Понятие об античном мире и особенностей восприятия древних греков.
Обратите внимание на то, что понятие «античность» (от.лат.- древний) стали употреблять в эпоху Возрождения для характеристики древней культуры греков и римлян, населявших территории Средиземноморья и Причерноморья, острова Ионического и Эгейского морей.
Слова «Греция» и «греки» - латинского происхождения. Сами греки называли себя «эллинами», а свою страну – «Элладой».
В развитие культуры Греции можно выделить несколько периодов:
-минойская культура (конец ΙΙΙ тыс. до н.э. – 12 век до н.э.)- время господства греков-ахейцев, Эгейской цивилизации;
-гомеровский период (12 в. до н.э. – 8 в. до н.э.) – «темные века», связанные с культурным упадком, последовавшим за гибелью Эгейской цивилизации;
- период архаики (8 в. до н.э. - 5 в до н.э.) – это время становления этнического самосознания греков на основе единства языка, религиозных верований м схожего образа жизни;
- классический период ( 5 – 4 вв. до н.э.) – время расцвета древнегреческой культуры. В этот период сложилась рабовладельческая демократия, а греческие города объединяются в два политических союза, один из которых возглавляли Афины, а другой – Спарта. В эпоху классики достигают наивысшего расцвета философия, наука, литературы, театр, ведущие виды искусства – монументальная живопись, скульптура, музыка, складывается система образования. Феномен классической (образцовой) эпохи нередко называют «греческим чудом».
- период эллинизма ( конец 4-го в. до н.э. – 1 в.до н.э) - период распространения греческой культуры на покоренные восточные цивилизации. Начало этой эпохи было ознаменовано завоеваниями Александра Македонского. В конце эллинистического периода Греции теряет независимость и становится частью Римской республики.
В древнегреческой религии выделяют два периода:
- доолимпийский, для которого черты тотемизма, культа мертвых, древнегреческих героев, как Геракл;
- олимпийский, где складывается пантеон богов, обитающий на горе Олимп.
В отличие от других Древних культур, античная культура по своему характеру космологична. Существование Космоса (гр.- порядок, Вселенная) греки объясняли рациональными, отличными от сугубо религиозных, причинами. Античные греки стремятся создать позитивные знания о Вселенной на основе закона. Космос для греков является воплощением мирового порядка, а также воплощением гармонии, меры, а, следовательно, и красоты. Проблемы устройства Космоса занимают особое место в греческой философии. Зарождается наука о природе – натурфилософия. Натурфилософия стояла у истоков греческой и будущей европейской культуры.
Грекам, более других народов Древнего мира свойственен антропоморфизм и антропоцентризм.
В понимании античного грека упорядоченность Космоса соизмерима идеальной красоте человека, как внешней, так и внутренней. Идеалом в Древней Гречи был человек, достигший калокагатии– эстетической гармонии телесного и духовного начал.
Античный идеал калокагатии неразрывно связан с состязательным принципом. Состязание, игра, борьба (гр.- агон) – важнейшая черта античной культуры. Агонистичность(состязательность) была органически присуща всем сферам жизнедеятельности: спортивной, интеллектуальной, музыкальной поэтической (Олимпийские игры, Истмийские игры, Пифийские игры, Немейские игры).
В интеллектуальном агоне заложены основы диалектики, суть которой заключалась в умении отстаивать свои убеждения. Этот принцип лежал и в основе ораторского искусства и науки риторики.
Для древних греков важно было достичь не только состояния внутренней гармонии, но и свободы. Граждане Эллады свободу отождествляли с самодостаточностью – автаркией.
10. Культурологические особенности художественной культуры Древней Греции.
Обращаясь к характеристике художественной культуры Древней Греции, важно заметить, что для древних греков было важно соразмерять меру во всем, стремиться к всеобщей гармонии. Мера, гармония и красота – эти категории являются универсальными для понимания сущности античной культуры, особенно искусства.
Такой подход в искусстве особенно ярко проявился эпоху классики. Именно в период классики формируются «образцы» в различных видах искусства, и оно отражает антропоцентрическое мировоззрение древних греков.
В архитектуреформируется ордерная система – строго определенное соотношение, пропорции между несомыми и несущими частями здания – колоннами и перекрытием.
Особенность греческих архитектурных ордеров представляет собой еще одно воплощение антропологической идеи, так как пропорции архитектурных сооружений соответствовали идеальным телесным формам человека. Складываются основные архитектурные ордера:
- дорический ордер, отличающийся простотой и мужественностью, строгой капителью (верхом колонны). В этом проявляется мужское начало. Неслучайно поэтому дорические колонны иногда заменяются мужскими фигурами - куросами или атлантами;
-ионический ордер, которому свойственны легкость и стройность. Капитель украшена волютами (завитками). Колонны этого ордера иногда заменяются женскими фигурами – кариатидами;
-коринфский ордер отличается особой изысканностью. Капитель украшена букетом листьев декоративного растения.
Антропоцентрическое мировоззрение древних греков проявляется и в том, что ведущим видом искусства в Древней Греции становится пластика. Греческая скульптура коренным образом отличается от древних цивилизаций, в которых скульптура была сакрализованна. Именно в Греции появляется обнаженная «натура» и греки восхищаются телесностью как проявлению красоты. Скульптурные произведения соотносятся с идеальными пропорциями человеческого тела. В эпоху классики был широко известен ваятель Поликлет. Именно он написал трактат «Канон», в котором он описал идеальные пропорции человеческого тела.
В Греции в эпоху классики формируются образцы основных театральных жанров: трагедии (гр. – песнь козлов) и комедии (гр.- песнь свободных поселян). Несмотря на то, что театральное искусство выросло из Дионисийских мистерий, в эпоху классики театр в Греции стал рупором государственной политики, главным наставником и воспитателем граждан. Антропоцентрическое мировоззрение древних греков проявляется и в том, что целью посещения театра становится достижения эффекта катарсиса(очищения). Его сущность заключается в проявлении духовности через сострадания героям трагедии и сопричастности к высшим идеалам общества.