Особенности возрастного развития детей (лекция — 3 ч).

1. Периодизация возрастного развития, ведущий тип деятельности, тип общения детей в различные временные периоды. Их описание. Специфики лагерной смены.


Младший школьный возраст:

· общая характеристика возраста;

· особенности физиологического развития детей младшего школьного возраста;

· нормы физических нагрузок;

· взаимоотношения младших школьников между собой и со взрослыми;

· сфера интересов младших школьников;

· особенности проявления эмоций.

Подростковый возраст:

· общая характеристика возраста;

· особенности физиологического развития и нормы физических нагрузок;

· сферы интересов подростков;

· развитие и укрепление чувства взрослости;

· противоречия взросления; самоидентификация;

· самооценка внешности, физического «Я»;

· взаимоотношения со сверстниками;

· ценностный конфликт;

· кризис независимости (влияние на отношения со сверстниками и взрослыми);

· особенности пубертатного периода.

Ранняя юность:

· общая характеристика возраста;

· формирование Я-концепции;

· проблема нравственного выбора;

· юношеская сексуальность;

· особенности отношений со сверстниками, младшими детьми и взрослыми;

· сфера интересов;

· жизненные цели.

Проблемы психосексуальных взаимоотношений в условиях временного детского объединения (лекция — 3 ч).

Понятие «временное детское объединение».

Особенности сексуального развития детей в различные возрастные периоды.

Их влияние на специфику детских взаимоотношений.

Конфликты на почве влюблённости.

Нестандартные ситуации и специфика действий педагога-организатора в них.

2.4. Особенности формирования временного детского коллектива в условиях учреждений отдыха и оздоровления детей (лекция — 3 ч).

Понятия «коллектив», «группа», «временное объединение».

Особенности формирования временного детского коллектива учреждений отдыха и оздоровления детей.

Основные концепции развития детского коллектива.

Социально-психологические процессы в первично-организованной группе: адаптация, коммуникация, идентификация, интеграция.

Социально-психологические законы формирования межличностных отношений.

Закономерности развития группы.

Особенности каждого этапа развития группы и действий педагога-организатора.

2.5. Конфликты в условиях учреждений отдыха и оздоровления детей и стратегии выхода из них (практическое занятие — 3 ч).

Понятие «конфликт». Структура и динамика конфликта.

Способы разрешения конфликта. Диагностика конфликтности.

2.6. Экстремальные ситуации в учреждениях отдыха и оздоровления детей и особенности действия вожатого в них (практическое занятие — 3 ч).

Понятие «экстремальная ситуация».

Особенности поведения людей, обладающих различными темпераментами в экстремальных ситуациях.

Виды экстремальных ситуаций и порядок действий педагога-организатора в случаях:

пожара;

грозы, урагана;

дорожно-транспортных происшествий;

во время купания;

потери ребёнка во время прогулки вне территории учреждений отдыха и оздоровления детей;

несанкционированного отсутствия ребёнка в отряде;

конфликта с местной молодёжью.


Контрольные вопросы по II разделу

1. В чём смысл понятия «воспитание». Какие выделяются виды воспитания?

2. В чём специфика формирования и функционирования воспитательной системы учреждений отдыха и оздоровления детей?

3. Какие существуют методы воспитания?

4. Какова специфика развития личности ребёнка в различные возрастные периоды?

5. Какие методы коррекции агрессивности, вспыльчивости вам известны?

6. Какие существуют пути выхода из стрессового состояния у педагога-организатора?

7. Какие механизмы психической защиты вы знаете?

8. Какие методы восстановления физических и психических сил ребёнка вам известны?

9. Какие способы повышения сплочённости коллектива вы знаете?

10. Каковы способы преодоления барьеров общения?

11. В чём заключается основное противоречие в проблеме взаимодействия большинства и меньшинства?

12. В чём заключаются особенности психосексуальных взаимоотношений детей в условиях закрытого коллектива?

13. В чём специфика делового общения вожатых ДОЛ?

14. Что такое конфликт? Какие существуют методы выхода из конфликта?

15. Что такое экстремальная ситуация?

16. В чём заключаются особенности поведения людей, обладающих различными темпераментами, в экстремальных ситуациях?

Раздел III

Наши рекомендации