Пять типов общественного устройства
Пять центров влияния на жизнь образуют пять типов общественного устройства: техногенный, демократический, семейно-родовой, автократический и духовно-коллегиальный. Нечеловечный центр порождает техногенный унифицированный ад, в котором каждый человек – механически встроенная часть единой системы, у которой нет целей, кроме самой себя. Такие общества иногда показывают в фильмах-антиутопиях. На западе уже просматриваются черты такого мира. Индивидуалистический код является основой для формирования демократий (социальная жизнь – в интересах потребностей человека). Общественно-биологический код образует семейно - родовой уклад, в котором все стараются быть преданными свой общности, заботиться друг о друге. Религиозный код создает автократическийстрой: «Нас объединяет высокая идея (в предельном случае - Бог), ради которой каждый готов жертвовать личными интересами». Продуктом сверх-общественного кода является духовно-коллегиальный уклад жизни: сотворчество всех друг с другом и с Богом в центре как Личностью (с идеей сотворчества не бывает) для Его удовлетворения.
Второй и четвертый типы общественного устройства – это противоположности, находящиеся в состоянии постоянной борьбы и питающие друг друга, а третьему – семейному укладу – «достается» и от эгоизма демократии, и от порой жестокой идейности автократии. Коллегиальность же является синтезом этих противоположностей, из которого человечество происходит (духовное общество), и в который оно должно вернуться, обогащенное ценнейшим опытом. Что касается техногенной цивилизации, то она возникает только в результате отказа человечества от этого синтеза, от диалектики Высшего замысла.
Демократия нужна носителям техногенного замысла мироустройства только как проверенная среда разрушения семейного и религиозного центров, но не сама по себе. Поэтому, хотя она и насаждается повсюду с такой методичностью, она обречена. Демократия – предтеча технократии, хотя последняя совершенно чужда ей по духу, будучи жесткой и обезличенной.
Автократия позволяет устанавливать моральные ценностипосредством обязательного принятия всеми единого религиозно-идейного авторитета, что весьма хорошо для защиты семейного уклада жизни (как показывает традиционный мир, в частности исламский). Однако, когда в автократию проникает нечеловечный код, то семья проходит через жестокие страдания, а о «правах человека» можно вообще забыть (пример все знают: Советский Союз с его репрессиями). Если религия не опирается на общественно-биологический центр, т.е. на семейные и родовые традиции, то она обречена подобно древу со слабыми корнями.
Движущей силой техногенного строя является стремление овладеть природой и заменить Бога совершенной унифицированной структурой власти. Движущей силой демократии является человеческий эгоизм, личная выгода. Семейность держится на привязанности к близким и дорогим людям. Сила автократии заключена в вере в высокую идею и авторитетов, которые ее олицетворяют примером своей самоотверженности. А в духовно-коллегиальном типе общественного устройства движущей силой является вдохновение, когда в открытых обсуждениях и сотворчестве проявляется замысел Всевышнего и наша личная ответственность за исполнение этого Замысла.
Коллегиальность ближе к автократии, чем к демократии, но принципиально отличается от обоих. Также, поскольку она зиждется на духовных отношениях, она есть ничто иное как перерождение семейного уклада на духовном уровне. Люди уже наелись и устали от пустословия и бесцельности демократии, многие люди старшего поколения тоскуют по атмосфере социального единения и обязательств перед обществом, которая была в Советском Союзе. С другой стороны, людей уже не загонишь «стройными рядами в светлое будущее». Важность демократического опыта в том, что он отучает человека от идейной стадности, страха высказывать свои сомнения или несогласия (что характерно для автократии). Поэтому единственным системным движением вперед для человеческой цивилизации является освоение коллегиальных принципов жизнеустройства, запуск через них духовного кода.
Поскольку любое общество всегда будет состоять из людей, на которых влияют все пять центров (причем, активными могут быть и низшие), то в коллегиальном устройстве должны присутствовать все пять типов общественного устройства. То есть, в нем должно быть место для корыстно мотивированных людей, и для тех, кто хочет простого человеческого счастья, и для тех, кто хочет видеть Бога только в своей религии. Однако основные образовательные и управленческие центры должны действовать в сверх-общественной Концепции, тогда все люди будут прогрессировать в своем естественном ритме развития, находясь там где им лучше быть. Согласно оценке известного русского философа Бердяева Н.А., чтобы все общество находилось под влиянием определенной системы ценностей, достаточно чтобы 5% его населения (элита) были носителями этих ценностей. Приняв эту оценку за ориентир, нужно начать целенаправленную работу по достижению этой «критической массы» влияния сверх-социального центра в среде интеллигенции и управленцев. Демоничный мыслительный код в этом случае перестанет быть опасным; более того, его незначительное дозированное присутствие будет, подобно прививке, способствовать личной осознанности в людях, т.е. способности различать центры влияния, и особенно – различать нечеловечное и Человеческое.
Коллегиальная культура очень чувствительна как к личной осознанности, так и коллективной дисциплине. Она может стать жертвой нечеловечного центра в основном когда сваливается в демократию. Признаками этого являются: общее состояние невоодушевленности и бесцельности, появление личных корыстных амбиций и тенденция к не исполнению совместно принятых решений. Если такое происходит, то возможно на время вернуться к автократии, чтобы «поставить на место» личные эго. Со временем подобные рецидивы в коллективе прекращаются т.к. появляется опыт и вкус к духовному сотворчеству. Очень важно для жизни любого коллектива в духовно-коллегиальной культуре сформулировать и затем по мере собственного созревания уточнятьдуховно-нравственный кодекс: общие ценности и цели; принципы и правила взаимоотношений; порядок решения деловых вопросов; подход к разрешению противоречий и т.п. Это создает надежную основу для работы над собой как каждого в отдельности, так и всего коллектива в целом и, кроме того, позволяет установить преемственность этой уникальной культуры для тех, кто придет позже. В конце этого документа мы приведем пример такого кодекса.