Заимствования из фольклора и авторских фэнтези-миров

Жаргон Магии включает в себя большое количество слов, заимствованных из фэнтези-миров, например, миров Толкина. Даже те номинации, которые не имеют аналогов в других фэнтези-мирах, подчиняются законам ономастики, применимым для них, заимствуя способ номинации. Ономастикон Магии достаточно обширен и формирует целый пласт жаргона.

Ономастика (от греческого onoma — «имя») — раздел языковедения, изучающий имена собственные: названия людей, животных, мифических существ, племен и народов, стран, рек, гор, людских поселений. Часть О., посвященная изучению географических названий, обычно выделяется под названием топонимики [Горкин, 2006, с.126].

Говоря о заимствовании лексики из фэнтези-миров в жаргоне Магии, мы разделяем заимствования на две группы: заимствования собственно лексики и заимствования способов, приемов и методов номинации.

В группу собственно заимствованной лексики входят такие понятия, как:

a) Типы существ.

Несмотря на наличие определенной новизны в номинации существ в Магии, большая часть из них присуща мирам фэнтези в целом, например:

An elf (plural: elves) – a type of supernatural being in Germanic mythology and folklore. Reconstructing the early concept of an elf depends almost entirely on texts in Old English or relating to Norse mythology. Later evidence for elves appears in diverse sources such as medical texts, prayers, ballads, and folktales [URL: http://www.sf-encyclopedia.com/].

A goblin – a legendary evil or mischievous grotesque dwarf-like daemon or monster that appeared in European stories and accounts during the Middle Ages [URL: http://www.sf-encyclopedia.com/].

An orc – a fictional humanoid creature that is part of a fantasy race akin to goblins. While the overall concept of orcs draws on a variety of pre-existing mythology, the main conception of the creatures stems from the fantasy writings of J. R. R. Tolkien, in particular The Lord of the Rings [URL: http://www.sf-encyclopedia.com/].

An ogre – a being usually depicted as a large, hideous, manlike monster that eats human beings. Ogres frequently feature in mythology, folklore, and fiction throughout the world. They appear in many classic works of literature, and are most often described in fairy tales and folklore as eating babies [URL: http://www.sf-encyclopedia.com/]

A werewolf – a person who changes for periods of time into a wolf, typically when there is a full moon [URL: http://www.sf-encyclopedia.com/].

An angel – a supernatural being or spirit found in various religions and mythologies. In Abrahamic religions and Zoroastrianism, angels are often depicted as benevolent celestial beings who act as intermediaries between god or Heaven and Earth, or as guardian spirits or a guiding influence. [URL: http://www.sf-encyclopedia.com/]

A demon – a supernatural, often malevolent being prevalent in religion, occultism, literature, fiction, mythology and folklore [URL: http://www.sf-encyclopedia.com/].

A dragon – a legendary creature, typically with serpentine or reptilian traits, that features in the myths of many cultures. There are two distinct cultural traditions of dragons: the European dragon, derived from European folk traditions and ultimately related to Greek and Middle Eastern mythologies, and the Chinese dragon, with counterparts in Japan (namely the Japanese dragon), Korea and other East Asian countries [URL: http://www.sf-encyclopedia.com/]

An elemental – a mythic being described in occult and alchemical works from around the time of the European Renaissance and particularly elaborated in the 16th century works of Paracelsus [URL: http://www.sf-encyclopedia.com/].

A fairy – a type of mythical being or legendary creature in European folklore, a form of spirit, often described as metaphysical, supernatural or preternatural [URL: http://www.sf-encyclopedia.com/].

A zombie – a supernatural power through which a corpse supposedly is brought to a state of trancelike animation and made to obey the commands of the person exercising the power [URL: http://www.sf-encyclopedia.com/].

б) Термины, означающие типы карт.

Каждая карта Магии имеет свой тип, согласно которому она подчиняется определенным правилам и выполняет игровые действия. Некоторые типы были заимствованы из общефэнтезийного ономастикона, например:

An artifact – in fantasy, any object that has magical powers so powerful that it cannot be duplicated or destroyed by ordinary means [URL: http://www.merriam-webster.com/].

An enchantment – a magic spell or the practice of casting magic spells [URL: http://www.merriam-webster.com/].

An aura – in fantasy, an invisible emanation or field of energy believed to radiate from a person or object [URL: http://www.merriam-webster.com/].

b) Реальные имена героев других фэнтези-миров.

Крайне редко в ономастиконе Магии появляются имена героев других фэнтези-миров, например, «Koth, the Hammer» отсылает нас к миру «Star Wars», аллюзией на который является имя «Koth» [URL: http://www.starwars.com/].

Онимы Магии, построенные по принципам, заимствованным из ономастиконом фэнтези-миров, делятся на три группы,

Первую группу составляют онимы, взятые из реального именника: а) антропонимы как часть номинации, включающей в себя сочетание имя+прозвище: «Jace, the Mindsculptor», «Adjani Vengeant» [URL: http://babynames.net/].

Вторую, более многочисленную группу составляют вымышленные имена и названия, в которую входят:

а) онимы, построенные по типовым языковым моделям и имеющие семантически обнаженную внутреннюю форму в естественных языках – например «Sword of Light and Shadow», «Lightning Bolt», «Sphere of Negation», «Armory Knight».

в) внемодельные, целиком вымышленные имена и названия, не имеющие семантической мотивировки, а только фонетическую экспрессию даже в искусственных языках: «Сhandra Nalaar», «Niv-Mizzet», «Narcomoeba», «Phyrexia», «Naya», «Esper», «Yawgmoth». «Gideon Jura», «Borborygmos» [URL: http://gatherer.wizards.com/].

Как и в "реальных" ономастиконах, при образовании вымышленных имен и названий в жаргоне Магии используется несколько способов:

1. Грамматическая онимизация – процесс образования имени с помощью какого-либо изменения морфемного состава (аффиксация, плюрализация, сингуляризация, сложение, сращение, гибридизация) или синтаксическим путем (образование имен-словосочетаний, имен, фраз) [Подольская, 1988, с. 92] с помощью:

- сложения основ: «Planeswalke»r – от «plane»+«walker»; «Mutavault» - «mutation»+«vault» , «Rubblehulk».

- образования имен-словосочетаний: «Ulamog, the Infinite Gyre», «Kiki-Jiki, Mirror Breaker», «Sarkhan the Dragonspeaker», «Liliana of the Veil», «Avacyn, Angel of Hope».

Имена-словосочетания в свою очередь имеют особую классификацию по принципу построения словосочетания [Подольская, 1988, с. 105].

А) Имя собственное + указание на качество, преимущественно с употреблением артикля «the»

Anafenza the Foremost

Arcanis the Omnipotent

Balthor the Stout

Bladewing the Risen

Crovax the Cursed

Daghatar the Adamant

Hythonia the Cruel

Б) Имя собственное + указание на «род деятельности», чаще всего сопровождающимся определением.

Asmira, Holy Avenger

Atalya, Samite Master

Atarka, World Render

Aurelia, the Warleader

Basandra, Battle Seraph

Circu, Dimir Lobotomist

Derevi, Empyrial Tactician

Elesh Norn, Grand Cenobite

В) Имя собственное + указание на вид карты («расу») с дополнением. Вид карты означает преимущественно высокое положение персонажа (God, Lord, King, etc).

Avacyn, Angel of Hope

Athreos, God of Passage

Brigid, Hero of Kinsbaile

Brimaz, King of Oreskos

Darien, King of Kjeldor

Eladamri, Lord of Leaves

Ephara, God of the Polis

Г) Имя собственное + прозвище. Принципиальное отличие данной схемы от остальных – метафоризация «прозвища».

Baru, Fist of Krosa

Emrakul, the Aeons Torn

Gisela, Blade of Goldnight

Grimgrin, Corpse-Born

Higure, the Still Wind

Д) Определение + имя собственное.

Bounteous Kirin

Dragonlord Atarka

Dragonlord Dromoka

Experiment Kraj

Ghoulcaller Gisa

Heartless Hidetsugu

Е) Имя + указание на происхождение.

Daxos of Meletis

Feldon of the Third Path

Hivis of the Scale

Jhoira of the Ghitu

Ж) Имя + «Фамилия», оба онима внемодельные и целиком вымышленные.

Emmara Tandris

Chandra Nalaar

Gideon Jura

Gaddock Teeg

Hazezon Tamar

Jedit Ojanen

2. Семантическая онимизация. При семантической онимизации образование речевой единицы происходит без каких-либо изменений формы производящего слова. Н.В. Подольская отмечает, что семантическая онимизация может быть нескольких разновидностей: простая, метафорическая и метонимическая [Подольская, 1988, с. 105]. В жаргоне Магии представлена преимущественно метафорическая онимизация – перенос имени с одного объекта на другой при действительном или предполагаемом сходстве этих объектов.

Семантическая онимизация применяется чаще всего при номинации мгновенных заклинаний, аур и чар. Принципом номинации является сходство действия, производимого картой, и семантического наполнения онима.

«Abolish» – Destroy target artifact or enchantment.

«Absorb» – Counter target spell. You gain 3 life.

«Accelerate» – Target creature gains haste until end of turn.

«Battle Cry» – Untap all white creatures you control. Any creature that blocks this turn gets +0/+1 until end of turn.

«Burden of Greed» – Target player loses 1 life for each tapped artifact he or she controls.

«Colossal Might» – Target creature gets +4/+2 and gains trample until end of turn.

3. Гибридизация – образование имени из лексических или морфологических элементов двух или более языков [Подольская, 1988, с. 115].

«Ulvenwald Bear», где «ulven» в переводе с датского означает «волк», а «wald» в переводе с немецкого означает «лес» - серия карт, посвященная оборотням.

Наши рекомендации