Ф. Петито о диалоге цивилизаций
ФабиоПетито пишет о том, что в ученых кругах, занимающихся международными отношениями, а также в среде профессорско-преподавательского состава, специализирующегося в области различных общественных и гуманитарных наук, в наше время выработалось отношение к концепции «Диалог цивилизаций» как к полезной антитезе широко обсуждаемой и распространенной, концепции «Столкновение цивилизаций». Именно в это время идея Хантингтона о том, что в будущем конфликты будут происходить вдоль линий культурных столкновений цивилизаций, стала популярной научной темой. Теперь инициатива «Диалог цивилизаций» перешла в разряд «удобных» заголовков для многочисленных научных статей, критикующих теорию Хантингтона, или же отличных риторических находок, которые обязательно должны быть использованы в вводной, а лучше всего в заключительной, части такого рода статей для весьма нечеткой ссылки на некую неопределенную политическую необходимость, как нечто противоположное столкновению. Петито признает, что склонен согласиться с критическими замечаниями, выраженными в отношении идеи столкновения цивилизаций.
Петито пишет: «Сложившиеся к завершению «холодной войны» биполярные оппозиции, стратегически организованные вокруг сфер влияния и управляемые посредством общего языка реалистичной этики государственной мудрости, вызвали, кроме всего прочего, обширные дебаты по поводу будущего мировой политики и, что более важно для нашей дискуссии, обусловили необходимость в коренном пересмотре моральных устоев, на основе которых должна будет строиться новая модель международного сосуществования. В этом контексте неизбежным будет проявление реакции двух, противоположных настоящей, интеллектуальных точек зрения каждый раз, когда будет заходить речь об обустройстве мира после «холодной войны»: концепция «Конца истории» Френсиса Фукуямы и «Столкновения цивилизаций» СамуеляХантингтона»[11]. А третьим видом политической реакции на окончание «холодной войны» Ф. Петито считает «диалог цивилизаций». Автор подчеркивает, что данная концепция не была четко обозначена и вследствие этого наименее политизирована.
Раскрывая суть «Диалога цивилизаций» Ф. Петито пишет, что, прежде всего как общемировой политический дискурс «Диалог цивилизаций» был задуман и нацелен против концепций «Конца истории» и «Столкновения цивилизаций». Можно сказать, что «Диалог цивилизаций» разделяет наиболее важные аналитические предположения тезиса о «Столкновении цивилизаций», а по нормативности ближе к подходу, одобряемому положением о «Конце истории».
Более того, предположение о «Диалоге цивилизаций» было сформулировано в ответ на тезис о «Столкновении цивилизаций». Можно сказать, что первое придумано для предотвращения и уклонения от второго. Причина, которая объясняет, почему сторонники стратегии диалога приходят к отличным от хантингтоновских выводам, как считает Ф. Петито, кроется в различных взглядах на международную политику: где Хантингтон видит реалистическую систему политических взглядов, там стратегия диалога привержена более идеалистической системе, которая ближе к политическим представлениям, подразумеваемым положением о «конце истории». В первом случае борьба за власть воспринимается в качестве неизбежной необходимости международной политики, что обрекает ее на превращение в сферу постоянного возвращения и повторения тех же самых конфликтных ситуаций, которая может быть смягчена последовательной этикой управления государством, основанной на невмешательстве. Во втором случае как следствие обоих составляющих – идеалистической приверженности к политике как к пути поиска справедливости и либерального понимания политики как торжества диалога – международная политика воспринимается в качестве сферы, в которой прогресс, несмотря на всю сложность, тем не менее возможен.
Однако, это не означает, что «Диалог цивилизаций» может трактоваться как промежуточная теоретическая позиция между «Столкновением цивилизаций» и «Концом истории». В то время как первые две концепции разделяют прагматическую политическую приверженность западно-либеральному устройству мира, «Диалог цивилизаций» указывает и призывает к открытию вновь и пересмотру ключевых западно-либеральных предположений, на которых основывается нормативная структура современного международного сообщества.
Ф. Петито, сравнивая концепции, заключает, что «идея о «Диалоге цивилизаций» как довод в пользу моральной основы многокультурного и глобализированного мирового сообщества представляет собой единственную действенную нормативную альтернативу современной политической традиционности. Иными словами, рассматриваемый здесь вопрос является не больше и не меньше как будущей природой международных отношений в новым тысячелетии»[12].
Для Ф. Петито «Диалог цивилизаций» это, прежде всего, критика современного западно-либерального устройства мира не только потому, что данное положение противопоставляется западной политической гегемонии, но и потому, что оно призывает к новому обретению и обсуждению ключевых западно-либеральных концепций, на которых основывается нормативная структура современного международного сообщества.
И, наконец, Ф. Петито пишет о том, что в современных условиях международных отношений игнорирование поиска межцивилизационного диалога становится просто невозможным, что связано с событиями, произошедшими 11 сентября 2001 г. в США. Автор считает, что соответственно современным реалиям требуется приложить усилия в сторону построения многокультурного международного сообщества. А для этого, подчеркивает Ф. Петито, нужно всестороннее поддерживать политику диалога цивилизаций.
Диалог цивилизаций
Мировой общественный форум «Диалог цивилизаций» (также — Родосский форум) (англ. World Public Forum «Dialogue of Civilizations», греч. Παγκόσμιο Δημόσιο Φόρουμ «Διάλογος Πολιτισμών») — основанная в 2002 году международная неправительственная организация, занимающаяся проблемами межкультурного диалога и поиска путей для снижения напряжённости в мире. Объединяет учёных, интеллектуалов, действующих и отставных политиков, бизнесменов, деятелей искусства и культуры из многих стран мира с различным цивилизационным укладом[1].
Ежегодно осенью форум проводит международную конференцию в Греции, на острове Родос (вследствие чего возникло устойчивое неофициальное название Родосский форум). По оценке The Financial Times, на мероприятиях и в опубликованных материалах форума регулярно высказываются взгляды и позиции, лояльные к России, а значительную часть участников объединяет уверенность, что за многочисленные кризисы, связанные с международным терроризмом, массовой миграцией в Европе, исламским фундаментализмом, несут ответственность США и Евросоюз. На фоне утверждения нобелевского лауреата в области экономики Джозефа Стиглица о том, что навязанный США «неолиберальный консенсус» больше не существует, участники форума длительное время находятся в поисках новой объединяющей человечество идеи. В ряде конференций форума принимали участие действующие главы государств и правительств европейских стран[2][3].
1 июля 2016 года на базе и в качестве правопреемника фонда создан Иссле́довательский институ́т «Диало́г цивилиза́ций» (англ. Dialogue of Civilizations Research Institute gGmbH). В учредительных документах и уставе институт представлен как международная независимая негосударственная организация, занимающаяся изучением вопросов международных отношений, содействием повышению международной безопасности. Декларируемая цель деятельности института — выработка рекомендаций в сфере предотвращения развития конфликтов и снижения напряжённости в мире. Штаб-квартира Института расположена в Берлине, а в Москве работает офис представительства[4][5][6].
Содержание
[скрыть]
· 1История
· 2Исследовательский институт Диалог цивилизаций
· 3Структура
· 4Критика
· 5Ссылки
· 6Примечания
История[править | править вики-текст]
9 ноября 2001 года по предложению иранского лидера Мохаммада Хатами страны-члены ЮНЕСКО единогласно приняли «Всеобщую декларацию о культурном разнообразии ЮНЕСКО». Генеральная ассамблея ООН утвердила «Глобальную повестку дня для диалога между цивилизациями», в которой были закреплены принципы межкультурного диалога, которые всем рекомендовано отстаивать, и цели, которые надо достичь. Для реализации данной инициативы на практике был создан форум «Диалог цивилизаций». В 2002 году представителями общественности трёх стран, — России, Индии и Греции — была инициирована международная программа «Диалог цивилизаций». Непосредственно соучредителями форума «Диалог цивилизаций» стали индийский предприниматель и футуролог Джагдиш Капур (1920—2010), американский бизнесмен греческого происхождения Николас Ф. С. Папаниколау и Владимир Якунин[7][8][9].
Первая сессия форума состоялась в сентябре 2003 года на острове Родос в Греции. Она проходила в сложных международно-политических условиях, на фоне войны в Ираке, которая в ряде стран воспринималась как война между христианским и мусульманским миром. Участники пришли к выводу о том, взаимопонимание между представителями различных цивилизаций на планете оставляет желать лучшего. Была принята Родосская декларация «Диалог цивилизаций для человеческого порядка», где содержался призыв к продолжению разговора о судьбах человечества, выражалось стремление сделать такой общественный диалог весомым фактором международного сотрудничества. После принятия декларации стало формироваться сетевое сообщество сторонников диалога. С 2003 года Родосский форум собирается на конференцию ежегодно, эти конференции способствовали формированию международной сети экспертов[10].
В период с 2001 по 2016 год форум провёл более 100 семинаров, круглых столов и лекций, организовал более 30 региональных конференций в Европе, Азии и Северной и Южной Америке. Самым крупным ежегодным мероприятием является Международный общественный форум «Диалог цивилизаций» — Родосский форум. Заявленная цель форума — выработка экспертных решений для содействия снижению напряжённости в мире в форме исследований и экспертных оценок, предназначенных для правительств стран и руководителей, принимающих решения, экспертно-аналитического сообщества, бизнеса и средств массовой информации[11][12][13].
10 ноября 2008 года в венском дворце Хофбург под патронажем ЮНЕСКО и при участии австрийского канцлера Альфреда Гузенбауэра прошёл саммит МОФ «Диалог цивилизаций», представлявший встречу около 40 экспертов, политиков и общественных деятелей из разных стран. В центре внимания были проблемы социокультурного развития современного мира, роль России в многополярном мире, перспективы стратегического партнёрства между Евросоюзом и Россией. Участники обсудили проблемы, вызванные глобализацией, и в особенности, спровоцированные нарастающим мировым финансово-экономическим кризисом[14].
Родосская конференция 2016 года собрала около 300 аналитиков, бизнесменов и политиков. Среди участников были евроскептики, действующий президент ЧехииМилош Земан (выступал на конференциях форума не менее 9 раз) и экс-президент Вацлав Клаус, премьер-министры Словакии Роберт Фицо и Венгрии Виктор Орбан, бывший глава МВФ Доминик Стросс-Кан. В центре дискуссий были проблемы массовой миграции, исламского терроризма, усиления социального неравенства в мире[15][16].
В настоящее время в деятельности форума «Диалог цивилизаций» участвуют представители международных неправительственных организаций, мировых СМИ, научно-исследовательских центров Северной и Южной Америк, Европы и Азии.
Структура[править | править вики-текст]
Возглавляет форум «Диалог цивилизаций» Совет сопредседателей, в который входят президент, сооснователь МОФ Владимир Якунин (Россия), президент «Titan Capital Corporation» Николас Папаниколау (США/Греция) и Альфред Гузенбауэр, бывший федеральный канцлер Австрии. Президент основатель фонда «Kapur Surya» Джагдиш Капур (Индия) (1920—2010) был основателем и сопредседателем Форума. В наблюдательный совет исследовательского института входят бывший генеральный секретарь Совета Европы Вальтер Швиммер, профессор факультетов философии и политических наук в Университете Нотр-Дама Фред Даллмайер, президент Российской академии наук Владимир Фортов, бывший Президент Чехии Вацлав Клаус, профессор, директор Института экономических сравнительных исследований, директор отдела исследований России и Средней Азии Шанхайского института международных исследований Ли Синь (Китай) и другие[19][20][21][22].
Консультативным органом форума является Международный координационный комитет (МКК), включающий в свой состав представителей мировых общественных организаций-участниц форума. Возглавляет МКК Вальтер Швиммер.
Слева направо: ведущая, Всеволод Чаплин, переводчик, Мухаммад-Али Тасхири, Берл Лазар.
Родосский форум, 2006
Форум работает со многими общественными организациями и международными институтами в разных странах мира. Среди них — Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Организация Лиги арабских государств по вопросам образования, культуры и науки (АЛЕКСО), Азиатско-Европейский Фонд, Международная ассоциация межкультурного образования, Инициатива «Глобализация для всеобщего блага» и другие неправительственные организации, которые входят в сетевое сообщество МОФ «Диалог цивилизаций»[23].
Деятельность форума «Диалог цивилизаций» (Родосского форума) финансируется через зарегистрированный в Швейцарии фонд, значительную помощь которому оказывает бывший владелец инвестиционного банка Рубен Варданян, а также греческие фонды и другие спонсоры[24].