Голос души, идущий из сердца

(Важность сердечного восприятия, чувства и ощущения сердца)

Взрослым: в данной беседе голос сердца и голос души часто звучат как синонимы, но при желании можно провести отличие: голос сердца – это лишь приглушенный отзвук голоса души, воспринимае­мый подсознательно и неопределенно в виде чувств и ощущений. Развитое восприятие голоса сердца – есть преддверие сознательного и вполне опреде­ленного восприятия голоса души, которое наблю­дается у духовно развитых людей.

†° Голос души, идущий из сердца.

Люди всегда с особым интересом относились к че­ловеческому сердцу. Многие считают, что в серд­це находится человеческая душа, которая долго жи­вет, много чего знает и может помогать человеку своими знаниями. Незаметный, тихий и необыч­ный голос души, который чувствует человек, люди издавна называли голосом сердца. Поэтому чувс­тва и подсказки, идущие от сердца очень важны в жизни...

†° Нравственность и голос души.

У души есть особая память, она запоминает не мыс­ли человека, а его чувства, переживания и ощуще­ния. У каждого человека душа растет и усиливает­ся, запоминая все его красивые и добрые чувства и желания, и уменьшается от плохих чувств, настро­ений и желаний. Чем больше хорошего, доброго делает человек, тем лучше и чаще он начинает чув­ствовать голос своей души, идущий из сердца.

á Когда во время добрых чувств и красивых по­ступков вы ощущаете особую внутреннюю сердеч­ную радость, это значит, ваша душа растет.

†° Проявления голоса сердца и трудность его понимания.

Услышать подсказки, идущие от сердца, нелегко. Ум умеет говорить мыслями громко, и его легко

услышать каждому, а вот душа из сердца не гово­рит словами. Она лишь осторожно подсказывает без слов, дает чуточку понять, почувствовать и ощутить. Чувства опасности, вины, тоски, любви, мужества, радости, правоты и многие другие за­рождаются в сердце и только потом, если их заме­тят, быстро переходят в голову и начинают обду­мываться умом.

á Вы всегда знаете и чувствуете сердцем, что хо­рошо, а что плохо, но объяснить этого словами и умом не можете. Даже тогда, когда рядом совсем нет взрослых и никто не успел вам ничего объяс­нить, вы все равно чувствуете, правильно ли вы по­ступили, или неправильно. Все эти знания (чувство правоты или вины) вам тихонько подсказывает ваше сердце.

†° Эгоизм и производные от него качества ославляют интуицию, сердечное распознавание и чутье.

Эгоизм заглушает голос души. Чем больше чело­век любит себя, чем больше он живет для себя, тем слабее он слышит голос души, идущий из сердца.

Вывод: важный, но тихий голос души, идущий из сердца, может ощущаться, если человек вниматель­но прислушивается к своему сердцу.

Дорога сердца

Между двумя соседними странами находилось царство высоких и таинствен­ных гор. Вроде бы не так уж и далеко было от одной страны до другой, но, чтобы лю­дям добраться до соседней страны, нуж­но было целый месяц объезжать горы по очень длинной дороге. Но была и другая дорога, короткая, но более опасная, ко­торой люди дали странное название – До­рога сердца. Если поедет человек по этой дороге, то на следующий день уже в со­седней стране может оказаться.

Но не всякий человек решался по­ехать по короткой Дороге сердца. Мно­гие, кто уходил по этой дороге в царство гор, больше никогда не возвращались. Люди говорили, что эта дорога очень опасна для тех, кто не привык слушать и чувствовать голос своего сердца. Ведь на пути в горном царстве им могут встре­титься коварные и опасные саламандры – духи гор. Они живут в некоторых пещерах, в глубоких расщелинах скал, под землей и могут принимать облик любого человека или животного. Зорко, не смы­кая глаз, саламандры охраняют свое цар­ство и свой покой и делают все, чтобы непрошеные гости никогда не вернулись из царства гор.

И вот однажды юноше по имени Нур нужно было срочно возвращаться в свою родную страну, он достал очень редкое и нужное лекарство для своего тяжело больного отца и теперь спешил поскорее вернуться домой. Его любовь к отцу была сильнее, чем страх за свою жизнь, и сер­дце ему подсказало, что он должен воз­вращаться домой коротким путем – До­рогой сердца, чтобы успеть помочь боль­ному отцу. Почувствовав веление своего сердца, Нур так и сделал и поспешил домой короткой дорогой.

Целых полдня шел Нур короткой до­рогой. Вокруг было тихо и спокойно, пели птицы, стрекотали кузнечики и ласково светило солнце. И вдруг на полушаге, почувствовав сердцем что–то нехорошее, он остановился. Он стал оглядываться по сторонам, но ничего опасного вокруг себя не заметил и только впереди, недалеко от дороги, разглядел черную дыру пеще­ры. И вдруг от страха его сердце бешено заколотилось в груди. Казалось, из тем­ноты внутри пещеры кто–то невидимый не сводит с него глаз. Только решил Нур обойти стороной эту страшную пещеру, как вдруг из нее раздались чьи-то крики о помощи. Хотел было помочь Нур, но тут вспомнил первое нехорошее ощущение своего сердца и понял, что это какая-то западня или ловушка. И как только он об этом подумал, в пещере крики прекра­тились, внутри что-то загрохотало, пеще­ра затряслась, а ее вход завалило кам­нями. Вздохнул Нур с облегчением, поблагодарил свое сердце за спасение от верной гибели и зашагал дальше.

Вскоре зашел он в красивый лес, ко­торый рос на склоне горы, и совсем забыл о пещере и об опасности. По сторонам любуется, песни напевает себе, лишь одно плохо – ноги очень устали. Только он подумал о том, чтобы где-нибудь при­сесть и отдохнуть, как увидел вдалеке на дороге большой гладкий камень. Нур по­дошел к камню и захотел было уже при­сесть на него, как вдруг опять сердце что-то недоброе почуяло и заволновалось, и застучало ни с того ни сего. Снова стал оглядываться Нур, но ничего не заметил, и только одно показалось ему странным, что камень посреди дороги лежит, а до­рога прямо под ним проходит. "Не зря мне сердце дало понять, что здесь что-то не так. Неспроста этот камень посре­ди дороги лежит". Тут к камню подлете­ла ворона. Только она села на камень, как вдруг он с грохотом вместе с вороной под землю провалился, а земля над ним тут же сомкнулась. Опять поблагодарил Нур свое сердце за то, что дало почувство­вать опасность, и дальше пошел.

Через некоторое время подошел он к большому толстому дереву, от которого дорога расходилась в разные стороны. Остановился и задумался: по какой же дороге ему идти дальше, по левой или по правой. А в это время откуда-то сверху тихий детский плач послышался. Поднял он глаза и увидел высоко в стволе дере­ва большое черное дупло, из которого плач раздавался. Почувствовал Нур сер­дцем, что нельзя ему мимо чьей-то беды пройти, и залез на дерево. Заглянул он вовнутрь дупла и увидел в полутьме пла­чущего не то зверька, не то человечка с большими глазами.

– Кто ты? – спросил его Нур, – и по­чему здесь в дупле плачешь?

– Я маленькая саламандра, – ответи­ло маленькое существо из дупла. – Меня мои родители, горные духи, всегда, ког­да наказывают, в дупло сажают, а потом и забывают. А мне одной страшно из тем­ноты на свет выходить. Тут саламандра перестала говорить и еще больше рас­плакалась.

– Ну ничего, не плачь, – сказал Нур и стал ласково поглаживать маленькую са­ламандру.

Понравились саламандре ласки чело­века и стала во все пушистое превра­щаться: то котенком пушистым станет, то бельчонком, а то и вовсе лисьим хвос­том, лишь бы ее человек подольше гла­дил. Успокоил Нур маленькую саламанд­ру. Чтобы ей не было страшно на солн­це, он спустился с нею вниз на землю, а сам задумался и приуныл:

– По какой же теперь дороге мне идти, – думал он.

Почему-то не нравились его сердцу ни та, ни другая дорога. Угадала малень­кая саламандра мысли человека и гово­рит ему:

– Налево пойдешь, в гиблое место по­падешь, направо пойдешь, возврата не найдешь. Иди–ка ты лучше, человек, по этой тропинке между дорогами, по кото­рой редко кто из людей хаживал.

Увидел Нур еле приметную тропинку и почувствовал сердцем, что саламанд­ра его не обманывает, не хитрит, а прав­ду говорит. Поблагодарил Нур маленькую саламандру, попрощался с нею и заша­гал по узкой горной тропе.

Оказалось, что на тяжелой горной тропинке Нура совсем никто не ждал. Не догадались духи гор, что человек вместо обычной удобной дороги выберет труд­ную и малохоженую горную тропу. Гор­ные духи – саламандры стерегли лишь обе дороги. Знали они, что люди любят легкой дорогой идти, поэтому все свои колдовские хитрые ловушки они лишь на дорогах расставили.

Благополучно дошел юноша до дома, помог отцу, а когда отец выздоровел, то рассказал ему о коротком пути сердца.

[?] – Почему люди назвали короткую и опасную до­рогу Дорогой сердца? (Только умение прислушиваться к голосу сердца могло провести по этой дороге).

– Почему не все люди решались ехать по дороге сер­дца? (Многие плохо чувствуют голос сердца)

– Правильно ли поступал Нур, прислушиваясь к ощущениям своего сердца?

– Голос сердца говорит словами или подсказывает чувствами и ощущениями?

– Почему ни один из горных духов не поджидал юношу возле тропинки? (Знали духи, что люди выби­рают для себя легкое, а трудное не любят)

СОВЕСТЬ – УЧИТЕЛЬ ЧЕЛОВЕКА

(Совесть и ее воздействие на человека)

Совесть – это один из способов, которым душа учит человека поступать правильно; это идущее из сердца сильное воздействие души на человека (крик души).

†° Совесть – мощный голос сердца в защиту другого и сила, разрушающая эгоизм. Угрызения совести.

Если человек, сделав что-то плохое, начинает себя винить и ругать, раскаивается и жалеет, что посту­пил неправильно и некрасиво, то говорят, что у че­ловека (в сердце) проснулась и заговорила совесть, что у него есть совесть. Когда у человека есть со­весть, он не только понимает, что поступил непра­вильно и некрасиво, но, самое главное, он перестает любить себя, умеет строго себя поругать и готов не только извинениями, но и добрыми делами уменьшить (загладить) свою вину и чувство сты­да. Чем хуже поступок, тем сильнее человек слы­шит из сердца голос совести (крик души). Когда человек ненавидит себя и мучается из-за своего ужасного поступка, говорят, что человек испыты­вает угрызения совести, его мучает совесть.

†° Что значит поступать по совести? Когда совесть бывает чиста?

Поступать по совести – поступать красиво и чест­но (справедливо), как подсказывает вам сердце. Поступать так, чтобы потом не пришлось стыди­ться своих действий, винить себя и жалеть о слу­чившемся

á Мама устала, плохо себя почувствовала и легла поспать. А вы в это время помыли посуду, сами покушали и навели в комнате порядок и старались, чтобы было тихо. Вас еще никто не похвалил, а у вас внутри чувство радости, вы довольны собой и своими делами, потому что вас в этот момент ра­дует совесть. Люди тогда говорят: у вас чиста со­весть перед уставшей мамой, вы поступили краси­во, по совести.

†° Бессовестность и потеря совести.

Человек, не умеющий слышать голос сердца, силь­но любящий только самого себя и не думающий о других, почти не знает, что такое совесть. Бессове­стный человек, поступая плохо, не чувствует сво­ей вины (не стыдится, не страдает) и никогда не жалеет о том, что поступил плохо по отношению к другому.

á Витя знал, что мама заболела и хочет поспать. Но он продолжал играть и шуметь. Он устроил бес­порядок в квартире и решил, чтобы разбросанные вещи и игрушки убирала мама. Вскоре ему захоте­лось чего-нибудь сладкого и он стал громко звать маму, чтобы она встала и помыла ему яблоко. А когда мама встала, он стал сердито кричать, что она повалила на полу двух его солдатиков. Он уви­дел, что у матери на глазах слезы, и вдруг засмеял­ся, потому что по телевизору как раз был смешной момент из мультфильма. Мать, помыв сыну ябло­ко, со слезами легла, Витя даже забыл спросить, почему мать плакала. Он грыз свое яблоко, смот­рел телевизор и временами громко смеялся.

Угрызения совести

Иногда Вадик от родителей мог ус­лышать не совсем понятные выражения: «где твоя совесть», «бессовестный», «ты со­всем совесть потерял». Вадик точно не знал, что такое совесть, но знал, что ког­да ее теряешь, то сразу что-то нехоро­шее случается и родители сердиться на­чинают. Решил он спросить у своей ба­бушки, где совесть находится, и что надо делать, чтобы ее не потерять. Улыбнулась бабушка, Вадику на сердце пальцем по­казала и говорит:

– Вот здесь она у тебя и у каждого человека находится.

– Так раз она здесь, в сердце, то как же ее потерять-то можно? – удивился Вадик.

– Совесть – это способ, которым ду­ша, находящаяся в сердце, учит челове­ка исправляться и поступать красиво. А когда человек часто поступает без души и бессердечно и не думает исправлять­ся, то говорят, что он потерял свою со­весть.

– А что, без совести нельзя обойтись людям? – спросил Вадик.

– Трудно без нее обойтись. Совесть помогает человеку увидеть совершённое зло и помогает вовремя исправиться и стать лучше. А бессовестный человек да­же не замечает зла и безобразия. Он мед­ленно становится все хуже и хуже, пото­му что не испытывает угрызений совести после плохих поступков.

– Так что, она еще и кусаться может?

– Нет, кусаться совесть не может.

– А как же она тогда будет мучить и грызть человека? – спросил Вадик.

– Трудно тебе объяснить, – сказала бабушка. – Но когда-нибудь ты сам все поймешь.

После этого разговора прошло целых два года, и Вадик о нем почти совсем забыл. Вспомнил он о бабушкиных сло­вах лишь тогда, когда в его жизни прои­зошла одна печальная история.

Однажды Вадик услышал за окном громкое щебетание какой-то птицы. Не­сколько раз он выглядывал в окно и ни­кого не замечал, пока вдруг не увидел ла­сточку. Оказалось, доверчивая ласточка решила жить рядом с людьми и слепила свое гнездо прямо над окном Вадика. Це­лыми днями она то улетала, то возвра­щалась к своему гнезду, принося в клю­ве еду для птенцов. Вадик мог подолгу смотреть на маленькую трудолюбивую соседку, а ласточка, видя его в окне, со­всем не боялась подлетать близко. В кон­це концов ему сильно захотелось подержать в руках птицу и погладить ее, и вско­ре ему в голову пришла одна идея:

– А что если мне ее поймать, – поду­мал Вадик. – Что тут плохого, немного подержу ее в руках, полюбуюсь, а потом опять на волю отпущу. И он тут же сбегал во двор за длинной веткой.

Нацепив на ветку прозрачный пакет, Вадик приоткрыл окно, просунул в него руку со своим самодельным сачком и стал ловить ласточку. Долго у него ниче­го не получалось. Как он ни старался, ласточка все равно ловко облетала его сачок. Она хорошо видела опасность, но улететь не могла и спешила к гнезду, что­бы накормить своих птенцов. Через не­которое время Вадик стал нервничать и сердиться, потому что поймать ласточку ему все никак не удавалось. Теперь, ког­да ласточка подлетала к гнезду, он от зло­сти все быстрее размахивал веткой.

И вдруг Вадик воскликнул от радос­ти. Ему наконец-таки повезло. Ласточка попала под удар ветки и упала в траву возле дома. Тут же стремглав выбежав во двор, Вадик подобрал ее и довольный вернулся домой.

Он ею любовался, гладил пальцем го­лову и трогал ее клюв. Но долго радова­ться ему не пришлось. Когда он хотел было ее выпустить в открытое окно, лас­точка не полетела. Услышав голоса зову­щих ее птенцов, она лишь беспомощно взмахнула одним крылом, вывалилась из рук и от боли стала громко пищать.

Только теперь Вадик понял, что про­изошло. Ему стало очень жаль ласточку, и на глазах появились слезы. Чувство вины обожгло его сердце, и в голове воз­никла ненависть к себе. Казалось, он ни­когда не сможет простить себе такого жестокого, бесчеловечного поступка.

Его желание исполнилось, ласточка была в его руках, а он ненавидел себя и

отдал бы свою лучшую игрушку, лишь бы вернуть время назад. Вадим шепотом сквозь слезы просил у ласточки проще­ния и готов был сделать для нее все что угодно, лишь бы она простила его.

– Зачем я тебя ударил? – шептал он.

– Ты доверяла людям, решила жить ря­дом со мной, а я тебя за это веткой. Про­сти меня, я не хотел.

Ласточка все время поглядывала на гнездо, она слышала писк своих голод­ных детей, но ничем не могла помочь. Вадик ругал себя разными словами и го­тов был даже бить себя, если бы это по­могло ласточке и ее птенцам.

– За что! За что я ее так, – думал он.

– Что же теперь делать, что теперь будет с птенцами?

Он накрошил перед ласточкой на по­доконник хлеб, но она его не стала есть, а лишь смотрела через стекло на свое гнездо.

Никто Вадика не ругал и не наказы­вал, но тягостное чувство собственной ви­ны, идущее откуда-то изнутри, не дава­ло успокоиться и никак не проходило. С мокрыми от слез глазами, шмыгая носом, он начал искать в книге о птицах, чем питаются ласточки. Оказалось, что лас­точки питались мухами и комарами. Ва­дик долго ловил мух и комаров и прино­сил их ласточке. Половину он оставлял ей, а другую половину с помощью длин­ной палки и привязанной к ней ложки переправлял в гнездо. Но птенцы не мог­ли сами клевать еду, и на следующий день в гнезде стало совсем тихо. Ласточ­ка отказывалась есть. Она поняла, что произошло, и уже не смотрела на гнез­до. Она лежала в коробке на подоконни­ке и старалась не шевелить своим поло­манным крылом. На следующее утро ла­сточка уже не двигалась...

Этот случай с ласточкой запомнился Вадику на всю жизнь. Он так и не смог до конца простить себя. Раньше он мечтал служить в армии и любил играть в войну и солдатиков, а теперь он больше всех во дворе заботился о бездомных живот­ных. Он уже точно знал, что, когда выра­стет, обязательно станет ветеринаром и будет лечить больных зверей и птиц.

[?] – Может ли душа с помощью совести научить добру и исправить человека?

– Вадик был хорошим человеком или плохим? (Вся­кое может случиться, но только хороший старается ис­правиться и стать лучше).

– Что такое угрызения совести? (Сильное чувство вины и раскаяния за совершенное зло).

– Вам нравится, когда человек перестает любить себя и начинает думать и заботиться о других? Что помога­ет думать о других, а не о себе? (Совесть).

Наши рекомендации