Ахейская Греция во II тыс. до н. э. Расселение греческих племен. Проблема историчности Троянской войны. Последствия дорийского нашествия

Ахейцы или ахеяне, наряду с эолийцами, ионийцами и дорийцами являлись одним из основных древнегреческих племён, при этом наиболее древним. Предки ахейцев изначально обитали в районе Придунайской низменности или даже в степях Северного Причерноморья, откуда они мигрировали на территорию Греции.К концу среднеэлладского периода стал ощущаться культурный подъем в развитии цивилизации материковой Греции, наблюдается значительный рост населения, связанный с успехами сельского хозяйства, возникают первые государственные образования, происходит процесс классообразования, проявляющийся в выделении прослойки знати. Выросло количество как мелких населённых пунктов, так и крупных городов. Пока еще достаточно примитивные государственные образования формируются в Микенах, Тиринфе, Охромене, Пилосе. На первых порах испытывая значительное влияние более передовой критской (минойской) цивилизации, тем не менее культура ахейской Греции возникает уже на местной, собственно греческой почве, хотя и не без влияния догреческого населения Балканского полуострова. Настоящими ее творцами были греки-ахейцы.Период в истории Греции между XVI и XI вв. до н. э. принято называть микенской эпохой, по названию крупнейшего экономического и политического центра континентальной Греции – Микен, расположенных в Арголиде.Как и на Крите, в Микенах и других очагах ахейской культуры центром административной власти, организации экономики, торговли и обмена, ремесленного производства, накопления и распределения материальных ресурсов, идеологической жизни и обороны были монументальные дворцовые комплексы, напоминающие по своей планировке и обустройству дворцовые сооружения минойской цивилизации. Дворцовое хозяйство было основой экономической структуры ахейского общества. Оно контролировало не только ремесленное производство, осуществляющееся преимущественно на территории дворцового комплекса, но и все виды хозяйственной деятельности, в том числе и на сельской территории. Непосредственные производители находились под контролем бюрократического аппарата ахейских владык.Однако, в отличие от неукрепленных критских дворцов, сооружения ахейских владык представляли собой цитадели, идеально защищенные, возведенные на неприступных горных возвышенностях и окруженные мощными оборонительными стенами. В ахейской Греции каждый дворец был центром небольшого государственного образования, жители которого были вынуждены постоянно заботиться об обороне, так как между ахейскими владыками постоянно возникали конфликты..Расселение греческих племен. Микенские и Ахейские государства.

Хронология крито-микенского периода. Историю критской и микенской цивилизаций сложно объединить в одно целое. Материковая Греция во II тыс. до Р. Х. испытывала сильное влияние со стороны более развитой в духовном и интеллектуальном отношениях критской цивилизации, после гибели которой многое восприняла из ее наследия.История Крита делится на минойские периоды по имени легендарного царя Миноса, правившего на этом острове, а история микенского общества – на элладские по имени мифического родоначальника греков Эллина.

1) Раннеминойский (XXX–XXIII вв. до Р. Х.) = раннеэлладский (XXX–XXI).

2) Среднеминойский (XXII–XVIII) = среднеэлладский (XX–XVII).

3) Позднеминойский (XVII–XII) = позднеэлладский (XVI–XII).

Раннеэлладский период (XXX–XXI). На территории материковой Греции обитало население, именовавшееся пеласгами. Скорее всего, по этническому составу оно было не индоевропейским, а догреческим.

В конце этого периода в некоторых прибрежных областях возникают укрепленные поселения.На рубеже III–II тысячелетий в Грецию заселяют пришельцы (примерно с XXI–XX вв. до Р. Х.). С севера, из Придунайских низменностей или из Фессалии, приходят племена, впоследствии названныеахейскими. Пришедшие племена, частью уничтожившие пеласгов, а частью их ассимилировавшие, определенно были греками и непосредственными предшественниками греческого этноса I тысячелетия. Не исключено, что ассимиляция шла постепенно, без резкой экспансии, когда ахейцы постепенно проникали в Грецию.

2 Сред­неэлладский период (XX–XVII). В XVII–XVI вв. до Р. Х. был открыт особый сплав серебра и золота, называемый электром. Обнаружены вещи, изготовленные с помощью токарного станка, который, правда, не был обнаружен археологами.

Наиболее крупными земледельческими поселками становятся Микены и Тиринф, расположенные на Пелопоннесском полуострове в Арголиде. Географические условия – разделенность на мелкие долины – способствовали долгому сохранению независимости различных областей, где существовали отдельные роды, которые не объединялись в отличие от Крита в единое государство.3)Поз­дне­элладский период (XVI–XII). К этому периоду формально относятся события знаменитой Троянской войны (1240–1230) и приключения хитроумного царя Итаки Одиссея, описанные в поэмах «Илиада» и «Одиссея» слепого греческого поэта Гомера. Однако в целом гомеровский эпос отражает более позднюю эпоху «темных веков».В Балканской Греции окончательно оформляется ряд независимых и враждебных по отношению друг к другу государств. Тиринф, Микены, Аргос, в отличие от критских дворцов, были сильно укреплены из расчета на долгую военную осаду, поскольку они постоянно вели междоусобные войны.В этот период разворачивается активная территориальная экспансия ахейцев, предварившая будущую великую колонизацию. Близость к морю обеспечивала активные внешние связи: идет заселение опустевшего Крита, ряда Кикладских островов.

Гибель микенской цивилизации. В конце XII–XI вв. в Грецию, возможно, происходит военное вторжение с севера (из Южной Иллирии) дорийских племен. С их приходом связано падение ахейских царств и разрушение новых дворцов.

С другой стороны, причиной гибели микенского общества могли стать гражданские войны между городами-цитаделями и их духовное истощение, потому что Ахейская Греция исчерпала свой внутренний потенциал. Греция погрузилась в эпоху «темных веков».

Греческие племена и их диалекты. На границе II–I тысячелетий до Р. Х. происходит переселение дорийцев. Дальнейшее расселение греков можно определить по размещению основных греческих племен со своими языковыми диалектами: дорийцев, ионийцев, ахейцев и эолийцев.Дорийцы – северо-западные племена – расселялись в основном на территории Пелопоннеса: придя с севера, они осели на юге полуострова, – это основатели будущей Спарты, покорившие местное население и большую часть Крита.Ионийцы по преданию первыми переселились в Балканскую Грецию, но после вторжения дорийцев часть из них освоила другие земли – центр Эгейского архипелага и острова к западу от Малой АзииМестные жители Средней Греции, Аттики – ахейцы. Они были оттеснены сюда пришедшими дорийцами.Последний, четвертый диалект – эолийский. Его носители жили в северо-западной части Малой Азии и на острове Лесбос (Эолиде).Греческий народ, самоопределившийся к началу I тысячелетия до Р. Х., оформлялся в течение длительного времени из смешения множества племен.Последствия дорийского нашествия

Оставшееся на Юге Балканского полуострова ахейское, ионийское и эолийское население либо поддержало власть дорийцев, слившись с ними, либо влачило рабское существование, исполняя волю своих «диких» единородцев.Греки Микенской цивилизации начали восстанавливать свою культуру только в VIII веке до н. э., через 300 лет после вторжения дорийцев. Столица дорийцев Спарта еще долгое время сопротивлялась нововведениям, ставя во главу угла военное дело. Только в период греко-персидских войн, в V веке до н. э., спартанский царь Леонид осознано стал на защиту единого «греческого мира». В течение одного поколения после этого спартанцы стали изменять одному за одним своим воинственным правилам.После поражения в битве с войском города Фивы, воины Спарты, бежавшие с поля боя, должны были принять смерть. Спартанцы не изменяли своим законам 700 лет, но, Царь Агесилай заявил «Пусть законы крепко спят». Тысячи воинов остались живы, но отказ от «закона» был символичен и показателен.Смягчив свое отношение к миру, спартанцы – потомки грозных дорийцев стали возделывать землю и стремиться к знаниям, распространенным в греческом мире. (Потомки древних спартанцев по сей день сохраняют грозный нрав. В период турецкого ига ни один турок не смог ступить на землю области Мани, находящейся неподалеку от современной Спарты).В истории греков Балканского полуострова после греко-персидских войн начался новый период. Особого расцвета достигли Афины. Греческие математики, философы, историки, писатели и поэты начали стекаться в новый центр греческого мира. Достижения греков Малой Азии XII – V вв. до н. э., базировавшиеся на достижениях Крито-Минойской и Крито-Микенской цивилизаций стали основой для нового витка в общей истории греков.

28. Греция XI - IX вв. до н. э. ‘‘Илиада’’ Гомера как исторический источник

В последние века II тысячелетия до н.э. в Восточном Средиземноморье происходили крупные передвижения племён. В результате этих передвижений пали ранние рабовладельческие общества Греции, рухнула держава хеттов, вторжению подверглись Сирия, Финикия и даже Египет. Одним из таких передвижений было уже упоминавшееся ранее переселение дорийцев. По своим масштабам оно значительно уступало передвижениям племён в Малой Азии (походы «народов моря») и охватило только территорию южной части Балканского полуострова, но значение его для истории Греции было очень велико. В течение трёх последующих столетий материковая Греция была почти полностью изолирована от стран древнего Востока. Прекратилось строительство крупных сооружений типа дворцов, нет сведений о крупных хозяйствах, подобных засвидетельствованным документами микенского времени. Очевидно, ранее возникшие отдельные рабовладельческие общества были уничтожены окружающими племенами, жившими ещё в условиях первобытно-общинного строя. Но при этом пришельцы немало восприняли от покорённого ими населения, что в конечном счёте способствовало переходу уже всех эллинских племён к рабовладельческому строю.Вплоть до начала нашего столетия единственным источником сведений об этом периоде в истории Греции были древние греческие предания и отрывочные сообщения значительно более поздних греческих писателей. Только в последнее десятилетие благодаря постепенному накоплению большого количества археологических данных создалась возможность более точно характеризовать развитие отдельных областей Эгейского бассейна в этот период. Однако наравне с археологическими данными важным источником для этого периода остаются гомеровские поэмы—«Илиада» и «Одиссея», содержание которых связано с преданием о войне ахейцев с Троей, возникшей будто бы из-за похищения Елены, царицы Спарты, троянским царевичем Парисом.Личность автора «Илиады» и «Одиссеи» вызывала большие споры ещё в древности. Несмотря на то, что никто из древнегреческих историков не сомневался в существовании Гомера, уже тогда шли споры не только о времени его жизни, но даже о месте рождения. Семь городов приписывали себе честь быть родиной первого и величайшего древнегреческого поэта. Время жизни Гомера датировалось по-разному — от XI до начала VIII в. до н. э. Большинство историков древности всё же полагало, что Гомер был уроженцем одного из греческих городов Эгейского побережья Малой Азии и жил примерно в середине IX в. до н. э.На протяжении последних полутора столетий так называемый гомеровский вопрос был предметом изучения многих сотен специалистов; литература по этому вопросу охватывает тысячи названий. Исследовался язык гомеровских поэм, их композиция, анализировались чуть ли не каждая строчка и каждое слово в поэмах, указывались кажущиеся и действительные противоречия, наконец, данные поэм сравнивались с эпосом других народов и с археологическими памятниками микенского и последующего времени.В результате всех этих исследований установлено, что как в «Илиаде», так и в «Одиссее» имеется ряд напластований самых различных времён, начиная с домикенского и кончая по крайней мере IX в. до н. э. Притом эти напластования переплетаются между собой самым причудливым образом. Так, например, оказалось, что гекзаметр —стихотворный размер, которым написаны поэмы,—возможно, даже догреческого происхождения, а языком эпоса является ионийский диалект греческого языка с примесью эолийского диалекта. Могущество микенского царя Агамемнона и сама Троянская война должны быть отнесены к XIII—XII вв. до н. э. (к концу позднеэлладского периода). Зато, например, упоминание об использовании железа и картина общественных отношений в эпосе отражают условия жизни эллинских племён начала I тысячелетия до н. э. Кроме того, доказано, что вплоть до середины VI в. до н. э. в текст поэм вносились довольно многочисленные вставки отдельными певцами, желавшими примениться к настроениям своей аудитории.Несомненно также и то, что в основу поэм лёг так называемый «троянский цикл» народных сказаний, который перерабатывался многими поколениями сказителей ещё до того, как отдельные эпизоды этого цикла послужили основой для составления гомеровских поэм (вероятно, конец IX, возможно — начало VIII в. до н. э.). Наконец, установлено, что «Одиссея» была составлена несколькими десятилетиями позже «Илиады».В сочетании с гомеровским эпосом и отрывочными сообщениями позднейших греческих авторов археологические данные позволяют установить основные веха истории Эллады того времени.Греческое общество начала I тысячелетия далеко ушло от примитивного экономического и социального равенства первобытно-общинного строя. Размах торговли, как говорилось раньше, был ещё невелик. Однако процесс имущественного расслоения ускорялся постоянными войнами. Война, пиратство и просто грабёж не только содействовали накоплению материальных ценностей в руках верхушки общества, но и доставляли ей даровую рабочую силу — рабов. Эксплуатация рабов знатью, дававшая большое количество прибавочного продукта, ускоряла процесс имущественного расслоения. Рабы, поскольку можно судить по скудным данным эпоса, находились во владении только знати; в её же руках была основная масса скота. Только земля продолжала оставаться собственностью общины, хотя и она уже в значительной степени стала поступать в частное владение.Однако процесс накопления средств производства в руках знати не привёл ещё к сколько-нибудь значительной экспроприации широких масс свободного населения. Общественные условия того времени характеризуются лишь зарождением и складыванием классовых различий. В применении к греческому обществу этого периода можно говорить только о наличии отдельных социальных групп, лишь постепенно превращавшихся в классы.Одну из таких общественных групп составляли басилеи. Этим термином в эпосе обозначались не только племенные царьки, но и знать вообще. 12 таких басилеев, при этом «скиптродержавных», было в городе феаков, упоминаемом в «Одиссее». Царь феаков Алкиной созывает басилеев, чтобы выслушать рассказ о приключениях Одиссея. Экономической основой мощи басилеев являлись владение лучшими, «отрезанными» от общинных земель угодьями и собственность на громадные стада крупного и мелкого скота, на десятки добытых на войне рабов. Земли басилеев обозначались названием теменос, от глагола, имевшего значение «резать». Родовая знать в последующие столетия переросла в крупных рабовладельцев и землевладельцев.

Основная масса свободных земледельцев владела небольшими земельными участками — клерами (буквально «жребиями») и небольшим количеством скота и, повидимому, обходилась без применения рабского труда. В эпосе очень мало данных о положении свободных земледельцев, хотя применение терминов «многоклерный» и «бесклерный» свидетельствует о начавшемся экономическом расслоении среди свободных земледельцев. По общественному положению близко к земледельцам.стояли ремесленники, певцы, лекари, прорицатели, объединяемые общим названием — демиурги. Они, очевидно, не входили в состав общины и не имели земельных наделов.Важно отметить, что гомеровские поэмы уже описывают определённую группу свободных людей, лишённых каких-либо средств производства и не входящих в состав общины. Это бесправные—метанасты (повидимому, переселенцы на пустующие земли), батраки—феты, наконец довольно часто упоминаемые, особенно в «Одиссее»,— нищие. К последним поэт относится с нескрываемым презрением. Наличие большой группы лично свободных людей, не членов общины, также свидетельствует о разложении первобытно-общинного строя.

Наши рекомендации