Особенности возрастного развития детей (лекция — 3 ч).
1. Периодизация возрастного развития, ведущий тип деятельности, тип общения детей в различные временные периоды. Их описание. Специфики лагерной смены.
Младший школьный возраст:
· общая характеристика возраста;
· особенности физиологического развития детей младшего школьного возраста;
· нормы физических нагрузок;
· взаимоотношения младших школьников между собой и со взрослыми;
· сфера интересов младших школьников;
· особенности проявления эмоций.
Подростковый возраст:
· общая характеристика возраста;
· особенности физиологического развития и нормы физических нагрузок;
· сферы интересов подростков;
· развитие и укрепление чувства взрослости;
· противоречия взросления; самоидентификация;
· самооценка внешности, физического «Я»;
· взаимоотношения со сверстниками;
· ценностный конфликт;
· кризис независимости (влияние на отношения со сверстниками и взрослыми);
· особенности пубертатного периода.
Ранняя юность:
· общая характеристика возраста;
· формирование Я-концепции;
· проблема нравственного выбора;
· юношеская сексуальность;
· особенности отношений со сверстниками, младшими детьми и взрослыми;
· сфера интересов;
· жизненные цели.
Проблемы психосексуальных взаимоотношений в условиях временного детского объединения (лекция — 3 ч).
Понятие «временное детское объединение».
Особенности сексуального развития детей в различные возрастные периоды.
Их влияние на специфику детских взаимоотношений.
Конфликты на почве влюблённости.
Нестандартные ситуации и специфика действий педагога-организатора в них.
2.4. Особенности формирования временного детского коллектива в условиях учреждений отдыха и оздоровления детей (лекция — 3 ч).
Понятия «коллектив», «группа», «временное объединение».
Особенности формирования временного детского коллектива учреждений отдыха и оздоровления детей.
Основные концепции развития детского коллектива.
Социально-психологические процессы в первично-организованной группе: адаптация, коммуникация, идентификация, интеграция.
Социально-психологические законы формирования межличностных отношений.
Закономерности развития группы.
Особенности каждого этапа развития группы и действий педагога-организатора.
2.5. Конфликты в условиях учреждений отдыха и оздоровления детей и стратегии выхода из них (практическое занятие — 3 ч).
Понятие «конфликт». Структура и динамика конфликта.
Способы разрешения конфликта. Диагностика конфликтности.
2.6. Экстремальные ситуации в учреждениях отдыха и оздоровления детей и особенности действия вожатого в них (практическое занятие — 3 ч).
Понятие «экстремальная ситуация».
Особенности поведения людей, обладающих различными темпераментами в экстремальных ситуациях.
Виды экстремальных ситуаций и порядок действий педагога-организатора в случаях:
пожара;
грозы, урагана;
дорожно-транспортных происшествий;
во время купания;
потери ребёнка во время прогулки вне территории учреждений отдыха и оздоровления детей;
несанкционированного отсутствия ребёнка в отряде;
конфликта с местной молодёжью.
Контрольные вопросы по II разделу
1. В чём смысл понятия «воспитание». Какие выделяются виды воспитания?
2. В чём специфика формирования и функционирования воспитательной системы учреждений отдыха и оздоровления детей?
3. Какие существуют методы воспитания?
4. Какова специфика развития личности ребёнка в различные возрастные периоды?
5. Какие методы коррекции агрессивности, вспыльчивости вам известны?
6. Какие существуют пути выхода из стрессового состояния у педагога-организатора?
7. Какие механизмы психической защиты вы знаете?
8. Какие методы восстановления физических и психических сил ребёнка вам известны?
9. Какие способы повышения сплочённости коллектива вы знаете?
10. Каковы способы преодоления барьеров общения?
11. В чём заключается основное противоречие в проблеме взаимодействия большинства и меньшинства?
12. В чём заключаются особенности психосексуальных взаимоотношений детей в условиях закрытого коллектива?
13. В чём специфика делового общения вожатых ДОЛ?
14. Что такое конфликт? Какие существуют методы выхода из конфликта?
15. Что такое экстремальная ситуация?
16. В чём заключаются особенности поведения людей, обладающих различными темпераментами, в экстремальных ситуациях?
Раздел III