Семинара по повышению квалификации
Педагогического, учебно-воспитательского
Персонала и других специалистов, работающих с детьми
№ п. | Содержание (тематика) | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Философия и педагогика каникул. Педагогические возможности детского оздоровительного лагеря | - | ||
2. | Программирование работы педагогического коллектива. Технология социально-педагогического проектирования | |||
3. | Организация и содержание деятельности детских объединений | |||
4. | Методика коллективного воспитания. Организация смены в лагере | |||
5. | Особенности создания временного детского коллектива. Самоуправление и соуправление в лагере | - | ||
6. | Оздоровительная программа в лагере. Медико-санитарное обслуживание и учет индивидуальных физиологических и физических данных детей | - | ||
7. | Организация оздоровительно-воспитательного процесса в летнем оздоровительном лагере | |||
8. | Модели организации жизнедеятельности в отряде | |||
9. | Социально-педагогическая карта отряда. Методические подходы к работе с детьми разного возраста | |||
10. | Организация труда вожатого. Педагогический стиль вожатого. Педагогическая этика в условиях детского оздоровительного лагеря | |||
11. | Современный подход к реализации программ дополнительного образования и досуговых программ в условиях детского лагеря | |||
12. | Методика организации и режиссура массовых детских мероприятий | |||
13. | Психолого-педагогический практикум по подготовке вожатого к работе в лагере | |||
14. | Модели организации лагеря отдыха и оздоровления детей, организации творческих, профильных, специализированных смен в оздоровительном лагере. Круглый стол | |||
15. | Разработка и презентация творческих проектов участников семинара: сценариев, методических разработок, карточек игр, оформительских работ и др. (включая домашние задания) | - | ||
Итого |
Программа семинара по повышению квалификации организаторов летнего отдыха детей
Тема 1.
Философия и педагогика каникул. Педагогические возможности детского оздоровительного лагеря.
Воспитывающий и развивающий потенциал летних каникул. Воспитание в гуманистической педагогике. Детский оздоровительный лагерь как воспитательное, культурно-досуговое и оздоровительное учреждение. Особенности его воспитательного потенциала для обеспечения эмоционально привлекательного досуга, восстановления здоровья, творческой самореализации подростков. Особенности природного и социального окружения, их использование в воспитательной работе. Преемственность в работе со школой, семьей, детскими общественными организациями, специфика лагеря в качестве учреждения дополнительного образования. Принципы работы. Функции летних объединений, приоритетные направления работы.
Тема 2.
Программирование работы педагогического коллектива. Технология социально-педагогического проектирования.
Программирование работы, проектный метод разработки программ. Задачи педагогического коллектива лагеря по организации работы с детьми и подростками. Характеристика педагогического состава.
Содержание педагогического направления и руководства деятельностью подростков. Воспитательные функции руководителей. Условия осуществления педагогического руководства детьми.
Программа как прогнозирование основных задач и путей их реализации в деятельности коллектива отряда. Структура и содержание программы работы педагогического коллектива на летний сезон. Общее и особенное в планах работы педагогов и детских коллективов. Программирование работы отрядов, клубов, кружков. Обеспечение объектов для познавательной, трудовой и общественной деятельности. Программы тематических дней, недель, сюжетно-ролевых игр, работа туристской базы.
Взаимодействие взрослых и детей в лагере, создание нравственно-эмоциональной атмосферы сотрудничества и общения. Особенности педагогической позиции руководителей в коллективах детей разного возраста.
Педагогический совет, производственное собрание, планерка, семинар. Режим работы и отдыха.
Педагогическая документация: списки отрядов, первичная характеристика, планы вожатого, педагога (на смену и на день), педагогический дневник, анализ смены, отчет о работе, методические разработки.
Быт и досуг членов педагогического отряда. Взаимодействие с другими членами педагогического коллектива и службами лагеря.
Технология педагогического проектирования. Наполнение проекта содержанием (разработка исполняющей части, календарно-тематическое планирование).
Тема 3.
Организация и содержание деятельности детских объединений.
Задачи летних объединений по развитию интересов и способностей детей и подростков. Формы и методы изучения интересов ребят, их возрастных и индивидуальных особенностей.
Виды, формы и порядок создания творческих объединений. Методика работы инструктора, вожатого, руководителя кружка, сочетающая массовые, групповые и индивидуальные методы работы. Правила техники безопасности.
Ознакомление с программами кружков, секций для оздоровительных лагерей. Методика подготовки программ для отрядов, кружков с учетом местных условий и базы детских оздоровительных лагерей.
Создание условий для продолжения музыкальных занятий воспитанников, организация спортивных школ, объединений дополнительного образования детей.
Подготовка в объединениях инструкторов, организаторов различных творческих дел в отряде. Методика организации клубных занятий. Формы и методы участия коллективов кружков и клубов в организации общих дел лагеря.
Виды и формы поощрения и стимулирования занятий подростков в объединениях дополнительного образования. Итоговые выставки, концерты, праздники и другие формы коллективного и индивидуального отчета. Формы связи со школами, учреждениями дополнительного образования.
Тема 4.
Методика коллективного воспитания. Организация смены в лагере.
Содержание работы оздоровительного лагеря в разнообразной коллективной творческой деятельности с учетом интересов и возможностей детей и подростков, во взаимодействии с социальным и природным окружением, в сочетании массовых, отрядных и индивидуальных форм работы. Создание и развитие традиций.
Три периода (цикла) смены - организационный, основной и заключительный, сочетающие все направления социальной, культурно-досуговой, воспитательной и оздоровительной деятельности коллектива лагеря.
Организационный период. Адаптация детей к жизни лагеря, знакомство, создание временных детских коллективов, организационные сборы отрядов, лагеря; коллективное планирование, "Путешествие по службам лагеря", "огоньки" знакомства, запись в кружки, секции, праздники творчества, другие формы включения детей и подростков в активную жизнь.
Основной период. Коллективная организация дел в отряде, взаимодействие отрядов. Роль органов самоуправления (постоянных и временных) в организации жизни лагеря. Коллективно-организаторская деятельность. Содержание, формы и методы основных видов воспитательной деятельности лагеря, их взаимодействие. Социальная деятельность, связь с близлежащими населенными пунктами.
Самообслуживающий и производительный труд. Совместная работа с предприятиями, учреждениями, хозяйствами по профессиональной ориентации подростков. Создание мастерских, ремонтных бригад, лагерных бюро добрых услуг.
Познавательная деятельность по расширению кругозора детей, изучение исторических, трудовых и художественных памятников, культурно-исторических традиций своего региона.
Физкультурно-оздоровительная, туристско-краеведческая деятельность.
Художественно-эстетическая деятельность. Создание условий для художественного творчества детей, эстетики быта, развития эстетического вкуса, культуры поведения и взаимоотношений.
Экологическая и природоохранительная деятельность. Создание экологических карт, троп, "зеленых" и "голубых" патрулей. Оборудование на территории лагеря сада, огорода, теплицы и других объектов.
Деятельность клубов, кружков, секций по развитию интересов, способностей к творчеству у ребят.
Заключительный период. Организация деятельности отрядов и лагеря по подведению итогов жизни и работы за смену. Использование творческих форм отчета, смотров знаний, умений. Прощальные костры, "огоньки". Формы поощрения.
Тема 5.
Особенности создания временного детского коллектива. Самоуправление и соуправление в лагере.
Понятие о временном детском коллективе. Его психологические особенности: сборность, автономность, динамизм внутриколлективных отношений, интенсивность общения, особые темп и ритм жизни. Цикличность в формировании и развитии. Особенности формирования и работы с временным детским коллективом. Организация детского самоуправления и принципы взаимодействия органов самоуправления со взрослыми. Соуправление. Нестандартные, творческие формы организации детского самоуправления.
Тема 6.
Оздоровительная программа в лагере. Медико-санитарное обслуживание и учет индивидуальных физиологических и физических данных детей.
Организация оздоровительных мероприятий: закаливающие процедуры, соблюдение гигиенических правил, навыков, чистоты помещений, территории, личных вещей.
Организация лечебно-профилактической работы в лагере. Роль врача и медицинского персонала в организации оздоровительной работы лагеря. Положения об охране жизни и здоровья детей своего региона.
Тема 7.
Организация оздоровительно-воспитательного процесса в детском оздоровительном лагере.
Взаимодействие оздоровительной и воспитательной работы в лагере. Использование лечебной педагогики: гуманистический подход к детям, учет принципа природосообразности при конструировании оздоровительной программы, создание медико-педагогических и социально-бытовых условий жизни коллектива, индивидуально-психологическая компенсация, обеспечивающая создание комфортных условий для подростков. Организация жизни и деятельности детей и подростков по режиму (рациональная организация режима питания, общественно полезного и производительного труда, самообслуживания, максимального пребывания детей на свежем воздухе, использование соответственных факторов природы, занятие физкультурой, спортом, туризмом, достаточная продолжительность сна). Организация рационального распорядка дня и лагерной смены, сочетающая разнообразие видов деятельности с учетом возрастных и половых особенностей детского организма, состояния здоровья и возможностей практически здоровых детей.
Тема 8.
Модели организации жизнедеятельности детей в отряде.
Принципы моделирования организации жизнедеятельности детей в творческом объединении. Игровые модели: сюжетно-ролевые, имитационные, деловые. Проектно-исследовательские модели. Коммуникативные модели организации деятельности. Обзор передового педагогического опыта в организации детского отдыха и оздоровления.
Тема 9.
Социально-педагогическая карта отряда. Методические подходы к работе с детьми разного возраста.
Социально-педагогическая карта отряда. Как применять сведения о детях в воспитательном процессе. Выбор педагогически целесообразных форм и методов работы с детьми младшего, среднего подросткового и старшего школьного возраста. Учет психовозрастных и половозрастных особенностей детей, девочек и мальчиков. Методические подходы к работе с детьми разного возраста.
Тема 10.
Организация труда вожатого. Педагогический стиль вожатого. Педагогическая этика в условиях летнего оздоровительного лагеря.
Рабочий день вожатых и педагогов: юридические нормы и требования. Ответственность за охрану здоровья и жизни детей. Особенности взаимодействия с коллегами по отряду: распределение обязанностей и функций, предъявление единых педагогических требований.
Союзники и помощники вожатого: взаимодействие с тренерами, инструкторами по физкультуре, плаванию, руководителями кружков.
Педагогическая этика. Педагогический стиль вожатого. Имидж педагога. Творческая личность вожатого – одно из условий успеха педагогической деятельности. Авторитет вожатого среди детей и взрослых. Творческое решение педагогических задач, выход из сложных социально-педагогических ситуаций. Этикет на все случаи жизни.
Тема 11.
Современный подход к реализации программ дополнительного образования детей и досуговых программ в условиях детского лагеря.
Ведущая роль игры в организации воспитательной и оздоровительной работы в детском оздоровительном лагере. Технология развивающей кооперации. Оздоровительные игровые технологии. Принципы разработки техноигр. Игротека в лагере. Ее величество – игра (по материалам книг С. Шмакова). Игра – дело серьезное: психологические, коммуникативные, развивающие, деловые, организационно-деятельностные, ролевые, сюжетно-ролевые, спортивные, интеллектуальные, философские игры.
Тема 12.
Методика организации и режиссура массовых мероприятий.
Актерское мастерство вожатого. Принципы разработки сценария и проведения массовых мероприятий с детьми в условиях детского лагеря. Режиссура массовых мероприятий. Советы и правила по организации и проведению детских праздников, шоу, конкурсов, фестивалей, концертов и т.д. Нетрадиционные праздники в лагере.
Тема 13.
Психолого-педагогический практикум по подготовке вожатого к работе в лагере.
Психолого-педагогические особенности воспитания в детском оздоровительном лагере. Проблемы поведения детей и подростков, не привыкших к автономии (от школы, родителей), к самообслуживанию. Проблемы социально-психологической адаптации ребенка в лагере. Психологический климат и благополучие во временном детском коллективе. Технологии формирования психосоциального здоровья ребенка, подростка, юноши. Методики изучения психолого-социальных способностей и качеств личности, критерии оценки уровня сформированности детского коллектива.
Тема 14.
Модели организации отдыха и оздоровления детей, организации творческих, профильных, специализированных смен в оздоровительном лагере. Круглый стол.
Тема 15.
Разработка и презентация творческих проектов участников семинара: сценариев, методических разработок, карточек игр, оформительских работ и др. (включая домашние задания).
ГЛАВА III
ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ ПРОГРАММЫ ДЕТСКОГО ОТДЫХА.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕРНОМУ СОДЕРЖАНИЮ И СОСТАВЛЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, РЕАЛИЗУЕМЫХ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ОТДЫХА ДЕТЕЙ И ИХ ОЗДОРОВЛЕНИЯ
(Приложение к приказу Минобразования Чувашии
№ 481 от 16.03.2015г.)
Деятельность организации, осуществляющей отдых и оздоровление детей, направлена на реализацию Национального стандарта Российской Федерации «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления» (введен в действие с 01.01.2009 от 27 декабря 2007 г. № 565-ст) и состоит из следующих модулей:
а) услуги, обеспечивающие благоприятные и безопасные условия жизнедеятельности детей;
б) медицинские услуги, обеспечивающие охрану здоровья, своевременное оказание медицинской помощи, профилактику заболеваний и формирование навыков здорового образа жизни у детей, контроль за соблюдением санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований;
в) образовательные услуги, направленные на повышение интеллектуального уровня детей, расширение их кругозора, углубление знаний, формирование умений и навыков, развитие творческого потенциала;
г) психологические услуги, направленные на улучшение психического состояния детей и их адаптацию к условиям жизнедеятельности;
д) правовые услуги, направленные на оказание детям и их родителям (законным представителям) юридической помощи, защиту их законных прав и интересов, связанных с пользованием услугами учреждения отдыха и оздоровления;
в) услуги по организации культурно-досуговой деятельности, туристские, краеведческие и экскурсионные, обеспечивающие разумное и полезное проведение детьми свободного времени, их духовно-нравственное развитие, приобщение к ценностям культуры и искусства;
ж) услуги в сфере физической культуры и спорта, направленные на физическое развитие, укрепление здоровья и закаливание организма детей;
з) информационные услуги, направленные на предоставление своевременной и достоверной информации о различных сторонах деятельности учреждения;
и) транспортные услуги.
В соответствии со статьей 1 главы 1 Федерального закона № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» отдых детей и их оздоровление - совокупность мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований и требований обеспечения безопасности жизни и здоровья детей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 главы 1 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие отдых и оздоровление, относятся к «организациям, осуществляющим обучение», в то же время предоставление такими организациями услуг по временному пребыванию с использованием средств размещения, регулируется Федеральным законом № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
Образовательные программы, реализуемые в таких организациях, по виду можно отнести к дополнительным образовательным программам (пункт 2 главы 2 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Организации отдыха детей и их оздоровления, при реализации образовательных программ в первую очередь должны руководствоваться общими требованиями к реализации образовательных программ (пункты 1, 2, 3, 9 главы 2 статьи 13 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Дополнительное образование в детском лагере решает целый комплекс задач: выравнивание начальных возможностей развития личности ребенка; развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благополучия ребенка; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; укрепление психического и физического здоровья ребенка; выбор индивидуального образовательного пути; самореализация личности ребенка и педагога.
Образовательные программы, реализуемые в организациях отдыха детей и их оздоровления, в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 должны быть направлены на:
- удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;
- выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
- профессиональную ориентацию учащихся;
- подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;
- социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе, формирование общей культуры учащихся;
- удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления осуществляют мероприятия по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление, сохранению и развитию учреждений, деятельность которых направлена на отдых и оздоровление детей (в соответствии со статьей 12 главы 2 Федерального закона № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).
Между тем при разработке содержания образовательных программ, реализуемых в детских лагерях всех типов, следует учитывать необходимость защиты ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию (статья 14 главы 2 Федерального закона № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).
При реализации программ детского отдыха и оздоровления необходимо придерживаться следующих принципов организации и содержания деятельности (приложение 2 к письму Минобрнауки России от 14.04.2011 № МД-463/06):
1. Принцип многообразия видов, форм и содержания деятельности, рассчитанных на доминирующие способности, интерес и потребности (интеллектуально-познавательные, художественно-творческие, организаторско-лидерские). Выступления на концертных площадках, проведение археологических раскопок, разработка социально значимых проектов - все это является одновременно и привлекательным для участников, имеет четко выраженный результат, содержит эффект новизны, позволяет проявить творчество и самостоятельность и способствует самоутверждению личности.
2. Принцип свободы и творчества предполагает право выбора:
- познавательной деятельности, клубного пространства, пути, темпа продвижения по маршруту в освоении выбранной деятельности;
- форм и способов организации жизни в коллективе, участие в досугово-развлекательных мероприятиях;
- ролевой позиции при подготовке дел (организатор, участник, эксперт, рекламный агент, консультант, костюмер, оформитель, социолог и т.д.);
- формы участия в оздоравливающих программах (обливание, зарядка, шейпинг, массаж, спортивные секции, купание и др.).
3. Принцип социальной активности через включение подростков в социально значимую деятельность при проведении разноплановых просветительских, оздоровительных, спортивных, досуговых мероприятий.
4. Принцип взаимосвязи педагогического управления и самоуправления, реализация которого предполагает формирование временных творческих групп, служб из числа взрослых и детей по организации, пропаганде, освещению жизнедеятельности в лагере: аналитической, информационно-оформительской, хозяйственной, службы здоровья и т.д. Общими усилиями проводятся межлагерные и внутрилагерные мероприятия, часы здоровья, дискуссионные клубы, олимпиады по науке и искусству; интересные дела подробно освещаются пресс-центром.
Содержание программ в детском лагере должно формироваться по одному или нескольким направлениям. Рекомендуется обосновывать принадлежность программы к определенному направлению. Если необходимо, следует казать дополнительные направления, в рамках которых также осуществляется образовательная деятельность. В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 занятия в объединениях могут проводиться по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности: техническая; естественнонаучная; физкультурно-спортивная; художественная; туристско-краеведческая; социально-педагогическая.
Использование образовательных программ расширяет воспитательные возможности детских лагерей всех типов, способствует самоопределению школьников в личностной, социокультурной и профессиональной областях, включению детей в различные виды творческой деятельности, благоприятному отношению к ценностям образования и культуры, развитию нравственных качеств. В образовательной программе детского лагеря рекомендуется учесть необходимость развития информационной культуры учащихся наряду с заботой о здоровье детей. Реализация образовательных программ в детском лагере, с одной стороны, способствует развитию навыков адаптации в современном обществе, с другой стороны, призвано мотивировать ребенка к познанию и отстаиванию своей индивидуальности.
Данные методические рекомендации разработаны бюджетным образовательным учреждением Чувашской Республики дополнительного образования «Центр молодежных инициатив» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республикина основе рекомендаций ФГБОУ «Всероссийский детский центр «Океан» по примерному содержанию тематических (образовательных) программ, реализуемых в организациях отдыха детей и их оздоровления, и на основе опыта создания авторской программы детского лагеря «Программа шаг за шагом» ФГБОУ Всероссийский детский центр «Орленок».
Нормативно-правовой аспект
Согласно п. 9 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная программа представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов. Данное определение определяет и сущность дополнительной общеобразовательной программы.
Согласно п. 5 ст. 12 Федерального закон № 273-ФЗ образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность, если иное не установлено Федеральным законом. Данная позиция в полной мере относится к дополнительным общеобразовательным программам и конкретизируется в ч.4 ст.75 Федерального закона № 273-ФЗ, согласно которой «содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность».
Деятельность государственных, муниципальных образовательных организаций, а также индивидуальных предпринимателей, нетиповых образовательных организаций, организаций, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых, иных юридических лиц регулируется Порядком организации осуществления деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, который утвержден приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 г. № 1008.
Детский оздоровительный лагерь является организацией отдыха детей и их оздоровления (Типовое положение о детском оздоровительном лагере, представлено письмом Минздравсоцразвития России от 14.11.2011 №18-2/10/1-7164). Основными целями деятельности лагеря являются обеспечение развития, отдыха и оздоровления детей. В лагере создаются условия для организации воспитательного процесса, реализации дополнительных образовательных услуг.
Основным элементом деятельности лагеря является смена. Под сменой понимается форма деятельности лагеря завершенного цикла в ограниченный период времени и с ограниченным контингентом детей.
Развитие детей осуществляется через образовательную деятельность, что подразумевает реализацию дополнительных образовательных программ (далее – Программа), обеспечивающих актуализацию и адаптацию потенциальных ресурсов ребенка через самоопределение и самореализацию в образовательной деятельности, как в формальной, так и в неформальной деятельности лагеря.
Согласно Типовому положению о детском оздоровительном лагере основными задачами лагеря являются:
· организация содержательного досуга детей;
· создание необходимых условий для личностного, творческого, духовно-нравственного развития детей, для занятий детей физической культурой и спортом, туризмом, расширения и углубления знаний об окружающем мире и природе, развития творческих способностей детей, организации общественно полезного труда, формирования и развития позитивной мотивации здорового образа жизни;
· воспитание и адаптация детей к жизни в обществе, привитие навыков самоуправления, чувства коллективизма и патриотизма;
· формирование у детей общечеловеческой культуры и ценностей;
· привлечение детей к туристской, краеведческой, физкультурно-спортивной и военно-патриотической и иной другой деятельности.
Содержание программы
Согласно статье 12 Федерального закона № 273-ФЗ образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:
· обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
· интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
· формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
· взаимодействие с различными социальными институтами, социальное партнерство;
· профилизацию смен и профориентационную работу с обучающимися;
· развитие лидерских качеств и инновационного мышления обучающихся, ведущих компетенций личности;
· воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
Целью и задачами Программ, в первую очередь, является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с чем, содержание дополнительных образовательных программ должно соответствовать:
1. Достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям региона;
2. Направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной и др.);
3. Запросам детей и родителей (законных представителей), выявленным в ходе мониторинга (с учетом результатов исследований);
4. Современным образовательным технологиям, отраженным в формах и методах обучения (активных методах, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей, диагностике индивидуальных достижений и др.); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося);
Содержание дополнительных образовательных программ должнобыть направлено на:
1. Создание условий для развития личности ребенка;
2. Развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
3. Обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
4. Приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
5. Создание условий для проведения воспитательной и оздоровительной работы, предусмотрев проведение мероприятий, направленных на профилактику алкоголизма, наркомании, табакокурения, правонарушений, безнадзорности и экстремизма;
6. Создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур;
7. Целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;
8. Укрепление психического и физического здоровья детей;
9. Взаимодействие всех участников образовательного процесса.
Содержание структурных элементов программы
Программа, как правило, включает следующие структурные элементы:
1. Титульный лист;
2. Пояснительную записку;
3. Основные программные мероприятия;
4. План-график реализации программы;
5. Методическое обеспечение программы;
6. Ресурсное обеспечение программы;
7. Список литературы.
Титульный лист
На титульном листе необходимо указать:
· Полное юридическое наименование учреждения;
· Где, когда и кем утверждена программа;
· Название программы;
· Срок реализации программы;
· Ф. И.О., должность автора (авторов) программы;
· Название города, населенного пункта, в котором реализуется программа;
· Год разработки программы.
Особое внимание следует обратить на название программы. Это ее лицо, визитная карточка. Как правило, оно рождается либо на этапе появления идеи, либо позже, когда уже продумано содержание программы. Название должно быть кратким (не более 7 слов), но емким, отражающим содержание всей программы, привлекательным для детей.
Пояснительная записка
В пояснительной записке к программе следует раскрыть следующие блоки:
Направленность программы
Тематическая образовательная программа смены обеспечивает жизнедеятельность, функционирование и развитие организации отдыха детей и их оздоровления в соответствии с основными принципами государственной политики в области образования, воспитания и оздоровления школьников.
Направленность тематических образовательных программ определяется:
· по содержанию (социально- педагогическая, спортивно- оздоровительная, научно-техническая, туристско- краеведческая, военно- патриотическая, художественная и др.);
· по функциональному предназначению (досуговая, учебно– познавательная, предпрофессиональная, специальная, общекультурная, прикладная и др.);
· по форме организации (индивидуально- ориентированная, групповая, отрядная, командная, общелагерная и др.)
· по времени реализации (краткосрочная, долгосрочная).
Актуальность, новизна
Актуальность педагогической идеи, которую развивает автор в своей программе, может отражаться в нескольких составляющих:
· Актуальность для общества – как программа ориентирована на решение общественных проблем;
· Актуальность для государства – как программа отражает стратегические цели государства в области образования, способствует решению общественных проблем;
· Актуальность для лагеря как образовательного учреждения – как авторская программа соотносится с развитием лагеря, другими основополагающими программами и документами д