Обязанности родителей и детей
Прежде, чем браться за воспитание, родители должны признать, что это их ребенок. Это очень важно, потому что некоторые родители не совершают данный шаг. Они думают: «Бот нежеланный! Не хотели мы тебя». Надо непременно признать, осознать, что это ваш ребенок. Для матери этот вопрос стоит не так остро: она осознает свое материнство через беременность, через родовые муки. Мужчине осознавать свое отцовство гораздо сложнее, зачастую отцы не признают своего ребенка. Они могут говорить, что признали, но на самом деле в глубине души не ощущают отцовства, и даже не берут на себя не только заботу, но и ответственность. Такая ситуация может привести к большим проблемам у ребенка в будущем, что потом отразится на жизни родителей или даже окажется причиной окончательного разлада внутри семьи. Допустим, мать признала ребенка, отец не признал. Ребенок привязывается к матери и в дальнейшем ставит ей условие, чтобы отец с ними не жил. Поэтому очень важно с самого начала признать ребенка своим и полюбить его.
В любой семье у детей и родителей есть обязанности друг перед другом. Родители обязаны сделать ребенка разумным, здоровым, счастливым. Они обязаны направить его на тот путь, для которого он был создан, помочь найти ребенку цель в жизни. Это несложно, если внимательно наблюдать за ребенком: когда ребенок тянется к чему-то, то, даже вопреки своим ожиданиям и желаниям, нужно дать ему возможность развиваться в этом направлении. Родители должны терпеть эмоции ребенка, его глупость. Часто родители не могут принимать глупость и наивность ребенка. Они говорят: «Ты что, дурак? Ты почему вот так себя ведешь?» А он ведь просто ребенок, он действительно менее разумный. Они смеются над ним и говорят: «Ну ты вообще, как так…» Но это означает лишь то, что они сами недостаточно разумные, потому что разумный человек видит уровень другого человека и дает ему возможность ошибаться, не обращает внимания на его промахи, больше того – воспринимает его серьезно.
Есть советский мультфильм «Трое из Простоквашино», в котором маленького мальчика родители называли «дядя Федор» – так они культивировали в нем ответственность. Они относились к своему ребенку серьезно, и он тоже ко всем серьезно относился: у него была собака взрослая, с ответственностью, и кот с философскими наклонностями. То есть ребенок, которого воспринимают серьезно, быстро начинает развиваться интеллектуально.Ребенку надо показывать его сильные стороны. Не все дети, допустим, дядями Федорами вырастут, некоторые будут танкистами, другие – футболистами, но цель у родителей одна – развивать в ребенке сильные стороны, которые у него уже есть, и относиться к ребенку серьезно, не замечая его естественных, детских недостатков. Ни в коем случае нельзя акцентировать внимание на недостатках, потому что это является ни чем иным как проявлением чувства превосходства родителей над детьми. Это чувство рождает у детей зависть, злобу, антагонизм, и они восстают против мира взрослых. Это восстание выражается чуть позже в разноцветных гривах на головах, проткнутых сережками лицах, дырках в одежде и тому подобном. Ребенок выражает протест против столь пренебрежительного отношения к себе, он как бы говорит «Да, я дурак, смотрите, это нормально, вот я буду таким теперь всю жизнь!» Этот примитивный детский протест возникает в результате глупости, неосторожности родителей.
Дети же, в свою очередь, когда вырастут, должны давать родителям возможность быть такими, какие они есть. Всем людям присущи недостатки, и дети не должны обращать внимания на недостатки родителей, напротив, они должны уважать родителей, какими бы они ни были. У Ярослава Климанова, который пишет замечательные песни, есть такие строки:
Мне напоминают об одном
Голоса родной земли:
Поклониться матери с отцом,
Кем бы они ни были!
Вот такая очень четкая, лаконичная обязанность у детей. Также дети должны содержать старых родителей, заботиться о них, когда они станут совсем немощными и учиться их слушать. Однако это не значит, что дети должны выполнять все, что им скажут родители. Если отец говорит: «Пойдем вместе выпьем!», то надо по-доброму ему ответить: «Папа, мне не нравится такое занятие. Прости меня», и он поймет. Часто дети думают, что родители требуют своего, но они требуют не своего, они требуют послушания.
Приведу пример. Допустим, папа говорит: «Зачем тебе нужна эта вот специальность?», и сын отвечает: «Папа, я согласен! Я подумаю на эту тему. Спасибо тебе за совет!», и продолжаешь работать в прежнем направлении. При следующей встрече папа говорит: «Ну что ты, не у слышал меня что ли?» – «Я, папа, тебя услышал, но вот как-то ничего с собой не могу сделать. Я уважаю тебя и твое мнение. Спасибо! Я очень благодарен тебе, но мне кажется, что мне лучше жить вот так!» И папа поймет. Он скажет: «Сынок, ты у меня упрямый, ну что сделаешь. Главное, чтобы ты меня уважал. Ты хорошо, по-человечески себя ведешь. Живи как можешь».
У меня в Индии есть друзья, два брата, и у них – отец. Я часто бываю у них в гостях по делам. И каждое утро сыновья при виде своего отца кланяются ему в ноги. У них очень теплые, добрые отношения. Когда дети занимают подчиненное положение по отношению к родителям, те сразу расслабляются. У них нет проблем с увлечениями детей, они спокойно ко всему относятся. Но если дети бунтуют против родителей, родители идут на принцип и начинают отстаивать свое, пытаются прогибать детей. Причина – протест непослушанию.
Дети – это плоды нашей жизни. Плоды бывают трех видов: сладкие, горькие и ядовитые. Люди, живущие возвышенной жизнью, получают сладкие плоды. Люди, которые стремятся к каким-то внешним утехам (машина, квартира, дом, отдых, работа, деньги), получают кисло-горькие плоды и таким образом разочаровываются в своих детях. А те люди, которые живут так, как хотят, получают исключительно ядовитые плоды, и дети становятся причиной их страданий и жутких несчастий в жизни. Вот и все. Как мы живем, такими будут и наши дети, такими будут наши плоды.
Особенности психики ребенка
Ребенок не может контролировать свою энергию. Энергия управляется при помощи разума. А у ребенка разум пока не развит, он в зачаточном состоянии, только начинает функционировать. У ребенка активизированы только чувства, а это означает, что он полностью копирует среду, в которой находится. Какая энергия движется в семье, такая будет и в его в теле. Если в семье родился ребенок, а для мамы и папы главным является физическое влечение, то вся энергия у ребенка будет стекать в нижний центр. Это может по-разному выражаться: ребенок может стать очень капризным, потреблять чрезмерное количество пищи, демонстрировать неадекватную самооценку, проявлять агрессию или стать неуправляемым. Такое агрессивное поведение означает, что родители ведут недостаточно чистый, праведный образ жизни. Их устремленность недостаточно высокая, поэтому у ребенка энергия тоже опускается вниз.
Ребенок – неразумное существо, он на агрессию всегда отвечает агрессией. Он не может не зеркально отвечать на посыл. Не зеркальный ответ означает присутствие разума. Допустим, меня оскорбили, я простил. Это означает, что у меня есть духовная сила. Но ребенок еще так не умеет: на него давят – он давит в ответ, над ним издеваются – он либо психически ломается, либо звереет. И то и другое означает зеркальный ответ. Понимаете, он или побеждает вас, или проигрывает вам, – третьего не дано. Но это означает, что между вами идет война, и если один победил, другой проиграл. Обычно побеждают дети, потому что психика ребенка в несколько раз сильнее, чем психика взрослого человека.
Первыми у ребенка начинают развиваться чувства, с пяти лет начинает уже развиваться ум. В период полового созревания начинает потихоньку проклевываться разум, запускается механизм самостоятельного развития. Но разум этот пока еще взбалмошный и самодурный. Поэтому, когда детям 13–14 лет, они уже хотят жить самостоятельно и пытаются превосходить старших, но это все еще копирование модели поведения взрослых, а не взвешенные, рациональные решения.
Для принятия самостоятельных решений одного разума будет недостаточно; для этого нужна еще и железная воля. Но воля не дается от рождения, ее необходимо вырабатывать. Поэтому маленькие дети так внушаемы – у них не было еще достаточно времени, чтобы сформировать себе волю и характер. Допустим, вам нужно встать рано утром, часов в 5. Все вокруг спят, храпят заливисто, им хорошо, а вам нужно вылезать из теплой постели! Легко вам будет вставать? Вряд ли. А теперь осознайте, что вы – взрослый человек, у вас сильный развитый разум. А ребенок маленький, у него разум находится в зачаточном состоянии, полностью под влиянием среды. Итак, мама пришла с работы и начинает обсуждать с подругами по телефону последние новости. Папа пришел, включил телевизор, а там хоккей, «наши» ведут! Ребенок же должен учить уроки, он должен создавать вокруг себя атмосферу, в которой преобладает аскетизм.Это все равно что, допустим, мама сидит кушает, папа кушает, а я пощусь, а мне всего 7 лет. Ну как я могу поститься, если родители кушают?! Правильную атмосферув семье обязаны создавать родителии только они. Мама и папа должны работать над собой,даже когда приходят после тяжелого трудового дня домой. А они вместо этого просто расслабляются. В результате, ребенок тоже хочет расслабляться, а не работать, поэтому он через силу наскоро выполняет домашнее задание, а потом садится за компьютерные игры, потому что такова атмосфера в доме. Он расслабляется не так как мама или папа, по-своему, потому что в зависимости от развития тела, у человека формируются интересы. В раннем возрасте у ребенка очень большая потребность получать наслаждение от этого мира, поэтому он все познает через игру. Но если его в школе не обучают через игру, то это проблема школы, и ребенку просто необходимо играть дома в компьютерные игры. Но если папа и мама занимаются вечером правильными вещами, то ребенку будет гораздо проще учить уроки. Он даже сможет сделать это с удовольствием, если родители придут и в игровой технике эти уроки вместе с ребенком выучат, тем самым оказав посильную помощь своему чаду Каждая женщина от природы талантлива в трех вещах: в воспитании, в приготовлении и в заботе. Любая женщина. Конечно, бывают ленивые женщины, которые не хотят всем этим заниматься, но это не значит, что они не специалисты в этом деле. Поэтому женщине несложно в игре позаниматься с ребенком, воспитывая его и приучая к дисциплине. Для этого нужно только проявить любовь.
Также правильное воспитаниеозначает добрую строгость,когда вы по-доброму относитесь к ребенку, но не попустительствуете, не потакаете ему во всем, и вместе с тем ваша строгость не основывается на злости, на агрессии. А главное, ваше настроение не должно влиять на объективность оценки происходящего.
Допустим, у вас день рождения, а ребенок принес из школы двойку. У вас праздник, поэтому вы говорите: «Ничего страшного, все хорошо» (у вас хорошее настроение, так зачем его портить, если в это день можно простить двойку и веселиться дальше). Зато на следующей день, когда у вас болит голова и все падает из рук, а ваш ребенок вновь приносит двойку, вы отругаете его со всей строгостью, может быть, даже выпорете. Это неправильно. Вне зависимости от обстоятельств и вашего настроения, за один и тот же проступок должна быть одинаковая мера наказания.
Часто бывает, что родители ради достижения цели начинают торговаться со своими детьми. «Ты получишь то, что хочешь, если сделаешь то, о чем я тебя прошу». Но приучив к этому ребенка, они не замечают, как ребенок с удовольствием потом принимает эстафету и начинает манипулировать родителями. Им больше нечего дать ребенку, они не могут дать ему любовь, потому что у людей, живущих в страсти, нет любви. Как они наслаждаются друг другом, так же они наслаждаются и ребенком. А наслаждение от ребенка уменьшается по мере его развития. Меленький ребенок дает очень много телесного наслаждения, но чем ребенок старше, тем удовольствия от него становится меньше, а к моменту переходного возраста и начала полового развития наслаждения от ребенка уже совсем не остается. С этого момента становится сложнее всего. Ребенок отвязывается от родителей, уходит от них, и они уже не могут наслаждаться им, как раньше. А это неминуемо приводит к конфликтам.
Родители планируют, что ребенок будет всегда жить так, как они хотят, и не понимают, что это возможно только в том случае, если они ему через свою любовь уже привили разум, потому что ребенок все равно будет жить по-своему, так, как его ведет судьба. Ребенок как цветок – растет туда, откуда солнце; откуда исходит радость, туда ребенок и тянется. Если радость от улицы, он идет на улицу, если радость от наркотиков, он идет к наркотикам. Но родители через праведную жизнь могут привить ребенку правильные радости, так что даже если у него судьба плохая, его все равно будет тянуть к хорошим вещам. Однако для этого необходимо, чтобы в первую очередь развивались сами родители. Так что вывод здесь один, очень простой: ребенка невозможно воспитать хорошим, если родители ведут безнравственную жизнь. Только личным примером правильного поведения, не совершая при этом особых усилий, можно показать ребенку правильный путь.
Я заметил закономерность развития по типу пирамиды: когда родители помогают ребенку развиваться в той области, что ему интересна, постепенно он начинает развиваться во всем остальном.Допустим, ребенку очень нравится хоккей. Если дать ему возможность заниматься хоккеем серьезно, основательно, ребенок разовьет все навыки, необходимые в этом виде спорта, и добьется больших результатов. В процессе достижения своей мечты, ребенок поймет необходимость прилежно учить математику, грамматику, языки, потому что он будет тренером, а тренер должен быть образованным человеком. Ребенок ради поставленной цели, ради хоккея, будет стараться учиться на «отлично» не ради отметок, а ради знаний. Так одно постепенно подтянет естественным образом за собой все остальное, и человек станет счастливой, реализовавшейся, разносторонне развитой личностью.
Основная проблема воспитания кроется в нашей корысти, которая заключается в страстном желании увидеть, как дети реализуют наши планы и цели, которые нам самим не удалось реализовать в жизни. Но таким образом мы совершаем насилие над нашими детьми. Модель воспитания детей по своему образу и подобию идет исключительно от незнания, от невежества. Зачастую люди думают, что дети должны быть их точной копией. И это ломает детям жизни. Постепенно эгоизм проецируется на свою семью: супруг – моя собственность, ребенок – моя собственность, все должны действовать так, как я этого хочу. А потом возникает непонимание, откуда берется проблема. И люди думают, что во всем виноват телевизор, компьютерные игры, именно из-за этого их ребенок растет недоразвитым. Виноват детский сад, виновата школа, приятели с улицы, – виноваты все вокруг, кроме родителей. И часто звучит вопрос: «Я таким в его годы не был; почему мой ребенок вырос таким?!»
Для правильного воспитания нужен опыт чистой родительской любви, но опыт этот приходит только с духовной практикой. Люди, которые живут лишь заботой о своем финансовом благополучии и плотскими радостями, не имеют опыта настоящей любви. Такие люди сначала наслаждаются друг другом, а родив ребенка, пытаются наслаждаться постоянным его присутствием в их жизни, его вниманием, отметками, поэтому ребенок в такой семье не развивается.