Характеристики зрелого и незрелого поведения по Крису Арджирису
Незрелое поведение / Незрелый возраст | Зрелое поведение / Зрелый возраст |
Пассивность | Активность |
Зависимость | Независимость (и от нее к осознанной взаимозависимости) |
Ограниченное число моделей поведения | Разнообразие поведенческих моделей |
Примитивные узкие интересы | Глубокие разносторонние интересы |
Краткосрочная перспектива | Долгосрочная перспектива |
Подчиненное положение | Главенствующее положение (стремление к равноправию) |
Низкий уровень самосознания, самоуправления | Высокий уровень самосознания, самоуправления |
Направления развития физического интеллекта человека, его тела (PQ):
ü рациональное питание (сбалансированное, умеренное, соблюдение постов);
ü постоянные занятия физическими упражнениями;
ü рациональный режим труда и отдыха;
ü управление стрессом;
ü профилактические действия с целью сохранения здоровья (ежегодная диспансеризация, санаторно-курортное лечение и др.)
Направления сохранения и развития когнитивного / ментального интеллекта (IQ):
ü непрерывное обучение;
ü обучение других;
ü чтение;
ü активное сознание (поиск и анализ информации, принятие решений);
ü проявление интереса к общественной, политической жизни.
Развитие эмоционального интеллекта (EQ):
ü развитие самопознания;
ü развитие понимания поведения людей;
ü развитие эмпатии;
ü овладение техниками управления собственными эмоциями и эмоциями других людей;
ü личная мотивация;
ü развитие коммуникативных навыков, навыков разрешения конфликтов и работы в команде.
Составляющие духовного интеллекта (SQ) –духовно-нравственного развития:
ü личная миссия, призвание;
ü верность системе общечеловеческих ценностей, идеалов (совесть человека);
ü сила воли;
ü уровень духовно-нравственного воспитания и образования.
Приблизительный период возраста
Рис. 5. Стадии развития профессиональной карьеры
Таблица 8
Стадии развития карьеры и проблемы, связанные с конкретными периодами
Развития
Стадии | Проблемы | Специфичные задачи |
Формирование ожиданий по поводу развития карьеры Вход в рабочую жизнь Базисное обучение в рамках организации Равноправное членство в период раннего развития карьеры Равноправное членство в период середины развития карьеры Кризис этапа середины развития карьеры Поздний период развития карьеры (выполнение нелидерской роли) Поздний период (выполнение лидерской роли) Закат карьеры Уход в отставку | Развитие основы для реалистичного выбора сферы приложения труда. Получение образования, профессиональных навыков. Экспериментирование. Устройство на работу. Становление членом организации. Ответственность за выполнение определенного вида работ. Развитие и демонстрация рабочих навыков. Выбор специализации. Пребывание в состоянии профессиональной компетентности. Переоценка личных качеств, способностей, профессиональных компетенций. Оценка достигнутых результатов, прогресса в соответствии с личными амбициями. Выполнение роли ментора, наставника. Использование знаний, навыков, опыта для организационного успеха. Отбор и развитие подчиненных. Снижение власти и ответственности. Коренные изменения стиля жизни. | Осознание и развитие личных потребностей и интересов. Получение максимальной информации о возможностях развития карьеры. Обучение поиску и получению работы. Преодоление отсутствия профессионального опыта, навыков. Установление взаимодействий с менеджерами и коллегами Повышение эффективности деятельности. Принятие статуса подчиненного. Развитие инициативы и реалистичных ожиданий. Получение определенной степени независимости. Реалистичная оценка возможностей развития внутриорганизационной карьеры. Осознание карьерных достижений / провалов. Принятие решения по поводу настоящего и будущего рабочей жизни. Сохранение профессиональной компетентности. Развитие навыков взаимодействия. Управление молодыми работниками. Возрастание ответственности за деятельность организации. Умелое применение власти. Балансирование между карьерой и семьей. Нахождение новых источников удовлетворения. Обретение смысла жизни вне работы. |