра­жа­ют спе­ци­фи­ку со­ци­аль­ной при­ро­ды че­ло­ве­ка, в от­ли­чие от жи­вот­но­го? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) ис­поль­зо­ва­ние пред­ме­тов, дан­ных при­ро­дой

2) спо­соб­ность к це­ле­по­ла­га­нию

3) за­бо­та о потом­стве

4) при­спо­соб­ле­ние к усло­ви­ям окру­жа­ю­щей среды

5) стрем­ле­ние по­нять окру­жа­ю­щий мир

6) об­ще­ние с по­мо­щью чле­но­раз­дель­ной речи

37. Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке со­ци­аль­ные ха­рак­те­ри­сти­ки че­ло­ве­ка. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) со­зна­ние

2) ин­стинк­ты

3) ми­ро­воз­зре­ние

4) на­ли­чие пси­хи­ки

5) про­яв­ле­ние эмо­ций

6) спо­соб­ность к пре­об­ра­зо­ва­тель­ной де­я­тель­но­сти

38. Какой смысл об­ще­ство­ве­ды вкла­ды­ва­ют в по­ня­тие «со­ци­а­ли­за­ция лич­но­сти»? При­вле­кая зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, со­ставь­те два пред­ло­же­ния, со­дер­жа­щие ин­фор­ма­цию о со­ци­а­ли­за­ции лич­но­сти.

39. На­зо­ви­те любые три груп­пы по­треб­но­стей че­ло­ве­ка.

40. При­ве­ди­те любые три при­ме­ра воз­дей­ствия раз­лич­ных со­ци­аль­ных ин­сти­ту­тов на про­цесс со­ци­а­ли­за­ции лич­но­сти.

41. Наблюдая за близнецами, выросшими в разных семьях, ученые сделали вывод: наследственность обусловливает от 25 до 50% разновидностей личностных черт. А под влиянием каких факторов формируются остальные личностные качества? Опираясь на знания курса, укажите любые три фактора.

42. Понятие «личность» подразумевает прежде всего те качества, которые сформировались у человека в процессе жизни, под влиянием общения с окружающими. Конкретизируйте это утверждение с помощью трех примеров влияния социального окружения на человека. (В каждом из трех случаев назовите качество и укажите, под влиянием чего оно сформировалось).

41. В раз­ви­тии ин­ди­ви­да глав­ную роль иг­ра­ет стрем­ле­ние к удо­вле­тво­ре­нию есте­ствен­ных ор­га­ни­че­ских по­треб­но­стей, в раз­ви­тии лич­но­сти — стрем­ле­ние к удо­вле­тво­ре­нию куль­тур­ных по­треб­но­стей. Кон­кре­ти­зи­руй­те дан­ное по­ло­же­ние, по­до­брав по два при­ме­ра удо­вле­тво­ре­ния по­треб­но­стей, ве­ду­щих к раз­ви­тию ин­ди­ви­да и лич­но­сти.

42. При­ве­ди­те три при­ме­ра про­яв­ле­ния че­ло­ве­ка как лич­но­сти.

43. Из­вест­но, что на раз­ви­тие лич­но­сти, её взгля­ды и устрем­ле­ния ока­зы­ва­ет вли­я­ние со­ци­аль­ное окру­же­ние. При­ве­ди­те три при­ме­ра та­ко­го вли­я­ния. В каж­дом слу­чае опи­ши­те кон­крет­ную си­ту­а­цию и ука­жи­те, что имен­но ока­зы­ва­ет вли­я­ние на раз­ви­тие че­ло­ве­ка.

44. На­зо­ви­те любые три аген­та со­ци­а­ли­за­ции и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ром дей­ствие каж­до­го из них.

45. Ан­глий­ский со­цио­лог Эн­то­ни Гид­денс это яв­ле­ние опре­де­ля­ет как про­цесс обу­че­ния и вос­пи­та­ния, в ходе ко­то­ро­го бес­по­мощ­ный мла­де­нец по­сте­пен­но пре­вра­ща­ет­ся в об­ла­да­ю­щее са­мо­со­зна­ни­ем ра­зум­ное су­ще­ство, по­ни­ма­ю­щее суть куль­ту­ры, в ко­то­рой он ро­дил­ся. На­зо­ви­те со­ци­аль­ное яв­ле­ние, смысл ко­то­ро­го рас­крыл Э. Гид­денс. Ука­жи­те любые два субъ­ек­та, ока­зы­ва­ю­щих наи­боль­шее вли­я­ние на этот про­цесс и вли­я­ние од­но­го из них про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ром.

46. Оте­че­ствен­ный уче­ный-пси­хо­лог Б.Г. Ана­ньев и его по­сле­до­ва­те­ли утвер­жда­ли, что лич­но­стью яв­ля­ет­ся каж­дый че­ло­век, не под­верг­ший­ся ис­кус­ствен­ной изо­ля­ции в пер­вые ме­ся­цы жизни (как ре­бе­нок-Мауг­ли). Раз­де­ля­е­те ли Вы дан­ную точку зре­ния? При­ве­ди­те три ар­гу­мен­та в обос­но­ва­ние сво­е­го мне­ния.

Объ­яс­ни­те, что имел в виду Йо­ган­нес Бехер, утвер­ждая: «Че­ло­век ста­но­вит­ся че­ло­ве­ком толь­ко среди людей». (При­ве­ди­те три суж­де­ния-объ­яс­не­ния.)

47. Отец ве­ли­ко­го Мо­цар­та был от­лич­ным скри­па­чом и ор­га­ни­стом. К нему часто при­хо­ди­ли дру­зья-му­зы­кан­ты, и в доме зву­ча­ла му­зы­ка. Му­зы­кой очень увлёкся сын и уже в ран­нем воз­расте стал на путь му­зы­кан­та и ком­по­зи­то­ра. На­зо­ви­те фак­тор, по­вли­яв­ший на раз­ви­тие лич­но­сти юного Мо­цар­та. Ука­жи­те любые два дру­гих фак­то­ра, опре­де­ля­ю­щих раз­ви­тие лич­но­сти.

48. Вам по­ру­че­но под­го­то­вить раз­вер­ну­тый ответ по теме «Био­со­ци­аль­ная при­ро­да че­ло­ве­ка». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трех пунк­тов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в под­пунк­тах.

49. Вам по­ру­че­но под­го­то­вить развёрну­тый ответ на тему «Роль по­треб­но­стей в де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым Вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунк­тов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в под­пунк­тах.

50. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социализация индивида». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Наши рекомендации