Санитарно-гигиеническое обеспечение условий для проведения урока.
Комплекс мероприятий, обеспечивающих оздоровительный эффект от занятий физ. упр-ями.
Температура воздуха для спортивного зала поддерживается в пределах 14 – 16°C.
После каждого занятия с классом в школе необходимо проветривать зал в течение всей перемены. Установлено, что вентиляция воздуха в легких человека в покое колеблется в пределах от 4 до 6 в 1 мин., а при упражнениях высокой интенсивности (бег, спорт.игры и др.) поглощение воздуха организмом возрастает в 10 раз и более. Поэтому исключительно важно обеспечивать в местах занятий физ.упр-ями должную чистоту воздуха.
Очень большое внимание следует постоянно уделять подержанию чистоты пола зала, гимнаст.матов, снарядов, влажную уборку пола зала, протирать мокрой тряпкой гимн.маты, а капитал.уборку - мытье пола, обтирание снарядов, инвентаря( сначала влажным способом, а затем сухой тряпкой). Производить обязательно после окончания всех занятий в зале
Несоблюдение этих важных санитарно-гигиенических требований приводит к большому скоплению пыли в помещении, занятия в таких условиях наносят большой вред здоровью, т.к. в легкие поступает пыльный воздух. Кроме того, в неубранном зале загрязняются тела и спортивная одежда занимающихся.
Материально-техническое обеспечение урока : определение, значение МТО предусматривает обеспечение учебно-воспитательного процесса таким количеством оборудования, инвентаря и мест выполнения учебных заданий, которое гарантировало бы полноценное решение всего комплекса задач при оптимальной плотности урока.Повышает плотность занятий, вызывает повышенный интерес учащихся, создает широкие возможности для применения наиболее эффективных организационно-методических форм урока и в конечном итоге во многом способствует результативности занятий.
Методы организации деятельности занимающихся на уроке. В практике физического воспитания применяются следующие методы организации занимающихся на уроке: 1) фронтальный метод характеризуется выполнением всем составом класса одного и того же задания независимо от форм построения учащихся (в колоннах, нескольких шеренгах, и Круг) этот метод широко используется во всех частях урока но преимущественно в подготовительной и заключительной. Однако нужно стремиться как можно больше использовать фронтальный метод в основной части. При этом обеспечивается высокая моторная плотность. Фронтальный метод успешно применяется при управлении однородной деят-ью занимающихся, не требующие страховки, например, при разучивании и совершенствовании техники высокого и низкого старта в беге на короткие дистанции, ряда простейших акробатических упражнений, кувырков, перекатов и другое)
Важным требованием является такое расположение занимающихся, чтобы они не мешали друг другу, все видели преподавателя, а он, в свою очередь, - учеников.
2. Групповой метод предусматривает одновременное выполнение в нескольких группах разных заданий преподавателя. Разделение занимающихся на группы и определение содержания заданий осуществляется с учетом пола, уровня подготовленности и других признаков(например, росто-весовые показателям на уроках баскетбола, борьбы). Этот метод используется преимущественно в средних и старших класса. Но его применение требует специальной подготовки помощников учителя из числа наиболее подготовленных учеников и их заблаговременного инструктирования
3.Индивидуальный метод .. учащимся предлагаются индивидуальные задания, которые выполняются самостоятельно. Индивидуальные задания предназначены для занимающихся, значительно от основного состава класса по своей подготовленности, особенностям и способностям, а иногда по состоянию здоровья. Широко применяется в спорт.играх и преимущественно в старших классах.
4. Круговой метод предусматривает последовательное выполнение занимающимися серии заданий ( упражнений) на специально подготовленных местах ("станциях"). На каждой "станции" выполняется 1 вид упражнений или двигательных действий. Их состав подбирается с расчётом на комплексное развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей организма. Весь круг проходят от 1 до 3 раз без интервала или с определённым интервалом отдыха между "станциями". Метод применяется в средних и старших классах.
Методические основы проведения урока фк. Для успешного решения задач в подготовительной части урока преподавателю необходимо:
-правильно выбирать место для показа упражнений;
-в нужном темпе и удобном для просмотра ракурсе показывать упражнения;
-кратко и точно называть показываемые упражнения;
-правильно, своевременно и достаточно громко подавать команды;
-помогать учащимся зеркальным показом осуществлять подсказки подсчеты;
- добиваться точного и синхронного выполнения упражнений;
- исправлять по ходу выполнения упражнений ошибки, допущенные учащимися.
Преподавателю необходимо так подобрать упражнения, чтобы они
-начинались из разных исходных положений;
-имели разную направленность кинематические и динамические характеристики;
-содержали в 1 цикле от 2 и 8 движений.
Билет 25
Анализ и самоанализ урока физической культуры. Схема и содержание анализа урока ФК. Значение аналитической деятельности учителя – не знаю.
Анализ – логический прием познаний, представляющий собою мысленное разложение явления или процесса на части, элементы, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных свойств и качеств.
Самоанализ – это сознательная и систематичная деятельность учителя, направленная на детальный разбор своих учебных занятий, для повышения качества фтз.воспитания школьников.
Схема пед.анализа состоит из 6 разделов, каждый из которых включает в себя важные составляющие урока ФК: 1) общие сведения;
2) организация урока;
3) проведение урока;
4) поведение учащихся;
5) деятельность учителя;
6) результаты урока.
В каждом разделе есть подпункты, которые содержат информацию о данном разделе урока. Так , например, в разделе «Общие сведения» находится информация о классе, дате проведения урока и информация о учителе; в разделе «Организация урока» - наличие конспекта, санитарно- гигиенические требования, внешний вид учащихся, своевременность начала и окончания урока, рациональное использование места, инвентаря, оборудования.
Раздел «Проведение урока» состоит из анализа, подготовительной части урока (все нормы и требования подготовительной части урока), анализ основной части урока (обучение упражнениям, развитие физ.качеств и т.д.), анализ заключительной части урока (подведение итог8ов)
Раздел «Поведение учащихся» включает в себя оценку учащихся, активность, заинтересованность и внимание, дисциплинированность и организованность при выполнении заданий учителя, отношение учащихся друг к другу.
Раздел «Деятельность учителя» состоит из : уровня уверенность и требовательности в процессе, педагогический такт, внешний вид, культура речи и показа, формирование потребности к занятиям ФК.
Раздел «Результаты урока» состоит из образовательной ценности урока, воспитания, оздоровительная ценность урока, положительный и отрицательные стороны деятельности учителя, оценка педагогических способностей учителя, вывод и пожелания.
АНАЛИЗ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
1. Общие сведения
· Дата
· Класс
· ФИО учителя
· Количество учащихся по списку_____ присутствовало на уроке____ занималось____
2. Организация урока
· Наличие конспекта
· Санитарно-гигиеническое состояние места занятий
· Внешний вид учащихся
· Своевременность начала и окончания урока
· Рациональное использование места, инвентаря, оборудования
3. Проведение урока
А) Анализ подготовительной части урока
· Оценка начала урока
· Объяснение и показ упражнений, место учителя
· Соответствие нагрузки возрасту и подготовленности занимающихся
· Содействие формированию правильной осанки, контролю за дыханием
· Продолжительность подготовительной части урока
· Педагогический эффект подготовительной части урока
Б) Анализ основной части урока
· Оптимальный выбор средств и методов решения основных педагогических задач
· Знание техники изучаемых упражнений
· Эффективность словесных и наглядных и практических методов обучения
· Исправление общих и индивидуальных ошибок (индивидуальный и дифференцированный подход)
· Обеспечение страховки и безопасности на уроке
· Воспитательная работа на уроке (содействие нравственному, эстетическому воспитанию)
· Воспитание физических качеств (эффективность подобранных упражнений, дозировка, соответствие возрасту и подготовленности)
· Характеристика нагрузки на уроке и её оценка (соответствие объема и интенсивности нагрузки возрастным особенностям занимающихся)
· Продолжительность основной части урока и её эффективность
В) Анализ заключительной части урока
· Эффективность упражнений заключительной части урока
· Подведение итогов урока, домашнее задание
· Продолжительность заключительной части урока и её эффективность
4. Поведение учащихся
· Активность, заинтересованность и внимание учащихся
· Дисциплинированность и организованность при выполнении заданий учителя
· Отношение учащихся друг к другу
5. Деятельность учителя.
· Уверенность и требовательность в процессе урока
· Педагогический такт, тон, умение управлять классом
· Внешний вид
· Культура речи и показа
· Формирование потребности к занятиям физическими упражнениями
6. Результаты урока.
· Образовательная ценность урока
· Воспитательная ценность урока
· Оздоровительная ценность урока
· Положительные и отрицательные стороны деятельности учителя
· Оценка педагогических способностей учителя
· Выводы и пожелания
Билет 26
Коррекционно-развивающая работа – система мер дифференцированного образования назначение своевременной помощи детям испытывающим трудности в обучении в школьной адаптации.
-в классы компенсированного обучения
-Классы коррекционно-развивающего обучения выравнивания
Задачи КРР
- повышение общего уровня развития
-развитие недостаточно сформирофанных умений и навыков
-коррекция имеющихся отклонений
Направления крр
-адаптация
-коррекция
-реабилитация
-компенсация
Коррекционно развивающая работа в физ воспитании –это совокупность педагогич условий и технологий предусматривающих профилактику своевременную диагностику коррекцию состояний риска и нарушений в развитии деей средствами фк.
Цель КРР в ФВ- охрана и укрепление физ и психич здоровья ребенка
Задачи КРР в ФВ
Образовательные
-Освоение двигательных умений и навыков необходимых для нормальной жизнедеятельности
-формиров системы элементарных знаний зож
Оздоровительные
-профиллактика заболеваний через расширение функциональных возможностей организма учащихся.
-гормоничное развитие фк и двигательных способностей
Коррекционная
Исправление недостатков физического и психического развития посредством коррекционных и специальных упр
Воспитательная
-Воспитание качеств личности
-формирв мотивации и интереса к занятиям фк
Направления КРРв ФВ
Диагностическое направление – учет и оценка состояния здоровья и физического развития детей
Лечебно-профилактическое направление – реализация мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей: ЛФК массаж, фитотерапия, закаливание.
Воспитательно-образовательное направление – образов в сфере фк: улучшение показателей фр и подготовленности, приобретение необходимого комплекса двигательных умений и навыуов воспитания правильного отношения к здоровью и к зож
Коррекционно-развивающее направление –использование специально направленных занятий обеспечивающих коррекцию недостатков развития двигательной сферы (специальные коррекционные упр, коррекционная ритмика.)
Билет 27
Коррекционно-развивающая работа (КРР) -система дифференцированного образования , назначение которой состоит в оказании своевременной помощи детям, испытывающим трудности в обучении и школьной адаптации
· классы компенсированного обучения ( здоровья,адаптации)
· классы КРО ( выравнивания)
Задачи КРР
· повышение общего уровня развития
· развитие недостаточно сформированных умений и навыков
· коррекция имеющих отклонений
Направления КРР
· адаптация - компенсация
· реабилитация - коррекция
КРР по физическому воспитанию – совокупность педагогических усилий к технологии, предусматривающих профилактику,своевременную диагностику, коррекцию состояний риска и нарушений в развитии детей средствами ФК
Цель КРР в Физ.Воспитании – охрана и укрепление физич. и психического здоровья ребенка
Задачи КРР
· Образовательные
-освоение двигательных умений,навыков,необходимых для нормальной жизнедеятельности
-формирование системы элементарных знаний о ЗОЖ
· Оздоровительные
-профилактика заболевания через расширение функциональных возможностей организма учащихся
-гармоничное развитие физических качеств и двигательных способностей
· Воспитательная
- воспитание положительных качеств личности
-формирование мотивации и интереса к занятиям ФК
· КОРРЕКЦИОННАЯ
-исправление недостатков физического и психического развития посредством коррекционных специальных упражнений
Направления КРР по Физ.Воспитанию
· диагностическое – учет и оценка состояний здоровья и физического развития детей
· лечебно-профилактического- реализация мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей. ЛФК массаж, фитотерапия,закаливание
· воспитательно-образовательное- образование в сфере ФК . улучшение показателей физ.развития и подготовленности, приобретение необходимого комплекса двигательных умений и навыков, воспитание правильного отношения к здоровья и здоровому образу жизни
· коррекционное- использование специально направленных занятий, обеспечивающих коррекцию недостатков развития двигательной сферы ( ритмика)
Основа КРР здоровьесберегающие технологии (ЗСТ)
ЗСТ- совокупность средств,методов,приемов,форм организации учебно-воспитательного процесса, направленных на воспитание культуры здоровья, развитие количественных и качественных показателей психофизического здоровья участников образовательной среды ( Смирнов)
Факторы ,определяющие содержание КРР по ФВ
· психофизическая нагрузка
· особенности индивидуального развития,показания и противопоказания к использованию средств ФК
· индивидуальная норма двигательной активности учащихся
· внешние условия проведения занятия
ФОРМЫ занятий по ФК
· Урок ФК
· ФОМ
· Внеклассные формы работы