Организационные основы деятельности оздоровительного лагеря
В основу организации жизнедеятельности детского оздоровительного лагеря целесообразно положить троичный ритм, основанный на развитии чувств, мышления и воли ребенка. Поэтому наполнение ежедневной деятельности может быть выражено следующим образом:
- умственная деятельность (проблемные мастерские; лаборатории, проектировочная деятельность, ежедневная рефлексия и т.д.);
- практическая деятельность (экология, спорт, туризм, труд, шефская работа, кружки и т.д.);
- досуговая деятельность (игры, увлечения, клубы, творческая деятельность, путешествия в природу и т.д.).
Правильное распределение функциональных обязанностей между субъектами управления оздоровительного лагеря образовательного учреждения позволяет организовать работу лагеря и устранить дублирование функций между педагогами. Рекомендуется следующий порядок распределения функциональных обязанностей.
Директор учреждения:
1. Принимает решение о ходатайстве перед учредителем об учреждении детского оздоровительного лагеря на базе учреждения, его финансировании.
2. Составляет штатное расписание, определяет должностные обязанности персонала.
3. Вместе с педсоветом определяет стратегию развития лагеря как структурного подразделения.
4. Руководит разработкой оздоровительной программы лагеря.
5. Утверждает программу работы лагерной смены и контролирует ее реализацию.
6. Организует административный контроль за качеством воспитательной работы.
7. Несет ответственность за безопасность жизни и здоровья детей.
Педсовет лагеря:
1. Участвует в разработке оздоровительной, воспитательной работы лагеря.
2. Утверждает программу работы лагерной смены.
3. Работает над решением проблемы совершенствования жизнедеятельности учащихся во время пребывания в лагере.
4. Оказывает помощь педагогам в организации работы с детьми и подростками.
5. Является формой повышения профессионального мастерства воспитателей.
Ученический совет лагеря:
1. Обсуждает программу воспитательной работы.
2. Вносит предложения по совершенствованию жизнедеятельности детей.
3. Принимает решения о поощрениях актива.
4. Способствует развитию само - и соуправления в лагере.
5. Анализирует результаты мероприятий и подводит итоги работы.
Начальник лагеря (смены):
1. Отвечает за организацию учета детей.
2. Несет персональную ответственность за создание безопасных условий труда и отдыха детей, находящихся в лагере.
3. Организует планирование жизнедеятельности лагеря, направленной на оздоровление и развитие детей.
4. Контролирует соблюдение педагогически целесообразного режима дня, разработанного и утвержденного педагогическим советом.
5. Осуществляет контроль и анализ эффективности проводимых мероприятий с учетом соблюдения принципа рационального сочетания двигательной, досуговой и познавательной деятельности.
6. Несет ответственность за организацию и качество питания.
7. Проводит инструктаж по технике безопасности с регистрацией в специальном журнале.
8. Контролирует выполнение персоналом должностных обязанностей и Правил внутреннего распорядка.
9. Оказывает методическую помощь воспитателям.
10. Следит за выполнением санитарно-эпидемиологических правил.
11. Несет ответственность за выполнение программы работы лагеря.
12. Составляет аналитический отчет о деятельности лагерной смены.
Воспитатель, вожатый:
1. Проводит повседневную работу по созданию условий для оздоровления, воспитания, развития детей.
2. Планирует и организует воспитательную работу на основе учета возрастных особенностей детей.
3. Оздоровительную работу строит в соответствии с принципом рационального чередования разных видов деятельности: труда, активного отдыха, познавательной деятельности, игр, общения.
4. В соответствии с концепцией деятельности детского оздоровительного лагеря выделяет развитие познавательного интереса, расширение кругозора детей как приоритетные.
5. Несет ответственность за соблюдение педагогически целесообразного режима дня, разработанного и утвержденного педагогическим советом лагеря.
6. Контролирует организацию и качество питания детей.
7. Ведет учет посещаемости детьми различных мероприятий.
8. Не допускает ухода детей с территории лагеря.
9. Добивается соблюдения детьми требований охраны труда и техники безопасности.
10. Ведет индивидуальную работу с детьми.
11. Оказывает помощь в организации детского самоуправления.
12. Несет ответственность за безопасность жизни и здоровья детей.
13. Взаимодействует с родителями и лицами, их заменяющими.
Инструктор физкультуры:
1. Осуществляет набор детей, не имеющих медицинских противопоказаний, в клубы, секции, спортивные группы оздоровительной направленности.
Проводит учебно-тренировочную и воспитательную работу по формированию здорового и безопасного образа жизни.
2. Ведет систематический учет посещаемости детьми спортивных занятий.
3. Использует эффективные методы спортивной подготовки и оздоровления детей.
4. Проводит ежедневную гигиеническую гимнастику (зарядку).
5. Организует и проводит оздоровительные и физкультурно-массовые мероприятия.
6. Принимает меры по физической реабилитации детей, имеющих отклонения в здоровье.
7. Несет ответственность за безопасность жизни и здоровья детей.
Медицинский работник:
1. Осуществляет контроль за планированием и организацией спортивно-оздоровительных занятий с учетом медицинских показаний о состоянии здоровья детей.
2. Контролирует качество питания, чистоту пищеблока.
3. Осуществляет контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил, разработанных для детских оздоровительных лагерей.
4. Оказывает первую медицинскую помощь при травмах, заболеваниях.
5. Обеспечивает транспортировку заболевших в лечебные учреждения.
Социальный педагог:
1. Участвует в определении задач, форм, методов социально-педагогической работы лагеря.
2. Вместе с другими педагогами планирует работу и корректирует планы воспитательного процесса.
3. Выявляет интересы, потребности, трудности и проблемы детей, оказывает им своевременную помощь и поддержку.
4. Способствует созданию комфортных условий и безопасности личности в лагере.
5. Участвует в обеспечении охраны жизни и здоровья детей.
6. Изучает психолого-медико-педагогические особенности личности детей и условия их жизни.
7. Взаимодействует с педагогами, родителями и лицами, их заменяющими.
Педагог дополнительного образования:
1. Участвует в определении задач, форм, методов педагогической работы лагеря.
2. Вместе с другими педагогами планирует работу и корректирует планы воспитательного процесса.
3. Выявляет интересы, потребности, трудности и проблемы детей, оказывает им своевременную помощь и поддержку.
4. Способствует созданию комфортных условий и безопасности личности в лагере.
5. Организует и проводит работу детских объединений по интересам.
6. Принимает участие в организации досуговой деятельности детей.